Разработка урока «Мир в зеркале искусства»

  • От :
  • Категории : Без рубрики
Разработка урока «Мир в зеркале искусства» Макшанцева Любовь Владимировна, учитель изобразительного искусства МКОУ Ермоловской СОШ Лискинского муниципального района Тип урока: комбинированный Цели:

Образовательная: научить осмыслению роли зеркала в искусстве

Развивающая: способствовать развитию познавательной деятельности и креативности учащихся

Воспитывающая: способствовать воспитанию духовно – нравственных качеств

Оснащение урока: компьютер, интерактивная доска,

Межпредметная связь: литература, история, химия, математика

Методическая цель: показать способы активизации познавательной деятельности учащихся

^

1. Организационная часть

2 Подготовка учащихся к изучению учебного материала:

сообщение темы Целевая установка на урок.

^ :

Вопрос: — Какой опыт взаимоотношений между людьми вы приобретаете в результате знакомства с произведениями искусства? — Ответ на вопрос постройте из темы прошлого урока «Портрет композитора в литературе и кино»

^

Рассмотрим название темы урока и разберем значение каждого слова (справа – налево) и его связь с предыдущим словом. Мир в зеркале искусства

^

Вопрос: — что такое искусство? Примерные ответы:

Искусство – это использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающим.

^

тот термин  употребляется в разных смыслах: процесс использования таланта, произведение талантливого мастера, потребление произведений искусства аудиторией, а также им обозначают процесс изучения искусства (искусствоведение).

^ «Зеркало и искусство»

— Какова роль зеркала в живописи?    Зеркало — прием развертывания композиции в изобразительном искусстве. 

      Хорошо известное в быту зеркало играет довольно парадоксальную и неожиданную роль в изобразительном искусстве, отображая различные формы миропонимания в истории культуры. Парадоксальность зеркала проявляется хотя бы в том, что изображение в зеркале всегда на одно измерение меньше, чем мир, который оно отражает. Так, например, мы никогда не видим себя в зеркале такими как мы есть на самом деле, т. е. объемными, а всегда плоскими.

Наоборот же, зеркало в предмете культуры, — это не только удвоение изображения, а расширение пространства картины за счет введения дополнительной плоскости восприятия. 

     История искусства дает нам целый спектр различных приемов “расширения”, “искривления” визуального пространства с помощью зеркала. 

^

Гойя “До самой смерти” (слайд 2)

—  Функционирование зеркала в мире культуры можно расслоить на два уровня отражения зеркалом:        ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ — уровень непосредственного отражения зеркалом мира, т. е. бытовое, обыденное понятие зеркала (отражение идет на уровне сознания и самосознания). Для отражения таким зеркалом объектов мира и характерно снижение размерности изображения, т. е. в зеркале объемный мир отображается в плоскостном, двумерном. 

      Сообщения учащихся по группам.

Выступление 1 группы на тему «Производства зеркала» » (связь с химией)

   Предполагаемый ответ: Металлические зеркала были известны во всех культурах до нашей эры. Круглые ручные и стоячие зеркала из полированного металла /бронза, серебро/ с декоративной ручкой либо подставкой, выполненной в виде фигуры, были известны в эгейской Греции и Великой Греции с архаических времен. Ручные зеркала производились уже в микенскую эпоху. Ручные зеркала с гравировкой в виде фигур и орнаментов появляются у этрусков. В 5 веке до р. х. в Греции было изобретено складное зеркало. Его зеркальная поверхность нередко защищалась крышкой с украшениями. Античность не знала стеклянных зеркал. Со II века до р. х. были известны выпуклые и вогнутые зеркала и основная геометрия отражения зеркалом предметов.        С XI века появились первые известные нам упоминания о зеркалах из стекла. Сначала стеклом покрывали полированную пластинку из металла. В XII-ХIII веках в качестве металла стали использовать свинец /сплав свинца с сурьмою/. С XIV века сплав заменили на оловянную амальгаму, которую получали, наливая на лист оловянной фольги /станиоль/ ртуть.        Первый патент на хрустальное зеркало был взят в 1507 г. Данзало дель Галло. С начала XVII века зеркала стали изготовляться в цеховых мануфактурах. С XIX века в качестве металлической основы под стекло стали использовать серебро. В последнее время листовое стекло движется по конвейеру, где на его поверхность последовательно наносится из пульверизаторов раствор соли серебра и восстановитель, который осаждает из раствора чистое серебро в тонкодисперсной /коллоидальной/ форме; после этого на тонкий слой серебра наносится слой меди, защищавшей пленку серебра, и в заключение оба металла покрываются лаком… 

