Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов по организации приготовления уроков дома Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Лаборатория педагогической психологии ОМЦ ЮАО предлагает в помощь социальным педагогам школы материалы, которые могут быть использованы в работе с родителями.
Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов по организации приготовления уроков дома
Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
Бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т.д.
Эмоциональные: проявите веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т.д.
Культурные: необходимо обеспечить ребенка справочниками, словарями, пособиями, кассетами, книгами по учебной программе; вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное, посещайте естественнонаучные и исторические музеи и т.д.
Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучивать, запоминать, периодически диктуйте ему тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника.
Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультетов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания помощи.
Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели. Обогащайте их знания.
Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Объясняйте подросткам где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
Не оставляйте без внимания свободное время ребенка. Учите ребенка организовывать свой досуг.
Не сравнивайте успехи ребенка с успехами других детей. Лучше сравнивать настоящие заслуги ребенка с его прошлыми успехами.
В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность – ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются даже по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.
Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечайте познавательную активность даже по отдельным результатам.
Помните, что по научно-обоснованным нормам над выполнением домашних заданий ученики 5-6 классов должны работать до 2,5 часов, 7-8-х – до 3 часов, 9-х – до 4 часов. Сравните, насколько близко количество часов, затрачиваемых Вашим ребенком на приготовление домашних заданий к норме. Помогайте ему придерживаться рекомендаций: это важно для его здоровья, психического равновесия и хорошего отношения к учебе.
Создайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей.
Примерная схема изучения семьи.
Общие сведения о родителях (Ф.И.О., год рождения, домашний адрес, место работы).
Состав семьи (полная, неполная, сколько детей, есть ли бабушка, дедушка).
Состояние здоровья родителей, старших членов семьи, детей.
жилищные условия (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные).
Материальная обеспеченность семьи (средний доход в месяц на каждого члена семьи).
Санитарная культура семьи (чистота и порядок в доме, внешний вид родителей и членов семьи, соблюдение гигиенических норм родителями и детьми).
Образование родителей (высшее, неполное высшее, неполное среднее, среднее, начальное).
Отношение родителей к трудовой деятельности (положительное, равнодушное, отрицательное)
Участие в общественной деятельности (активное, равнодушное, пассивное)
Культурный уровень родителей (имеется ли в семье библиотека, есть ли книги по педагогике, какие книги и журналы читают родители, как часто посещают кино, театр).
Уровень педагогических знаний родителей (высокий, средний, низкий)
Культура общения в семье (культура общения родителей с друзьями, соседями, окружающими людьми).
Взаимоотношения в семье: взрослых между собой, между взрослыми и детьми (дружеские, уважительные, доверительные или неуважительные, равнодушные, грубые).
Кто из членов семьи оказывает на подростка неблагоприятное воздействие?
Кто из членов семьи наиболее авторитетен у него и почему?
Отношение родителей и старших членов семьи к подростку (внимательное, заботливое, ровное, чуткое или равнодушное, грубое, проявляется слепая любовь, потакают его прихотям).
Характеристика воспитательного воздействия на ребенка, сложившегося в семье (единство требований к нему со стороны старших членов семьи, приучение к труду, воспитание культуры поведения и т.д.).
Осуществление контроля за поведением и учебой подростка.
Отношение родителей к школе (положительное, равнодушное, негативное).
Связь семьи со школой (систематическая, эпизодическая).
Как выполняет семья требования школы (родители прислушиваются к советам и требованиям учителя; равнодушно относятся; отрицательно воспринимают их).
Общественно-педагогическая активность родителей (интересуются процессом воспитания детей в школе, активно помогают ему, выполняют работу лишь по просьбам учителей, не считают нужным принимать участие в воспитании детей).
Оценка семьи как воспитательного коллектива.
Тест родительского отношения (анкета для родителей).
Ответьте на вопросы «да» или «нет»Текст опросника:
Я всегда сочувствую своему ребенку.
Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
Я уважаю своего ребенка.
Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
Мой ребенок часто мне неприятен.
Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
К моему ребенку постоянно липнет все дурное.
Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
Я жалею своего ребенка.
Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитанными и разумными, чем мой ребенок.
Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
Я всегда считаюсь с ребенком.
Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень, упрямство.
Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
