Рекомендована к использованию

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 412
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Рекомендована к использованиюЗам. директора по УВР ГБОУ школы № 412Протокол №___от «___»_________20___г.от «__» _________ 20____г.
Рекомендована к использованиюРуководитель МО учителей русского языка и литературы:__________________Протокол №___от «___»_________20___г.
Утверждаю:________________Директор ГБОУ школы № 412Приказ №___от «__» _________ 20____г.

по литературе
9 а ,б
классы
Срок реализации программы: 201415 учебный годРассмотрено на заседаниипедагогического советаПротокол №___ от «___»___________ 20____г.Разработчик программы: учитель Иванова Елена ГеннадиевнаСанкт-Петербург2014

I Статус документа
Настоящая программа по литературе для IХ класса создана на основе
— требований федерального компонента государственного образовательного стандарта; — программы для общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 класс под редакцией В.Я. Коровиной (базовый уровень)11-е издание, М. «Просвещение» 2009 г.;- учебного плана ГБОУ школы № 412 федерального и регионального компонента;
II
Авторская программа для 5 – 11 классов В.Я. Коровиной (базовый уровень)11-е издание, М. «Просвещение» 2009 г нацелена на преемственное по отношению к предыдущему этапу обучения систематическое изучение линейного курса на историко-литературной основе (от античной, древнерусской литературы, литературы 18 века, литературы первой половины 19 века с включением блока литературы ХХ века — в 9 классе; литература второй половины 19 века, литература 20 века — в 10-11 классах), развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации личности, на формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, на основе личностно-деятельностного подхода. На основе этой программы разработан УМК под редакцией В.Я. Коровиной, включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России.
Программа адресована учащимся 9 класса общеобразовательной основной школы.
9а класс активный, основное внимание будет уделено формированию диалогической позиции учащихся.9б пассивный класс, основное внимание будет уделено развитию монологической устной и письменной речи.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
— рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; — соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;
— построена с учётом принципов системности, научности, доступности, преемственности, наглядности, учета возрастных особенностей;
— способствует развитию коммуникативной, познавательной и информационной компетенции обучающихся; -обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая модифицированная программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения основной и полной средней школой.
Курс литературы для 9 класса направлен на отбор и анализ культурно-исторических явлений. Для изучения предлагается сравнительно небольшой круг писателей, каждый из которых представляет то или иное наиболее характерное явление литературного процесса. А совокупность творческих индивидуальностей позволяет увидеть многообразие художественно-философских и стилевых течений в русской литературе. Таким образом, сочетание эстетического анализа явлений литературы, являющееся стержнем данной программы, предполагает осмысленное и творческое изучение предмета, при котором весьма важным представляется опора на анализ исторического процесса, расширение и обогащение информационной сферы старшеклассника, а также формирование целостного мировоззрения
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является формирование целостной картины мира растущего человека, углубление и совершенствование основных читательских компетентностей, обретение самостоятельности в процессе обучения предмету.
Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подходов к обучению литературы:
углубление и совершенствование основных читательских компетентностей, а также универсальных учебных действий;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ;
формирование личности как субъекта культурной деятельности, формирование гуманитарного стиля мышления в процессе приобщения к достижениям культуры;
формирование осознанного стремления к личностному индивидуальному выбору в рамках системы позитивных ориентиров и образцов;
формирование умений обобщать, анализировать, сопоставлять тексты, умений работать с текстом учебным и художественным, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Главная задача, которая должна быть решена при обучении литературе, состоит в том, чтобы учащиеся овладели возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, использовали опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.В связи с этим программа направлена на то, чтобы обеспечить в преподавании е д и н с т в о процессов познания окружающего мира через модель действительности, созданную автором художественного текста, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ литературоведения и разных видов филологического анализа, овладения общеучебными умениями и навыками, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
В системе школьного образования учебный предмет «Литература» занимает особое место: литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Изучение литературы в 9-11 классах должно строиться не по принципу информационного «накопления, а путем осмысленного отбора и анализа культурно-исторических явлений. Для изучения предлагается сравнительно небольшой круг писателей, каждый из которых представляет то или иное наиболее характерное явление литературного процесса. А совокупность творческих индивидуальностей позволяет увидеть многообразие художественно-философских и стилевых течений в русской литературе
Таким образом, сочетание эстетического анализа явлений литературы, являющееся стержнем данной программы, предполагает осмысленное и творческое изучение предмета, при котором весьма важным представляется опора на анализ исторического процесса, расширение и обогащение информационной сферы старшеклассника, а также формирование целостного мировоззрения. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные предметные и общеучебные умения, а также углубляют представление о нравственно-этической составляющей предмета. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию. Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к ОГЭ по литературе.
Совокупность формирующихся взглядов учащегося нисколько не исключает, а, наоборот, предполагает творческое, личностное, совершенно индивидуальное восприятие любого литературного явления (но в конкретном историческом аспекте). Целью всякого учителя литературы, думается, является следующая цель: воспитать читателя, который сумеет духовно обогатиться, осмыслив то или иное художественное произведение, сумеет дать ему собственную (субъективную) оценку, приблизив эту оценку к максимально объективной мировоззренческой позиции, испытав при этом эстетическое чувство, эстетическое переживание.

Система оценки достижений учащихся состоит из
вводного контроля (тест, диагностическая контрольная работа);
тематического контроля (зачет, контрольное упражнение, контрольное сочинение, контрольное изложение, взаимоконтроль, самоконтроль, проект);
промежуточного контроля (тест, зачет, анализ текста, практическая работа, характеристика героя, пересказ, чтение наизусть, терминологический диктант);
итогового контроля (анализ художественных текстов с учетом их родо-жанровой специфики, контрольная работа, тест в формате ОГЭ).
*Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование-
VI IКоличество учебных часов
В 9 классе — 102 ч (3 часа в неделю). Диагностическая работа в начале года -1Контрольные работы в конце полугодия – 2

Формы обучения:
Урок изучения нового материала (чтение и присвоение содержания изучаемых произведений), урок развития знаний, умений и навыков (школьный анализ художественного текста), заключительные уроки, урок-беседа, дискуссия, урок — игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи, мастерская.
Технологии обучения:
Технология диалогового общения (дискуссионные формы обучения)
Технология мастерской
Игровые технологии
Исследовательская деятельность
I XВиды и формы текущего, промежуточного, итогового контроля
Виды и формы контроля
— диктант (терминологический);- анализ текста художественного произведения с учетом родо-жанровой специфики;- сочинение-рассуждение на литературоведческую тему;-чтение наизусть;- тест;-письменный и устный ответ на вопрос;- устное высказывание на литературоведческую тему;-пересказ учебного или художественного текста. В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктант (терминологический), тесты, анализ текста художественного произведения, устные рассказы по плану на литературоведческие темы, сочинения, изложения и ответ на вопрос. Кроме средств контроля предусмотрены следующие формы учёта достижений обучающихся: участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, презентациях.Сочинения — основные формы проверки умения анализировать текст художественного произведения, правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся. Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Тестовые задания – форма проверки знаний обучающихся, необходимая для подготовки к экзаменам в форме ОГЭ.Письменный ответ на вопрос в объеме 5-7 предложений является важной формой контроля речеведческих умений учащихся, эта форма проверки умений работать с письменными текстами позволяет пошагово готовить учащихся к экзаменам в форме ОГЭ.Критерии оценивания смотри в Приложении

Приоритетными формами учебной работы являются: традиционный урок, урок-проект, урок-практикум, лекции и др.
Беседа – один из важнейших приемов выявления читательского восприятия учащихся. Организация общения в диалоге позволяет сформировать собственную позицию. Технология мастерских – способ создать атмосферу сотворчества и сотрудничества. Особенно это необходимо на вводных занятиях (изучение биографии писателя) и заключительных уроках по обобщению изученного. Проектная деятельность дает возможность наиболее полно раскрыть потенциал ученика. Выбор цели проекта, отбор материала, подготовка презентации – все это способствует развитию учебно-управленческих умений учащихся.
:
— беседа по изученному материалу;- индивидуальный устный опрос;- выборочная проверка ответов на вопрос;- взаимопроверка;- самоконтроль (по образцу или алгоритму);- виды работ, связанные с анализом художественного текста;- составление учащимися собственного текста с опорой на первоисточник;- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе учебных текстов;- написание сочинений;

Введение Литература и ее роль в духовной жизни человека.Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)«Море». Романтический образ моря.«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.Теория литературы. Баллада (развитие представлений).Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии…Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.Теория литературы. Повесть (развитие понятия).Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.Из поэзии XIX векаБеседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.Из русской прозы XX векаБеседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.Теория литературы. Притча (углубление понятия).Из русской поэзии XX векаОбщий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.Штрихи к портретамАлександр Александрович Блок. Слово о поэте.«Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей…», «О доблестях, о подвигах, о славе…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.«Вот уж вечер…», «Той ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью — потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.«Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.«Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX вековН. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море…»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой…»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой…». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Античная лирикаГай Валерий Катулл. Слово о поэте.«Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).Гораций. Слово о поэте.«Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.Данте Алигьери. Слово о поэте.«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.Теория литературы. Философско-драматическая поэма.Повторение — .

Оцените статью
Добавить комментарий