 Учитель:

— как всегда задайте вопросы разной сложности от 3 до 5 по теме своего выступления   

   Учитель:

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ — уровень опосредованного отражения зеркалом мира, т. е. когда зеркало сознательно помещено в объект отражения. В живописи зеркало помещено в предмет картины как средство добиться полноты восприятия за счет искривления, а тем самым и расширения визуального пространства картины.

    Выступление 2 группы на тему «Нелинейное зеркальное пространство» (связь с математикой)

Это нелинейное зеркальное пространство можно сравнить с замкнутым математическим пространством, с лентой Мебиуса, бутылкой Клейна /замкнутыми одномерными и двумерными поверхностями/. Так, если на прозрачной ленте написать букву на равном расстоянии от другой буквы, свернуть ленту в ленту Мебиуса, то противоположные фигуры будут соотноситься как изображение и его зеркальное отражение. Причем “прямая” и “противоположная” буквы находятся на одной стороне ленты, ибо у ленты только одна поверхность

Учитель

  Рассматривая различные образцы изобразительного искусства, когда зеркало помещено в предмет визуального восприятия, яркий пример такого художественного приема обнаружим в картине “Менины” Веласкеса. Зеркало, помещенное в предмет отражения, например, в картину, раскрывает ее динамику. Художественное пространство такой картины открыто временному фактору, открыто именно благодаря зеркалу.

— Какой сделаем вывод?

Поэтому зеркало в картине — это процесс развития картины, элемент ее истории, изменчивость и открытость в ее устойчивости. 

   Учитель:

Рассмотрим картину Пикассо “Наука и милосердие” (1897) “ (слайд 3): Вопрос:

— С вашей точки зрения имеем ли место зеркало в данной картине?

Предположительный ответ учащихся:

Картина отлично выстроена композиционно, и проникнута истинно христианскими чувствами, но содержит детали, которые можно счесть крамольными: в этой убогой и нищей комнате совершенно не место зеркалу, висящему в изголовье кровати тяжко больной женщины. Духовное начало вытесняется плотским при взгляде на эту пышную резную раму, вызывающую слишком назойливые и прямые ассоциации с барочным изображением женского лона. В наши дни подобная визуальная метафора не осталось бы незамеченной и неоткомментированной, но в те времена Пикассо мог твердо рассчитывать на непреложность того обстоятельства, что родственники его не станут вычленять предмет из окружающего контекста — зеркало есть зеркало, и мало ли на что оно может быть похоже. Зеркало живет в картине вопиющим противоречием ее сюжету и символическим предвестием будущих тем Пикассо”

Выступление 4 группы на тему   «Все о зеркале»   

