«ради жизни на земле»

(По поэме «Василий Теркин» А. Твардовского)
Иллюстрации О. Верейского и др. художников;
Раздаточно-иллюстративный материал;
Карточки: «ЛОТО», «МОЗАИКА».
2. НОВАЯ ТЕМА. Изображение войны и мира в поэме «Василий Теркин».
План урока (запись в тетрадь)
2. Иллюстрации О. Верейского к поэме.
3. Горькая правда о войне. (Глава «Переправа»).
4. Своеобразие поэтического языка.
5. Противопоставление войны и мира. (Глава «О награде»)
— От чьего лица ведется повествование?
Вывод. Еще один герой появляется на страницах поэмы – сам поэт. Это помогает Твардовскому выразить свое восприятие военных событий, свое отношение к ним, свои переживания.
— Каков сюжет и композиция поэмы?
(Композиция поэмы такова, что произведение состоит из 30 глав. Связующим звеном является главный герой – Василий Теркин. Сюжет «Книги про бойца» носит необычный характер. Хотя эпизоды Великой Отечественной войны ярко очерчены, хронологически расположены и взаимосвязаны, но каждая глава существует как бы отдельно, имеет свое начало и конец).
— Как это объясняет сам Твардовский в статье «Как был написан «Василий Теркин»?
( «Первое, что я принял за принцип композиции и стиля, это стремление к известной законченности каждой отдельной главы, а внутри главы — каждого периода, даже строфы, я должен был иметь в виду читателя, который хотя бы и незнаком был с предыдущими главами, нашел бы в данной, напечатанной сегодня в газете, нечто целое, округленное. Этой примерной завершенностью каждой главы я и был более всего озабочен. Я ничего не держал про себя до другого раза, стремясь при каждом случае — отдельной главе — до конца, полностью выразить свежее впечатление, возникшую мысль, мотив, образ»).
.
— Просмотр иллюстраций.
— Биография О. Верейского (сообщение).
— Дружба поэта и художника (сообщение).
— Раздаточно-иллюстративный материал.

Слово учителя. Горькая правда войны – в неизбежности утрат, тяжкого труда, страданий и смерти. Нелегко признать эту неизбежность, но она оправдана великой целью – защитой Родины. Трагизм «Переправы» — переправа сорвалась; гибель людей – один из жестоких законов страны. Мы чувствуем драматизм рассказа о трудных днях отступления. Первые главы поэмы Твардовского (например, «Переправа») появились в то время, когда в стране происходили определенные исторические события.

К осени 1942 года на всем фронте, от Сталинграда до кавказских гор, русские войска терпели поражение.В это тяжелейшее время военных действий, когда враг рвался к Волге, вышел знаменитый сталинский приказ. Приказ N 227 звучал так: «Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину… Ни шагу назад!»Драматизм ситуации побудил Сталина к такому жесткому приказу.Эти слова зачитывались во всех частях, но так и не были нигде напечатаны при жизни Сталина. Приказ Верховного Главнокомандующего диктовал суровой военной необходимостью, но все же был написан в тоне грубого, оскорбительного окрика на отступающих, обвинял солдат за их отступление.Но Твардовский не укорял в своем произведении тружеников войны, он славил их, как героев, как мучеников, расплачивающихся не только за свою неопытность, за свои ошибки, но и за ошибки высокого начальства.(На фоне «Грустного вальса»)
— Глава «ПЕРЕПРАВА» (Выразительное чтение отрывка)
— Словарная работа: лейтмотив, пафос, патетика, понтоны.
Понтоны – 1) плоскодонное несамоходное судно, служащее опорой временного моста, временных сооружений для каких-нибудь работ на воде. — 2)Плавучий мост (навести понтоны через реку).
— Анализ главы «Переправа». Работа по карточкам.
— Перечитаем строки:
Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда… Кому память, кому слава, Кому темная вода,— Ни приметы, ни следа… При анализе главы «Переправа» сразу бросается в глаза название. Переправа — попробуем вернуть этому слову его простой мирный смысл. Столько в нем поэзии — спокойствия, широты российских рек. Но в данном случае это слово несет трагический смысл. Это вырисовывается из вступления к главе:
— Такова «завязка» действия в данной главе. Как же развиваются дальше сюжет?
Ночью, первым из колонны,
— Погрузился на понтоны
Первый взвод.
— Какая строчка вносит ощущение реальности события?
(Правдоподобность описания обусловлено художественной деталью (обломав у края лед»), позволяющей увидеть все, как есть, поверить в увиденное. Кроме того, дополнительный оттенок несет слово первый — не просто порядковый номер взвода, а первый — передовой, — этот смысл подчеркнут и определением «первым из колонны».
— Что помогает автору передать движение на берегу?
(Движение и быструю смену действий автор показывает наличием глаголов: «^ (пауза). Второй за ним (пауза). Приготовился, пригнулся /Третий следом за вторым»)
— Какими словами автор озвучивает картину происходящего?(Затем мы слышим звук понтона; услышать его помогают, во-первых, слова громыхнул, басовым, железным тоном; во-вторых, удачно найденное сравнение: точно крыша под ногой (звук пустого железа в воде). Это передает особое чувство опасности).
— Как меняется тон повествования дальше?
(А затем — со строки «И плывут бойцы куда-то» — совершенно меняется тон повествования. Чувство автора — лиризм — окрашивает все следующие шесть строф. В нем — и человеческая любовь автора к этим своим ребятам — бойцам», и чувство истории — размышления о преемственности поколений (не случайно сравнение: «как когда-нибудь в двадцатом / Их товарищи — отцы» — здесь, на переправе, встретились два поколения, а история недавнего прошлого, в свою очередь, перекликается с историей всей тысячелетней России).
— Согласны ли вы с тем, что здесь показаны философские раздумья поэта о молодости, о жизни и смерти:
Мимо их висков вихрастых, возле их мальчишьих глаз Смерть в бою свистела часто И минет ли в этот раз?
— Какими словами автор рисует реку как враждебную силу, враждебную стихию, которая довершает общую картину условий переправы?
А вода ревет правее —
Под подорванным мостом… …А вода ревет в теснине, Жухлый лед в куски крошит, Меж погнутых балок фермы

— Можно ли сказать, что напряжение растет, нагнетается?Позади шумит протока,
И кругом — чужая ночь. И уже он так далеко, Что ни крикнуть, ни помочь.
— Выразительно описание вражеского берега, назовите эпитеты.И чернеет там зубчатый.
За холодною чертой, Неподступный, непочатый, Лес над черною водой.
(Холодная черта — черта берега или черта между жизнью и смертью?!) Почему зубчатый? Потому что — как крепость. В русской литературе уже было нечто подобное — в поэме Лермонтова «Мцыри» «зубчатая стена» монастыря. «Берег правый — как стена» — подтверждает нашу догадку поэта.
— Какова развязка?
Берег правый — как стена… — строка оборвана (в конце ее многоточие), потому что следующая строка уже не последовательное описание переправы, а ее итог: Этой ночи след кровавый В море вынесла волна. Картина военной обстановки, немецкий прожектор, обшаривающий реку… и глубоко взволнованное описание гибели наших солдат: И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно…
— Что является лейтмотивом этой главы?
(Как своеобразный лейтмотив главы, звучит повтор, несущий в себе очень разные чувства: «Переправа, переправа… Темень, холод. Ночь как год». )
— Можно ли сказать, что здесь звучит тема вины перед солдатами, не вернувшимися с войны?
Но вцепился в берег правый,
взвод. …И о нем молчат ребята В боевом родном кругу, Словно чем-то виноваты, Кто на левом берегу.
— Прочитать отрывок, где трагические нотки сменяются шутливыми эпизодами с участием Теркина? Можно ли его назвать балагуром и весельчаком?
(Теркин — завзятый балагур и весельчак; а также это солдат с того берега, где вцепился в землю первый взвод. Теркин — вполне реальный солдат первого взвода, брошенного на штурм правого берега, смелый и стойкий боец Советской Армии; но также и русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет. С помощью своих шуток он помогает солдатам выжить в этих нечеловеческих условиях, поверить в свои силы, отогреться душой. Все это делается «ради жизни на земле».
Переправа, переправа!Пушки бьют в кромешной мгле. Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

— Литературная мозаика (Повторение художественно-выразительных средств)
Привести примеры из главы «Переправа».

Работа над главой «Награда»:
а) чтение наизусть отрывка;
б) анализ содержания.
Вывод. У Твардовского солдат и на войне не только воюет, но и «работает», хозяйствует, живет: ремонтирует пилу и часы, играет на гармони, поет мирные песни, рассказывает, шутит, заботится, мечтает о встрече с любимой, семьей, детьми… Как ни страшна, как ни трагична война, жизнь сильнее ее, и она победит. Война ведется «ради жизни на земле», за труд, за счастье Родины и семьи, дома и отчего края.
Домашнее задание: ответить на вопросы 5 и 6 в учебнике, прочитать к внеклассному чтению главы из поэмы «Василий Теркин» (по своему выбору).

Оцените статью
Добавить комментарий