Я разделяю увлечения моего ребенка.
Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
Мой ребенок часто меня раздражает.
Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
Я не доверяю своему ребенку.
За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
Я восхищаюсь своим ребенком.
Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка результатов:Принятие – отвержение ребенка: 3,5,6,8, 10,12,14,15,16,18,20,23,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,51,52,53,55,56,60Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34,35,36Симбиоз:1,4, 7,28,32,41,58Контроль: 2,19,30,48,50,57,59Отношение к неудачам ребенка: 9,11,13,17,22,54,61За каждый ответ «да» родитель получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» от 24 до 33 – говорят о том, что у родителя имеется положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и принимает его индивидуальность. Низкие баллы по этой шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности. Такой взрослый не может быть хорошим педагогом. Высокие баллы по шкале «кооперация» — 6-7 баллов являются признаком того, что взрослые проявляют интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность, старается быть с ним на равных.Низкие баллы по данной шкале 1-2 — балла говорят о том, что взрослый ведет себя по отношению к ребенку противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога. Высокие баллы по шкале «симбиоз» — 6-7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его потребности, оградить от неприятностей. Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Высокие баллы по шкале «контроль» — 6-7 баллов говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает во всем ребенку свою волю.Низкие баллы по этой же шкале 1-2 балла – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это отрицательно сказывается на обучении и воспитании детей. Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» 6-7- баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их.Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
^
ШКОЛ ЮАОУважаемые социальные педагоги ЮАО!Вы можете получить индивидуальные консультации по проблемам профессиональной деятельности (общение с трудным ребенком, психологические особенности работы с семьей, взаимодействие участников педагогического процесса, профилактика эмоционального выгорания педагога и др.) у методистов – психологов лаборатории педагогической психологии ОМЦ каждый четверг с 12-00 до 17-00. Наш адрес: ул. Чертановская, 25-б, кабинет 9.Тел. 311-71-18
^
ПСИХОЛОГО – СОЦИАЛЬНОГОВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
^
ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГАМ ПОРАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Психолого-педагогические методы воздействия на школьника с целью социализации агрессии.
Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В настоящее время большинством психологов агрессия понимается как любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.Анализ агрессивного поведения школьников приводит к выводу, что полностью избежать агрессии во многих случаях невозможно. В одних случаях мы имеем дело с биологической предрасположенностью ребенка к агрессии, в других – с неблагоприятной окружающей средой, которую невозможно изменить. Исходя из понимания многообразия и неоднозначности факторов формирования агрессивного поведения, сложности определения их воздействия на того или иного ребенка, индивидуальных особенностей проявления агрессивных тенденций в поведении педагоги и психологи вынуждены ориентироваться в целом веере способов контроля над агрессией, которые, в сою очередь, могут быть связаны с-когнитивным развитием (в частности, изменением представлений о намерениях агрессора)-формированием моральных представлений, развитием понимания другого человека-повышением коммуникативной компетентности личностиВ целом, многочисленные пути коррекционной работы направлены либо на социализацию агрессии, которую невозможно устранить, либо на устранение причин агрессивного поведения.Ряд психологов (Румянцева Т.Г, Семенюк Л.М. и др.) уделяют большое значение внутриличностным структурам и социальным нормам, принятым в обществе. Другие – расширению поведенческого репертуара ребенка, к которым можно отнести моделирование (демонстрацию психологом социально некомпетентным детям различных моделей поведения, приводящих к достижению намеченной цели). Третьи – формированию понимания окружающих и определению путей толерантного отношения к другим.Отечественные психологи и педагоги отмечают такие предпочтительные формы преобразования детской агрессии в позитивное русло, как игра, сублимация, кооптация, сплоченность и смех (по Князевой О.Н.). При этом игра рассматривается как возможный источник самореализации и повышения уверенности ребенка в своих силах; сублимация – как защитный механизм, способствующий переводу разрушительной агрессии в конструктивное русло игры. Кооптация является средством перевода конфликта в русло поиска совместного решения, устраивающего обе конфликтующие стороны и предотвращающего проявление агрессии. Сплоченность жизненно необходима для школьников, общность целей и интересов приводит к образованию необходимой для школьников общности. А роль юмора и смеха в межличностных отношениях трудно переоценить.По мнению зарубежных педагогов и психологов, снижение агрессии обеспечивают
наблюдение сдержанного поведения,
наблюдение наказания,
юмор,
развитие сопереживания другим людям
По мнению Э.Аронсон, Т.Уилсон, Р.Эйкерт агрессивное напряжение могут снизить следующие способы взаимодействия с окружающими людьми: 1) выражение гнева мирным способом, выражающимся в высказывании о своей негативной эмоции обидчику и объяснении причины своего гнева, а также в излиянии своих негативных чувств третьему лицу;2) передача ответственности за исход негативной ситуации другому лицу и получение извинений со стороны обидчика – снижают уровень проявляемой агрессии. Современные педагоги и психологи отмечают потерю современной культурой ритуалов, которые в более ранних культурах помогали молодым людям интегрировать их агрессивность. Такая интеграция представляется жизненно важной, поскольку она, с одной стороны направляет мужскую агрессивность в социально приемлемое в данном обществе русло, с другой стороны, регулирует регрессивные отвлечения бессознательного в сторону пассивности и неуверенности. Такие формы работы с детьми как военные и спортивные игры, туристические походы, участие в скаутском движении, особенно если они становятся традицией школы и ритуализированы, являются мощным средством социализации детей и подростков. Трудно не согласиться с точкой зрения А.Назаретяна: агрессивность – это жизненная сила, задача учителя и психолога – научиться с ней работать. Важно, в каких формах выражается агрессия и насколько эти формы адекватны социальной ситуации.
^
ШКОЛЬНОГО ПИСХОЛОГАИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГАС ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Психолог – социальному педагогу.
Организация работы с гиперактивным ребенком.
Л.А Пушкарева
школа № 557
Так как я в основном работаю с учениками начальной школы, то проблема гиперопеки весьма актуальна. Необходимо отметить, что гиперопека имеет социально обоснованные корни. Чаще всего в семьях по одному ребенку, окруженному заботой родителей и бабушек – дедушек, которые делают все возможное, чтобы защитить своего любимца.Для начала хочу предложить Вам оценить следующие высказывания относительно своего отношения к ребенку:
Не могу себе даже представить, чтобы мой ребенок что-то сделал, предварительно не посоветовавшись со мной.
Мой ребенок никогда сам без меня не примет никаких решений.
Не понимаю, почему все упрекают меня, что мой ребенок живет по подсказкам. Пусть по подсказкам, но зато моим…
Мой ребенок никогда не совершит поступок, угрожающий его здоровью.
Я продумала (л) всю жизнь своего ребенка до малейших мелочей.
По возможности, где только можно, я оберегаю своего ребенка.
Если что-то я диктую своему ребенку, то из самых благих побуждений.
Мой ребенок во всем полагается только на мой вкус.
Мой ребенок не имеет никаких забот, зная то, что обо всем я позабочусь сам (а).
Даже если мой ребенок не родился вундеркиндом, я все сделаю, чтоб он им был.
Если Вы согласны как минимум с 5 утверждениями, то можно говорить что Вашему ребенку угрожает гиперопека.
^
Это упражнение направлено на то, чтобы взрослые могли почувствовать, что переживает ребенок при гиперопеке со стороны старших.Реквизиты: 4 веревки по 1,5 – 2 м.Работа ведется в парах «родитель» — «ребенок». «Ребенку» к каждой руке и ноге привязывается по веревке. «Родитель» свободные концы берет в руки, оставляя минимальные расстояния между собой и ребенком. Затем пытаются выполнить любые задания: походить, поднять руки, присесть, потанцевать и др. Потом участники меняются местами.После проведения упражнения, идет обсуждение: каковы Ваши впечатления? Что Вы чувствовали? Понравилось ли Вам? Почему? Хотелось ли Вам что-либо изменить? Оберегание ребенка от трудностей, зависимость ребенка от матери, поощрение зависимости ребенка от родителей, подавление агрессии ребенка, подавление сексуальности ребенка, навязчивость родителей – факторы, характеризующие опекающий способ воздействия родителей на ребенка. Родители стремятся все знать о ребенке, ограждать его от жизненных сложностей, от забот, которые могли бы утомить чадо. Дети должны во всем слушаться родителей, понимать, что мудрость их родителей есть высшая мудрость, причем родители стремятся ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая собственную роль.
Как это отражается на ребенке? Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней во время кризиса 3-х лет. Ему нет смысла «бунтовать», отстаивая «Я-систему». Любой конфликт с родителями – это поражение, он привык повиноваться. Под «пресс контролем» ребенок теряет индивидуальность, напоминая заводного робота, который твердо знает: это надо сделать так, а это – так…Часто родители возносят малыша, как и кумира, но не только любуются им, но и готовят вундеркинда. Ребенок загружен до предела. НО… Личность и способности ребенка развиваются в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Родители, которые слишком многого хотят за ребенка, как правило, сами трудно живут. У них не остается ни сил, ни времени на собственные интересы, на личную жизнь.
Гиперопека в подростковом возрасте может привести к бурной реакции протеста.Такие дети, уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников; им очень трудно жить в коллективе.
Упражнение «Слепой и поводырь»
Реквизиты: стулья, повязка.
По залу расставляют несколько стульев. Работа ведется в парах «слепой — поводырь». «Слепому» завязывают глаза, «поводырь»берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья. Затем игроки меняются ролями. Как вариант: после прохождения при помощи «поводыря» можно отпустить «слепого» и предложить ему самостоятельно пройти по залу, не задев стульев. После упражнения проводится обсуждение.

Лаборатория педагогической психологии ОМЦ ЮАО предлагает в помощь социальным педагогам школы материалы, которые могут быть использованы в работе с родителями.

Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов по организации приготовления уроков дома

  1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
  • Бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т.д.
  • Эмоциональные: проявите веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т.д.
  • Культурные: необходимо обеспечить ребенка справочниками, словарями, пособиями, кассетами, книгами по учебной программе; вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное, посещайте естественнонаучные и исторические музеи и т.д.
  1. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучивать, запоминать, периодически диктуйте ему тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника.
  2. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультетов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания помощи.
  3. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели. Обогащайте их знания.
  4. Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Объясняйте подросткам где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
  5. Не оставляйте без внимания свободное время ребенка. Учите ребенка организовывать свой досуг.
  6. Не сравнивайте успехи ребенка с успехами других детей. Лучше сравнивать настоящие заслуги ребенка с его прошлыми успехами.
  7. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность – ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются даже по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.
  8. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечайте познавательную активность даже по отдельным результатам.
  9. Помните, что по научно-обоснованным нормам над выполнением домашних заданий ученики 5-6 классов должны работать до 2,5 часов, 7-8-х – до 3 часов, 9-х – до 4 часов. Сравните, насколько близко количество часов, затрачиваемых Вашим ребенком на приготовление домашних заданий к норме. Помогайте ему придерживаться рекомендаций: это важно для его здоровья, психического равновесия и хорошего отношения к учебе.
  10. Создайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей.

Примерная схема изучения семьи.

  1. Общие сведения о родителях (Ф.И.О., год рождения, домашний адрес, место работы).
  2. Состав семьи (полная, неполная, сколько детей, есть ли бабушка, дедушка).
  3. Состояние здоровья родителей, старших членов семьи, детей.
  4. жилищные условия (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные).
  5. Материальная обеспеченность семьи (средний доход в месяц на каждого члена семьи).
  6. Санитарная культура семьи (чистота и порядок в доме, внешний вид родителей и членов семьи, соблюдение гигиенических норм родителями и детьми).
  7. Образование родителей (высшее, неполное высшее, неполное среднее, среднее, начальное).
  8. Отношение родителей к трудовой деятельности (положительное, равнодушное, отрицательное)
  9. Участие в общественной деятельности (активное, равнодушное, пассивное)
  10. Культурный уровень родителей (имеется ли в семье библиотека, есть ли книги по педагогике, какие книги и журналы читают родители, как часто посещают кино, театр).
  11. Уровень педагогических знаний родителей (высокий, средний, низкий)
  12. Культура общения в семье (культура общения родителей с друзьями, соседями, окружающими людьми).
  13. Взаимоотношения в семье: взрослых между собой, между взрослыми и детьми (дружеские, уважительные, доверительные или неуважительные, равнодушные, грубые).
  14. Кто из членов семьи оказывает на подростка неблагоприятное воздействие?
  15. Кто из членов семьи наиболее авторитетен у него и почему?
  16. Отношение родителей и старших членов семьи к подростку (внимательное, заботливое, ровное, чуткое или равнодушное, грубое, проявляется слепая любовь, потакают его прихотям).
  17. Характеристика воспитательного воздействия на ребенка, сложившегося в семье (единство требований к нему со стороны старших членов семьи, приучение к труду, воспитание культуры поведения и т.д.).
  18. Осуществление контроля за поведением и учебой подростка.
  19. Отношение родителей к школе (положительное, равнодушное, негативное).
  20. Связь семьи со школой (систематическая, эпизодическая).
  21. Как выполняет семья требования школы (родители прислушиваются к советам и требованиям учителя; равнодушно относятся; отрицательно воспринимают их).
  22. Общественно-педагогическая активность родителей (интересуются процессом воспитания детей в школе, активно помогают ему, выполняют работу лишь по просьбам учителей, не считают нужным принимать участие в воспитании детей).
  23. Оценка семьи как воспитательного коллектива.

Тест родительского отношения (анкета для родителей).

Ответьте на вопросы «да» или «нет»Текст опросника:

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
  3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
  6. Я уважаю своего ребенка.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто мне неприятен.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
  11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
  15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
  16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
  18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
  19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
  22. К моему ребенку постоянно липнет все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
  24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитанными и разумными, чем мой ребенок.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
  33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
  36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
  39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень, упрямство.
  40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
  41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
  44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
  45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
  46. Мой ребенок часто меня раздражает.
  47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
  54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка результатов:Принятие – отвержение ребенка: 3,5,6,8, 10,12,14,15,16,18,20,23,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,51,52,53,55,56,60Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34,35,36Симбиоз:1,4, 7,28,32,41,58Контроль: 2,19,30,48,50,57,59Отношение к неудачам ребенка: 9,11,13,17,22,54,61За каждый ответ «да» родитель получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» от 24 до 33 – говорят о том, что у родителя имеется положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и принимает его индивидуальность. Низкие баллы по этой шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности. Такой взрослый не может быть хорошим педагогом. Высокие баллы по шкале «кооперация» — 6-7 баллов являются признаком того, что взрослые проявляют интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность, старается быть с ним на равных.Низкие баллы по данной шкале 1-2 — балла говорят о том, что взрослый ведет себя по отношению к ребенку противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога. Высокие баллы по шкале «симбиоз» — 6-7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его потребности, оградить от неприятностей. Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Высокие баллы по шкале «контроль» — 6-7 баллов говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает во всем ребенку свою волю.Низкие баллы по этой же шкале 1-2 балла – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это отрицательно сказывается на обучении и воспитании детей. Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» 6-7- баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их.Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

^

ШКОЛ ЮАОУважаемые социальные педагоги ЮАО!Вы можете получить индивидуальные консультации по проблемам профессиональной деятельности (общение с трудным ребенком, психологические особенности работы с семьей, взаимодействие участников педагогического процесса, профилактика эмоционального выгорания педагога и др.) у методистов – психологов лаборатории педагогической психологии ОМЦ каждый четверг с 12-00 до 17-00. Наш адрес: ул. Чертановская, 25-б, кабинет 9.Тел. 311-71-18

^

ПСИХОЛОГО – СОЦИАЛЬНОГОВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

^

ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГАМ ПОРАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Психолого-педагогические методы воздействия на школьника с целью социализации агрессии.

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В настоящее время большинством психологов агрессия понимается как любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.Анализ агрессивного поведения школьников приводит к выводу, что полностью избежать агрессии во многих случаях невозможно. В одних случаях мы имеем дело с биологической предрасположенностью ребенка к агрессии, в других – с неблагоприятной окружающей средой, которую невозможно изменить. Исходя из понимания многообразия и неоднозначности факторов формирования агрессивного поведения, сложности определения их воздействия на того или иного ребенка, индивидуальных особенностей проявления агрессивных тенденций в поведении педагоги и психологи вынуждены ориентироваться в целом веере способов контроля над агрессией, которые, в сою очередь, могут быть связаны с-когнитивным развитием (в частности, изменением представлений о намерениях агрессора)-формированием моральных представлений, развитием понимания другого человека-повышением коммуникативной компетентности личностиВ целом, многочисленные пути коррекционной работы направлены либо на социализацию агрессии, которую невозможно устранить, либо на устранение причин агрессивного поведения.Ряд психологов (Румянцева Т.Г, Семенюк Л.М. и др.) уделяют большое значение внутриличностным структурам и социальным нормам, принятым в обществе. Другие – расширению поведенческого репертуара ребенка, к которым можно отнести моделирование (демонстрацию психологом социально некомпетентным детям различных моделей поведения, приводящих к достижению намеченной цели). Третьи – формированию понимания окружающих и определению путей толерантного отношения к другим.Отечественные психологи и педагоги отмечают такие предпочтительные формы преобразования детской агрессии в позитивное русло, как игра, сублимация, кооптация, сплоченность и смех (по Князевой О.Н.). При этом игра рассматривается как возможный источник самореализации и повышения уверенности ребенка в своих силах; сублимация – как защитный механизм, способствующий переводу разрушительной агрессии в конструктивное русло игры. Кооптация является средством перевода конфликта в русло поиска совместного решения, устраивающего обе конфликтующие стороны и предотвращающего проявление агрессии. Сплоченность жизненно необходима для школьников, общность целей и интересов приводит к образованию необходимой для школьников общности. А роль юмора и смеха в межличностных отношениях трудно переоценить.По мнению зарубежных педагогов и психологов, снижение агрессии обеспечивают

  • наблюдение сдержанного поведения,
  • наблюдение наказания,
  • юмор,
  • развитие сопереживания другим людям

По мнению Э.Аронсон, Т.Уилсон, Р.Эйкерт агрессивное напряжение могут снизить следующие способы взаимодействия с окружающими людьми: 1) выражение гнева мирным способом, выражающимся в высказывании о своей негативной эмоции обидчику и объяснении причины своего гнева, а также в излиянии своих негативных чувств третьему лицу;2) передача ответственности за исход негативной ситуации другому лицу и получение извинений со стороны обидчика – снижают уровень проявляемой агрессии. Современные педагоги и психологи отмечают потерю современной культурой ритуалов, которые в более ранних культурах помогали молодым людям интегрировать их агрессивность. Такая интеграция представляется жизненно важной, поскольку она, с одной стороны направляет мужскую агрессивность в социально приемлемое в данном обществе русло, с другой стороны, регулирует регрессивные отвлечения бессознательного в сторону пассивности и неуверенности. Такие формы работы с детьми как военные и спортивные игры, туристические походы, участие в скаутском движении, особенно если они становятся традицией школы и ритуализированы, являются мощным средством социализации детей и подростков. Трудно не согласиться с точкой зрения А.Назаретяна: агрессивность – это жизненная сила, задача учителя и психолога – научиться с ней работать. Важно, в каких формах выражается агрессия и насколько эти формы адекватны социальной ситуации.

^

ШКОЛЬНОГО ПИСХОЛОГАИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГАС ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Психолог – социальному педагогу.

Организация работы с гиперактивным ребенком.

Л.А Пушкарева

школа № 557

Так как я в основном работаю с учениками начальной школы, то проблема гиперопеки весьма актуальна. Необходимо отметить, что гиперопека имеет социально обоснованные корни. Чаще всего в семьях по одному ребенку, окруженному заботой родителей и бабушек – дедушек, которые делают все возможное, чтобы защитить своего любимца.Для начала хочу предложить Вам оценить следующие высказывания относительно своего отношения к ребенку:

  1. Не могу себе даже представить, чтобы мой ребенок что-то сделал, предварительно не посоветовавшись со мной.
  2. Мой ребенок никогда сам без меня не примет никаких решений.
  3. Не понимаю, почему все упрекают меня, что мой ребенок живет по подсказкам. Пусть по подсказкам, но зато моим…
  4. Мой ребенок никогда не совершит поступок, угрожающий его здоровью.
  5. Я продумала (л) всю жизнь своего ребенка до малейших мелочей.
  6. По возможности, где только можно, я оберегаю своего ребенка.
  7. Если что-то я диктую своему ребенку, то из самых благих побуждений.
  8. Мой ребенок во всем полагается только на мой вкус.
  9. Мой ребенок не имеет никаких забот, зная то, что обо всем я позабочусь сам (а).
  10. Даже если мой ребенок не родился вундеркиндом, я все сделаю, чтоб он им был.

Если Вы согласны как минимум с 5 утверждениями, то можно говорить что Вашему ребенку угрожает гиперопека.

^

Это упражнение направлено на то, чтобы взрослые могли почувствовать, что переживает ребенок при гиперопеке со стороны старших.Реквизиты: 4 веревки по 1,5 – 2 м.Работа ведется в парах «родитель» — «ребенок». «Ребенку» к каждой руке и ноге привязывается по веревке. «Родитель» свободные концы берет в руки, оставляя минимальные расстояния между собой и ребенком. Затем пытаются выполнить любые задания: походить, поднять руки, присесть, потанцевать и др. Потом участники меняются местами.После проведения упражнения, идет обсуждение: каковы Ваши впечатления? Что Вы чувствовали? Понравилось ли Вам? Почему? Хотелось ли Вам что-либо изменить? Оберегание ребенка от трудностей, зависимость ребенка от матери, поощрение зависимости ребенка от родителей, подавление агрессии ребенка, подавление сексуальности ребенка, навязчивость родителей – факторы, характеризующие опекающий способ воздействия родителей на ребенка. Родители стремятся все знать о ребенке, ограждать его от жизненных сложностей, от забот, которые могли бы утомить чадо. Дети должны во всем слушаться родителей, понимать, что мудрость их родителей есть высшая мудрость, причем родители стремятся ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая собственную роль.

Как это отражается на ребенке? Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней во время кризиса 3-х лет. Ему нет смысла «бунтовать», отстаивая «Я-систему». Любой конфликт с родителями – это поражение, он привык повиноваться. Под «пресс контролем» ребенок теряет индивидуальность, напоминая заводного робота, который твердо знает: это надо сделать так, а это – так…Часто родители возносят малыша, как и кумира, но не только любуются им, но и готовят вундеркинда. Ребенок загружен до предела. НО… Личность и способности ребенка развиваются в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Родители, которые слишком многого хотят за ребенка, как правило, сами трудно живут. У них не остается ни сил, ни времени на собственные интересы, на личную жизнь.

Гиперопека в подростковом возрасте может привести к бурной реакции протеста.Такие дети, уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников; им очень трудно жить в коллективе.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Реквизиты: стулья, повязка.

По залу расставляют несколько стульев. Работа ведется в парах «слепой — поводырь». «Слепому» завязывают глаза, «поводырь»берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья. Затем игроки меняются ролями. Как вариант: после прохождения при помощи «поводыря» можно отпустить «слепого» и предложить ему самостоятельно пройти по залу, не задев стульев. После упражнения проводится обсуждение.

взрослого человека практически отсутствует,связаны с-когнитивным развитием,устранение причин агрессивного поведения,третьи формированию понимания окружающих,целом веере способов контроля,негативных чувств третьему лицу,причинение вреда другому живому,формы адекватны социальной ситуации,снизить следующие способы взаимодействия,детстве развивает сильный характер

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …