Рекомендации для подготовки — Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04….

Первый вопрос: общая характеристика футуризма. Кубофутуризм: отношение к культурной памяти, идеология футуризма и поэтическая практика; реформа поэтического языка (графика, фоника/фоносемантика, рифма, лексика, синтаксис). Заумь как лингвистический феномен (В. Хлебников, А. Кручёных). Творчество И. Северянина в контексте русского футуризма.Второй вопрос предполагает анализ стихотворений В. Хлебникова «Заклятие смехом», О, достоевскиймо бегущей тучи!»: культурное пространство (поэтологическая информация), языковое пространство (графика, ритм, интонация, фоника, словообразование, лексика, синтаксис), эстетическое пространство (соотнести с литературным течением). Взаимодействие макрокомпонентов поэтического текста; выявление доминирующего пространства; язык как объект творчества; мир как текст.

Цели: проследить основные тенденции изучения творчества В.В. Маяковского; сформировать представление о творческом методе поэта; развивать навыки анализа лирического произведения.
План:
Творчество В.В. Маяковского в литературной критике.
Особенности ранней лирики.
Поэма «Облако в штанах».
Карпов А. Маяковский-лирик. – М., 1988
Михайлов А. Мир Маяковского. –М., 1990.
Тренин В. В мастерской стиха Маяковского. – М., 1991.
К первому вопросу: анализ статей и монографий, посвящённых жизни и творчеству В.В. Маяковского, с точки зрения основополагающих принципов (биографического, культурологического, эстетического), выявление ведущих аспектов в изучении поэзии, особенностей изучения творчества В.В. Маяковского на современном этапе, специфики школьного изучения.Ко второму вопросу: тематическое и жанровое многообразие ранней лирики В.В. Маяковского (тема любви, урбанистические мотивы, социальная направленность, особенности сатиры, тема войны и революции); новаторство в сфере поэтического языка (графика, фоника, поэтическая лексика, субъектная сфера, интонационно-ритмическое своеобразие). Стихотворения: «Ночь», «Адище города», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно», «Война объявлена», «Лиличке» и др. Третий вопрос: Поэма «Облако в штанах»: поэтический язык Маяковского и классическая риторика (образ мира, образ адресата, образ говорящего, образ языка); жанрово-композиционная специфика, особенности сферы обрамления.

Цели: раскрыть особенности авторского мировидения; проследить эволюцию творческой манеры поэта; выявить неоднозначность отношения к произведению и его символам в исследованиях, посвящённых поэме; раскрыть жанровую специфику произведения.
План:
Жанрово-композиционная специфика поэмы
Образная система и субъектный строй
Жирмунский В. Поэзия Александра Блока. – Л., 1973.
Русская литература конца XIX-начала XX века/ Под. ред. Л.А. Смирновой. – М., 1993.
Русская поэзия серебряного века. 1980-1917. Антология./ Ред. М. Гаспаров, И. Корецкая и др. – М., 1993.
К первому вопросу: соотношение конкретно-исторического и условно-символического в поэме; внешняя композиция; полижанровая и полиритмическая структура; религиозно-мистическое содержание.Второй вопрос: система образов и система точек зрения в поэме («голоса улицы») как способ выражения авторской позиции; образы символы и их роль в поэме; образ-символ Христа: противоречивость трактовок, трансформация авторского замысла в читательском восприятии, влияние религиозной философии на интерпретацию образа.На основе анализа текста поэмы проследить выражение романтической стихии в творчестве А.А. Блока; раскрыть факторы внутреннего развития поэта (духовный максимализм, трагический разрыв между идеалом и действительностью).

Цели: проследить традиции изучения пьесы в отечественной литературной критике; раскрыть жанрово-композиционную специфику пьесы, новаторство Горького-драматурга.
План:
Проблематика и жанровая специфика.
Формы авторского присутствия.
Субъектная сфера.

Оцените статью
Добавить комментарий