Рабочая учебная программа по литературе

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Рассмотренона заседании МО протокол № 1от « 29 » августа 2014 года
Согласованона НМС протокол №1« 30 » августа 2014 года
Утвержденодиректоромприказ № 507от «30» августа 2014г.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №3»
Рабочая учебная программа по ЛИТЕРАТУРЕ
(наименование учебного предмета)
7 А,Б,Д
(класс, уровень)
Год разработки__2014_
Срок реализации программы 2014-2015 учебный год
Составлена на основе программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной,
по учебнику «Литература 7 класс в 2 ч.» под ред. В.Я.Коровиной,
^
Программу составила
Томша Наталья Ивановна
(Ф.И.О. учителя)
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по литературе для основной школы.
^ учебник «Литература 7 класс в 2 ч.» под ред. В.Я.Коровиной, Москва. Просвещение. 2010г.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе – 70 часов. Курс литературы в 7 классе в учебном плане школы рассчитан на 70 учебных часов (35 недель, 2 часа в неделю).
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:- составление планов;- краткие и подробные пересказы текста;- устные и письменные сочинения-характеристики героев;- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;- развитие художественной фантазии у детей; — прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях. Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
— приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;-формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;- воспитание речевой культуры учащихся.
Задачи курса литературы 7 класса:
— развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;- совершенствовать навыки выразительного чтения;-сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;-расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров.
^
Содержание
Количество часов
Введение.
1
Устное народное творчество.
7
Из древнерусской литературы.
3
Из литературы XVIII века
2
Из литературы XIX века.
27
Из литературы XX века.
24
Литература народов России
1
Из зарубежной литературы.
5
ИТОГО
70
Содержание учебного предмета
Введение (1ч.)Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.
^
Предания (1ч.)
Предание как жанр устного народного творчества. Предание — поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Историзм преданий.
^
Особенности былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.
^ Предание. Гипербола. Былина.
Пословицы и поговорки (1ч.)
Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему.
^ . Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки.
Древнерусская литература (3ч.)
«Повесть временных лет». Поучение. как жанр. Поучение Владимира Мономаха. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.
^ Поучение.
Произведения русских писателей ХVIII века (2ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов (1ч.)
Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.
^ Ода.
Гавриил Романович Державин (1ч.)
Краткий рассказ о поэте. «На птичку … », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
^
Александр Сергеевич Пушкин (5ч.)
Краткий рассказ о поэте. «Медный всадник». «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Выражение чувства любви к Родине. Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. «Борис Годунов». Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.
^ Летопись. Повесть.
Михаил Юрьевич Лермонтов (3ч.)
Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива … », «Молитва», «Ангел».
^ . Фольклор и литература.
Николай Васильевич Гоголь (6ч.)
Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
^ Литературный герой. Роды литературы.
Иван Сергеевич Тургенев (2ч.)
Краткий рассказ о писателе. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. «Бирюк». Для чтения и обсуждения.
^ . Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов (2ч.)
Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.
^ . Поэмы. Трехсложные размеры стиха.
Алексей Константинович Толстой (1ч.)
Краткий рассказ о писателе. «Василий Шибанов». «Князь Михайло Репнин». Историческая тематика в творчестве Толстого. Нравственная проблематика произведения.
^
Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести …». «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.
^ Гротеск. Сатира.
Лев Николаевич Толстой (2ч.)
Краткий рассказ о писателе. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
^ литературы. Автобиографическое художественное произведение.
Антон Павлович Чехов (3ч.)
Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.
^ Сатира и юмор как формы комического.
«Край ты мой, родимый край» (1ч.)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И.А.Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
^
Иван Алексеевич Бунин (2ч.)
Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина.
^
Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль». «Данко». Создание легенды.
^ Понятие об идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.
Леонид Николаевич Андреев (1ч.)
Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
^
Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче … ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
^ . Лирический герой. Ритм и рифма.
Андрей Платонович Платонов (3ч.)
Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «В прекрасном и яростном мире». Прекрасное — вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.
^
Краткий рассказ о поэте. Лирика. «Никого не будет в доме…». «Июль». Чтение и анализ стихов.
Александр Трифонович Твардовский (1ч.)
Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие … », «Июль -макушка лета.. », «На дне моей жизни .. ». Воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
^ Лирический герой.
Час мужества (1ч.)
Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны. Ритмы и образы военной лирики.
^
Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
^ . Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов (1ч.)
Краткий рассказ о писателе. «Кукла». «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
^
Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.
^
Краткий рассказ о писателе. Книга «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика. Воспоминания, мемуары как публицистические жанры.
^
Краткий рассказ о писателе. Сатира. «Беда». Смеяться или плакать.
"Тихая моя родина…" (1ч.)
Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
^
Краткое изучение творчества поэтов. И.А.Гофф, Б.Ш.Окуджава, А.Н.Вертинский.
Из литературы народов России (1ч.)
Расул Гамзатов
Знакомство с творчеством поэта. «Земля как будто стала шире…»
^
