Рекомендации родителям по раннему выявлениювредных привычек у подростков

^ В подростковом возрасте проявляются изъяны предшествующего воспитания. Следовательно, важнейшая задача родителей — это контроль за состоянием ребенка. Необходимо обязательно обращать внимание на то, в каком состоянии он пришел домой, сравнивая с состоянием, в котором он вышел из дома. Это позволяет вовремя выявить, к примеру, случаи, когда ребенок впервые закурил, принял алкоголь или наркотики.Социальный педагог может ознакомить родителей с описанием симптома и внешних признаков в поведении ребенка, принимающего психоактивные вещества (ПАВ) — алкоголь, табак, наркотики.
(пиво, вино, водка и т. д.)
Симптомы: замедленные реакции, сонливость, невнятная речь, изменение личности (появление других ценностей).Внешние признаки: спрятанные бутылки, безвольное обвисание губ, расслабление челюстей, нарочитость движений, провалы в памяти.
Табак
Симптомы: снижение физической силы, выносливости, ухудшение координации, быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение трудоспособности.Внешние признаки: запах табака (дыма), частое и долговременное пребывание в туалете, в ванной, наличие спичек, зажигалок, табака в швах карманов, пожелтение пальцев.

Симптомы: агрессивность, мечтательное или бессмысленное выражение лица.Внешние признаки: вид пьяного человека, наличие тюбиков клея, пятен клея, бумажных или полиэтиленовых пакетов, носовых платков.

Симптомы: сонливость, бессвязность мыслей, зрачки глаз расширены, отсутствует координация движений, тяга к сладкому, повышенный аппетит, слабо выраженные галлюцинации.Внешние признаки: красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, наличие папиросной бумаги, обесцвеченная кожа на пальцах.
Кокаин
Симптомы: повышенное артериальное давление, потеря болевых ощущений, чувство превосходства, ощущение неуязвимости, повышенная активность, отсутствие чувства усталости.Внешние признаки: наличие белого кристаллического порошка в маленьких пластиковых пакетиках или алюминиевой фольге, гиперемия слизистой оболочки носа.

Симптомы: ступор, сонливость, следы уколов, водянистые глаза, пятна крови на рукавах рубашки, насморк.Внешние признаки: наличие иглы или шприца для подкожных инъекций, матерчатого жгута, бечевки, веревки, ремня, обожженных крышек от бутылок или ложки, прозрачных пакетов.
Крэк
Симптомы: короткий период эйфории, сменяющийся депрессией, гиперактивность в начальных стадиях, апатичность, непрекращающийся насморк.Внешние признаки: наличие небольших камнеподобных кусков в стеклянных пузырьках или полиэтиленовых пакетиках, небольших ширмочек, свечей, бритвенных лезвий.Изучив симптомы, понаблюдав за внешними признаками и выявив наличие вредной привычки на ранней стадии, необходимо:— провести мероприятия по профилактике ПАВ — лекции, беседы, тренинги и т. д.;— использовать интерактивные методы, быть готовыми вместе с детьми исследовать собственный эмоциональный и поведенческий опыт;— больше внимания уделять формированию навыкам отказа от ПАВ — зависимости, нежели информационной части общения;— не бороться с негативными явлениями вредной привычки, а вместо этого пропагандировать позитивные стороны ее отсутствия.— проводить профилактику ПАВ-зависимости ребенка необходимо параллельно с ПАВ-зависимостью взрослых;— профилактика ПАВ-зависимости должна опираться на ценности подростков, а не на ценности взрослых;— важно обратить внимание на организацию досуговой деятельности подростка, его занятость в свободное время. Профилактическую работу целесообразно проводить родителям совместно с социальным педагогом, психологом школы, наркологом.

Если ребенок впервые ушел из дома: 1. Не паникуйте. Вспомните, что предшествовало его уходу. Выясните, кто видел его последним. Проанализируйте поведение и высказывания ребенка накануне ухода.2. Для исключения разного рода несчастных случаев наведите справки в «Скорой помощи» и милиции.3. Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания. Не поленитесь, по возможности, их перепроверить. Выясните, о чем были разговоры, каковы были намерения ребенка во время его последних встреч с друзьями.4. При обнаружении местонахождения ребенка не спешите силой его вернуть домой — результат может быть противоположен ожидаемому. Если он находится там не один — побеседуйте со всеми, попробуйте сделать их своими союзниками.5. Вступите с ребенком в переговоры, убедите его выслушать вас и выслушайте его. При разговоре будьте внимательны, предельно откровенны и справедливы. Не прерывайте ребенка, дайте ему выговориться, если даже это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы в чем-то виноваты, признайте свои ошибки и попросите прощения.6. Старайтесь не обсуждать сложившуюся ситуацию и ее последствия, а обсуждайте пути выхода из нее и варианты вашей дальнейшей жизни.7. В дальнейшем не укоряйте ребенка и старайтесь не возвращаться к обсуждению случившегося. Тем более не стоит рассказывать обо всем вашим друзьям и родственникам, не исключено, что ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, а в их глазах он надолго остается непутевым.8. Попытайтесь помочь ребенку в восстановлении прерванных связей — в возвращении на учебу, работу и т. п. Делитесь с ним своими планами и заботами. Это воспримется им как оказание доверия.

Методы и формы работы по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:Активизация деятельности классного руководителя в отношении учащихся, прогуливающих уроки; беседа классного руководителя с учащимся индивидуально, а также на классном часе; активное вовлечение учащегося в занятия спортивных секций, художественных коллективов, общественную жизнь класса; своевременное информирование родителей этих учащихся (телефонный звонок, записка через соседа, посещение на дому); привлечение родительского комитета к работе с таким ребенком; беседа социального педагога с прогульщиком; беседа психолога с этим учащимся; вызов прогульщика на административный совет школы; вызов на педагогический совет; вызов на заседание комиссии по делам несовершеннолетних; ознакомление учащихся с правилами поведения школьника; единство требований педагогического коллектива и родителей в отношении соблюдения правил поведения; консультирование учащихся о правилах поведения в общественных местах во время экскурсий, дискотек, посещений театра и др.; пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха, режим питания, гигиена, занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т. д.); приобщение к общественной жизни класса и школы; просветительские беседы с родителями об ответственности подростков за правонарушения с привлечением специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних (ПДН), ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних (КДН); тематические классные часы об ответственности подростков за правонарушения с привлечением социального педагога и специалистов: инспектора ПДН, ответственного секретаря КДН; использование возможностей службы охраны школы (обращение к охраннику в случае правонарушения учащегося во время урока или перемены); организация работы родительского комитета с отдельными семьями; посещение учащегося на дому вместе с милицией; остановка на внутришкольной учет; приглашение родителей на административный совет школы, малый педагогический совет, большой педсовет, на комиссию по делам несовершеннолетних; наблюдение, убеждение, предъявление требования, поощрение и другие методы.

Просветительская работа среди учащихся и родителей о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ с привлечением специалистов-наркологов (родительский лекторий, система классных часов, просмотр видеофильмов с обсуждением в классе, выпуск стенной печати, подготовка учащимися рефератов по данным темам и т. д.); предъявление требований к родителям о контроле за образом жизни ребенка во внеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице позднее 22 часов, контроль над наличием и использованием карманных денег, внимание к одежде ребенка и др.); индивидуальная беседа с учащимися, замеченными в распитии спиртного или курении; информирование родителей этого ученика; обследование учащегося у нарколога; обращение к социально-психологической службе в отношении этого ученика; использование возможностей оздоровительного медицинского комплекса школы; направление учащихся на консультацию в городской центр помощи семье и подростку; использование возможностей ПДН и КДН в разрешении данной проблемы; профилактика здорового образа жизни, повышение уровня культуры учащихся.
Список используемой литературы
Андрияхина, Н. В. Работа педагогов по профилактике правонарушений: три занятия для системы повышения квалификации / Н. В. Андрияхина, Г. И. Миронова // Классный руководитель. — 2006.— № 5. — С. 17—37
Зикратов, В. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: взаимодействие семьи и школы / В. Зикратов, И. Чеверда // Воспитание школьников. — 2006.— № 3 — С. 75—80.
Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. — М. : ТЦ Сфера, 2005.— 480 с.
Социально-педагогическая работа школы / авт.-сост. Н. И. Грибенчук ; под ред. С. В. Ивановой. — М. : АСТ : Астрель, 2005. — 220 с.
Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога / Т. А. Шишковец. — М. : ВАКО, 2005. — 208 с.

Андрияхина, Н. В. Работа педагогов по профилактике правонарушений: три занятия для системы повышения квалификации / Н. В. Андрияхина, Г. И. Миронова // Классный руководитель. — 2006.— № 5. — С. 17—37.
Беличева, С. Карта обследования семей, имеющих несовершеннолетних детей / С. Беличева, И. Дементьева // Воспитание школьников. — 2004. — № 2. —С. 23—24.
Деятельность социального педагога в образовательном учреждении / сост. Н. И. Еременко. — Волгоград : ИТД «Корифей». — 112 с.
Долгова, А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А. И. Долгова. — М., 1981.
Гонеев, А. Д., Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : Изд. центр «Академия», 1999. — 280 с.
Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. — 2-е изд., испр. — М. : Изд. центр «Академия», 2004. — 288 с.
Козырин, М. Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / М. Козырин // Рос. юстиция. — 2002. — № 7.— С. 49—50.
Кудрявцев, В. Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России / В. Н. Кудрявцев // Вестник Российской академии наук. — 1999. — Т. 69. — № 9. — С. 790—797.
Кудрявцев, В. Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования / В. Н. Кудрявцев. — М., 1998.
Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. — М. : МЕДпресс, 2001. — 432 с.
Методика работы социального педагога / под ред. Л. В. Кузнецовой ; сост. Г. С. Семенов. — М. : Школьная пресса, 2005. — 96 с.
Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. — М. : ТЦ Сфера, 2005.— 480 с.
Араминова, В. В. Профилактика употребления психоактивных веществ / В. В. Араминова, М. И. Губанова, Е. И. Митькова [и др.] // Воспитание школьников. — 2003. — № 6. — С. 30—31.
Рабочая тетрадь социального педагога : для заместителя директора по социальной защите детей и социальных педагогов / сост. Г. С. Семенов ; под ред. Л. В. Кузнецовой. — М. : Школьная пресса, 2005. — 64 с.
Социально-педагогическая работа школы / авт.-сост. Н. И. Грибенчук ; под ред. С. В. Ивановой. — М. : АСТ : Астрель, 2005. — 220 с.
Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога / Т. А. Шишковец. — М. : ВАКО, 2005. — 208 с.
Щелин, И. Профилактическая и коррекционная работа с подростками-правонарушителями / И. Щелин // Воспитание школьников. — 2003. — № 6 — С. 27—29.
Учебно-практическое изданиеАвторы составители:
Смотрова Любовь Николаевна,
Шацков Павел Александрович
Профилактика безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних
Практическое пособие
для социальных педагогов, специалистов по социальной работе
Подписано в печать 20.11.2007. Формат 60×84 1/16Уч.-изд. л. 3,9. Усл.-печ. л. 5,0.Тираж 100 экз. Заказ №ООО Издательство «Наука»410600, г. Саратов, ул. Пугачевская, 117, к. 50.Отпечатано с оригинал-макета,изготовленного издательской группой Балашовского филиалаСаратовского государственного университетаим. Н. Г. Чернышевского.412300, г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.Печатное агентство «Спектр»,ИП «Фомичев».412300, г. Балашов, Саратовская обл.,ул. К. Маркса, 21.
Профилактика безнадзорности
и правонарушений
среди несовершеннолетних

Оцените статью
Добавить комментарий