   Предполагаемый ответ: В различных традициях актуализируется мистическая связь зеркального образа и его объекта. Кроме того, с зеркалом связывается способность концентрировать, сохранять и трансформировать энергию, духовную силу (первые зеркала люди изготавливали из металлов — бронзы, меди, — символику которых частично унаследовали); это представление обусловило возникновение множества обычаев и примет. Так, например, считается, что разбитое зеркало предвещает несчастье, что в доме, где находится покойник, следует закрывать зеркала. Зеркало также нередко используется в магических практиках (в частности, для общения с духами) и по приписываемым ему способностям сходно с хрустальным шаром для гаданий. В индийской традиции зеркало считается символом истины. «Зеркало кармы» является атрибутом судьи загробного мира Дхармараджи («царь закона»), в нем отражаются поступки умерших. В Японии зеркала являлись символом и образом божества и помещались в синтоистских храмах; как считалось, они выступают посредниками в общении с богами. Также зеркало — один из атрибутов священной власти императора, символизирующий чистоту. В японской буддийской традиции возник обычай класть бронзовое зеркало возле головы умершего, чтобы предохранить его душу от действия сил зла (с аналогичной целью медное зеркало клали под голову покойника в доэллинистическом Египте). В Древнем Китае зеркало связывается с числом 8 как знаменующим божественное совершенство и является символом знания, отваги, милосердия; ручные зеркала, в частности, являются символами истины. В Китае верили, что зеркалам присуща способность содействовать в супружеском счастье, а также защищать от влияния вредоносных сил. Кроме того, зеркала являлись принадлежностью загробного суда, а также атрибутами китайского божества молнии, которое, сводя и разводя их, вызывало молнию. «Энергетические» функции зеркала нашли применение в китайском искусстве дизайна и интерьера фэн-шуй.

   Учитель:

— задайте вопросы разной сложности от 3 до 5 по теме своего выступления   

Выступление 5 группы на тему «Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит….»

   Предполагаемый ответ: Портрет, который, по наивному представлению, наименее условен как жанр, наиболее прикован к непосредственно данному художнику материалу, для Пушкина становится средством выражения высшей правды искусства. Характерно, что портрет Барклая – де – Толли в Военной галерее Пушкин увидел явно более трагическим, чем он на самом деле предстаёт перед зрителями, глядящим на него. В портрете раскрывается весь характер человека. Вместе с тем искусство художника останавливает один какой – то момент. И это сочетание волнует Пушкина. Раздвоение человека и его портрета, раздумье над тем, где же истина, а где ложное, становится для Пушкина кардинальным и мучительным вопросом. И, как всегда, решение он дает неоднозначное. Пушкин видит и правду портрета, и правду жизни, находящуюся за пределами искусства. «Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит….» —   Пишет Пушкин в послании Кипренскому, создавшему его известный портрет. Это, конечно, комплиментарное стихотворение. Но важно, что здесь портрет – как бы что – то  более высокое, чем реальность.

Выступление 6 группы на тему  «Образ мира и Бога, истины, познания»

     Предполагаемый ответ: Образ мира и Бога, истины, познания, но и обманчивости, неподлинности. Мотив отражения, составляющий основное содержание образа, оказывается представленным в космогонии и космологии: Бог творит мир, чтобы видеть в нем свое отражение; мир — это отражение божества, нетождественное ему, но все же являющееся его подобием, образом. Зеркало связано с комплексом вода — луна — женщина. Подобно воде, оно является отражающей поверхностью (в которой можно увидеть образы неведомого). Поскольку оно лишь отражает облики других предметов, не обладая своим, зеркало подобно луне, которая отражает солнечный свет, лишенная собственного; его природа переменчива — оно то «населено», то пустынно, что отсылает нас к лунной и женской символике. В своей способности отражать человека и окружающую его реальность, зеркало устойчиво соотносится с сознанием, мышлением, выступающими инструментами самопознания и отражения универсума; понятие «рефлексия» (латинское «отражение») сближает мысль и зеркало. Воображение, как порождение образов мира, также находит свое олицетворение в зеркале. Отражение человека в зеркале почиталось у некоторых народов как вместилище души; по этой причине люди, не отражающиеся в зеркале, считались проклятыми, продавшими душу дьяволу. В фольклоре оно обычно наделяется магическими свойствами. Иногда зеркало воспринимают как дверь в другой, потусторонний мир. Согласно одной китайской легенде, приводимой Борхесом, в давние времена мир зеркал и мир людей не были разобщены и через зеркала можно было проходить туда и обратно. Однажды обитатели зеркального царства, отличные в своем облике от людей, попытались захватить этот мир, но их удалось прогнать и заточить в зеркалах; они были лишены собственного облика и обречены повторять все действия людей. Однако пройдя время, и они выйдут из заточения и заполонят землю, Сходное представление легло в основу сюжета повести Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».

   Учитель:

— задайте вопросы разной сложности от 3 до 5 по теме своего выступления   

— Рассмотрим произведения искусства, где зеркала заменяет гладь воды, человеческий глаз, оконное стекло и т.д.

Зеркала и искусство

Творческим натурам  и людям из области искусства приходится перед зеркалами проводить не один час долгих  репетиций.  Делается это для того, чтобы придать  особую мягкость и плавность движениям,  достигнуть красоты и грации  тела, отработать правильную осанку и  научиться управлять мимикой  собственного лица. С помощью зеркальных поверхностей появляется уникальная возможность  взглянуть на себя самого глазами другого человека. Увидеть себя таким, каким видят тебя другие люди. Длительные изнуряющие репетиции, и как видимый результат- безупречная пластика тела и мимика лица известных и знаменитых людей актёров, танцоров и музыкантов.

^

— Мир в зеркале искусства – это вся вселенная, отображенная глазами творцов

Зеркало мира! Ты только взгляни!

В жизни исчезнут хмурые дни,
ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО, замедлят свой бег,
Стань их властителем, ТЫ, ЧЕЛОВЕК!

^ реферат об одном из наиболее значимых культурных объектов родного края

^

^
Нам  так сложно представить свою жизнь без этого предмета.  Мы начинаем своё утро с взгляда, брошенного в его глубину, перед ним  мы проводим , кто короткие минуты, а кто и длинные часы. В течение дня десятки раз мы ловим в нём своё отражение и этот взгляд на себя, он как будто, глазами других людей. А вечером, после тяжёлого дня, именно  перед ним мы снимаем свои маски и  бросаем  уставший взгляд в его завораживающую поверхность. Речь идёт о зеркалах и о влиянии мира Зазеркалья на нашу жизнь.

Зеркала по всюду, они в наших  домах,  на улицах, в зеркальных поверхностях витрин,  в офисах,  в ресторанах, барах  и кафе. За день  отражение нашего лица до тысячи раз мелькает и появляется в разных зеркальных поверхностях и отражается во всевозможных зеркалах. Иногда, мы даже  можем этого не замечать. А иногда,  мы пристально вглядываемся в своё зеркальное отражение, пытаясь найти в нём ответы на многие вопросы. Сколько существуют зеркала, столько и интересуют человечество вопрос –

не таит ли  в себе опасности  мир Зазеркалья? Не вредят ли эти зеркальные миры и отражения в них  нашей реальной жизни и здоровью?  Или, может быть, зеркала несут позитив и пользу? Зеркала в дизайне интерьеров.

Современные дизайнеры  в своих смелых, альтернативных и прогрессивных проектах очень активно используют зеркала в оформлении интерьеров. Сегодня, уже никого не удивляют зеркальные потолки над головой, зеркальные полы, зеркальные стены и зеркальные перегородки. Даже дверцы шкафов-купе,  украшают зеркалами с причудливыми рисунками и художественными орнаментами,  а столики с зеркальной поверхностью можно встретить почти в каждом доме.Оформители помещений активно использую свойства зеркал визуально увеличивать пространство в помещениях, придавать ему  высоту и глубину.  Зеркала помогают создать тонкую атмосферу с определённым  намёком  на  торжественность и изысканность.  Опытные дизайнеры уверенно заявляют своим клиентам о том, что в оформлении интерьера грамотное!!! использование зеркал может изменить привычное помещение до неузнаваемости.

Зеркала и искусство

Творческим натурам  и людям из области искусства приходится перед зеркалами проводить не один час долгих  репетиций.  Делается это для того, чтобы придать  особую мягкость и плавность движениям,  достигнуть красоты и грации  тела, отработать правильную осанку и  научиться управлять мимикой  собственного лица. С помощью зеркальных поверхностей появляется уникальная возможность  взглянуть на себя самого глазами другого человека. Увидеть себя таким, каким видят тебя другие люди. Длительные изнуряющие репетиции, и как видимый результат- безупречная пластика тела и мимика лица известных и знаменитых людей актёров, танцоров и музыкантов.

