Рельефы и росписи — 1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников,…

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Рельефы и росписи. От эпохи среднего царства до нас дошли великолепные памятники стенописи, которые сохранились в номах к северу от Фив: Бени-Хасан и др. Гробницы были вырублены в скалах, так что наземной части принадлежит только вход, оформленный в виде портика с протодорическими колоннами. Многоярусные композиции росписей здесь строились по регистрам, внутри которых художник пластично размещал фигуры людей, животных и птиц. Ритуальные циклы повторяли темы, встречавшиеся еще со времени Древнего царства. К числу новых сюжетов следует отнести привод пленных с захваченными трофеями, а также изображение воинских поединков.Техника исполнения росписей осталась прежней. Мастера делали эскизы, которые при помощи сетки квадратов переносились на стену в соответствии с заданными масштабами. Если в Древнем царстве росписи играли подчиненную роль по отношению к рельефу, то в Среднем царстве они приобретают самостоятельное значение. Художники тонально связывают фон с цветовой гаммой композиции, линии контура приобретают различную интенсивность, становятся тоньше, а иногда и вовсе отсутствуют. Вместо активной контурной обводки преобладает мягкая и тонкая прорисовка, благодаря чему рельефность уступает место живописным приемам. Значительно расширяется красочная палитра художников: появляются нежные светло-голубые, нежно-зеленые и желтые тона.

Лучший пример стенных росписей среднего царства – гробница правителя Антилопьего нома Хнумхотепа II в некрополе Бени-Хасан. Сюжеты охоты и ловли птиц здесь разворачиваются поясами вдоль стен, причем каждая из сцен обладает поразительной завершенностью композиции. Особого внимания заслуживает дерево с певчими птицами (илл. 33). Птицы изображены в профиль, причем хвосты, а у некоторых и крылья развернуты в фас. Таким приемом мастера достигают максимальной выразительности силуэта.

Среднее царство по сравнению с другими крупными эпохами египетской истории занимало относительно непродолжительный период времени. Наметившийся при последних фараонах 12 династии социальный кризис повлек за собой переворот около 1750 года до н.э., положивший конец Среднему царству. С 13-14 династий начинается второй Период распада Древнего Египта. Памятников искусства от него дошло мало.
Первая половина 18 династииЭпоха Нового царства открывается вступлением на престол 18 династии, правившей более двух веков. В начале 16 века до н.э. завоеватели-гиксосы были окончательно изгнаны из Египта, и с этого момента страна вновь объединяется вокруг Фив, а фараоны ведут завоевательную политику. Стремление к упрочению государственной власти сказалось и в области религии – в необходимости установления единого общегосударственного культа. Эта роль была уготовлена фиванскому богу Амону, которое объединяло в себе и поклонение древнеегипетскому солнечному божеству Ра. Таким образом, в Египте сохраняется политеизм, но поклонение богу Амону-Ра становится общегосударственным официальным культом. Амон-Ра именуется царем всех богов, ему слагают гимны и приписывают все победы. Фараоны возводят для него храмы, что повсеместно способствует интенсивному строительству. Особенности ритуалов (встреча священной ладьи на Ниле и ее перенесение в храм) обусловили последовательность расположения основных помещений храма. Все искусство времени правления первой половины 18 династии развивалось под эгидой столичных Фив, оказывавших влияние на провинциальные центры.

Архитектура. Несмотря на то, что планировка большинства храмов Нового царства видоизменена и даже искажена последующей перестройкой, сегодня все же можно воссоздать их первоначальный вид. В эту эпоху уточняются основные виды храмовых архитектурных комплексов (наземные, полускальные, скальные), устанавливается определенная последовательность помещений (чередование открытых и закрытых пространств перистильных дворов и гипостильных залов) и система их пластического оформления. Вход фланкировался (привет Бутырскому!!) пилонами. У стен стояли статуи фараонов и обелиски, между ними шел узкий проход в открытый двор, обнесенный колоннадой. За ним следовали гипостильные залы (один или несколько), а затем путь ритуальных процессий завершался в святилище. Понятно, что такая последовательность не всегда выдерживалась. В ряде случаев очевидны сильные отличия из-за поздних перестроек или особенностей ландшафта. При этом существенное значение имело местоположение комплекса относительно Нила, от которого к пилонам вели аллеи сфинксов.

Два главных святилища восточной стороны Фив – ^ (илл. 34) и Луксор (илл. 35) – принадлежат к типу наземных храмов. Для обоих комплексов характерен большой масштаб и грандиозный размах строительства, а также ряд схожих композиционных элементов: дорога священных животных (в Карнаке – бараны, в Луксоре – сфинксы), ведущая к храму; пилоны с наклонными стенами и стоящими перед ними статуями фараона и обелисками перед ними, узкий проход (важен для регламентации пути – процессия должна быть вытянутой), открытый перистильный двор, гипостильный зал, святилище со статуей божества. В храме важен центральный неф, он выделен не только размерами (выше боковых), но и типом колонны (в боковых капители выполнены в виде закрытого лотоса, а в центральном – в виде открытого.)

Строительство Карнакского храмового комплекса охватывало в общей сложности около десяти веков, если вспомнить, что его древнейшие сооружения восходили еще к эпохе Среднего царства. На протяжении Нового царства оформились основные части архитектурного ансамбля, включавшего помимо храма Амона комплексы Мут (жена Амона) и Хонсу (сын Амона), расположенные к югу от главного храма (см. схему – илл. 36). Первый крупный строительный период Карнака связан с правлением Тутмоса I, но построенный им колонный зал был разрушен в результате последующих переделок. При датировке основных сооружений комплекса Карнака существенную роль играют пилоны, являющиеся эпохальными вехами строительных этапов, поскольку каждый из них возводился при определенном фараоне.

Сменявшие друг друга фараоны 18 династии продолжали строительство в Карнаке. Со вступлением на престол царицы Хатшепсут, которая была дочерью Тутмоса I, женой Тутмоса II и узурпировала трон при его малолетнем сыне Тутмосе III (рожденным женщиной нецарского рода), начались дальнейшие работы по перестройке храма Амона, в результате которых погиб зал Инени. На его месте были сооружены тридцатиметровые обелиски царицы. Руководил работами зодчий Сенмут. Также был заложен комплекс богини Мут и начато строительство пилона и двора, перпендикулярных храму Амона.Однако пришедший затем к власти законный наследник Тутмос III не замедлил уничтожить все сооружения предшественницы. Долгий период его царствования связан с активным строительством. При нем воздвигается громоздкое сооружение в виде пятинефной базилики с тяжелыми перекрытиями, а также «зал Анналов» с четырехгранными столбами, украшенными стилизованными геральдическими изображениями лотоса и папируса – символов Верхнего и Нижнего Египта. Последний этап строительства первой половины 18 династии связан с царствованием Аменхотепа III. При нем храм Хонсу был соединен аллеей бараньеголовых сфинксов с Луксорским храмом, первая строительная эпоха которого приходится на время правления этого фараона.

^ (см. схему – илл. 37), расположенный вдоль Нила, имеет большую протяженность по оси север-юг. В планировке его ведущую роль играли колоннады. Сдвоенные ряды колонн в виде связок папируса обрамляют открытый двор. Центральный колонный проход остался недостроенным. Несмотря на гигантские размеры, колонны отличаются поразительной легкостью, которая достигается за счет маленьких абак, венчавших папирусообразные капители. В организации внутреннего пространства здесь применен прием нарастания движения к центральной колоннаде. Ритм сдвоенных, близко стоящих стволов в идее связки папируса сменяется рядом параллельно идущих колонн, поставленных с бóльшими интервалами. Колоннады первого двора имеют капители в форме бутонов, центрального прохода – в виде раскрытых цветов. Таким образом, перед идущим вдоль оси храма разворачиваются две фазы жизни – ее зарождение и расцвет. На стенах молельни храма рельефы повествуют о чудесном рождении Аменхотепа III от брака его матери с богом Амоном-Ра. Художник последовательно развертывает сцены, начиная с зачатия и рождения фараона. Раскрытие сюжета следует основным этапам его жизни. Рельефные композиции Луксора составляют единое целое с архитектурным пространством храма. Живописное оформление внутреннего пространства приобретает различные оттенки в зависимости от освещения.

На западном берегу Нила по традиции возводились заупокойные храмы, связанные с Нилом аллеей сфинксов, которая как бы продолжалась от храмов восточного берега. Таким образом, заупокойные ансамбли оказывались в общем комплексе всех сооружений фиванской архитектуры. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахари (илл. 38) относится к типу полускальных, где наземные помещения сочетаются с молельней, вырубленной в скалах. В его планировке ярусная композиция сочетается с горизонтальным расположением помещений. Этот террасообразный принцип построения восходит к традициям Среднего царства, наглядно иллюстрируемым находящимся поблизости храмом Ментухотепа I.

Основное место в храме Хатшепсут отводилось колоннадам. В нижнем ярусе в качестве устоев использованы квадратные столбы, ряд которых составляет портик, разделенный посередине пандусом. Аналогично построена и следующая терраса, куда ведет лестница. Здесь на стенах портиков находятся рельефные композиции с изображением рождения Хатшепсут от брака ее матери с богом Амоном, а также сцена коронации и другие рельефы, на одном из которых Хатшепсут получает символическое покровительство от богини Хатор. Не менее декоративно и пластическое оформление. Сложные хаторические капители венчают столбы святилища богини Хатор, расположенного в южном крыле храма. Яркая декорировка при всей своей многоцветности не выходила за пределы тонального единства, здесь доминирует теплая охристо-желтая гамма. Обилие рельефов, орнаментальных фризов и статуарных изображений придает целостность всему ансамблю. Существенным нововведением архитектуры Нового царства является отделение гробницы от заупокойного храма, возводившегося на границе пустыни и орошаемых земель. Также следует отметить заупокойный храм Аменхотепа III. Он был полностью разрушен, от комплекса остались лишь огромные тронные статуи фараона, известные как «колоссы Мемнона», и сфинксы, два из которых стоят на набережной в Петербурге.

Скульптура. Строительству монументальных храмов в Фивах сопутствовало интенсивное развитие скульптуры. Назначение ее не ограничивалось сферой заупокойного культа. Статуи устанавливались в открытых дворах храмов, фланкировали пилоны. Предполагалось, что на них будут смотреть издалека, поэтому зачастую они решались весьма обобщенно.

В фиванской скульптуре Нового царства прослеживается два направления, представленные памятниками официального и частного искусства, причем обе линии взаимосвязаны. В пластике официального направления начала 18 династии развивались традиции искусства Среднего царства (то есть установка на портретность и доминирование человеческого начала). Новые черты появляются только со времени царицы Хатшепсут. Статуи Хатшепсут исполнены в виде тронной и коленопреклоненной фигуры, в образе сфинкса или осирических колоссов. Сравнивая их, можно обнаружить ряд общих приемов передачи портретного облика – сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидный разрез глаз. Иконография, сложившаяся в скульптуре времени Хатшепсут, получила дальнейшее развитие и в памятниках последующей эпохи, включая годы царствования Тутмоса III. Несмотря на видимое желание уничтожить все, что напоминало бы о его предшественнице, стилистическая линия скульптуры следовала традициям, заложенным в годы ее правления.

В пластике времени Аменхотепа III намечается нарастание декоративных элементов. Здесь отсутствует интерес к пластике лица, но зато важна проработка парика, одежды, украшений. Среди монументальных изображений этого фараона можно выделить «колоссы Мемнона» (илл. 39), сфинксы и голову из Британского музея (илл. 40). Последний памятник отмечен изысканностью и тонкостью линий, мягкими и текучими формами. Этот памятник занимает исключительно важное место в общей линии эволюции официального скульптурного портрета Нового царства, открывая дальнейшие пути искусству времени второй половины 18 династии (и в частности, искусству Амарны). Также интересно, что если раньше фараона изображали в расцвете лет и сил, то теперь его изображают на разных этапах жизни – от юного до почти пожилого.

Помимо монументальной скульптуры эпоха Нового царства оставила многочисленные произведения пластики малых форм. В отличие от предшествующего периода пропорции фигур стали значительно более изысканными, силуэты удлиненными и стройными, фигуры становятся уже в плечах и бедрах, формы – более округлыми. Особое место среди таких памятников занимают изделия из дерева. Например, к середине 18 династии относится парная группа скульптур из ГМИИ, изображающая верховного жреца Аменхотепа и его жену, «певицу Амона» Раннаи (илл. 41). Эти статуэтки исполнены поистине виртуозно, фактура дерева поразительно пластична. Темно-каштановый цвет эбенового дерева усиливается инкрустацией золотыми пластинами ожерелья и браслетов. Высокая посадка головы соответствует стройным формам фигуры. Обе парные статуэтки представлены в канонизированной позе идущей фигуры. Лица тонко моделированы, в обоих случаях ярко выражена портретность.

^ В рельефах фиванских храмов заметно усиление декоративных тенденций, техника барельефа сочетается с использованием в ряде деталей высокого рельефа, что давало возможность большей градации объема. В выборе техники художники всегда учитывали эффект восприятия изображения с дальнего или близкого расстояния. Высота рельефа и интенсивность контуров также зависели и от степени освещенности поверхности солнечным лучом. Рельефные композиции выдержаны в тех же пропорциях, что и сооружения архитектурного комплекса, благодаря чему возникает цельность всех элементов ансамбля. Рельефы располагались фризообразно, по регистрам.

Композиции Карнака, Луксора, Дейр эль-Бахари отличаются многообразием сюжетов. Появляются развернутые сцены, повествующие о родословной фараонов, в которую вплетаются боги египетского пантеона. С введением новых сюжетов вырабатываются и новые изобразительные приемы. В период 18 династии самостоятельное значение приобретает пейзаж, в котором реалистически трактованные фигуры животных сочетаются со стилизованными формами растений. Рельефы гробниц фиванского некрополя отличались большой декоративностью и живописностью. На место четкого силуэта приходят мягкие очертания и пластичная моделировка фигур. Их контуры приобретают изысканный рисунок. Мастера уделяют особое внимание проработке деталей одежды, украшений, стилизованной трактовке длинных пышных париков. Важное значение придавалось росписям. Росписи начала 18 династии отличались известным стремлением к архаизации, поэтому для них характерны яркие красочные сопоставления, четкость контуров, которые сближают стиль их исполнения с рельефами. Однако усилившиеся декоративные тенденции отразились и здесь. Стенопись царских гробниц напоминала развернутый сверток папируса, где священные тексты сопровождались иллюстрациями. Интересно, что ритуальные сцены царских гробниц по сюжету и стилю исполнения ближе примыкают к строгой графической манере исполнения, в то время как росписи некрополя фиванской знати отличаются большей живописностью. Тематика становится гораздо шире. В композиции можно выделить три основных цикла: сцены земного бытия, обряд оживления тела покойного для перехода к вечной жизни и жертвенный пир. Расположение композиций отвечало планировке гробниц. Общий план обычно состоял из анфилады помещений (входного открытого двора и ряда проходов, вырубленных в скале), идущих перпендикулярно к широкому помещению, образуя перевернутую букву «Т».

В период царствования Аменхотепа III мастера достигли поразительной свободы построения композиции, вводя в установленные каноном ритуальные сцены несколько новых сюжетов. Так, в гробнице жреца Нахта с большим мастерством написаны сцены жертвенного пира. Они отличаются большой музыкальностью композиций, которые позволяют составить представление об этих мистериях с участием танцовщиц, певцов, музыкантов. К этим памятникам относятся, в частности, знаменитые «Слепой музыкант» и «Музыкантши» (илл. 42). Фигуры девушек поражают гибкостью поз, мелодичным ритмом струящихся складок одежд, сквозь которые просвечивают очертания тел. Если в аналогичных композициях предшествующих эпох преобладало чувство ритма, то здесь господствует мелодическое начало, фигуры объединяются в пластичные группы, позы варьируются. Также можно упомянуть росписи гробницы Рамоса (илл. 43).

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …