Раздел V. Ранняя юность — Министерства образования РФ москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону…

Раздел V. Ранняя юность…………………………………………………………………………………478Глава 1. Общая характеристика возраста……………………………………………………….479 )
§ 1. Особенности психического развития………………………………………..479 г
§ 2. Ценность ранней юности и задачи развития…………………………….484

юношеского возраста…………………………………………………………………………..486§ 1. Выбор формы обучения и образа жизни в юношескомвозрасте………………………………………………………………………………………….486§ 2. Социально-психологическая адаптация в новой группе………..489§ 3. Установка на продление моратория…………………………………………..4901 лава 3. Временная перспектива будущего и профессиональноесамоопределение………………………………………………………………………………….491§ 1. Обращенность в будущее — аффективный центр жизнив ранней юности……………………………………………………………………………491
8____________________________________________________________Оглавление
§ 2. Жизненные цели и психологическое здоровье………………………..493§ 3. Временная перспектива будущего и профессиональноесамоопределение…………………………………………………………………………..502Глава 4. Юноши и девушки «группы риска»…………………………………………………505§ 1. Возможные вариации взросления……………………………………………..505§ 2. Аддиктивное поведение……………………………………………………………….506
§ 3. Юношеская сексуальность………………………………………………………….511
§ 4. Асоциальное поведение……………………………………………………………….518Резюме …………………………………………………………………………………………………………………527Темы для самостоятельной работы………………………………………………………………….528Литература……………………………………………………………………………………………………………528

Глава 1. Психология как учебный предмет общеобразовательнойшколы…………………………………………………………………………………………………….532§ 1. Актуальность преподавания психологии в современнойобщеобразовательной школе………………………………………………………533§ 2. Этапы «вхождения» психологии в практику школьногообразования…………………………………………………………………………………..537§ 3. О целесообразности преподавания психологии в школе……….538§ 4. Обоснование научного содержания курса«Психология в школе»…………………………………………………………………543§ 5. Когда начинать преподавание психологии в школе?………………548

психологии в школе…………………………………………………………………………….549§ 1. Принципы преподавания психологии в школе………………………..549§ 2. Урок психологии…………………………………………………………………………..551§ 3. Подготовка учителя к уроку……………………………………………………….554§ 4. Урок и учебные ситуации……………………………………………………………557§ 5. Урок и эмоциональные состояния школьников………………………559
§ 6. Ученик как субъект учебной деятельности………………………………563
§ 7. Учитель как субъект педагогической деятельности………………..567§ 8. Взаимодействие ученика и учителя…………………………………………..570§ 9. Оценка и отметка………………………………………………………………………….573Резюме …………………………………………………………………………………………………………………579Литература……………………………………………………………………………………………………………579
Заключение………………………………………………………………………………………………………….581
Контрольные вопросы по курсу……………………………………………………………………..585
Клятва детского психолога
Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу. В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, — для тех, кто идет ко мне. Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного — быть для людей тем, кому можно довериться. И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированное тью, непорядо чнос тью, равнодушием и стяжательством. И пусть удача сопутствует мне в моем
искреннем стремлении побудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой пособие по курсу «Практическая психология образования» для студентов психологических факультетов педагогических университетов и институтов, для слушателей факультетов дополнительного образования и повышения квалификации по специальности «Педагог-психолог» или «Практический психолог образования».В настоящее время мы наблюдаем весьма интенсивное развитие практической психологии образования. Интерес к практической психологии велик и не случаен. Он связан с тем, что общество, хоть и очень медленно, поворачивается лицом к человеку, начинает ценить инициативу, свободу мысли, активность, самостоятельность своих граждан. Это происходит не только потому, что развитая личность несет в себе больший заряд творческой активности и большую возможность полезной отдачи, что выгодно обществу. Такой интерес появился в связи с тем, что происходит постепенное осознание ценности человека как такового, постепенное укрепление гуманистической позиции, заключающейся в том, что каждый человек, его развитие, его самоопределение и самоощущение в мире — главная цель общества, основное оправдание его существования. Именно поэтому ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека, что связано с личностно заинтересованным со стороны взрослых индивидуальным подходом к каждому ребенку.На наших глазах возникла и становится массовой новая специальность — практический психолог образования (или школьный психолог, педагог-психолог). Его работа является новой формой обществен-нозначимой профессиональной деятельности. Психологи пришли в детские сады, школы, лицеи, интернаты, колледжи как гаранты права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие его индивидуальности. В их задачу входит профессиональное определение условий для благоприятного и позитивного
отредактора
11Проживания ребенком дошкольного и школьного детства, максимальное содействие созданию таких условий, оказание психологической помощи как самим детям, так и их родителям, воспитателям, учителям в решении личностных проблем, проблем обучения, воспитания, общения, отношений и пр.
Психологическая служба, или практическая психология образования, соединила как нерасторжимое целое науку о развитии ребенка и практику реализации возможностей этого развития в условиях современных учреждений образования. Еще Л. С. Выготский подчеркивал, что «психология, которая призвана практикой подтвердить истинность своего мышления, которая стремится не столько объяснять психику, сколько понять ее и овладеть ею, ставит в принципиально иное отношение практические дисциплины во всем строе науки, чем прежняя психология. Там практика была колонией теории, во всем зависимой от метрополии; теория от практики не зависела нисколько, практика была выводом, приложением, вообще выходом за пределы науки… Теперь положение обратное; практика входит в глубочайшие основы научной операции и перестраивает ее с начала до конца; практика выдвигает постановку задач» (Выготский Л. С, 1982, т. 1, с. 387).
Именно современное взаимодействие науки и практики, где так или иначе сталкиваются, переплетаются, взаимообусловливаются психологические явления и педагогические условия, порождает сложность и многозначность самого явления практической психологии образования, а следовательно, и основного ее исполнителя — практического психолога.Психолог в образовательном учреждении, конечно, работает не только с ребенком, но и с педагогами, родителями, взрослыми, которые окружают ребенка и создают ему те или иные условия жизни и развития. Но он всегда работает ради ребенка. Центром внимания и смыслом деятельности психолога является ребенок (дошкольник, младший школьник, подросток, старший школьник), его интересы как растущего человека и развивающейся личности, индивидуальности.В этой книге сделана попытка отразить научные знания, соответствующие современному уровню развития психологической науки и практики, и раскрыть возможные способы реализации этих знаний в реальной работе с детьми.Авторский коллектив, уделяя значительное внимание проблемам психологической помощи, коррекции условий жизни, нарушений в поведении и развитии, основной акцент делает на нормальном развитии,12

на возможностях практической психологии содействовать полноценному развитию ребенка на каждом возрастном этапе онтогенеза. Младенчество, раннее, дошкольное и школьное детство, отрочество, ранняя юность — жизнь детей на всех этих возрастных этапах наполнена особым содержанием, которое и составляет условие и определенный уровень их развития:♦ особыми взаимоотношениями с окружающими (взрослыми, сверстниками);♦ особыми способами познания окружающего мира;♦ ведущей деятельностью, в наибольшей степени способствующей психическому и личностному развитию именно на данном возрастном этапе;♦ системой прав и обязанностей ребенка;♦ особым соотношением прошлого, настоящего и будущего и пр.
Не случайно считал возраст ребенка основной проблемой науки и практики. Каждый возраст сензитивен и ответствен для определенных психологических образований, которые служат опорой, базой, стартовым плацдармом для последующего развития. Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции, на разработке и реализации дополнительных развивающих программ, педагогических мероприятий и пр. Поэтому не жалеть сил и средств на создание своевременно-благоприятных для психического и духовного развития ребенка условий экономически выгодно и нравственно оправдано.
Авторы решали довольно сложную задачу — написать такую книгу, которая, не дублируя соответствующие учебные пособия по детской и возрастной психологии, способствовала бы усвоению определенной системы понятий психологии развития в аспекте практической деятельности психолога.В пособии анализируются основные теоретические понятия возрастной психологии, такие как «новообразование», «развитие», «кризис», «сензитивность», «эмоциональная», «интеллектуальная» и «мотива-ционно-потребностная» сферы, закономерности возрастного и интеллектуального развития и пр. Но эти понятия, попадая в терминологическое поле новой отрасли знаний — практической психологии образования, нагружаются новым содержанием, приобретают четко выраженный практический аспект. Важно не только понимать, что такое психоло-Отредактора13
гические новообразования определенного возраста, но знать, каким образом должна быть организована жизнь ребенка, чтобы эти новообразования могли быть сформированы и реализованы в полной мере, что способствовало бы его дальнейшему прогрессивному развитию. В этой книге, с одной стороны, раскрывается самоценность каждого возраста, с другой, показано, что именно взаимообусловленность всех возрастов и составляет единый онтогенетический процесс развития.
Авторы также обращают внимание уважаемых студентов и всех читателей на новый и весьма существенный аспект практической деятельности психолога, а именно на целесообразность и возможность преподавания психологии как учебного предмета в средней общеобразовательной школе. Преподавание психологии в школе ни в коей мере не заменяет работу практического психолога как такового. Это лишь еще одно направление активного участия практической психологии в системе образования. В книге представлены научно-методическое обоснование и программа школьного курса «Психология» для III—XI классов, определена его основная цель — приобщение каждого ребенка к психологической культуре. Здесь дан анализ самого понятия «психологическая культура» и раскрыта взаимосвязь психологической культуры с рбщей культурой и системой образования, показано, что образование не только питается культурой, но и влияет на ее сохранение и развитие. Усвоение основ разных наук, в том числе и психологии, содействует общему развитию учащихся, расширяет их интеллектуальный кругозор, раздвигает границы культурного пространства, создает условия для последующего профессионального выбора, для углубленного изучения наук в более полном объеме в высших учебных заведениях. Поэтому чем более широк круг культуры, в который вводит ребенка школьное образование, тем более значимыми и содержательными становятся основания для развития полноценной личности и творческой индивидуальности.Учебное пособие предназначено для подготовки и повышения профессиональной квалификации практических психологов образования, способных работать во всех звеньях образовательного пространства страны — от детских садов, школ, интернатов, гимназий, лицеев, профессионально-технических училищ и колледжей до психологических, социально-психологических, реабилитационных центров всех уровней.Книга написана авторским коллективом единомышленников, имеющих значительный опыт научной и практической работы в области Психологии развития, педагогической психологии, школьной психологической службы.14

Она является одной из единого цикла учебных пособий, разработанных авторами для всех ступеней психологического образования и объединенных единой теоретико-методологической позицией:♦ Психология: Учебное пособие для начальной школы. — М., 1998;♦ Психология: Учебное пособие. 5 класс. — М.; Воронеж, 2000;♦ Психология: Учебное пособие. 6 класс. — М.; Воронеж, 2001;♦ Психология: Учебное пособие. 7 класс. — М.; Воронеж, 2002;♦ Психология: Учебное пособие. 8 класс. — М.; Воронеж, 2002;♦ Психология: Учебное пособие. 9 класс. — М.; Воронеж, 2004;♦ Психология: Учебное пособие. 10 класс. — М.; Воронеж, 2004;♦ Психология: Учебник для педагогических училищ. — М.,1999;♦ Возрастная и педагогическая психология: дошкольный и младший школьный возраст: Хрестоматия. — М., 1998;♦ Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. — М., 1997, 1998, 2002;♦ Возрастная и педагогическая психология: школьный возраст: Хрестоматия. — М., 2000.Авторы с благодарностью примут все замечания и пожелания. Наш адрес: Москва, ул. Моховая, д. 9, корпус «В», Психологический институт РАО, лаборатория научных основ детской практической психологии.
И. В. Дубровина, г. Москва, 2004 год.
Часть I
ВВЕДЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЮ
ОБРАЗОВАНИЯ

Оцените статью
Добавить комментарий