Зеркала и медицина

Широко используются  магические свойства зеркал и  гладких зеркальных поверхностей  в области психологии и,  как классической, так и нетрадиционной медицины. Опытные психологи своим постоянным пациентам, которые страдают неврозами и невротическими расстройствами, а также  переживаниями, угнетающими депрессиями рекомендуют почаще смотреть на себя в зеркало. Существует мнение о том, что последний взгляд, брошенный в зеркало,  человеком, решившимся свести счёты с жизнью,  имеет силу  остановить его и  даже уберечь от рокового и необдуманного шага. Но, кроме вышеперечисленных положительных аспектов, существует и ряд настораживающих факторов. Так, учеными одного из институтов в Нью-Йорке, занимающимися непосредственным изучением влияния природы зеркал на организм человека, было выяснено, что если здоровый, успешный, красивый и уверенный в себе человек,  будет довольно много времени проводить перед зеркалом, вглядываясь в своё отражение,  вскоре у него  может проявиться ощущение хронической усталости и  заметно ухудшиться память.

Что касается более альтернативной области медицины, то здесь зеркала очень часто используют  для проведения  специальных магических ритуалов, конечной целью которых является  исцеление от различных болезней. Известный  врач и алхимик Парацельс  именно с помощью зеркальных поверхностей и сложных манипуляций с ними  проводил исцеление от болезней приходящих к нему  людей. Современными учёными же  доказано, что даже если и на полное исцеление перед зеркалом рассчитывать не придётся, то общее состояние больного  может однозначно улучшится.

 Загадочный мир Зазеркалья существует по странным законам, здоровые здесь могут лишиться своего здоровья, глядя в зеркальную поверхность, а вот  люди, страдающие различными заболеваниями — вполне могут надеяться на исцеление.

А вот современные врачи-офтальмологи тоже не оставили зеркала и их  магические целебные свойства без своего внимания. Физкультура наших глаз перед зеркальной поверхностью отлично повлияет как на сетчатку глаза, так и на деятельность мозга.  Благодаря такой профилактике  глазные мышцы  человека расслабляются, а  внутриглазное давление приходит в норму,  все эти показатели позитивно влияют на улучшение зрения .

Зеркала  также обладают  и «свойством памяти»,  известному российскому учёному Виталию Правдивцеву путём опытов и исследований удалось этот факт научно  доказать. Зеркала могут запоминать  человеческие эмоции того, кто смотрится в  его зеркальную поверхность, и передавать эти эмоции следующему человеку, который будет смотреться в это же зеркало. Зеркала и Фэн-шуй Если говорить о древнекитайской науке Фэн-шуй, то здесь зеркалам заслуженно отведён  целый раздел. Согласно этому направлению науки , наши зеркала, это не только детали и части интерьера, но и  своеобразные энергетические отражатели.  Они  обладают также свойством удваивать, всё то, что  отражается в их поверхностях. Специалисты по Фэн-шуй не рекомендуют хозяевам вешать зеркала там, где вы спите, в спальнях, и ваше супружеское ложе или кровать,  ни в коем случае не должны отражаться в зеркале. Зеркальные поверхности не должны «обрезать» ваше отражения. Если на зеркале  в вашем доме вдруг появилась трещина или царапина — от него будет лучше всего  побыстрее избавиться. Все зеркальные поверхности в вашем доме  всегда необходимо содержать в идеальной чистоте, а после того, как  с вами произошло неприятное событие в жизни, ссора или скандал — зеркала рекомендуют очистить и помыть. Не желательно так же вешать зеркала в коридорах напротив ваших входных дверей. Кроме всего вышесказанного  с зеркалами связано очень много  различных народных примет и  устрашающих суеверий.

Стоит ли верить  в таинственный, воздействующий мир Зазеркалья и его влияние на нашу жизнь, или отмахнуться от всего этого – дело, конечно же, сугубо личное. Но, чем дольше вы вглядываетесь в зеркальную холодную поверхность, то тем отчётливее понимаете, что это непросто —  «Предмет со стеклянной или металлической отполированной поверхностью, предназначенный для отображения того, что находится перед ним» — как написал  известный русский языковед С.  Ожегов в своём словаре, а  действительно нечто большее.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …