Разработка урока по русскому языку для 7 класса по теме «Грамматика: морфология и синтаксис»

Матвеево-Курганский отдел образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Анастасиевская средняя общеобразовательная школа
им.ПРО РФ В.А.Гретченко
Разработка урока по русскому языку для 7 класса
по теме «Грамматика: морфология и синтаксис» с использованием современных педагогических технологий

учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
с.Анастасиевка
Анализ урока
Был дан урок русского языка в 7 классе по теме «Грамматика: морфология и синтаксис».В 7 классе – 14 человек. До 6 класса дети обучались по раздельной программе: отдельно мальчики и девочки.По познавательным способностям класс средний. Есть дети с высоким уровнем познавательных способностей (Бурдун Е., Сергеева А.), и низким уровнем: (Колесников А. оставался на второй год, проблемы с речью, очень медлительный, но старается по мере сил. С ним часто проводится индивидуальная работа, позволяется выполнять меньший объем работы.)Для работы на уроке были поставлены следующие цели.
Образовательная:
систематизация и обобщение материала, изученного в 5-6 классах по теме «Грамматика: морфология и синтаксис»;
повторение грамматических категорий частей речи;
закрепление навыков морфологического и синтаксического разбора предложений, орфографического и пунктуационного разбора;
расширение знаний учащихся по теме «Природа в произведениях писателей, поэтов, художников и композиторов».
Развивающая:
развитие навыков самостоятельной работы, монологической и диалогической речи учащихся, навыков орфографической зоркости.
Воспитательная:
на лучших образцах классической литературы, музыки, живописи воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, прививать интерес к языку.
Тип урока – повторительно-обобщающий урок.На уроке были использованы современные педагогические технологии: технология личностно-ориентированного обучения, информационные и здоровьесберегающие технологии.Были использованы как словесные, так и наглядно-практические методы и приемы.На разных этапах урока характер деятельности учащихся был и активным, и пассивным.В конце урока были подведены итоги, выставлены оценки. Предполагается выставление дополнительной оценки за тестовые задания к следующему уроку.Поставленных целей урок достиг.

Цели урока:
образовательная:
систематизация и обобщение материала изученного в 5-6 классах по теме «Грамматика: морфология и синтаксис»;
повторение грамматических категорий частей речи;
закрепление навыков морфологического и синтаксического разбора предложений, орфографического и пунктуационного разбора;
расширение знаний учащихся по теме «Природа в произведениях писателей, поэтов, художников и композиторов».
развивающая:
развитие навыков самостоятельной работы, монологической и диалогической речи учащихся, навыков орфографической зоркости.
воспитательная:
на лучших образцах классической литературы, музыки, живописи воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, прививать интерес к языку.
Тип урока – урок повторения и обобщения изученного.
Методы: словесные, наглядно-практические.
Оборудование:
компьютер,
проектор,
учебник,
тестовые задания,

Ход урока.
I.Оргмомент
Добрый день, 7 мой класс!Очень рада видеть вас.Прозвенел уже звонок,Нам пора начать урок.Ум немного поточить,Что забыли – повторить.Встали все у парт красиво,Поздоровались учтиво.Сели тихо.Спинки прямо.Начинаем наш урок.
Ребята! Сегодня утром, когда я шла в школу, за мной увязался маленький осенний лист. Я останавливалась, он тоже останавливался, я шла быстрее, и он бежал быстрее, как маленький несмышленый зверек. Когда я подошла к школе, он остановился около ступенек. Должно быть, понял, что осенним листьям вход туда запрещен. Я погладила его по спинке и взяла с собой к нам на урок. Может быть, он станет нам помощником и сможет рассказать что-то интересное.
Чтение стихотворения учителем. На экране – картина И.Бродского «Опавшие листья» (слайд №2)
Кружит осенний листопадПластинкой яркой, звонкой,И листья павшие скользятОранжевой поземкой.Их гонит ветер – чародейПрозрачною аллеей,И в струях солнечных лучейОни светло алеют.И этот чудный свой наряд,Задумчивый и ясный,Они в последний миг дарят,Таинственный, прекрасный.
Ребята, как вы думаете, зачем я рассказала вам удивительную историю о маленьком осеннем листике, принесла его в класс, прочитала стихотворение «Осенний листопад», а на экране вы увидели картину Исаака Бродского «Опавшие листья»?
— Наверное, мы будем говорить сегодня об осени, листопаде.Да, и не случайно вы получили домашнее задание: подобрать стихи об осени. Именно эта тема поможет нам повторить основные сведения по грамматике.
Запишем в тетради число, тему урока.
II. Повторение и обобщение изученного
Начнем работу с повторения теоретического материала.
Что такое грамматика?
Что изучает морфология?
Что изучает каждый раздел грамматики?
Что необходимо знать при изучении слова как части речи?
А что при изучении синтаксиса?
Почему объединяются эти разделы?
(Слово изучается как часть речи и член предложения)
Молодцы! Переходим к следующему этапу. А теперь нужно применить теоретические знания на практике, и поможет нам отрывок из стихотворения Ивана Бунина, одного из мастеров пейзажной лирики, т.е. лирики природы. Вы помните, что пейзаж – это описание природы. Предлагаем текст вашему вниманию. Смотрим на экран (слайд №3). Прежде чем вы прочтете этот отрывок, я бы хотела обратиться к помощи толкового словаря. Обратим внимание на выделенное слово (слайд №4). Ученик знакомит учащихся со словарной статьей (индивидуальное задание).
Блеклая – лишенная свежести и яркости.Блеклый и блёклый.
Читаем отрывок про себя, а затем выразительно.
Задания.
Спишите предложение, дайте ему полную характеристику. Тем, кто затрудняется, поможет таблица «Главные и второстепенные члены предложения»
Указать все части речи (по цепочке – поднимаясь с места)
В этом предложении три деепричастия, укажите грамматические признаки деепричастия, разберем морфологически.
Ученик производит морфологический разбор у доски.
Срываясь – деепричастие
Обозначает добавочное действие, отвечает на вопрос что делая?
Неизменяемая форма
Возвратное
Несовершенный вид
В предложении является обстоятельством
Какова роль деепричастия в речи? (Они «дорисовывают действие»)
Какие стихотворные строки о природе вы приготовили к сегодняшнему уроку. Чтение стихотворений. (Проверка домашнего задания). Ученики читают отрывки из поэтических произведений известных авторов об осени и называют общие грамматические признаки существительных, прилагательных, глаголов.
Ребята, а кто из нас не помнит известные пушкинские строки. Давайте их запишем.
Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса-Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса.Проводится лексическая работа:
пышный – роскошный, великолепный
Задания к тексту:
выписать словосочетания и разобрать их;
определить разряды местоимений;
указать грамматические признаки причастий.
Одетые – обозначает признак по действию, страдательное, прошедшее время, множественное число, винительный падеж.
А теперь, ребята, встанем.Руки медленно подняли,Пальцы сжали и разжали.Руки вниз мы опустили.Наклонимся вправо, влево,И беремся вновь за дело.
Еще одной задачей при повторении станет выполнение орфографических и пунктуационных заданий, ведь морфология немыслима без орфографии, а синтаксис без пунктуации.
Вашему вниманию предлагается отрывок из произведения Н.Сладкова, писателя, который сумел в природе открыть что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим читателям.Откроем учебник на стр.74, упр. 185. Выразительное чтение.
Вопросы и задания к тексту.
Как можно озаглавить текст?
Какие изобразительные средства использует автор для создания удивительной картины?
Внимание на экран (слайд №5). Вспомним основные тропы: метафоры, эпитеты, олицетворения.
А теперь ваша задача переписать текст (второй абзац) и вставить недостающие буквы, знаки препинания. Стр.74, упр.185.
14. Самопроверка. На экране текст со вставленными буквами (слайд №6, 7, 8)
Составить схему последнего предложения
Сколько в тексте сложных предложений?
Подведем итоги, проверим свои знания, выполним тестовые задания.
Тест
Что изучается в разделе «Морфология»:
А) звуки,Б) нормы произношения,В) слово как часть речи,Г) предлог,Д) знаки препинания.2. Выберите обязательное условие для обособления причастного оборота:А) в середине предложения,Б) после определяемого слова,В) всегда,Г) никогда.3. Какими грамматическими признаками не обладает деепричастие:А) возвратность,Б) переходность,В) неизменяемость,Г) время.4. Какую синтаксическую задачу выполняют прилагательные в предложении:А) называют признак предмета, распространяя предложение,Б) называет признак действия, распространяя предложение,В) называет признак предмета по действию,Г) называет предмет.
Какой навык необходим при выборе безударного личного окончания глагола:
А) навык определения переходности глагола,Б) навык определения времени глагола,В) навык определения синтаксической роли глагола,Г) навык определения спряжения глагола. Думающего человека:А) причастие, признак по действию,Б) думающий,В) думать + -ющ-Г) возвратное, страдательное, несовершенного вида, настоящего времени,Д) полная форма, единственное число, мужского и среднего рода, родительный падеж,Е) человека думающего.
сущ. глаг. дееприч. сущ. глаг. сущ.Небо потемнело, зажигаясь в ночи, разгорались звезды. (Простое, распространенное, двусоставное, осложнено деепричастным оборотом)
К теме природы обращались не только известные писатели и поэты. «Золотая осень» под таким названием широко известны три картины прекрасных русских живописцев: Левитана, Поленова, Остроухова. (слайд №9-12. ) Название одинаковое, но содержание разное, т.к. каждый художник увидел в этой поре что-то свое, особенное, и это, только им увиденное, запечатлел на полотне.А известный композитор П.И.Чайковский тоже не остался равнодушным к красоте природы и создал цикл произведений «Времена года». Звучит «Октябрь» Чайковского, именно под эту музыку создавалась левитановская «Золотая осень».Послушайте отрывок, рассмотрите картины.- Какие мысли и чувства навеяли вам эти произведения?Это рассказ о красоте осенней природы и о маленьком осеннем листике, который я сохраню в память о нашем уроке. Закончите предложения (на доске)Я вспомнил, что…Мне понравилось…Было сложно…Нужно выучить…Я оцениваю свою работу…
Выставление оценок.
Домашнее задание: упр.186. Собирание материалов к сочинению по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»

Оцените статью
Добавить комментарий