Роберт Бернс (1ч.)
Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
^
Рассказ о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой! .. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.
Японские хокку (трехстишия) (1ч.)
Особенности жанра хокку.
О. Генри (1ч.)
«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
^
Рассказ о писателе. «Каникулы». Сочетание фантастического и реального.
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 7 «А» классе
на 2013 – 2014 учебный год
(Программа под редакцией В.Я. Коровиной,
учебник под редакцией В.Я. Коровиной, ^ )
Учитель Томша Н.И.
№ п/п
Тема урока
Дата
1
^
03.09
Устное народное творчество.
2
Предание как поэтическая автобиография народа.
04.09
3
Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович.».
10.09
4
Былина «Садко»
11.09
5
В/ч. «Илья Муромец и Соловей–разбойник». Черты характера Ильи Муромца .
17.09
6
Карело-финский эпос «Калевала»
18.09
7.
Пословицы и поговорки.
24.09
Древнерусская литература
8
«Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.
25.09
9
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности.
01.10
10
Р.Р. Подготовка к письменной работе «Народная мудрость в произведениях УНТ».
02.10
Из русской литературы XVIII века
11
^ Слово о поэте и учѐном. «Ода на день восшествия на престол…»
08.10
12
Г.Р. Державин Философские размышления в стихах«Река времен в своем стремленье», «Признание».
09.10
^
13
А.С. Пушкин «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы.
15.10
14
А.С.Пушкин «Медный всадник» Выражение чувства любви к Родине.
16.10
15
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и еѐ летописный источник.
22.10
16
Р.Р. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.
23.10
17
А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека».
29.10
18
А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Автор и герои.
30.10
19
М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
12.11
20
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
13.11
21
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива».
19.11
22
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.
20.11
23
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Запорожская Сечь. Жизнь в Сечи.
26.11
24
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Анализ 7-9 глав.
27.11
25
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Анализ 10-12 глав.
03.12
26
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.
04.12
27
Р/р.Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
10.12
28
И.С. Тургенев Рассказ «Бирюк»..
11.12
29
И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе. «Русский язык», «Два богача».
17.12
30
Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины».
18.12
31
Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
24.12
32
А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»
25.12
33
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
14.01.1015
34
Вч М.Е. Салтыков-Щедрин Сказка «Дикий помещик».
15.01
35
Л.Н. Толстой. Автобиографический характер повести«Детство».
22.01
36
Главный герой повести «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.
23.01
37
А.П. Чехов «Хамелеон». Осмеяние душевных пороков.
19.01
38
Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».
30.01
39
В/ч. Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня».
04.02
40
Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе. В.А. Жуковский, А.К. Толстой, И. Бунин
05.02
Из русской литературы XX века
41
^ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
11.02
42
Р.Р. И.А. Бунин «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства».
12.02
43
М.Горький. Автобиографический характер повести «Детство».
18.02
44
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Бабушка Акулина Ивановна.
19.02
45
М.Горький. Главы из повести «Детство»
25.02
46
Р/р Обучение анализу эпизода из повести. Портрет как средство характеристики героя
26.02
47
М.Горький «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль».
04.03
48
Вч М.Горький «Сказки об Италии». «Мать изменника»
05.03
49
Л.Н.Андреев. Гуманизм рассказа «Кусака».
11.03
50
В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
12.03
51
В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.
18.03
52
А.П. Платонов «Юшка». Друзья и враги героя.
19.03
53
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.
01.04
54
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?»
02.04
55
Б.Пастернак. Своеобразие картин природы в его лирике.
08.04
56
А.Т.Твардовский. Философские проблемы в лирике Твардовского.
09.04
57
На дорогах войны. Стихотворения о войне.
15.04
58
Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади».
16.04
59
Е.И. Носов «Кукла», «Живое пламя». Нравственные проблемы рассказа.
22.04
60
Ю.П.Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки.
23.04
61
Д.С. Лихачев «Земля родная» как духовное напутствие молодежи.
29.04
62
М.М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя
30.04
63
Тихая моя Родина. Стихи поэтов ХХ в. о Родине.
06.05
64
Песни на слова русских поэтов ХХ века
07.05
Из литературы народов Росси
65
^ «Опять за спиною родная земля». Размышления об истоках и основах жизни.
13.05
Зарубежная литература
66
Р.Бернс «Честная бедность»
14.05
67
Дж. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой…».
20.05
68
Японские трехстишия ( хокку). Особенности жанра.
21.05
69
О. Генри «Дары волхвов»
27.05
70
.Р.Д.Брэдбери. Фантастический рассказ«Каникулы». Гуманизм рассказа
28.05
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса по литературе
Учащиеся должны знать:
Текст художественного произведения.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Особенности композиции изученного произведения.
Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского
отношения к ним.
Различать эпические и лирические произведения.
Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению:
развернутый ответ на вопрос и характеристику.
Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя
«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных
заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. — М.: «Просвещение», 2009г.
Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. — 3-е изд , перераб. И доп.
М.: ВАКО, 2010.
Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5
9 классы
Литература.5-10 классы. Изучение творчества Пушкина/ авт.-сост. Ромашина Н.Ф.
Волгоград: Учитель,2008
Уроки литературы №6/2003,№4/2003.
Литература для учащихся
Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс.
– М., 2000.
Фогельсон И.А. Литература учит. — М., 1998.
Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.

Рассмотренона заседании МО протокол № 1от « 29 » августа 2014 года Согласованона НМС протокол №1« 30 » августа 2014 года Утвержденодиректоромприказ № 507от «30» августа 2014г.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов №3»

Рабочая учебная программа по ЛИТЕРАТУРЕ

(наименование учебного предмета)

7 А,Б,Д

(класс, уровень)

Год разработки__2014_

Срок реализации программы 2014-2015 учебный год
Составлена на основе программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной,

по учебнику «Литература 7 класс в 2 ч.» под ред. В.Я.Коровиной,

^

Программу составила

Томша Наталья Ивановна

(Ф.И.О. учителя)

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по литературе для основной школы.

^ учебник «Литература 7 класс в 2 ч.» под ред. В.Я.Коровиной, Москва. Просвещение. 2010г.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе – 70 часов. Курс литературы в 7 классе в учебном плане школы рассчитан на 70 учебных часов (35 недель, 2 часа в неделю).

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:- составление планов;- краткие и подробные пересказы текста;- устные и письменные сочинения-характеристики героев;- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;- развитие художественной фантазии у детей;  — прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях.   Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

     Программа призвана обеспечить:

— приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;-формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;- воспитание речевой культуры учащихся.

     Задачи курса литературы 7 класса:

— развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;- совершенствовать навыки выразительного чтения;-сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;-расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров.

^

Содержание Количество часов
Введение. 1
Устное народное творчество. 7
Из древнерусской литературы. 3
Из литературы XVIII века 2
Из литературы XIX века. 27
Из литературы XX века. 24
Литература народов России 1
Из зарубежной литературы. 5
ИТОГО 70

Содержание учебного предмета

Введение (1ч.)Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

^

Предания (1ч.)

Предание как жанр устного народного творчества. Предание — поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Историзм преданий.

^

Особенности былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

^  Предание. Гипербола. Былина.

Пословицы и поговорки (1ч.)

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему.

^ . Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки.

Древнерусская литература (3ч.)

«Повесть временных лет». Поучение. как жанр. Поучение Владимира Мономаха. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

^  Поучение.

Произведения русских писателей ХVIII века (2ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов (1ч.)

Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

^ Ода.

Гавриил Романович Державин (1ч.)

Краткий рассказ о поэте. «На птичку … », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

^

Александр Сергеевич Пушкин  (5ч.)

Краткий рассказ о поэте. «Медный всадник». «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Выражение чувства любви к Родине. Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. «Борис Годунов». Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

^ Летопись. Повесть.

Михаил Юрьевич Лермонтов (3ч.)

Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива … », «Молитва», «Ангел».

^ . Фольклор и литература.

Николай Васильевич Гоголь (6ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

^  Литературный герой. Роды литературы.

Иван Сергеевич Тургенев (2ч.)

Краткий рассказ о писателе. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. «Бирюк». Для чтения и обсуждения.

^ . Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов (2ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.

^ . Поэмы. Трехсложные размеры стиха.

Алексей Константинович Толстой (1ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Василий Шибанов». «Князь Михайло Репнин». Историческая тематика в творчестве Толстого. Нравственная проблематика произведения.

^

Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести …». «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

^  Гротеск. Сатира.

Лев Николаевич Толстой (2ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

^ литературы. Автобиографическое художественное произведение.

Антон Павлович Чехов (3ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

^ Сатира и юмор как формы комического.

«Край ты мой, родимый край» (1ч.)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И.А.Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

^

Иван Алексеевич Бунин (2ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина.

^

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль». «Данко». Создание легенды.

^  Понятие об идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.

Леонид Николаевич Андреев (1ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

^

Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче … ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

^ . Лирический герой. Ритм и рифма.

Андрей Платонович Платонов (3ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «В прекрасном и яростном мире». Прекрасное — вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

^

Краткий рассказ о поэте. Лирика. «Никого не будет в доме…». «Июль». Чтение и анализ стихов.

Александр Трифонович Твардовский (1ч.)

Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие … », «Июль -макушка лета.. », «На дне моей жизни .. ». Воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

^  Лирический герой.

Час мужества (1ч.)

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны. Ритмы и образы военной лирики.

^

Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

^ . Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов (1ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Кукла». «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

^

Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.

^

Краткий рассказ о писателе. Книга «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика. Воспоминания, мемуары как публицистические жанры.

^

Краткий рассказ о писателе. Сатира. «Беда». Смеяться или плакать.

"Тихая моя родина…" (1ч.)

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

^

Краткое изучение творчества поэтов. И.А.Гофф, Б.Ш.Окуджава, А.Н.Вертинский.

Из литературы народов России (1ч.)

Расул Гамзатов

Знакомство с творчеством поэта. «Земля как будто стала шире…»

^

Роберт Бернс (1ч.)

Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

^

Рассказ о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой! .. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.

Японские хокку (трехстишия) (1ч.)

Особенности жанра хокку.

О. Генри (1ч.)

 «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

^

Рассказ о писателе. «Каникулы». Сочетание фантастического и реального.

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 7 «А» классе

на 2013 – 2014 учебный год

(Программа под редакцией В.Я. Коровиной,

учебник под редакцией В.Я. Коровиной, ^ )

Учитель Томша Н.И.

