Развитие познавательных процессов и деятельности в дошкольном возрасте. Сычёва О. Л

Развитие познавательных процессов и деятельности в дошкольном возрасте.
Сычёва О.Л., психолог МУ ИМЦ.
Игра — основной вид деятельности дошкольников. Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. К среднему возрасту игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх — имитация определенных отношений между людьми, в частности ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, отличаются разнообразием тематики, ролей, игровых действий, правил. Кроме игр, символической формой игровой деятельности является рисование.В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное. Среди разнообразных видов творческой деятельности большое место занимает изобразительное искусство. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. Важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников занимает музыка, пение развивает музыкальный слух и вокальные способности. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный — сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общение и совместный труд.
На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются основные виды деятельности детей: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд.
Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т.е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды аналитико-синтетической деятельности — способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.
Их качество зависит от усвоения ребенком специальных систем перцептивных эталонов. Такими эталонами при восприятии, например, формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма, при восприятии размеров — принятые для их оценки физические величины.
ребенка раннего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам.
В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. От младшего к старшему дошкольному возрасту внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, старшие дошкольники — 12 — 20 секунд. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.
в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. У большинства нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Эти дети легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное, слышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес и сами дети были заинтересованы в том, чтобы что-то запомнить или припомнить. Доказано, что развитие памяти тесно соотносится с развитием мышления у детей.
Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным). Постепенно превращается из непосредственного в опосредованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.
Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют также развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.
специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил 6 этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста:
1 этап — ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане;
2 этап — в процесс решения задачи ребенком включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане.
— задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов;
4 этап — задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе — память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач;
5 этап — задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами;
6 этап — решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.
ВЫВОД. У детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, а преобразуются, заменяются новыми, более совершенными.
Речь. К 4-5 годам дети овладевают правилами грамматики родного языка без особых затруднений и без специального обучения. Появляются первые развернутые формы диалогической речи. Язык становится для самого ребенка предметом анализа, он пытается понять его, говорить о нем. Дети старшего дошкольного возраста отличают настоящие слова, имеющиеся в языке, от придуманных, искусственно созданных слов. Дети, которым меньше 7 лет, обычно считают, что у слова есть только одно значение, и не видят ничего смешного в шутках, основанных на игре слов.
Простой детский рисунок является своеобразной символьно-графической предпосылкой письменной речи ребенка (по Л.С. Выготскому). Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течении среднего и старшего дошкольного детства, т.к. развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.
Литература.
Немов Р.С. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. — 2-е изд. — М: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Оцените статью
Добавить комментарий