Разработка урока по географии в 7 классе на тему: «Природные зоны Южной Америки»

Разработка урока по географии в 7 классе на тему: « Природные зоны Южной Америки».
Цели урока:
Формирование представлений о природе Южной Америки, познакомить учащихся с органическим миром природных зон Америки
Задачи:. 1. Изучить разнообразие природных комплексов Южной Америки на примере природных зон.
2. Продолжить формирование умений и навыков работы с картографическим материалом, проводить анализ этого материала; развивать способности устанавливать причинно-следственные связи;
3. Воспитывать трудолюбие, максимальную работоспособность на уроке; развивать товарищескую взаимопомощь и поддержку; сформировать у школьников бережное отношение к природе .
Оборудование: учебник географии «Материки, океаны и страны» И. В. Коринская, В.А. Душина М.: Дрофа, 2010; атласы по географии 7 класс, тетради,, таблицы для заполнения, климатическая карта Южной Америки , карта «Почвы мира», карта «Природные зоны Южной Америки».

План урока.
Повторить пройденный материал.
Обобщить и закрепить знания о природных зонах.
3. Выяснить , какие природные зоны располагаются на материке Южная Америка.. 4Заполнить таблицу.
Ход урока:
I.Организационный момент
Проверка домашнего задания.
а) Работа по карте ( повторение номенклатуры) б).Внутренние воды материка. -реки; — озёра.

Учитель : Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по Южной Америке : узнаем , какие природные зоны находятся на этом материке, дадим им характеристику. Познакомимся с новыми понятиями, заслушаем сообщения (Слайд №1) -что такое природный комплекс? -перечислите компоненты природного комплекса -можно ли считать зону природным комплексом? -что такое природная зональность?. 2.Работа с картой. ( Учитель на карте показывает природные зоны, а дети при помощи атласа называют их) — какие природные зоны расположены в Южной Америке? — В каких климатических поясах расположены природные зоны Южной Америки? — Что можно сказать о размещении природных зон от экватора к югу и к северу? ( природные зоны повторяются) -Почему природные зоны повторяются? ( так как повторяется климатические пояса) — давайте сделаем вывод: смена природных зон от экватора к северу и югу происходит из-за смены климатических поясов и подчиняется закону широтной зональности.
Слайд № 2
-Итак , дадим характеристику природным зонам : влажные экваториальные леса, саванны, степи, пустыни В процессе работы будем заполнять таблицу . которая у вас лежит на партах.
Название природной зоны
Географическое положение
Климат
Почвы
Растения
Животные
Влажные экваториальные леса
Саванны и редколесья
Пустыни
Степи
-Знакомство с понятием влажный экваториальный лес. — Где находится это природная зона? (работа с картой, проверка при помощи слайда)
.
— Опишите климат по карте атласа данной природной зоны. Внесите данные в таблицу. -По карте «Почвы мира «, определите тип почвы преобладает во влажных экваториальных лесах.( красно- желтые ферралитовые). Такие почвы содержат много железа, органические вещества разлагаются до конца и не накапливаются. Обилие влаги приводит к непрерывному промыванию на большую глубину почв, происходит заболачивание

Слайд № 5 Растительность
-Какие растения растут в этом лесу? -Что представляет собою лес? Какие чувства вызывает он у человека, побывавшего там? -Какие приспособления у растения существуют? -Какие животные могут жить в этом лесу? ( после ответов детей открывается при помощи щелчка правильные ответы) -Какие у них приспособления? Почему во влажных экваториальных лесах мало крупных животных

Кувшинка Виктория регия – самая крупная из кувшинок. Немецкий ботаник Рихард Шомбургк (1811–1891) совместно со старшим братом Робертом (1804–1865), известным путешественником, обследовавший по заданию Лондонского Географического общества Британскую Гвиану (ныне Республика Гайана), в заводях бассейна Амазонки обнаружил гигантскую кувшинку. В честь взошедшей полгода спустя на британский престол королевы Виктории она была названа викторией регией (лат. Victoria Regia — «Виктория царственная»). Круглые с бортами листья этой кувшинки достигают в диаметре 2 м и не тонут под грузом 50 кг, ее ароматные и пышные цветки «живут» около полутора суток, успевая за это время трижды поменять свой цвет. — Давайте повторим: что такое влажный экваториальный лес?
.
-Давайте познакомимся с определением саванна. -Определим географическое положение саванны и редколесья? (к северу и югу от природной зоны влажных экваториальных лесов) — По картам опишите климат, в котором находится эта зона. А теперь проверим , правильно ли вы ответили на вопрос?

Теперь определим по карте «Почв» тип почвы саванны и редколесья. Какой тип почв преобладает в саваннах. ?(Красно-бурые) Учащиеся проверяют правильность заполнения графы «почва» по слайду № 6

— Как вы думаете, какие растения могут расти в данной зоне? Ответ на этот вопрос вы найдете на странице учебника 109.
.
Сообщение учащегося. (остальные по ходу заполняют графу).
Муравьед. Размеры варьируются от крохотного карликового муравьеда, который весит менее 400 г при длине тела 15 см, до большого муравьеда, чей вес превосходит 30 кг, а длина тела — 1,2 м. Населяют главным образом тропические леса, но встречаются и в открытых районах типа саванн, по берегам рек. Ведут наземный (большой муравьед), древесный (карликовый муравьед) или наземно-древесный (тамандуа) образ жизни. Активны преимущественно в сумерки и ночью. Питаются почти исключительно муравьями и термитами, чьи постройки разрывают мощными передними лапами, после чего собирают насекомых своим клейким языком. Реже поедают пчёл и личинок жуков; в неволе большой муравьед ест также фрукты. Зубов у муравьедов нет, однако пилорический отдел желудка снабжён мощной мускулатурой, помогающей перетирать пищу.
У муравьедов прекрасное обоняние, но слабые слух и зрение. Мощные когти хорошо защищают их от хищников. Образ жизни они ведут одиночный; исключение составляют самки с детёнышами. Размножаются раз в год, рождают 1 детёныша, которого самка носит на спине. -Что такое саванна? Выделите главное слово. Если учащиеся не могут вспомнить определение можно вернуться к слайду№5

Слайд № 10. Пустыни.
— Познакомимся с определением пустыня. -Назовите пустыни Южной Америки. Где они находятся? -Самостоятельно опишите по картам атласа климат пустыни . Сравните климат пустынь., расположенных на западном побережье и на юге материка. В чем различие? — Определите по карте « Почвы мира» тип почвы пустыни.( пустынные, тропические почвы).

Почвы пустыни содержат мало перегноя, много минеральных солей. Из-за отсутствия дождей соли из почв не вымываются. При искусственном орошении на таких почвах можно получать хорошие урожаи. -Сообщение учащегося о растениях пустыни и как они приспособились жить в пустыне.
.
-Итак, назовите приспособления растений для жизни в пустыне? Впишите их в таблицу.
Слайд № 13.Животные пустыни.
-Выявите приспособления животных для жизни в пустыне. Впишите в таблицу. — Что такое пустыня? Выделите главное слово и признаки.
Слайд № 14
Практическая работа.« Определение причин и разнообразия природных зон материка».
Цель:
1. определить причины разнообразия природных зон материка. 2. анализировать и сопоставлять карты, делать на основе анализа и сопоставления карт обобщения и выводы.
Природная зона
Климатический пояс
Причины разнообразия
Влажные экваториальные леса
экваториальный
Много тепла и влаги
Саванны
Субэкваториальный
Смена сухого и влажного сезонов года
Пустыни Полупустыни
Тропической пояс Умеренный пояс
Высокие температуры, много осадков Мало осадков
Сделайте вывод: причиной разнообразия природных зон является разнообразие климатов. 111. Закрепление.
Слайд № 15
Выполнить задание: расположите растения и животных по соответствующим зонам.: кебрачо, лама, вискач, пампасный олень, броненосец, просо, перловник, анаконда, пампасная кошка. Муравьед, пампа, сельва, Патагония. Ярусность, ферралитовые почвы.
Слайд № 16
Домашнее задание . выучить таблицу,
Приготовить сообщения о растениях и животных Анд.

Оцените статью
Добавить комментарий