Развитие коммуникативной компетенций учащихся через создание диалогового пространства в обучении. Матвеева Ольга Ивановна

Развитие коммуникативной компетенций учащихся через создание диалогового пространства в обучении.
Матвеева Ольга Ивановна, учитель русского языка, литературы и риторикиМуниципального общеобразовательного учреждения гимназия № 5 г. Морозовска Ростовской области. Лауреат и победитель-финалист регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года Дона 2008», обладатель малого Хрустального Пеликана.
В 5 – 11 классах веду курс школьной риторики, автором программы и учебников является Т. А. Ладыженская. В центре внимания данного курса — человек, который общается, общение, обучение эффективному общению.
Формирование у школьников коммуникативной компетенции, культуры общения от межличностной до корпоративной особенно актуально сегодня, когда необходимо динамично и грамотно ориентироваться в захлёстывающем потоке самой разнообразной информации.
Многие выпускники школ затрудняются общаться в разных жизненных ситуациях, то есть: выступать с информационным сообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения; написать официальные письма (с просьбой, благодарностью и т.д.); выступать с публичной речью (приветственной, поздравительной и т.д.); вежливо попросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т.д.Считаю, что ни один из традиционных школьных предметов специально не учит этим важным коммуникативным умениям, то есть эффективному общению. В то же время в образовательном стандарте основного общего образования по русскому языку в разделе «Требования к уровню подготовки учеников» декларируется необходимость формирования коммуникативных умений, «готовности и способности к речевому взаимодействию» в соответствии со сферой и ситуацией общения.Мой многолетний опыт работы словесника убеждает, что развитие речи (включающее работу по культуре речи) как один из многочисленных ас­пектов работы на уроках родного языка не решает основной задачи риторики.
Эта задача — формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерени­ем и т. д. Значит, этим умениям надо специально учить.
Детей, привыкших делить мир на черное и белое, учу на уроках риторики гуманитарному мышлению, направляю на поиск разных вариантов ре­шения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?), помогаю будущим членам общества ис­кать и находить выходы из различных неоднозначных ситуаций, развиваю­ способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Формирую на уроках риторики позитивное отношение к миру, к личности.
Направляю детей на то, чтобы они оценивали свою и чужую речь, развиваю аналитические навыки. Анализируя речевую ситу­ацию, учу детей адекватному речевому поведению, то есть учитывать, с кем они говорят, с какой целью, где, когда и как. Тем самым помо­гаю ребенку вырасти в личность, совершающую меньше ошибок в общении, а значит, и меньше подверженную стрессам.
Готовлю детей к будущей жизни — успешной работе в коллек­тиве, когда потребуется сотрудничать с коллегами, искать оптимальные решения проблем вместе с сотрудниками и руководителями; возможно, общаться с клиентами или подчиненными. Следовательно, выполняю на уроках риторики важный социальный заказ.
Хотелось бы подчеркнуть, что риторика не вписывается в существующий лингвистический курс русского языка, не может быть его элементом, так как отличается своими задачами, содержанием и структурой, а также специфическими методами и приемами преподавания.Использую на уроках риторики инновационные методы и приёмы.
Как правило, урок я начинаю с речевой разминки.
Это упражнения-задачи, развивающие• дыхание;• речевой (в том числе интонационный) слух;• навыки четкого, отчетливого произношения;• навыки интонирования.
охватывают слова, которые часто произно­сятся неправильно (в частности, с нарушением ударения).
Импровизационные задания — это задачи на развитие словесной импровизации, импровизационных способностей, стимулирующих развитие воображения, фантазию детей. Помимо того, чтобы развить умение выступать спонтанно, предлагаю темы для импрови­зации — отклики на события в стране, школе, классе, например:
—Что вы думаете о безотметочном обучении?—Каковы ваши впечатления о выставке школьных рисунков? — Интересно ли у нас прошел день здоровья? и т. д.Кроме того, импровизационные выступления даю и на отвлечен­ные темы, например: —Для чего живет человек?—В чем заключается счастье?—У природы нет плохой погоды…
(что сказал говорящий, что он хотел сказать, что сказал ненамеренно).
Риторические задачи (выяснить, кто говорит, с какой целью, о чём, как, где).
(кто или какая команда веселее, смешнее и т.д. расскажет, сочинит считалку, быстрее и чётче произнесёт скороговорку).
Речевые формы уроков риторики диктуют и его структурную организацию, и иное общение на уроке. Поэтому и формы уроков становятся нетрадиционными.
Например,
урок-литературная редакция в 10 классе по теме «Заголовочный комплекс газеты».
Урок-творческая мастерская в 8 классе на тему «Инсценировка», где ребята учились писать сценарий по первичному тексту, афишу. Распределив роли, сами играли сценки.
Урок-игра «Что? Где? Когда?» в 5 классе по теме «Объявление. Афиша».
Урок-дискуссия в 9 классе. Тема – «Дискуссия. Спор. Дебаты»
Урок-праздник в 8 классе, где мы знакомились с темой «Застольное слово», а в 10 классе учились произносить официальный тост.
В 10 классе я провела урок-вежливый отказ по теме «Отказ от предложения руки и сердца».
В 11 классе мы побывали в «Школе рекламиста», учились читать лекцию в теме «Я – лектор. Условия успеха публичного выступления». Ведь чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать. Надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.
С 9-тиклассниками были на заочных экскурсиях, когда изучали экскурсионную речь, учились корректно рассказывать анекдоты в теме «А-нек-дот?! Ну да, анекдот!»
В 6 классе писали письма в теме «Личное письмо». Делали подписи к фотографиям, а в 7 классе рассказывали историю снимков.
Культивирую на уроках риторики радость взаимопонимания и доброго отношения с людьми. Поэтому в процессе изучения риторики я решаю некоторые воспитательные задачи, например:
Каждый твой поступок отражается на других людях, не забывай, что рядом с тобой человек. (В.А. Сухомлинский);
По речи узнают человека и т.д.
Чтобы научить ребят свободному, уместному и эффективному речевому общению, привношу в класс само это общение во всём его многообразии. Дмитрий Лихачёв однажды сказал: «Общаясь, люди создают друг друга». Мои уроки риторики – это уникальная возможность создать из своих учеников думающих, коммуникативно компетентных людей, для которых слова «культура речи» не пустой звук, а освоенная реальность.
Таким образом, считаю, что для формирования коммуникативной компетенции необходимо создание специальных условий общения, особого диалогового пространства, а система работы должна вызывать необходимость общения, потребность в нём. Учиться общению, общаясь, — основная характеристика коммуникативности.