п/п Тема урока Дата
1 ^ 03.09
Устное народное творчество.
2 Предание как поэтическая автобиография народа. 04.09
3 Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович.». 10.09
4 Былина «Садко» 11.09
5 В/ч. «Илья Муромец и Соловей–разбойник». Черты характера Ильи Муромца . 17.09
6 Карело-финский эпос «Калевала» 18.09
7. Пословицы и поговорки. 24.09
Древнерусская литература
8 «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. 25.09
9 «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности. 01.10
10 Р.Р. Подготовка к письменной работе «Народная мудрость в произведениях УНТ». 02.10
Из русской литературы XVIII века
11 ^ Слово о поэте и учѐном. «Ода на день восшествия на престол…» 08.10
12 Г.Р. Державин Философские размышления в стихах«Река времен в своем стремленье», «Признание». 09.10
^
13 А.С. Пушкин «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы. 15.10
14 А.С.Пушкин «Медный всадник» Выражение чувства любви к Родине. 16.10
15 А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и еѐ летописный источник. 22.10
16 Р.Р. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. 23.10
17 А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека». 29.10
18 А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Автор и герои. 30.10
19 М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 12.11
20 Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. 13.11
21 М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». 19.11
22 Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. 20.11
23 Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Запорожская Сечь. Жизнь в Сечи. 26.11
24 Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Анализ 7-9 глав. 27.11
25 Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Анализ 10-12 глав. 03.12
26 Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. 04.12
27 Р/р.Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 10.12
28 И.С. Тургенев Рассказ «Бирюк».. 11.12
29 И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе. «Русский язык», «Два богача». 17.12
30 Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины». 18.12
31 Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. 24.12
32 А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» 25.12
33 М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 14.01.1015
34 Вч М.Е. Салтыков-Щедрин Сказка «Дикий помещик». 15.01
35 Л.Н. Толстой. Автобиографический характер повести«Детство». 22.01
36 Главный герой повести «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. 23.01
37 А.П. Чехов «Хамелеон». Осмеяние душевных пороков. 19.01
38 Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». 30.01
39 В/ч. Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня». 04.02
40 Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе. В.А. Жуковский, А.К. Толстой, И. Бунин 05.02
Из русской литературы XX века
41 ^ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. 11.02
42 Р.Р. И.А. Бунин «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства». 12.02
43 М.Горький. Автобиографический характер повести «Детство». 18.02
44 «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Бабушка Акулина Ивановна. 19.02
45 М.Горький. Главы из повести «Детство» 25.02
46 Р/р Обучение анализу эпизода из повести. Портрет как средство характеристики героя 26.02
47 М.Горький «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». 04.03
48 Вч М.Горький «Сказки об Италии». «Мать изменника» 05.03
49 Л.Н.Андреев. Гуманизм рассказа «Кусака». 11.03
50 В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». 12.03
51 В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. 18.03
52 А.П. Платонов «Юшка». Друзья и враги героя. 19.03
53 А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. 01.04
54 Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?» 02.04
55 Б.Пастернак. Своеобразие картин природы в его лирике. 08.04
56 А.Т.Твардовский. Философские проблемы в лирике Твардовского. 09.04
57 На дорогах войны. Стихотворения о войне. 15.04
58 Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». 16.04
59 Е.И. Носов «Кукла», «Живое пламя». Нравственные проблемы рассказа. 22.04
60 Ю.П.Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки. 23.04
61 Д.С. Лихачев «Земля родная» как духовное напутствие молодежи. 29.04
62 М.М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя 30.04
63 Тихая моя Родина. Стихи поэтов ХХ в. о Родине. 06.05
64 Песни на слова русских поэтов ХХ века 07.05
Из литературы народов Росси
65 ^ «Опять за спиною родная земля». Размышления об истоках и основах жизни. 13.05
Зарубежная литература
66 Р.Бернс «Честная бедность» 14.05
67 Дж. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой…». 20.05
68 Японские трехстишия ( хокку). Особенности жанра. 21.05
69 О. Генри «Дары волхвов» 27.05
70 .Р.Д.Брэдбери. Фантастический рассказ«Каникулы». Гуманизм рассказа 28.05

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса по литературе

             Учащиеся должны знать:

  • Текст художественного произведения.
  • Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  • Особенности композиции изученного произведения.
  • Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

      Учащиеся должны уметь:

  • Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  • Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  • Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  • Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского

отношения к ним.

  • Различать эпические и лирические произведения.
  • Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  • Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению:

развернутый ответ на вопрос и характеристику.

  • Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  • Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  • Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  • Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.    

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учителя

  • «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»  в 2 ч. для общеобразовательных учебных

заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. —  М.: «Просвещение», 2009г.

  • Универсальные поурочные  разработки по литературе: 7 класс. — 3-е изд , перераб. И доп.

М.: ВАКО, 2010.

  • Липина  Е.Ю.  Литература.  Тесты  к  учебникам-хрестоматиям  под  ред.  Т.Ф.  Курдюмовой.5

9  классы

  • Литература.5-10 классы.  Изучение  творчества  Пушкина/ авт.-сост. Ромашина Н.Ф.

Волгоград: Учитель,2008

  • Уроки  литературы  №6/2003,№4/2003.

Литература для учащихся

  • Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
  • Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
  • Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
  • Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
  • Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс.

– М., 2000.

  • Фогельсон И.А. Литература учит. — М., 1998.
  • Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.

важнейшая идейно-нравственная проблема литературы,перечень учебно-методического обеспечения литература,календарно-тематическое планирование уроков литературы,поэтом-участником великой отечественной войны,салтыков-щедрин сказка дикий помещик,черты характера ильи муромца,гражданской идейно-нравственной позиции,краткое изучение творчества поэтов,чтение произведений различных жанров,величие духа русских женщин

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …