Ребёнок в мире профессий. Знакомство с профессией. Развитие умения ориентироваться. Развитие творческого воображения. 2 класс

Ребёнок в мире профессий

Введение

Труд является целесообразной деятельностью человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Трудовое воспитание в школе занимает одно из ведущих мест в системе гармоничного развития школьников. Необходимо, чтобы желание школьника заниматься определённой деятельностью реализовалось наиболее полно с опорой на интересы, психофизиологические возможности учеников. Для этого необходимо как можно раньше начинать работу по формированию положительного отношения школьников к труду. В сборник вошли лучшие методические разработки уроков, классных часов и внеклассных мероприятий, предоставленных на районный конкурс «Ребёнок в мире профессий». Данные методические материалы могут быть использованы в работе учителей и классных руководителей.

2 класс

Н.В. Вахрушева, педагог-психолог МСШ №1

Тема: «Архитектор» (Занятие №1)

Цели:

  1. Знакомство с профессией архитектора.
  2. Развитие умения ориентироваться в пространстве, представлять в уме образ, создавать его.
  3. Развитие творческого воображения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, набор фигур по типу китайской головоломки (по количеству детей), листы формата А3, фломастеры и карандаши.

Приложение: мультимедийная презентация.

Ход занятия

— Сегодня вы познакомитесь и испытаете свои силы в одной очень интересной профессии, которая называется «архитектор». (слайд 1)

— Кто из вас знает, что это за профессия? (слайд 2)

Архитекторы — специалисты, которые создают здания и их комплексы, образующие среду для жизни людей: жилищные, строительные, театральные, парковые сооружения, улицы и города. (слайды 3,4,5,6)
Игра «Вопрос-ответ»

  • Какие учебные предметы необходимо знать будущему архитектору?
  • Зачем ему нужна математика, русский язык, история, география?
  • Какими способностями и чертами характера должен обладать архитектор? (слайд 7)

Архитектор должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве, представлять в уме будущее сооружение, создавать его образ. Эту способность у себя мы проверим с помощью упражнения.

«Графический диктант»

Ведём карандаш на четыре клетки вправо, три клетки вниз, четыре клетки влево, три клетки вверх. Теперь ведём в правый верхний угол этой клетки, ещё раз в правый верхний угол клетки. Затем ведём в правый нижний угол, и снова так же – в правый нижний угол.

Проверим: у вас получился точно такой же дом: (слайд 8)

Архитекторы должны уметь проектировать и конструировать. В этом мы обычно тренируемся, когда собираем из деталей конструктора какое-либо сооружение. И поэтому сегодня на занятии мы с вами будем конструировать дом из фигур китайской головоломки. Использовать можно 3-4 геометрические фигуры. Придумайте как можно больше разных вариантов.

Варианты могли быть следующими: (слайд 9)

Архитекторы – творческие люди. Они должны иметь хорошее воображение. (слайд 10)

Чтобы проверить у себя и эту способность, попробуем все вместе выполнить проект для очень необычного заказчика. В этом доме будут жить два сказочных персонажа: Огневушка и Снегурочка. Заказчик выдвинул следующие требования: 1. Дом должен иметь не менее двух этажей. 2. Все окна в доме должны быть разного размера и разной формы.

3. В окраске дома обязательно должны присутствовать два цвета – синий и жёлтый. (слайд 11)

Защита командных проектов, коллективная проверка их соответствия заданным требованиям.

САМОпроверка: (слайд 12)

— Как называются способности, которые проверялись на данном занятии? Ориентирование в пространстве; умение конструировать и проектировать; творчество и фантазия. — Какие задания было легко выполнять? — Какие задания оказались наиболее трудными и почему?

(слайд 13)

Узнать подробнее о профессии архитектора из разных источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, телепередачи).

Тема: «Архитектор» (Занятие №2)

Цели:

  1. Закрепление знаний о профессии архитектора.
  2. Развитие логического мышления и точного глазомера.
  3. Развитие творческого воображения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы формата А3, фломастеры и карандаши.

Приложение: мультимедийная презентация.

Ход занятия (слайд 1)

  • Что нового вы узнали о профессии архитектора? (слайд 2)
  • Кто знает фамилии известных архитекторов?
  • Какие архитектурные сооружения известны во всём мире?

Многие сооружения настолько крепкие, что, простояв уже не одну тысячу лет, до сих пор восхищают своим величием и красотой, привлекая толпы туристов: (слайды 3,4,5)

На прошлом занятии мы проверили у себя три способности, которыми должен обладать архитектор. Назовите их. (слайд 6)

(Ответ детей: ориентирование в пространстве, умение конструировать и проектировать, творчество и фантазия)

Предлагаю проверить все эти способности у себя:

1 задание: Найдите всех котят, которые спрятались (слайд 7)

2 задание: Деду Морозу необходимо объехать все дома в определённом порядке: 1. Дом, где рядом растёт яблонька 2. Дом, где живёт снеговик 3. Домик розового цвета 4. Дом, охраняемый собакой

5. Домик, где можно нарядить ёлочку (слайд 8)

— Ещё одна способность архитектора – точный глазомер Сравните расстояние от носа 1 ящерицы до носа 2, и от носа 2 до носа 3

ящерицы. Какое из этих расстояний больше? (слайд 9)

— Что больше в этой пружинке: высота или ширина? (слайд 10)

— Зачем архитектору нужен точный глазомер? (слайд 11)

(Ответ детей)

— Ещё одна способность, которой должен обладать хороший архитектор – это

логическое мышление (слайд 12)

— Для чего архитектору нужно умение мыслить логически?

(Ответ детей)

-Проекты создаваемые архитекторами, могут быть самыми различными и необычными. Например, такими: (слайд 13)

-Испытаем и мы своё логическое мышление, создав проект дома, который будет отвечать следующим требованиям:

  • Снаружи он должен казаться одноэтажным, а на самом деле быть

трёхэтажным.

  • Обязательно должен быть балкон, но не на первом этаже.

Весь первый этаж должен занимать гараж, но с улицы должно казаться, что это кухня. (слайд 14)

Ну а теперь — конкурсное задание: (слайд15)

1 команда:

Великан и Мальчик-с-пальчик решили жить в одном доме. Каким он должен быть, чтобы им обоим было удобно?

2 команда:

Подружились Чиполлино и Буратино и решили выстроить для себя дом. Но в помещении от мальчика-луковицы у Буратино постоянно слезились глаза. Буратино же постоянно натыкался на острый нос своего деревянного друга. Каким же должен быть их дом, чтобы обоим было удобно?

САМОпроверка: (слайд 16)

— Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?

(Ответ детей: Глазомер, логическое мышление)

— Какие задания было легко выполнять? — Какие задания оказались наиболее трудными и почему?

 (слайд 17)

— Какая из дорожек самая широкая? — Благодаря какой способности мы ответили правильно?

(Ответ детей: Благодаря хорошему глазомеру)

Итак, подведём итоги занятия. — С особенностями какой профессии мы познакомились? — Кто из вас захотел, когда вырастет, стать архитектором? — Какие способности вы будете в себе для этого развивать?

Я надеюсь, что, когда вы вырастите, станете отличными архитекторами, и будете создавать очень красивые и прочные сооружения. Например, такие: (слайд 18,19)

Тема: «Биолог» (Занятие №1)

Цели:

  1. Знакомство с профессией биолога.
  2. Развитие внимательности, слуховой и зрительной памяти.
  3. Развитие логического и творческого видов мышления.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись звуков природы и голосов птиц, жетоны для оценки правильных ответов.

Приложение: мультимедийная презентация.

Ход занятия

Разминка на внимание. Постарайтесь запомнить всех, животных, которые жили во дворе: (слайд 1)

— Сегодня вы познакомимся и попробуем свои силы в ещё одной очень интересной профессии, специалисты которой очень тесно связаны с природой, изучением животных, насекомых и растений. — Кто из вас догадался, что это за профессия?

(Ответ детей: профессия называется «биолог») (слайд 2)

— Чем занимаются люди этой профессии? (Выслушиваются ответы детей)

— Биолог занимается изучением живых существ. Изучает строение и происхождение: где жили или живут, чем питаются (слайд 3)

Внимание биолога сосредоточено на объектах животного и растительного мира. (слайд 4)

Игра «Вопрос-ответ»

  • Какие учебные предметы необходимо знать будущему биологу?
  • Зачем ему нужна математика, русский язык, физика, история, география?
  • Какими способностями и чертами характера должен обладать биолог?

Для биолога очень важно быть наблюдательным. Ему необходимо обращать внимание на мельчайшие детали и изменения, которые происходят в природе. Он должен очень хорошо разбираться, в первую очередь, во всём внешнем многообразии живых существ, населяющих Землю. (слайд 5)

Насколько вы внимательны, проверим прямо сейчас.

Задание 1: Какая бабочка с какого цветка улетела? (слайд 6)

Задание 2: Найди двух одинаковых кошек. (слайд 7)

Задание 3: Сосчитай количество яблок. (слайд 8)

Задание 4: Исключи лишний предмет. (слайды 9,10)

  • Какие способности необходимы биологу?
  • Для чего биологу нужна хорошая слуховая память? (слайд 11)

Биолог также должен уметь внимательно слушать и запоминать услышанное. Если слов немного, то сделать это просто. Гораздо сложнее запомнить бессмысленный на первый взгляд набор звуков. Биологу приходится этим заниматься, когда он изучает голоса живых существ. Способность, заключающуюся в умении внимательно слушать, запоминать и различать голоса птиц и зверей, можно проверить прямо сейчас.

Прослушаем аудиозапись голосов природы. (слайды 12,13,14,15,16,17,18,19)

«Слуховая разминка» Внимательно прослушайте слова, которые я назову, а затем постарайтесь их все записать:СТРЕКОЗА ПОПУГАЙ КОРОВА ПЧЕЛА ЩУКА

ВОРОНА ЛИСА АКУЛА СОЛОВЕЙ МЫШЬ

Проверьте себя: (слайд 20)

Игра «Природный чайнворд» Класс делится на три команды и каждая команда поочерёдно называет животного, затем следующая команда – животное, название которого начинается на последнюю букву уже названного и т.д. За каждое правильно названное животное команда получает жетон. Если команда затрудняется назвать животное, ход переходит следующей команде.

САМОпроверка: (слайд 21)

  • Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
  • Какие задания было легко выполнять?
  • Какие задания оказались наиболее трудными и почему?

Домашнее задание (слайд 22)

Узнать подробнее о профессии биолога из разных источников информации. Например, книги Г.Паустовского, М.Пришвина, Б.Житкова. Журнал «ДРУГ» о кошках и собаках.

Тема: «Биолог» (Занятие №2)

Цели:

  1. Закрепление знаний о профессии биолога.
  2. Развитие внимательности, слуховой и зрительной памяти.
  3. Развитие творческого мышления.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись инструментальной музыки, листы формата А3, фломастеры и карандаши.

Приложение: мультимедийная презентация.

Ход занятия

Сегодня мы продолжаем знакомиться с профессией биолога. (слайд 1)

  • Что нового вы узнали о профессии биолога?
  • Какие разновидности этой профессии вам известны?
  • Чем занимаются люди этой профессии?

Люди, профессия которых называется «биолог», могут работать по разным специальностям: зоолог, физиолог, ботаник и др. Но все они занимаются изучением живой природы. Предлагаю вам «окунуться» в эту среду и познакомиться с некоторыми её обитателями.

Аудиозапись инструментальной музыки (слайды 2 — 18)

Многие существа дикой природы только на первый взгляд кажутся такими безобидными. На самом же деле в процессе изучения биологом повадок и мест обитания животных могут возникать самые непредвиденные ситуации, требующие от человека быстрой реакции и решительности. (слайд 19) А вы хотите узнать, насколько быстро умеете реагировать и принимать решения? Проведём блиц-опрос с помощью, которого проверим ваши способности. Главное правило – отвечать быстро.

Разминка «Скорость реакции»: (слайды 20,21,22)

  • Когда цветёт ландыш? (Весной)
  • Кто ухает в лесу ночью? (Филин)
  • Не огонь, а жжётся. Что это? (Крапива)
  • Сколько орехов в пустом стакане? (Ноль)
  • Ворон летит, собака на хвосте сидит. Может ли такое быть? (Да)
  • Цветок, лысеющий на ветру. (Одуванчик)
  • Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают)
  • Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (20 км)
  • Растение, похожее на ежа. (Кактус)
  • Нос долог, голос тонок. Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)
  • И дорожная разметка, и название животного. (Зебра)
  • Какая птица яиц не несёт, а из них выводится? (Петух)
  • Сколько ног, рогов и хвостов вместе у одной коровы? (7) (слайд 23)

 Для биолога очень важно умение длительное время сосредотачиваться на одном объекте, не отвлекаясь на другие, подмечать незначительные изменения в окружающей обстановке и анализировать увиденное.

Попробуем в этом потренироваться.

Задание 1: В предлагаемом рисунке среди перепутанных линий найдите все живые существа, а затем дайте их устное описание путём ответа на вопрос:

— Где живёт и чем питается это животное? (слайд 24)

Задание 2: Найдите щенка, как две капли воды, похожего на маму: (слайд 25)

— Наличие творческого мышления, богатого воображения также необходимо в работе биолога, особенно в его селекционно-исследовательской деятельности. (слайд 26)

Представьте, что вы биолог-селекционер, которому необходимо вывести растение, удовлетворяющее пяти признакам и представить его на рисунке. (слайд 27)

Растение должно быть:

  • красивым;
  • вкусным;
  • полезным;
  • неприхотливым;
  • умеющим самозащищаться от вредителей.

Коммуникативная игра «Угадай задуманное слово»

Из числа детей выбирается тот, кто будет «биологом, он выходит за дверь. Затем классом задумывается животное или растение. Задача «биолога», задавая вопросы, угадать загаданное слово. Главное правило: класс может отвечать на вопросы только словами «ДА» или «НЕТ».

В помощь используются схемы – подсказки (слайд 28)

САМОпроверка: (слайд 29)

  • Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?
  • Какие задания было легко выполнять?
  • Какие задания оказались наиболее трудными и почему?
  • Кто из вас станет биологом, когда вырастет?
  • Биологом какой специальности вы станете? Какие объекты природы вы

будете изучать при этом?

Оцените статью
Добавить комментарий