на тему «Комплимент».
Оборудование урока: учебник «Школьная риторика» под ред. Т. А. Ладыженской (изд. дом С-Инфо, издательство Баласс), электронное приложение к уроку, видеоролик из киножурнала «Ералаш».
:
формирование коммуникативной компетентности, а именно способности к межличностному общению, умению видеть в человеке хорошее и делать ему комплименты;
развитие исследовательских навыков, что способствует формированию учебно-познавательной компетентности;
развитие способности к оценочной деятельности, которая предполагает готовность к рефлексии.
1. Вход в урок.
—Ели вы сегодня?—Здоровы ли ваши животные?Понимаю ваше удивление. А ведь это приветствие, равное по смыслу нашему «здравствуйте». Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии и Египта. Да, по-разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни – встречу с другим человеком. И всё-таки общее тут есть. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья и счастья».Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении.Дорогие ребята, мне очень приятно видеть ваши одухотворённые лица. Я полагаю, мы готовы к сотрудничеству и у нас всё получится.

Следим за осанкой («Примем величественную позу»).
Упражнения:
на развитие дыхания («Сосчитай Егорок», «Подуй на пушинку»);
для языка («Проколю щёку», «Колечко», «Трубочка»);
для щёк («Надуй шарик»);
для губ («Красные губки», «Массаж губ», «Грустно-весело»).
Не запутайся в звуках! (Жать – сжать, рубль лишний).
Не сломайте язычок! (Карл украл у Клары кораллы, Клара украла у Карла кларнет).

—Ребята, вы просто замечательно выполнили разминку! Молодцы!
—Как бы вы назвали мои слова о том, как вы сегодня поработали? (Вы нас похвалили.)
—Вам приятно слышать, когда вас за что-то хвалят?
—Что вы заметили в тоне моего голоса?
(Искренность, доброжелательность).
—Какова была моя цель?
(Подбодрить, создать хорошее настроение).

Я произнесла хвалебное обращение, которое принято называть комплиментом. Сегодня на уроке мы и будем говорить о том, что такое комплимент, выработаем путём исследования правила произнесения комплиментов.
А помогут нам разобраться в том, что такое комплимент, Этикеша и Риторик. Давайте послушаем их диалог.
(См. учебник «Риторика» для 5 класса 2 часть, стр.51 – 52).

Сейчас мы с вами постараемся выработать правила произнесения комплиментов.
Для этого я прошу вас объединиться в группы и предлагаю вам выбрать задания.
группа: дать своё определение комплимента, найти в словаре статью о комплименте.
группа: дать ответ на вопрос: что может быть содержанием комплимента, т.е. что можно похвалить в человеке?
группа: учитывая ваш жизненный опыт, наблюдения, попытайтесь сформулировать правила произнесения комплимента. Как же нужно произносить комплимент?
группа: как нужно отвечать на комплимент, произнесённый в ваш адрес?
Вы можете выбрать то задание, которое вам больше нравится, которое вы сможете выполнить. На выполнение работы 5-7 минут, затем обговорите в группе каждый свой ответ, при необходимости можете делать записи на листах бумаги.
Слушаем ответы групп.

(Упр. 42, стр. 52).
Повернитесь друг к другу лицом, выберите из упражнения 42 понравившуюся речевую ситуацию и проговорите её.
Дополнительные примеры речевых ситуаций.
Вы увидели, как ваш младший брат (сестра) первый раз помыл(а) посуду. Похвалите его (её). Найдите подходящие для ситуации слова.
Представьте себе, что ваш одноклассник стал победителем в соревнованиях (на олимпиаде).
Что вы ему скажете? Что он ответит? Запишите диалог, разыграйте сценку.

—Скажите, встречались ли вы с такой ситуацией, когда комплимент может быть неприятен, вызывает у человека негативные эмоции? (Когда не соответствует действительности.)
Диалог Этикеши и Риторика.
—А что по этому поводу думают Этикеша и Риторик?(См. диалог на стр. 54, учебник «Риторики» для 5 кл. 2 часть).

—Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Зеркальце». Ответьте на вопрос: лестные или льстивые слова вы услышали? Обоснуйте свой ответ.
Вывод: чем отличается лесть от комплимента?
(Настоящий комплимент не требует платы, он бескорыстен. Льстят же с единственной целью – добиться во что бы то ни стало выполнения своих просьб.)
—Представьте, что мы находимся в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал.Наверное, не все герои этой страны вам нравятся, но ваша задача – выбрать из предложенных комплиментов для каждого из них такой, чтобы сказать ему (или ей) приятные, но в то же время правдивые слова.(Учащиеся отвечают карточками с цифрами: 1 – для Кощея, 2 – для Бабы Яги, 3 — для Золушки. Знак « — », если комплимент никому не подходит.Ведущий конкурса читает комплименты, а учащиеся сигнализируют карточками ответы.Группа оценивается по количеству правильных ответов в ней.)
Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь!(2).
Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая!(3).
Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться ( — ).
Ты так долго живёшь на свете. И ты наверняка много видел!(1).
—Ребята, вы сегодня отлично потрудились! Молодцы!Надеюсь, вы теперь поняли, как можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова своим родным, друзьям, знакомым.
И делайте это как можно чаще! Успехов вам!

Пояснительная записка к уроку
«Диалог. Культура общения».
Основной идеей моей деятельности является развитие личностных компетенций учащихся через исследовательскую деятельность в разноуровневой группе. Иллюстрацией к этому является урок в 8 классе на тему «Диалог. Культура общения».
Задачи урока следующие:
продолжать работу над коммуникативными умениями и навыками:
— активно слушать речь учителя;- формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему;- извлекать нужную информацию из текста;- активно просматривать видеоматериалы;- осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе;- включаться в диалог в той или иной речевой ситуации, придерживаясь правил речевого общения;
воспитывать уважительное отношение к собеседнику;
внимательно и доброжелательно выслушивать других;использовать в диалоге формулы речевого этикета;
3) продолжать формирование лингвистической и языковой
компетенции:
— знать определение диалога и правило постановки знаков препинания при нём;- уметь составлять диалог, исходя из речевой ситуации;- уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге.
На изучение данной темы программой отводится 1 час. Это урок формирования умений и навыков.
Разноуровневое обучение предполагает, что одинаковый объём материала учащиеся усваивают и излагают в посильной для них форме. Например:
Во время лингвистической разминки «Да-нетка» ученики могут воспользоваться карточкой-помощницей, отгадывая правило, которое задумал учитель.
При написании весёлого диалога учащиеся выбирают уровень сложности выполнения задания адекватно своим возможностям. Тот, кто выбрал базовый уровень, должен расставить знаки препинания при диалоге. Тот, кто выбрал повышенный, записывает диалог под диктовку, руководствуясь данной ему схемой постановки знаков препинания.
Работая с текстом, ребята также могут выбрать для себя посильный вариант сложности.
Исследовательское задание предполагает работу в группах, где учащиеся сами распределяют обязанности соответственно способностям каждого из них.
Следующим этапом, на котором применяется технология разноуровневого обучения, есть игра-тренинг «Речевая ситуация». На листах, предназначенных для продвинутого уровня, даны карточки-помощницы для выполнения данного задания.
Эта игра-тренинг направлена на развитие коммуникативных компетенций, обеспечивающих свободное владение языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.Таким образом, исследовательская работа в разноуровневой группе способствует достижению гуманистических целей и современного образования в целом и конкретного данного урока: создание условий для развития личности, имеющей право свободного выбора и ответственной за выбор своей позиции.

Вход в урок- Здравствуйте, ребята! Я задам вам пять вопросов. Можно?
( — Да.)
— Не боитесь, что не сможете ответить?
( — Нет.)
— Молодцы! На два вопроса вы уже ответили. Правда, это были лёгкие вопросы. Вы поняли, на какие два вопроса вы уже ответили?
( — Да.)
Отлично. Это вы уже ответили на третий вопрос. И, конечно, опять поняли, на какой?
( — Да.)
Это уже четвёртый вопрос и четвёртый ответ. Надеюсь, что вы ответите и на трудный – пятый – вопрос: какова основная форма речевого общения?
(-Диалог.)
— Совершенно верно. Каждый из нас постоянно вступает в диалог. Кстати, а что такое диалог?
( — Разговор двух или нескольких лиц.)
— Верно. Но давайте уточним значение этого слова.

Диалог – от греч. dialogos, dia – два, logos – речь.Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.Монолог – от греч. monologos, mono – один, logos – речь.Монолог – это речь одного лица.
Целеполагание
Вы, наверное, уже догадались, что речь сегодня пойдёт о диалоге, об умении вести разговор, о правилах общения. Ход наших мыслей я записала в «Мыслительный лист», который состоит из трёх граф: «Знаю», «Хочу узнать», Узнал(а)».В графе «Знаю» я записала то правило, на которое мы сегодня будем опираться. Это определение диалога и правило постановки знаков препинания при нём. В графе «Хочу узнать» я сформулировала вопрос дня: «Выяснить правила поведения для говорящего и для слушающего во время диалога».В графе «Узнал(а)» мы запишем ответ на данный вопрос.

Но вначале для разминки поиграем. Предлагаю вам лингвистическую разминку, которая называется «Да-нетка». Правила этой игры таковы: я загадала правило, а вы попытаетесь отгадать его, задавая мне наводящие вопросы. Но вопросы вы должны формулировать таким образом, чтобы я могла ответить только «да» или «нет». Для тех, кто боится заблудиться в море вопросов, даётся карточка-помощник.Задавайте мне вопросы.
Возможные вопросы.
Это правило мы изучали в 8 классе? – Нет.
Это правило из раздела «Синтаксис и пунктуация»? – Да.
Это правило о постановке знаков препинания? – Да.
Это правило об обособлении причастных оборотов? – Нет.
Это правило об обособлении деепричастных оборотов? – Нет.
Это правило о постановке знаков препинания при обращении? – Нет.
Это правило о постановке знаков препинания при прямой речи? – Нет.
Это правило о постановке знаков препинания при диалоге? – Да. Молодцы! Отгадали!
Актуализация знаний
Из чего же состоит диалог?
Как на письме оформляется диалог?
Сравним ответ с правилом в учебнике. (Стр. 180, п. 35)Читаем правило вслух.
Запишите в тетрадь весёлый диалог. Кто хочет, может воспользоваться при написании карточкой-помощницей.
— Папа, а ты смог бы писать в темноте?
— Конечно! А почему тебя это интересует?
— Я погашу свет, а ты подпиши мой дневник!..
Проверьте свою запись (слайд № 3).Вывод: таким образом, мы сейчас с вами вспомнили, что такое диалог и правило постановки знаков препинания при нём.

Для того чтобы помочь вам выработать правила поведения во время диалога, я приготовила для вас текст-опору. Он поможет вам выяснить, в чём же состоит культура общения. (Кстати, вы можете выбрать для себя посильный вариант работы с текстом ).
(текст читает учитель)
Одно из самых больших достояний человечества и самых больших удовольствий человека – возможность общаться друг с другом.Счастье общения оценивает каждый, кому по тем или иным причинам приходится его лишаться, долгое время оставаясь в одиночестве. Недаром одним из самых тяжёлых наказаний преступника считается заключение его в одиночную камеру.Общение – это сложная деятельность, по крайней мере, двух партнёров. Казалось бы, нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. Однако наш повседневный быт даёт немало примеров того, что общаться мы не умеем или делаем это недостаточно хорошо.
Важное условие подлинного общения – учёт не только собственных интересов говорящего, но постоянное внимание к собеседнику, к его особенностям и нуждам. Ведь бывает и так, что два человека, задумав вести диалог, усиленно «монологизируют»: каждый занят лишь собой и говорит о своём.
В подавляющем большинстве случаев люди общаются ради обмена новыми сведениями, знаниями, когда есть потребность что-то сообщить собеседнику, к чему-то побудить, о чём-то спросить. Обычно именно такой процесс называется коммуникацией.
Но кроме передачи (получения) логической информации, люди в общении преследуют и другие цели. «Забегай, поболтаем», – может пригласить друг. И мы испытываем большое удовольствие от «болтовни», от общения ради общения, от ощущения, что мы помним, понимаем друг друга с полуслова и без слов.
Вопросы к тексту
Как вы думаете, почему одним из самых тяжёлых наказаний считается наказание одиночеством?
Что является важным условием подлинного общения?
Почему общаются люди?
Как вы думаете, важно ли общение ради общения? Почему?
Вывод: таким образом, мы пришли к выводу, что общение – это великое благо. Нужно только уметь правильно им пользоваться. Недаром ещё Антуан де Сент-Экзюпери утверждал: «Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения». (Слайд № 6)

из тележурнала «Ералаш».
В устном непосредственном общении текст рождается в процессе речи, к нему нельзя вернуться, его нельзя исправить. «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь», – гласит народная мудрость. От общения обе стороны должны получать удовольствие. Понимает ли это один из героев видеоролика, который я предлагаю вашему вниманию? (Видеоролик).

на тему «Основные правила общения»
Как вы поняли, необходимо придерживаться определённых правил речевого поведения.Что это за правила? Давайте попытаемся выработать их вместе.Для этого я предлагаю вам объединиться в группы. (4 группы)
Каждая группа получит своё конкретное задание. Внимание на экран. Перед вами задания для групп. ( Слайд № 8).
1 группа: выработать правила речевого поведения для говорящего;
2 группа: выработать правила поведения для слушающего;
3 группа: выяснить, какими должны быть жесты, мимика, поза участников диалога;
4 группа: составить словарик «волшебных слов».
В помощь вам – текст, набор сюжетных фотографий, а также просмотренный эпизод. Распределите роли: решите, кто будет записывать ответ группы на данных листах, а кто озвучит его. Время работы 3 – 5 минут.

Время вышло. Проверяем вашу работу.
Какие правила вывела первая группа для говорящего? ( Слайд № 9).
Какие правила есть для слушающего у второй группы? (Слайд № 10).
Что может сказать нам третья группа о жестах, мимике и позе участников диалога? (Слайд № 11).
Четвёртая группа, прочитайте нам составленный вами словарик «волшебных слов». (Слайд № 12).

Уважительность, доброжелательность к адресату.
Доброжелательно относитесь к собеседнику, не нанося ему своей речью обиду, оскорбление, не высказывай пренебрежения, избегай негативных оценок личности собеседника.
Вежливость.
Учитывай возраст, пол, служебное положение адресата. Что можно сказать хорошо знакомому, младшему или ровеснику в непринужденной обстановке, то не подойдёт старшему, малознакомому, в официальной обстановке. Смягчай свою речь, снимай категоричность.
Не ставь в центр внимания собственное «Я».
Поменьше говори о себе, будь скромным в самооценках, не навязывай собеседнику собственных мнений и оценок, умей принять точку зрения партнёра.
Ставь в центр внимания слушающего.
Учитывай его личность, осведомлённость в теме, предмете речи, заинтересованность.
Интересная тема.
Выбирай тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнёру.
Логика речи.
Следи за тем, чтобы твоя речь была логичной, выводы не противоречили посылкам, следствия вытекали из причин. В народе о нелогичной речи говорят: «Начал за здравие, а кончил за упокой».
Не старайся говорить громче собеседника.

(К слайду № 10)
Внимательно слушай собеседника.
Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ, дослушай до конца то, что он хотел сказать. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой общаться.
Уважительно, доброжелательно, терпеливо относись к говорящему.
Не сбивай его с мысли, не вставляй неуместных или колких замечаний.
Ставь в центр внимания говорящего его интересы.
Взглядами, мимикой, жестами (кивками головой) подчёркивай свою заинтересованность.
Вовремя оценивай речь собеседника.
Реагируй на его реплики, соглашайся или не соглашайся с ним, отвечай на поставленный вопрос, на побуждение среагировать действием и словом. Сочетай в себе роль слушающего с ролью говорящего, умело вступая в диалог, но не забывай давать говорить другому. Именно в этом случае «слово – серебро, а молчание — золото».

(К слайду № 11).
Учёные выяснили, что с помощью слов передаётся около 25% информации о том, как человек относится к нам, какое у него настроение. Остальное сообщается с помощью жестов, мимики, позы. Иными словами, не менее значимо не только то, что мы говорим, но и как это делаем.
Во-первых, нельзя нарушать так называемое личное пространство человека при коммуникации. Иначе вся информация будет восприниматься бессознательно.
Определить границы личного пространства довольно легко: встаньте, вытяните вперёд руки, очертите обеими руками вокруг себя два полукруга и соедините руки за спиной. Это и есть граница вашего личного пространства.
Во-вторых, наиболее универсальным средством невербального (то есть несловесного) общения является улыбка, которая говорит о дружелюбии и расположении.
В-третьих, наиболее «сильным» орудием диалога является контакт глазами, который обозначает доверие собеседников друг к другу, их открытость.
Ребята, повернитесь друг к другу и, улыбаясь, посмотрите своему товарищу в глаза. Пусть эта улыбка обозначает: я тебя вижу, человек, ты мне нужен и дорог!
И, наконец, во время разговора не размахивай руками, не хватай собеседника за руку, не хлопай по плечу. Учись привлекать внимание словами, а не руками. Кстати, руки должны быть на уровне груди и пояса. Такие жесты говорят об открытости души человека, о том, что он не держит камня за пазухой и готов к общению.

(К слайду № 12).
Приветствие: Добрый день. Доброе утро. Добрый вечер. Здравствуйте. Приветствую вас. Привет, я рад тебя видеть! Сколько лет, сколько зим!
Прощание: До свидания. До скорого свидания. Пока! Увидимся.
Просьба: Прошу тебя (вас), … Пожалуйста. Будь добр, … Будьте так любезны, … Если тебе не трудно, … Если можешь, …
Благодарность: Спасибо! Благодарю! Большое спасибо!
Извинение: Извините. Простите, пожалуйста.
Вежливый отказ: Я бы с удовольствием, но… Я бы охотно, но… Я бы с радостью, но… Мне бы очень хотелось , но… Жаль, но…
Слово учителя.Ежедневно мы приветствуем знакомых, а иногда и незнакомых людей, обращаемся к кому-то, прощаемся, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, используя при этом хорошо знакомые речевые формулы. Всё это и есть речевой этикет, то есть культура поведения в речевом проявлении.У каждого народа существуют свои формулы речевого этикета для выражения приветствия.Древние греки приветствовали друг друга: «Радуйся!», а современные греки: «Будь здоровым!» Арабы говорят: «Мир с тобой!», а индейцы-навахо: «Всё хорошо!» Русские спрашивают: «Как здоровье?», а вот древние египтяне интересовались конкретно: «Как вы потеете?»Единицы речевого этикета устанавливают благоприятный контакт при общении. Вы сказали: «Здравствуйте!» Подумайте, много это или мало?
— Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали.
— Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?
Вежливость облегчает нашу жизнь, но вежливость – это не просто «волшебные слова». Это в первую очередь внимание к людям. Вы можете не сказать ни слова – просто придержать тяжёлую дверь при входе в помещение, пропустить вперёд пожилого человека или свою ровесницу, помочь маме нести сумку. Конечно, слова тоже не стоит забывать, но всё же главное – поступки. Стоит запомнить простую истину: «Ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».
(слайд № 13)
А сейчас, ребята, предлагаю вам разбиться на пары, чтобы выполнить задания игры-тренинга «Речевая ситуация».
Алгоритм работы
Выберите для своей пары тему речевой ситуации.
Составьте диалог, состоящий из 5 – 6 реплик.
Озвучьте диалог, соблюдая правила общения.
Желающие могут воспользоваться карточками- помощниками.
Время работы 3 – 4 минуты.
Речевые ситуации
1. Составьте и запишите диалог в автобусе, используя для выражения просьбы вопросительные предложения, которые начинаются так:

Извините, не скажете ли Вы…
2. Составьте и запишите диалог «На почте», используя для выражения просьбы вопросительные предложения, которые начинаются так:

Не скажете ли Вы…?
3.Представьте себе, что ваш одноклассник стал победителем в соревнованиях (на олимпиаде).Что вы ему скажете? Что он ответит? Запишите диалог, разыграйте сценку.4.Вы увидели, как малыша обидели на улице и он плачет. Успокойте его. Найдите подходящие для ситуации слова.5.Представьте себе, что вам посчастливилось взять интервью у популярного певца (актёра). О чём вы хотели бы спросить его? Составьте вопросы .6.Представьте себе, что вы приглашены на день рождения к однокласснику, но прийти не сможете. Поговорите об этом с другом по телефону, поздравьте его.7.Вы увидели, как ваш младший брат (сестра) первый раз помыл(а) посуду. Похвалите его (её). Найдите подходящие для ситуации слова. Слушаем диалоги, составленные учениками.
Вывод, рефлексия
Что было главным на уроке? (Умение правильно общаться).
Что нового, интересного узнали?
Чему научились?
Пусть знания, приобретённые на этом уроке, помогут вам преодолеть все препятствия, которые могут встретиться в любой речевой ситуации! Желаю успехов в учёбе! Урок закончен.

Оцените статью
Добавить комментарий