Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для 9 класса составлена на основе: — программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной. М: Генезис 2014 г. Элективный курс «Психология и выбор профессии» рассчитан для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (34 учебных недели, 1 час в неделю), что соответствует объёму часов учебной нагрузки, определённому учебным планом и уставом образовательного учреждения.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
программа предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной. М: Генезис 2014 г;рабочая тетрадь учащегося «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной. М: Генезис 2014 г;
В соответствии с Концепцией модернизации российского обра­зования на старшей ступени общеобразовательного школы предус­матривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализи­рованной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обу­чения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребнос­тей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т.п. Профильная ори­ентация призвана способствовать принятию школьниками осознан­ного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созда­нию условий для повышения готовности подростков к социаль­но-профессиональному самоопределению.Программа «Психология и выбор профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обу­чения и в соответствии с обязательным минимумом содержания ос­новных образовательных программ. В программе изложены совре­менные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материа­лы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.
В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и деятельности, контрольные задания. Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу один модуль — одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем це­лей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и ак­тивности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.
Основная идея курса: профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практи­чески все потребности, от низших до высших (самоуважение, само­актуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждени­ями и ценностями. Основная цель — формирование психологической го­товности подростка к профессиональной карьере.
Цель программы — сформи­ровать у учащихся реалистичный взгляд на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда.
Основные задачи курса: формирование адекватного пред­ставления учащихся о своем профессиональном потенциале на ос­нове самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и спосо­бами получения профессии.
^
Учащиеся должны знать: правила и основные ошибки в выборе профессии; значение профессионального самоопределения; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие о мотивах и ценностях профессионального труда; понятие о психологических возможностях личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях.
Учащиеся должны уметь:выявлять свои способности и профессиональные интересы и соотносить их с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план, формулы профессий; определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда, определять типы и подтипы профессий.
^ Достижения обучающихся 9 класса при проведении занятий элективного курса «Психология и выбор профессии» не оцениваются отметкой. Для оценивания достижений обучающихся при проведении элективного курса «Психология и выбор профессии» действует система «зачёт-незачёт» Курс считается зачтённым, если учащийся посетил не менее 80 % занятий по этому курсу. В случае продолжительного отсутствия учащегося по причине болезни предусматривается система самостоятельного изучения и последующей сдачи пропущенного материала.
^
по программе «Психология и выбор профессии»
Учебная неделя
Тема
Кол-во часов
1 четверть.
Что я знаю о своих возможностях
8
1
Самооценка и уровень притязаний.
1
2
Темперамент и профессия. Определение темперамента.
1
3
Чувства и эмоции. Тест эмоций.Истоки негативных эмоций
1
4
Стресс и тревожность
1
5
Определение типа мышления.
1
6
Внимание и память.
1
7
Уровень внутренней свободы
1
8
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях».
1
2 четверть.
Что я знаю о профессиях.
8
9
Классификации профессий. Признаки профессии.
1
10
Определение типа будущей профессии
1
11
Профессия, специальность, должность. Формула про­фессии.
1
12
Интересы и склонности в выборе профессии.
1
13
Определение профессионального типа личности.
1
14
Профессионально важные качества
1
15
Профессия и здоровье.
1
16
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».
1
3 четверть.
Способности и профессиональная пригодность.
8
17
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.
1
18
Способности к интеллектуальным видам деятельности.
1
19
Способности к профессиям социального типа.
1
20
Способности к офисным видам деятельности.
1
21
Способности к предпринимательской деятельности.
1
22
Артистические способности
1
23
Уровни профессиональной пригодности.
1
24
Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность».
1
4 четверть.
Планирование профессиональной карьеры.
10
25
Мотивы и потребности.
1
26
Ошибки в выборе профессии.
1
27
Современный рынок труда.
1
28
Пути получения профессии.
1
29
Навыки самопрезентации.
1
30
Стратегия выбора профессии.
1
31
Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры».
1
32-34
Защита проекта «Моя будущая профессия».
3
^
1 четверть. Что я знаю о своих возможностях — 8ч.
Урок 1. Самооценка и уровень притязаний – 1ч.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по выбору профессий. Составление личного профессионального плана и защита проекта «Моя будущая профессия» как итог работы. Самопрезентация, самооценка в профессиональной деятельности. Формула самооценки, уровень притязаний, успех.
^ . Самооценка индивидуальных качеств по методикам «Кто Я?», «Какой Я?».
Урок 2. Темперамент и профессия. Определение темперамента- 1ч.
Темперамент и свойства нервной системы. Стабильность — чувствительность, интроверсия — экстраверсия. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности проявления в профессиональной деятельности.
^ Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Модификация личностного опросника Г. Айзенка «Определение темперамента».
^
Чувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности. Способы выражения. Регуляция эмоционального состояния.
^ Самоанализ эмоциональных состояний.
Диагностические процедуры. Модификация теста Басса-Дарки «Тест эмоций».
Урок 4. Стресс и тревожность- 1ч.
Тревожность. Эустресс и дистресс. Реакция на стресс. Связь с темпераментом, личностными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием.
^ Анализ качеств характера, провоцирующих конфликты, препятствующих возникновению конфликтов.
Диагностические процедуры. Методика «Определение уровня тревожности». Тест «Оценка школьных ситуаций».
^
Мышление как средство познания. Продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество. Ведущий тип мышления как индивидуальный способ преобразования информации. Типы мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное. Тип мышления и успешность в определенных видах профессиональной деятельности. Креативность.
^ Анализ основных характеристик мышления. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Определение ведущего типа мышления».
^
Общее представление о внимании и памяти. Основные свойства внимания: устойчивость, объем, переключаемость, распределение, концентрация. Основные функции памяти. Слуховая, зрительная, моторная, эмоциональная, логическая память. Условия развития внимания и памяти. Роль в профессиональной деятельности.
^ Упражнения «Двойной счет», «Муха». Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры: Методика «Воспроизведение рядов цифр», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».
^
Уровень внутренней свободы как субъективное ощущение человека. Влияние на отношение к событиям своей жизни и принятие решений. Зависимость от внешних от обстоятельств, мнения окружающих, средств массовой информации.
^ Анализ ситуаций.
Диагностические процедуры: методика «Уровень внутренней свободы».
Урок 8. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях» — 1ч.
Психологический портрет и психологические особенности. Соответствие представлениям о себе.
^ Самоанализ по результатам тестов «Мой психологический портрет», работа с психологическим кроссвордом.
2 четверть. Что я знаю о профессиях — 8ч.
Урок 9. Классификации профессий. Признаки профессии-1ч.
Четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова. Предмет, цели, средства, условия труда. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа» «человек — знаковая система» «человек-художественный образ».
^ Упражнения «По горячим следам», «Назови профессию». Работа со «словарем профессий».
Урок 10. Определение типа будущей профессии — 1ч.
Характеристика профессий по признакам профессиональной деятельности.
^ Игры «Аукцион», «По горячим следам». Работа со словарем профессий.
Диагностические процедуры. Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии».
^
Виды трудовой деятельности. Отличия профессии от других видов трудовой деятельности. Профессия, специальность, должность. Формула профессий. Понятие о профессиограмме.
^ Упражнения «Найди профессии», «По горячим следам». Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Модификация методики Н.С. Пряжникова «Формула профессии».
^
Склонности, желания, интересы личности. Содержание, глубина, длительность интересов. Формирование интересов и склонностей. Связь интересов с особенностями темперамента.
^ Анализ возможных направлений профессиональной деятельности.
Диагностические процедуры. Модификация методики А. Голомштока «Карта интересов».
^ Связь между психологическим типом человека и его профессией. Типы личности (по Дж. Голланду): реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический. Приспособленность различных типов к профессиональным областям.
^ Анализ профессионального типа личности. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Модификация методики Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности».
^
Качества личности, необходимые для успешности профессиональной деятельности. Требования профессии к человеку. Черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области.
^ Анализ профессиональных типов личности и черт характера, особенностей мышления, свойств нервной системы. Игра «Профессионально важные качества».
^
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Требования к здоровью человека. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Условия и режим труда.
^ Анализ медицинских ограничений профессиональной пригодности. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Мое здоровье» (опросник «Вегетативная лабильность»).
^
Модель будущей профессии. Самоанализ.
Практическая работа. Анализ профессий, соответствующих интересам и склонностям, состоянию здоровья. Работа с психологическим кроссвордом.
3 четверть. Способности и профессиональная пригодность- 8ч.
Урок 17. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. — 1ч.Задатки, общие и специальные способности. Условия развития способностей. Способности к практическим видам деятельности: к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, формированию двигательных навыков.
^ Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Определение технических способностей» (фрагмент Теста механической понятливости Бенета).
^
Уровень общего умственного развития как условие успешной профессиональной деятельности. Условия развития интеллектуальной активности.
^ Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Тест умственного развития» (Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г. Резапкиной).
^
Личностные особенности человека, обеспечивающие успешность профессий социального типа: эмоциональная устойчивость, умение общаться, тип темперамента, поведение в конфликтных ситуациях. Взаимодействие в профессиях социального типа. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
^ Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт». Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
^ Методика «Особенности поведения в конфликтных ситуациях».
Урок 20. Способности к офисным видам деятельности — 1ч.
Интеллектуальные и личностные особенности, определяющие успешность профессиональной деятельности людей, относящихся к офисному типу. Профессионально важные качества: аккуратность, потребность систематизировать и классифицировать информацию.
^ Работа со словарем профессий. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт». Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
^ Методика «Интеллектуальная лабильность» (авторская модификация).
Урок 21. Способности к предпринимательской деятельности — 1ч.
Профессионально важные качества руководителя и предпринимателя: интеллект, общительность, ответственность, организаторские способности, настойчивость.
^ Анализ профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, степени развития этих качеств. Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
^ Методика «Стратегия разрешения конфликтных ситуаций».
Урок 22. Эстетические способности — 1ч.
Специальные способности: артистические, литературные, музыкальные, способности к изобразительному искусству. Функциональная асимметрия.
^ Анализ принадлежности к «мыслителям» или «художникам», определение активности и доминирования правого или левого полушария. Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».
^ Методика «Мыслитель или художник».
Урок 23. Уровни профессиональной пригодности — 1ч.
Степени профессиональной пригодности человека: профессиональная непригодность к конкретной профессии, профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий, соответствие конкретной профессиональной деятельности, призвание. Призвание — высший уровень профессиональной пригодности. Истоки отношения человека к труду. Классификация типов личности Э. Фромма: рецептивный, эксплуататорский, стяжательский, рыночный, творческий.
^ Анализ продуктивности типов личности (по Э. Фромму).
Урок 24. Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность — 1ч.
Степень сформированности способностей к практической работе, к интеллектуальной работе, к профессиям социального типа, к офисной работе, к предпринимательству, эстетических способностей.
^ Самоанализ «Мои способности», работа с психологическим кроссвордом.
4 четверть. Планирование профессиональной карьеры – 10 ч.
Урок 25. Мотивы и потребности — 1ч.
Мотивы трудовой деятельности. Уровень профессионализма, мотивация, система ценностей человека. Мотивация как важнейшее условие профессиональной самореализации личности. Пирамида человеческих потребностей Маслоу.
^ Анализ профессиональной и внепрофессиональной мотивации, анализ жизненно важных ценностей.
Диагностические процедуры. Методика Головахи «Определение мотивации».
^
Основные ошибки в выборе профессии: выбор из соображений «престижа», выбор профессии «за компанию», отождествление интереса к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией, влияние других лиц. Причины ошибок в выборе профессии.
^ Анализ возможных причин ошибок выбора профессии, анализ достоинств и недостатков профессий, работа со словарем профессий, игра «Оптимисты» и «Скептики».
^
Рынок труда как система социально-экономических взаимоотношений. Закон спроса и предложения. Трудовое соглашение или контракт. Заработная плата и квалификация специалиста, уровень профессиональной подготовки, опыт работы, личностные и профессионально важные качества человека.
^ Анализ современного рынка труда и потребности в специалистах, анализ «мышеловок» (вариантов заманчивых предложений), работа со «словарем профессий».
^
Способы получения профессии. Среднее специальное образование. Система высшего профессионального образования. Очная и заочная форма обучения, дистанционная форма обучения, экстернат. «Горизонтальная» и «вертикальная» карьера.
^ Анализ направлений и специальностей (работа с «Матрицей профессионального выбора»). Работа со «словарем профессий».
Урок 29. Навыки самопрезентации — 1ч.
Самопрезентация. Структура «Образа – Я» как система представлений о себе: знание о себе, оценка себя, умение управлять собой. Внутреннее состояние человека и его внешние проявления. Внешний вид, грамотная речь.
^ Упражнения «Личное пространство», «Работа над ошибками», «Резюме», «Анкета кандидата на должность».
Урок 30. Стратегия выбора профессии — 1ч.
Правильный выбор профессии: «хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности, ресурсы личности; «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Целеполагание в профессиональной деятельности. Условия достижения целей.
^ Анализ профессионального будущего, составление личного профессионального плана. Упражнение «Машина времени».
Урок 31. Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры» — 1 ч.
Обобщение и анализ полученной информации для планирования профессиональной карьеры. Достоинства и недостатки, возможности и препятствия в профессиональной карьере.
^ Упражнение «За» и «Против», анализ сильных и слабых качеств личности.
Урок 32-34. Защита проекта «Моя будущая профессия» — 3ч.
Конкурс творческих работ на тему «Моя будущая профессия». В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии, о рынке труда и образовательных услуг), намечен и обоснован личный профессиональный план. Конкурс может проходить в форме устных выступлений (защита проекта) с участием оппонентов и членов жюри из числа родителей, одноклассников, учителей.
^
1. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. /Г.В.Резапкина. – М.: Генезис, 2014; 2. Резапкина Галина. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося; 3. «Кем быть?»секреты выбора профессии. Книга с которой начинается карьера. Автор Д.Парнов.-М.:Книжный мир. 2014. – 256с.5. Комплект «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В.Резапкиной: Анкета самоопределения. Матрица выбора профессии. Опросник профессиональных склонностей. Определение профессионального типа личности. Тест интеллектуального потенциала.
Интернет-ресурсы
Страница сайта http://metodkabi.net.ru/index.php?id=glavn#ur
презентации к курсу Г.Резапкиной «Психология и выбор профессии».

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для 9 класса составлена на основе: — программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной. М: Генезис 2014 г. Элективный курс «Психология и выбор профессии» рассчитан для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (34 учебных недели, 1 час в неделю), что соответствует объёму часов учебной нагрузки, определённому учебным планом и уставом образовательного учреждения.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

программа предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной. М: Генезис 2014 г;рабочая тетрадь учащегося «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной. М: Генезис 2014 г;

В соответствии с Концепцией модернизации российского обра­зования на старшей ступени общеобразовательного школы предус­матривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализи­рованной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обу­чения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребнос­тей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т.п. Профильная ори­ентация призвана способствовать принятию школьниками осознан­ного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созда­нию условий для повышения готовности подростков к социаль­но-профессиональному самоопределению.Программа «Психология и выбор профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обу­чения и в соответствии с обязательным минимумом содержания ос­новных образовательных программ. В программе изложены совре­менные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материа­лы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.

В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и деятельности, контрольные задания. Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу один модуль — одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем це­лей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и ак­тивности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.

Основная идея курса: профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практи­чески все потребности, от низших до высших (самоуважение, само­актуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждени­ями и ценностями. Основная цель — формирование психологической го­товности подростка к профессиональной карьере.

Цель программы — сформи­ровать у учащихся реалистичный взгляд на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда.

Основные задачи курса: формирование адекватного пред­ставления учащихся о своем профессиональном потенциале на ос­нове самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и спосо­бами получения профессии.

^

Учащиеся должны знать: правила и основные ошибки в выборе профессии; значение профессионального самоопределения; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие о мотивах и ценностях профессионального труда; понятие о психологических возможностях личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях.

    Учащиеся должны уметь:выявлять свои способности и профессиональные интересы и соотносить их с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план, формулы профессий; определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда, определять типы и подтипы профессий.

^ Достижения обучающихся 9 класса при проведении занятий элективного курса «Психология и выбор профессии» не оцениваются отметкой. Для оценивания достижений обучающихся при проведении элективного курса «Психология и выбор профессии» действует система «зачёт-незачёт» Курс считается зачтённым, если учащийся посетил не менее 80 % занятий по этому курсу. В случае продолжительного отсутствия учащегося по причине болезни предусматривается система самостоятельного изучения и последующей сдачи пропущенного материала.

^

по программе «Психология и выбор профессии»

Учебная неделя Тема Кол-во часов
1 четверть.

Что я знаю о своих возможностях

8
1 Самооценка и уровень притязаний. 1
2 Темперамент и профессия. Определение темперамента. 1
3 Чувства и эмоции. Тест эмоций.Истоки негативных эмоций 1
4 Стресс и тревожность 1
5 Определение типа мышления. 1
6 Внимание и память. 1
7 Уровень внутренней свободы 1
8 Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях». 1
2 четверть.

Что я знаю о профессиях.

8
9 Классификации профессий. Признаки профессии. 1
10 Определение типа будущей профессии 1
11 Профессия, специальность, должность. Формула про­фессии. 1
12 Интересы и склонности в выборе профессии. 1
13 Определение профессионального типа личности. 1
14 Профессионально важные качества 1
15 Профессия и здоровье. 1
16 Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях». 1
3 четверть.

Способности и профессиональная пригодность.

8
17 Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. 1
18 Способности к интеллектуальным видам деятельности. 1
19 Способности к профессиям социального типа. 1
20 Способности к офисным видам деятельности. 1
21 Способности к предпринимательской деятельности. 1
22 Артистические способности 1
23 Уровни профессиональной пригодности. 1
24 Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность». 1
4 четверть.

Планирование профессиональной карьеры.

10
25 Мотивы и потребности. 1
26 Ошибки в выборе профессии. 1
27 Современный рынок труда. 1
28 Пути получения профессии. 1
29 Навыки самопрезентации. 1
30 Стратегия выбора профессии. 1
31 Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры». 1
32-34 Защита проекта «Моя будущая профессия». 3

^

1 четверть. Что я знаю о своих возможностях — 8ч.

Урок 1. Самооценка и уровень притязаний – 1ч.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по выбору профессий. Составление личного профессионального плана и защита проекта «Моя будущая профессия» как итог работы. Самопрезентация, самооценка в профессиональной деятельности. Формула самооценки, уровень притязаний, успех.

^ . Самооценка индивидуальных качеств по методикам «Кто Я?», «Какой Я?».

Урок 2. Темперамент и профессия. Определение темперамента- 1ч.

Темперамент и свойства нервной системы. Стабильность — чувствительность, интроверсия — экстраверсия. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности проявления в профессиональной деятельности.

^ Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Модификация личностного опросника Г. Айзенка «Определение темперамента».

^

Чувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности. Способы выражения. Регуляция эмоционального состояния.

^ Самоанализ эмоциональных состояний.

Диагностические процедуры. Модификация теста Басса-Дарки «Тест эмоций».

Урок 4. Стресс и тревожность- 1ч.

Тревожность. Эустресс и дистресс. Реакция на стресс. Связь с темпераментом, личностными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием.

^ Анализ качеств характера, провоцирующих конфликты, препятствующих возникновению конфликтов.

Диагностические процедуры. Методика «Определение уровня тревожности». Тест «Оценка школьных ситуаций».

^

Мышление как средство познания. Продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество. Ведущий тип мышления как индивидуальный способ преобразования информации. Типы мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное. Тип мышления и успешность в определенных видах профессиональной деятельности. Креативность.

^ Анализ основных характеристик мышления. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Определение ведущего типа мышления».

^

Общее представление о внимании и памяти. Основные свойства внимания: устойчивость, объем, переключаемость, распределение, концентрация. Основные функции памяти. Слуховая, зрительная, моторная, эмоциональная, логическая память. Условия развития внимания и памяти. Роль в профессиональной деятельности.

^ Упражнения «Двойной счет», «Муха». Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры: Методика «Воспроизведение рядов цифр», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».

^

Уровень внутренней свободы как субъективное ощущение человека. Влияние на отношение к событиям своей жизни и принятие решений. Зависимость от внешних от обстоятельств, мнения окружающих, средств массовой информации.

^ Анализ ситуаций.

Диагностические процедуры: методика «Уровень внутренней свободы».

Урок 8. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях» — 1ч.

Психологический портрет и психологические особенности. Соответствие представлениям о себе.

^ Самоанализ по результатам тестов «Мой психологический портрет», работа с психологическим кроссвордом.

2 четверть. Что я знаю о профессиях — 8ч.

Урок 9. Классификации профессий. Признаки профессии-1ч.

Четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова. Предмет, цели, средства, условия труда. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа» «человек — знаковая система» «человек-художественный образ».

^ Упражнения «По горячим следам», «Назови профессию». Работа со «словарем профессий».

Урок 10. Определение типа будущей профессии — 1ч.

Характеристика профессий по признакам профессиональной деятельности.

^ Игры «Аукцион», «По горячим следам». Работа со словарем профессий.

Диагностические процедуры. Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии».

^

Виды трудовой деятельности. Отличия профессии от других видов трудовой деятельности. Профессия, специальность, должность. Формула профессий. Понятие о профессиограмме.

^ Упражнения «Найди профессии», «По горячим следам». Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Модификация методики Н.С. Пряжникова «Формула профессии».

^

Склонности, желания, интересы личности. Содержание, глубина, длительность интересов. Формирование интересов и склонностей. Связь интересов с особенностями темперамента.

^ Анализ возможных направлений профессиональной деятельности.

Диагностические процедуры. Модификация методики А. Голомштока «Карта интересов».

^ Связь между психологическим типом человека и его профессией. Типы личности (по Дж. Голланду): реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический. Приспособленность различных типов к профессиональным областям.

^ Анализ профессионального типа личности. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Модификация методики Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности».

^

Качества личности, необходимые для успешности профессиональной деятельности. Требования профессии к человеку. Черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области.

^ Анализ профессиональных типов личности и черт характера, особенностей мышления, свойств нервной системы. Игра «Профессионально важные качества».

^

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Требования к здоровью человека. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Условия и режим труда.

^ Анализ медицинских ограничений профессиональной пригодности. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Мое здоровье» (опросник «Вегетативная лабильность»).

^

Модель будущей профессии. Самоанализ.

Практическая работа. Анализ профессий, соответствующих интересам и склонностям, состоянию здоровья. Работа с психологическим кроссвордом.

3 четверть. Способности и профессиональная пригодность- 8ч.

Урок 17. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. — 1ч.Задатки, общие и специальные способности. Условия развития способностей. Способности к практическим видам деятельности: к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, формированию двигательных навыков.

^ Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Определение технических способностей» (фрагмент Теста механической понятливости Бенета).

^

Уровень общего умственного развития как условие успешной профессиональной деятельности. Условия развития интеллектуальной активности.

^ Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Тест умственного развития» (Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г. Резапкиной).

^

Личностные особенности человека, обеспечивающие успешность профессий социального типа: эмоциональная устойчивость, умение общаться, тип темперамента, поведение в конфликтных ситуациях. Взаимодействие в профессиях социального типа. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

^ Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт». Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

^ Методика «Особенности поведения в конфликтных ситуациях».

Урок 20. Способности к офисным видам деятельности — 1ч.

Интеллектуальные и личностные особенности, определяющие успешность профессиональной деятельности людей, относящихся к офисному типу. Профессионально важные качества: аккуратность, потребность систематизировать и классифицировать информацию.

^ Работа со словарем профессий. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт». Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

^ Методика «Интеллектуальная лабильность» (авторская модификация).

Урок 21. Способности к предпринимательской деятельности — 1ч.

Профессионально важные качества руководителя и предпринимателя: интеллект, общительность, ответственность, организаторские способности, настойчивость.

^ Анализ профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, степени развития этих качеств. Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

^ Методика «Стратегия разрешения конфликтных ситуаций».

Урок 22. Эстетические способности — 1ч.

Специальные способности: артистические, литературные, музыкальные, способности к изобразительному искусству. Функциональная асимметрия.

^ Анализ принадлежности к «мыслителям» или «художникам», определение активности и доминирования правого или левого полушария. Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

^ Методика «Мыслитель или художник».

Урок 23. Уровни профессиональной пригодности — 1ч.

Степени профессиональной пригодности человека: профессиональная непригодность к конкретной профессии, профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий, соответствие конкретной профессиональной деятельности, призвание. Призвание — высший уровень профессиональной пригодности. Истоки отношения человека к труду. Классификация типов личности Э. Фромма: рецептивный, эксплуататорский, стяжательский, рыночный, творческий.

^ Анализ продуктивности типов личности (по Э. Фромму).

Урок 24. Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность — 1ч.

Степень сформированности способностей к практической работе, к интеллектуальной работе, к профессиям социального типа, к офисной работе, к предпринимательству, эстетических способностей.

^ Самоанализ «Мои способности», работа с психологическим кроссвордом.

4 четверть. Планирование профессиональной карьеры – 10 ч.

Урок 25. Мотивы и потребности — 1ч.

Мотивы трудовой деятельности. Уровень профессионализма, мотивация, система ценностей человека. Мотивация как важнейшее условие профессиональной самореализации личности. Пирамида человеческих потребностей Маслоу.

^ Анализ профессиональной и внепрофессиональной мотивации, анализ жизненно важных ценностей.

Диагностические процедуры. Методика Головахи «Определение мотивации».

^

Основные ошибки в выборе профессии: выбор из соображений «престижа», выбор профессии «за компанию», отождествление интереса к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией, влияние других лиц. Причины ошибок в выборе профессии.

^ Анализ возможных причин ошибок выбора профессии, анализ достоинств и недостатков профессий, работа со словарем профессий, игра «Оптимисты» и «Скептики».

^

Рынок труда как система социально-экономических взаимоотношений. Закон спроса и предложения. Трудовое соглашение или контракт. Заработная плата и квалификация специалиста, уровень профессиональной подготовки, опыт работы, личностные и профессионально важные качества человека.

^ Анализ современного рынка труда и потребности в специалистах, анализ «мышеловок» (вариантов заманчивых предложений), работа со «словарем профессий».

^

Способы получения профессии. Среднее специальное образование. Система высшего профессионального образования. Очная и заочная форма обучения, дистанционная форма обучения, экстернат. «Горизонтальная» и «вертикальная» карьера.

^ Анализ направлений и специальностей (работа с «Матрицей профессионального выбора»). Работа со «словарем профессий».

Урок 29. Навыки самопрезентации — 1ч.

Самопрезентация. Структура «Образа – Я» как система представлений о себе: знание о себе, оценка себя, умение управлять собой. Внутреннее состояние человека и его внешние проявления. Внешний вид, грамотная речь.

^ Упражнения «Личное пространство», «Работа над ошибками», «Резюме», «Анкета кандидата на должность».

Урок 30. Стратегия выбора профессии — 1ч.

Правильный выбор профессии: «хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности, ресурсы личности; «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Целеполагание в профессиональной деятельности. Условия достижения целей.

^ Анализ профессионального будущего, составление личного профессионального плана. Упражнение «Машина времени».

Урок 31. Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры» — 1 ч.

Обобщение и анализ полученной информации для планирования профессиональной карьеры. Достоинства и недостатки, возможности и препятствия в профессиональной карьере.

^ Упражнение «За» и «Против», анализ сильных и слабых качеств личности.

Урок 32-34. Защита проекта «Моя будущая профессия» — 3ч.

Конкурс творческих работ на тему «Моя будущая профессия». В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии, о рынке труда и образовательных услуг), намечен и обоснован личный профессиональный план. Конкурс может проходить в форме устных выступлений (защита проекта) с участием оппонентов и членов жюри из числа родителей, одноклассников, учителей.

^

1. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. /Г.В.Резапкина. – М.: Генезис, 2014; 2. Резапкина Галина. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося; 3. «Кем быть?»секреты выбора профессии. Книга с которой начинается карьера. Автор Д.Парнов.-М.:Книжный мир. 2014. – 256с.5. Комплект «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В.Резапкиной: Анкета самоопределения. Матрица выбора профессии. Опросник профессиональных склонностей. Определение профессионального типа личности. Тест интеллектуального потенциала.

Интернет-ресурсы

  1. Страница сайта http://metodkabi.net.ru/index.php?id=glavn#ur 

презентации к курсу Г.Резапкиной «Психология и выбор профессии».

интернет-ресурсы страница сайта http,проведении элективного курса психология,последующей сдачи пропущенного материала,обоснован личный профессиональный план,система социально-экономических взаимоотношений,модульной организации учебного процесса,id glavn ur презентации,составлять личный профессиональный план,пирамида человеческих потребностей маслоу,составление личного профессионального плана

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …