Рабочая учебная программа по литературе (наименование учебного предмета)

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Рассмотренона заседании МО протокол № 1от « 29 » августа 2014 года
Согласованона НМСпротокол № 1« 30 » августа 2014 года
Утвержденодиректоромприказ № 507от «30» августа 2014г.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №3»
Рабочая учебная программа по ЛИТЕРАТУРЕ
(наименование учебного предмета)
6 Г(класс, уровень)
Год разработки__2014_
Срок реализации программы 2014-2015 учебный год
Составлена на основе программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной,
по учебнику «Литература 6 класс в 2 ч.» под ред. В.Я.Коровиной,
^ .
Программу составила
Томша Наталья Ивановна
(Ф.И.О. учителя)
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по литературе для основной школы.
^ учебник «Литература 6 класс в 2 ч.» под ред. В.Я.Коровиной, Москва. Просвещение. 2010г.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 6 классе – 70 часов. Курс литературы в 6 классе в учебном плане школы рассчитан на 70 учебных часов (35 недель, 2 часа в неделю).
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:
— осмысление литературы как особой формы культурной традиции;- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г., примерной программы по литературе (стандарты второго поколения) в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;- способами свободного владения письменной речью;- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.Таким образом, компетентностный подход к созданию календарно-тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.Курс литературы под редакцией В.Я.Коровиной строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.Главная идея программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
^
Содержание
Количество часов
Введение. В дорогу зовущие.
1
Устное народное творчество.
3
Из древнерусской литературы.
2
Из литературы XIX века.
30
Из литературы XX века.
18
Литература народов России
2
Из зарубежной литературы.
14
ИТОГО
68
^
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Малые жанры устного народного" творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
^
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
^
Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басня «Муха»
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
^
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
^
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
^
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
^
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
^
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
^
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»;
Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»;
А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы…».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
^
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
^
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»;
Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
^
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
^
Василий Макарович Шукшин. Краткий рассказ о писателе. «Срезал»
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
^
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»
С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»;
А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Н. Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
^
Габдулла Тукай. Краткий рассказ о поэте. «Родная деревня», «Книга».
Кайсын Кулиев. Краткий рассказ о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»
^
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
^
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
^
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
^
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 6 «Г» классе
на 2014 – 2015 учебный год
(Программа под редакцией В.Я. Коровиной,учебник под редакцией В.Я. Коровиной, 2 часа в неделю, 70 часов)
Учитель ^ .

Тема урока
Дата
Введение.
1
В дорогу зовущие
^
2
Обрядовый фольклор.
3
Календарно-обрядовые песни.
4
Пословицы и поговорки
^
5
«Сказание о белгородском киселе»
6
Вн.чтение. «Повесть временных лет»
^
7
Русская басня И.И. Дмитриев «Муха»
8
И.А. Крылов«Листы и корни», «Ларчик»
9
И.А. Крылов «Осел и соловей»
10
Вн.чтение. Басни И.А.Крылова.
11
А.С.Пушкин. Лицейские годы. «И.И. Пущину». «Узник»
12
Пушкин – певец русской природы. «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха
13
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский»
14
Критическое изображение барства, осуждение деспотизма
15
Портретная характеристика. Владимир и Маша
16
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский» Понятие о композиции
17
РР. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
18
Вн.чтение А.С.Пушкин «Повести Белкина».
19
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи»
20
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Листок», «Утес»
21
И.С. Тургенев: личность и судьба .«Бежин луг»
22
И.С. Тургенев.«Бежин луг». Картины природы.
23
РР.И.С. Тургенев.«Бежин луг». Характеристика мальчиков.
24
Вн.чтение И.С. Тургенев Рассказы из «Записок охотника»
25
Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело солнце смотрит на поля…», «С поляны коршун поднялся»
26
А.А. Фет «Учись у них — у дуба…»
27
Н.А. Некрасов.«Железная дорога». Автор и народ.
28
Н.А. Некрасов.«Железная дорога» Своеобразие композиции стихотворения.
29
Н.А. Некрасов «Дедушка». Трехсложные размеры стиха.
30
Н.С. Лесков. Сказ «Левша» Народ и власть.
31
Н.С. Лесков. Сказ «Левша» Образ народного мастера.
32
Особенность языка Н.С.Лескова
33
А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Герои рассказа.
34
А.П. Чехов «Толстый и тонкий».Источники комического в рассказе.
35
Вн.чтение.РассказыА.П.Чехова.
36
Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века
^
37
А.С. Грин «Алые паруса». Мечта и действительность.
38
А.С. Грин «Алые паруса».Ассоль и Грей.
39
А.П. Платонов. «Неизвестный цветок» Образы-символы в сказке.
40
М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
41
М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
42
М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
43
М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
44
РР. М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
45
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов (К.Симонов , Д.Самойлов)
46
Вн.чтение Стихотворения о войне.
47
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Сюжет и герои.
48
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» Сравнительная характеристика героев
49
В.Г. Распутин «Уроки французского». Трудности послевоенного времени.
50
В.Г. Распутин «Уроки французского». Воспитание молодого поколения
51
В.Г. Распутин «Уроки французского». Материнское участие учительницы в сложной судьбе ученика
52
В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал». Смешное с грустным
53
Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
54
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века (А.Блок, С.Есенин, А.Ахматова, Н.Рубцов)
^
55
Г. Тукай «Родная деревня», «Книги».
56
К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда»
^
57
Мифы Древней Греции.
58
Подвиги Геракла
59
Геродот «.Легенда об Арионе»
60
Гомер« Илиада» как героическая эпическая поэма.
61
Гомер « Илиада»
62
Гомер « Одиссея» » как героическая эпическая поэма.
63
И. Ф. Шиллер «Перчатка». Проблема благородства, достоинства и чести.
64
Проспер Мериме «Маттео Фальконе».Природа и цивилизация.
65
Проспер Мериме «Маттео Фальконе». Проблема чести и предательства.
66
Антуан де Сент-Экзюпери«Маленький принц». Дети и взрослые.
67
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Вечные истины в сказке.
68
РР. Сочинение по повести-сказке «Маленький принц»
69
Игра-путешествие «По страницам учебника»
70
Вн.чтение. «Книги, которые я буду читать летом»
^
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих
обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных
родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою;
Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. — М.: Просвещение, 2010.Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2010.
Для учителя:
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. — М.: Просвещение, 2006.



Рассмотренона заседании МО протокол № 1от « 29 » августа 2014 года Согласованона НМСпротокол № 1« 30 » августа 2014 года Утвержденодиректоромприказ № 507от «30» августа 2014г.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов №3»

Рабочая учебная программа по ЛИТЕРАТУРЕ

(наименование учебного предмета)

6 Г(класс, уровень)

Год разработки__2014_

Срок реализации программы 2014-2015 учебный год

Составлена на основе программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной,

по учебнику «Литература 6 класс в 2 ч.» под ред. В.Я.Коровиной,

^ .

Программу составила

Томша Наталья Ивановна

(Ф.И.О. учителя)

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по литературе для основной школы.

^ учебник «Литература 6 класс в 2 ч.» под ред. В.Я.Коровиной, Москва. Просвещение. 2010г.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 6 классе – 70 часов. Курс литературы в 6 классе в учебном плане школы рассчитан на 70 учебных часов (35 недель, 2 часа в неделю).

Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:

— осмысление литературы как особой формы культурной традиции;- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г., примерной программы по литературе (стандарты второго поколения) в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;- способами свободного владения письменной речью;- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.Таким образом, компетентностный подход к созданию календарно-тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.Курс литературы под редакцией В.Я.Коровиной строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.Главная идея программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

^

Содержание Количество часов
Введение. В дорогу зовущие. 1
Устное народное творчество. 3
Из древнерусской литературы. 2
Из литературы XIX века. 30
Из литературы XX века. 18
Литература народов России 2
Из зарубежной литературы. 14
ИТОГО 68

^

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Малые жанры устного народного" творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

^

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

^

Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басня «Муха»

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

^

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

^

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

^

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

^

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

^

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

^

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»;

Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»;

А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы…».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

^

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

^

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»;

Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

^

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

^

Василий Макарович Шукшин. Краткий рассказ о писателе. «Срезал»

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

^

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»;

А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Н. Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

^

Габдулла Тукай. Краткий рассказ о поэте. «Родная деревня», «Книга».

Кайсын Кулиев. Краткий рассказ о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

^

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

^

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

^

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

^

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 6 «Г» классе

на 2014 – 2015 учебный год

(Программа под редакцией В.Я. Коровиной,учебник под редакцией В.Я. Коровиной, 2 часа в неделю, 70 часов)

Учитель ^ .

Тема урока Дата
Введение.
1 В дорогу зовущие
^
2 Обрядовый фольклор.
3 Календарно-обрядовые песни.
4 Пословицы и поговорки
^
5 «Сказание о белгородском киселе»
6 Вн.чтение. «Повесть временных лет»
^
7 Русская басня И.И. Дмитриев «Муха»
8 И.А. Крылов«Листы и корни», «Ларчик»
9 И.А. Крылов «Осел и соловей»
10 Вн.чтение. Басни И.А.Крылова.
11 А.С.Пушкин. Лицейские годы. «И.И. Пущину». «Узник»
12 Пушкин – певец русской природы. «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха
13 А.С.Пушкин. Роман «Дубровский»
14 Критическое изображение барства, осуждение деспотизма
15 Портретная характеристика. Владимир и Маша
16 А.С.Пушкин. Роман «Дубровский» Понятие о композиции
17 РР. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
18 Вн.чтение А.С.Пушкин «Повести Белкина».
19 М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи»
20 М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Листок», «Утес»
21 И.С. Тургенев: личность и судьба .«Бежин луг»
22 И.С. Тургенев.«Бежин луг». Картины природы.
23 РР.И.С. Тургенев.«Бежин луг». Характеристика мальчиков.
24 Вн.чтение И.С. Тургенев Рассказы из «Записок охотника»
25 Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело солнце смотрит на поля…», «С поляны коршун поднялся»
26 А.А. Фет «Учись у них — у дуба…»
27 Н.А. Некрасов.«Железная дорога». Автор и народ.
28 Н.А. Некрасов.«Железная дорога» Своеобразие композиции стихотворения.
29 Н.А. Некрасов «Дедушка». Трехсложные размеры стиха.
30 Н.С. Лесков. Сказ «Левша» Народ и власть.
31 Н.С. Лесков. Сказ «Левша» Образ народного мастера.
32 Особенность языка Н.С.Лескова
33 А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Герои рассказа.
34 А.П. Чехов «Толстый и тонкий».Источники комического в рассказе.
35 Вн.чтение.РассказыА.П.Чехова.
36 Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века
^
37 А.С. Грин «Алые паруса». Мечта и действительность.
38 А.С. Грин «Алые паруса».Ассоль и Грей.
39 А.П. Платонов. «Неизвестный цветок» Образы-символы в сказке.
40 М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
41 М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
42 М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
43 М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
44 РР. М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
45 Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов (К.Симонов , Д.Самойлов)
46 Вн.чтение Стихотворения о войне.
47 В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Сюжет и герои.
48 В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» Сравнительная характеристика героев
49 В.Г. Распутин «Уроки французского». Трудности послевоенного времени.
50 В.Г. Распутин «Уроки французского». Воспитание молодого поколения
51 В.Г. Распутин «Уроки французского». Материнское участие учительницы в сложной судьбе ученика
52 В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал». Смешное с грустным
53 Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
54 Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века (А.Блок, С.Есенин, А.Ахматова, Н.Рубцов)
^
55 Г. Тукай «Родная деревня», «Книги».
56 К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда»
^
57 Мифы Древней Греции.
58 Подвиги Геракла
59 Геродот «.Легенда об Арионе»
60 Гомер« Илиада» как героическая эпическая поэма.
61 Гомер « Илиада»
62 Гомер « Одиссея» » как героическая эпическая поэма.
63 И. Ф. Шиллер «Перчатка». Проблема благородства, достоинства и чести.
64 Проспер Мериме «Маттео Фальконе».Природа и цивилизация.
65 Проспер Мериме «Маттео Фальконе». Проблема чести и предательства.
66 Антуан де Сент-Экзюпери«Маленький принц». Дети и взрослые.
67 Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Вечные истины в сказке.
68 РР. Сочинение по повести-сказке «Маленький принц»
69 Игра-путешествие «По страницам учебника»
70 Вн.чтение. «Книги, которые я буду читать летом»

^

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих

обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных

родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,

соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и

аргументировано отстаивать свою;

Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учащихся:

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. — М.: Просвещение, 2010.Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2010.

Для учителя:

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. — М.: Просвещение, 2006.

календарно-тематическое планирование уроков литературы,выразительного чтения вслух художественных,перечень учебно-методического обеспечения,ориентира самостоятельной читательской деятельности,текстуальное изучение художественных произведений,отдельных фактов биографии писателя,соблюдая нормы литературного произношения,программе соблюдена системная направленность,скотный двор царя авгия,антуан де сент-экзюпери

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …