Реферат по истории педагогики на тему: «Актуальные вопросы семейного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат по истории педагогики на тему: «Актуальные вопросы семейного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики».
Выполнила: Коминова Е.А.Студентка 4 курсаГруппы №402Проверил преподавательЖитнякова С.В.Москва 2007 год.
Содержание.
Введение……………………………………………………………3
Учение Я.А. Коменского о материнской школе………………….4
И.Г.Песталоцци о роли матери и семьи в деле воспитания…….8
К.Д.Ушинский о семейном воспитании…………………………..10
П.Ф.Лесгафт о значении семейного воспитания…………………11
Л.Н.Толстой мысли о воспитании в семье……………………….16
А.С.Макаренко о вопросах семейного воспитания………………18
Заключение…………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………22
Введение.
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С.Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной её механизм – воспитание. [2, с.4]Ещё до революции говорили о роли семьи в познании ребёнком окружающего мира. Ребёнок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней. Общение в семье построено на любви, семейное воспитание не имеет границ.В то же время семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребёнка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. Взрослые допускают промахи в воспитании: относятся к ребёнку как к своей уменьшенной копии, часто несправедливы к детям, используют физические наказания и многое другое. Эти трудности связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребёнка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта.Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты — педагоги дошкольных учреждений.Полемика о соотношении воспитания детей в семье или в детских садах имеет свою историю. Ещё до революции ряд таких известных педагогов, как К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт и другие, считали воспитание ребёнка должно осуществляться до семи лет в семье. Некоторые авторы были противниками семейного воспитания, объясняя свою позицию тем, что семья подаёт детям дурной пример, в рамках её – они не могут включаться в труд, становятся избалованными. [2, с.5]Таким образом, можно сказать, что вопросы семейного воспитания всегда считались актуальными, так как семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека, это фундамент на котором строится вся жизнь и от того насколько добротен, и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека.
^
Ян Амос Коменский – гениальный сын чешского народа, великий педагог, демократ, гуманист, самоотверженный борец за мир между людьми. Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания.Развивая идеи, изложенные в «Великой дидактике», в 1633 году Коменский составил для матерей, независимо от их принадлежности, руководство по воспитанию детей до школы – «Материнская школа». В ней дана тщательно разработанная программа, а также методика воспитания и обучения маленьких детей. [4, с.44]Для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу, под которой подразумевал не общественное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Материнской школе Коменский посвятил большую главу своей “Великой дидактики и специальное сочинение под названием “Материнская школа”. Этой ступени воспитания он придавал очень большое значение, рассматривая ее как первую и важнейшую часть всей разработанной им системы воспитания и образования подрастающего поколения.В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Он не мог еще в то время подробно раскрыть возрастные особенности детей, но ценно, что преддошкольный и дошкольный возрасты не представляются ему чем-то единым. Наряду с требованием учитывать возрастные особенности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуальными различиями. Он указывал, что одни способны воспринять определенные знания и умения на третьем-четвертом году жизни, для других же они становятся доступными только в пяти-шестилетнем возрасте. Коменский уделял много внимания вопросам физического воспитания детей. Он призывал родителей, в частности матерей, заботиться с величайшей тщательностью о здоровье своего ребенка и давал конкретные указания об уходе за малышом, о том, каким должно быть его питание, одежда, режим. Очень важным было требование Коменского о кормлении младенцев непременно молоком матери, его советы обеспечить детям как можно больше движений — давать им возможность бегать, играть, резвиться. Игру Коменский справедливо рассматривал как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, направляя их в правильное русло: “Пусть они (дети) будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно”. Подчеркивая образовательное значение детской игры, Коменский писал: “Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется”. Он указывал и на воспитательную роль игры в деле сближения, ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.Наставления Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу, но отдельные его указания относительно задач и средств нравственного воспитания были новыми для того времени и весьма положительными. Так, Коменский советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почтительность к старшим. Много внимания он уделял воспитанию у них любви и привычки к труду, который должен быть посильным и тесно связанным с их игровой деятельностью. Средствами нравственного воспитания Коменский считал разумные наставления и упражнения детей в положительных, с точки зрения нравственности, поступках, а также положительный пример взрослых. В то время как в практике семенного воспитания широко применялись физические наказания, он предлагал воздействовать на детей в случае их дурного поведения или проступка, прежде всего увещанием и порицанием, прибегая к наказаниям лишь в самых крайних случаях. В области умственного воспитания Коменский ставил перед материнской школой задачу способствовать накоплению детьми с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений об окружающем мире, развивать их мышление и речь, с тем, чтобы подготовить их к дальнейшему систематическому обучению в школе. Коменский полагал, что в первые шесть лет жизни ребенок должен узнать из области естествознания, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и т. д.; из области астрономии он должен узнать, что называется небом, солнцем, луной и звездами; из географии — место, где он родился и где он живет (деревню, город, крепость или замок); а также представлять себе, что такое гора, долина, река, город, деревня и пр. Кроме того, ему следует знать некоторые единицы времени и времена года (час, день, неделя, месяц, год, весна, лето, осень, зима). Таким образом, Коменский имел в виду дать ребенку дошкольного возраста первые представления об окружающих его предметах и явлениях природы на основе наблюдения их. В программу материнской школы Коменский включал также ознакомление детей с явлениями общественной жизни: в доступной для их понимания форме им следует сообщать некоторые сведения из истории, экономики, политики. Он полагал, что ребенку нужно знать, что произошло вчера, сегодня, в прошлом году; знать, кто составляет его семью; иметь представление о различных должностных лицах. Коменский считал, что в материнской школе нужно не только учить детей “знать”, но и “действовать и говорить”. Он выделил те умения, которые должен последовательно, год за годом, приобрести ребенок. Очень ценныОчень ценны указания Коменского по развитию речи у детей. Он советовал до третьего года учить детей под руководством матерей правильно, не картаво произносить отдельные звуки и целые слова. Детям четвертого, пятого, шестого года жизни он предлагал задавать вопросы, которые бы побуждали их называть своим именем все, что они видят дома и чем занимаются, и требовать от них при этом четкой связной речи. Занятия по развитию речи Коменский рекомендовал проводить также в форме игры. Наряду с выработкой у детей умения правильно говорить на родном языке материнская школа должна положить начало развитию их мышления, которое, по словам Коменского, “проявляется уже в этом возрасте и пускает свои ростки”. Он считал необходимым приучать детей правильно ставить вопросы и точно отвечать на то, о чем их спрашивают, “а не так, чтобы на вопрос о чесноке рассказывать, о луке”.Коменский уделял много внимания подготовке детей к школе родного языка. Он рекомендовал родителям заблаговременно возбуждать у ребенка любовь и интерес к школе, высоко поднимать в его глазах авторитет будущего учителя. С этой целью он советовал разъяснять детям, как важно учиться в школе, расположить их к учителю, познакомив с ним еще до начала занятий. Учение Коменского о материнской школе представляет собой первую попытку создать теорию и методику дошкольного воспитания, определить его цели, содержание, основные средства и методы, предложить тщательно продуманную и четко организованную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями. Великий славянский педагог выдвинул и обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Обобщив передовой для той эпохи, опыт воспитания и обучения, опираясь на последние научные данные, Коменский впервые научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом.Можно сделать вывод, что известный чешский педагог Я. А. Коменский был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. Рассматривая его как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребенка, он предлагал для детей от рождения до шести лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери. Свои взгляды на этот счет он подробно изложил в работе «Материнская школа». По его мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития ребенка. Коменский требовал, чтобы родители принимали участие в детских играх, направляя их в верное, с точки зрения задач обучения, русло. В связи с этим он разработал целостную программу занятий и даже реализовал ее на практике, осуществляя педагогический патронаж ряда «материнских школ», где воспитание и обучение детей шло по его методу.Основные тезисы Коменского выдержали испытание временем. Практика свидетельствовала, что мать, глубоко понимая своего ребенка, зная особенности его характера, под руководством педагога может лучше развить способности ребенка, чем педагог в системе коллективного воспитания без участия матери.
^
Песталоцци – выдающийся швейцарский педагог-демократ, гуманист.Мировоззрение Песталоцци формировалось в тот период, когда в Швейцарии началось промышленное развитие, сопровождающееся обнищанием крестьянства. Стремясь помочь крестьянам, Песталоцци не видел другого пути, кроме просвещения.Одной из главных задач Песталоцци было просвещение крестьянских семей где, по его убеждению, «зреют семена подлинно национальной культуры».Критикуя существующие в его времена школы для маленьких, Песталоцци идеализировал современную ему семью и надеялся, что матери научатся познавать «вечные и неизменные» законы природы ребёнка и уже в семье будут заложены основы развития всех сил и способностей человека. [4, с.132-133]Мать, по мнению Песталоцци, лучше всех способна постигнуть, что чувствует ее ребенок, к чему он способен, чего желает. Зная это, она может правильно, в соответствии с его природными особенностями, воспитывать малыша с младенчества. “Час рождения ребенка есть первый час его обучения”,— говорил Песталоцци. Он определил задачи, содержание, разработал методику первоначального воспитания в семье. Песталоцци полагал, что мать должна с раннего возраста развивать физические силы ребенка, прививать ему трудовые навыки, воспитывать в нем любовь к людям, вести его к познанию окружающего мира. Семейное воспитание должно быть направлено на гармоническое развитие всех природных данных ребёнка. Придавая огромное значение семейному воспитанию, Песталоцци составил совместно с одним из сотрудников Бургдорфского института специальное пособие “Книгу матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить”. Считая, что первым объектом наблюдений ребенка должно быть его собственное тело, Песталоцци в этой книге показал, как с помощью специальных упражнений мать может научить своего ребенка сначала показывать и называть части тела, их количество, свойства, функции и т. д., а затем перейти к ознакомлению его с предметами, которые его окружают дома, в природе, в обществе.Очень ценным было стремление Песталоцци систематизировать круг первоначальных представлений ребенка, расположить их по возрастающей степени трудности и научить матерей постепенно и последовательно знакомить ребенка с его окружением, развивая на этой основе его умственные силы и способности. Однако “Книга матерей… перегружена излишними подробностями, а рекомендуемые Песталоцци упражнения скучны и утомительны.
Видя в матери основного воспитателя ребенка, Песталоцци, тем не менее, для детей, которые не могут получить в семье надлежащего воспитания, предлагал организовать при школах специальные классы. Работа в них должна строиться по типу первоначального семейного воспитания и коренным образом отличаться от того словесного обучения, которое господствовало в обычных “школах для малолетних того времени. Организацией этих классов Песталоцци имел в виду осуществить преемственность между дошкольным и школьным воспитанием.
Песталоцци — замечательный педагог-энтузиаст, посвятивший себя воспитанию детей трудящихся. Он глубоко сочувствовал угнетенному народу, но не мог найти правильных путей для облегчения его бедствий. Стремясь оказать действенную помощь крестьянам, он все силы отдал делу воспитания их детей.Педагогическая деятельность Песталоцци, его теория гармонического, природосообразного развития сил и способностей детей, его теория элементарного образования, соединения обучения с производительным трудом оказали огромное положительное влияние на дальнейшее развитие теории и практики общественного и семейного воспитания.Таким образом, можно сделать вывод, что Песталоцци отвергал методы воспитания, при которых дети лишались общения с родителями. Он полагал, что необходимыми методами и средствами воспитания должны овладеть все матери, независимо от своего социального статуса и уровня образования. Любая крестьянка, самая простая женщина, согласно учению Песталоцци, способна на это.
Принципиальная новизна педагогических воззрений Песталоцци проявилась в развитии принципа природосообразности в воспитании ребенка. Все его силы должны развиваться естественным путем. Все начинается с любви ребенка к матери, затем любовь переносится на других членов семьи, окружающих людей и, наконец, на все человечество. Развивая эту идею, Песталоцци определил задачи и содержание первоначального воспитания в семье, разработал его методику. Свои идеи о принципах и методах семейного воспитания Песталоцци изложил в специальном пособии «Книга для матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить», а также в книгах «Как Гертруда учит своих детей» и «Азбука наблюдения».

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат по истории педагогики на тему: «Актуальные вопросы семейного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики».

Выполнила: Коминова Е.А.Студентка 4 курсаГруппы №402Проверил преподавательЖитнякова С.В.Москва 2007 год.

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………3
  2. Учение Я.А. Коменского о материнской школе………………….4
  3. И.Г.Песталоцци о роли матери и семьи в деле воспитания…….8
  4. К.Д.Ушинский о семейном воспитании…………………………..10
  5. П.Ф.Лесгафт о значении семейного воспитания…………………11
  6. Л.Н.Толстой мысли о воспитании в семье……………………….16
  7. А.С.Макаренко о вопросах семейного воспитания………………18
  8. Заключение…………………………………………………………21
  9. Список литературы…………………………………………………22

Введение.

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С.Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной её механизм – воспитание. [2, с.4]Ещё до революции говорили о роли семьи в познании ребёнком окружающего мира. Ребёнок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней. Общение в семье построено на любви, семейное воспитание не имеет границ.В то же время семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребёнка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. Взрослые допускают промахи в воспитании: относятся к ребёнку как к своей уменьшенной копии, часто несправедливы к детям, используют физические наказания и многое другое. Эти трудности связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребёнка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта.Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты — педагоги дошкольных учреждений.Полемика о соотношении воспитания детей в семье или в детских садах имеет свою историю. Ещё до революции ряд таких известных педагогов, как К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт и другие, считали воспитание ребёнка должно осуществляться до семи лет в семье. Некоторые авторы были противниками семейного воспитания, объясняя свою позицию тем, что семья подаёт детям дурной пример, в рамках её – они не могут включаться в труд, становятся избалованными. [2, с.5]Таким образом, можно сказать, что вопросы семейного воспитания всегда считались актуальными, так как семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека, это фундамент на котором строится вся жизнь и от того насколько добротен, и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека.

^

Ян Амос Коменский – гениальный сын чешского народа, великий педагог, демократ, гуманист, самоотверженный борец за мир между людьми. Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания.Развивая идеи, изложенные в «Великой дидактике», в 1633 году Коменский составил для матерей, независимо от их принадлежности, руководство по воспитанию детей до школы – «Материнская школа». В ней дана тщательно разработанная программа, а также методика воспитания и обучения маленьких детей. [4, с.44]Для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу, под которой подразумевал не общественное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Материнской школе Коменский посвятил большую главу своей “Великой дидактики и специальное сочинение под названием “Материнская школа”. Этой ступени воспитания он придавал очень большое значение, рассматривая ее как первую и важнейшую часть всей разработанной им системы воспитания и образования подрастающего поколения.В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Он не мог еще в то время подробно раскрыть возрастные особенности детей, но ценно, что преддошкольный и дошкольный возрасты не представляются ему чем-то единым. Наряду с требованием учитывать возрастные особенности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуальными различиями. Он указывал, что одни способны воспринять определенные знания и умения на третьем-четвертом году жизни, для других же они становятся доступными только в пяти-шестилетнем возрасте. Коменский уделял много внимания вопросам физического воспитания детей. Он призывал родителей, в частности матерей, заботиться с величайшей тщательностью о здоровье своего ребенка и давал конкретные указания об уходе за малышом, о том, каким должно быть его питание, одежда, режим. Очень важным было требование Коменского о кормлении младенцев непременно молоком матери, его советы обеспечить детям как можно больше движений — давать им возможность бегать, играть, резвиться. Игру Коменский справедливо рассматривал как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, направляя их в правильное русло: “Пусть они (дети) будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно”. Подчеркивая образовательное значение детской игры, Коменский писал: “Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется”. Он указывал и на воспитательную роль игры в деле сближения, ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.Наставления Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу, но отдельные его указания относительно задач и средств нравственного воспитания были новыми для того времени и весьма положительными. Так, Коменский советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почтительность к старшим. Много внимания он уделял воспитанию у них любви и привычки к труду, который должен быть посильным и тесно связанным с их игровой деятельностью. Средствами нравственного воспитания Коменский считал разумные наставления и упражнения детей в положительных, с точки зрения нравственности, поступках, а также положительный пример взрослых. В то время как в практике семенного воспитания широко применялись физические наказания, он предлагал воздействовать на детей в случае их дурного поведения или проступка, прежде всего увещанием и порицанием, прибегая к наказаниям лишь в самых крайних случаях. В области умственного воспитания Коменский ставил перед материнской школой задачу способствовать накоплению детьми с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений об окружающем мире, развивать их мышление и речь, с тем, чтобы подготовить их к дальнейшему систематическому обучению в школе. Коменский полагал, что в первые шесть лет жизни ребенок должен узнать из области естествознания, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и т. д.; из области астрономии он должен узнать, что называется небом, солнцем, луной и звездами; из географии — место, где он родился и где он живет (деревню, город, крепость или замок); а также представлять себе, что такое гора, долина, река, город, деревня и пр. Кроме того, ему следует знать некоторые единицы времени и времена года (час, день, неделя, месяц, год, весна, лето, осень, зима). Таким образом, Коменский имел в виду дать ребенку дошкольного возраста первые представления об окружающих его предметах и явлениях природы на основе наблюдения их. В программу материнской школы Коменский включал также ознакомление детей с явлениями общественной жизни: в доступной для их понимания форме им следует сообщать некоторые сведения из истории, экономики, политики. Он полагал, что ребенку нужно знать, что произошло вчера, сегодня, в прошлом году; знать, кто составляет его семью; иметь представление о различных должностных лицах. Коменский считал, что в материнской школе нужно не только учить детей “знать”, но и “действовать и говорить”. Он выделил те умения, которые должен последовательно, год за годом, приобрести ребенок. Очень ценныОчень ценны указания Коменского по развитию речи у детей. Он советовал до третьего года учить детей под руководством матерей правильно, не картаво произносить отдельные звуки и целые слова. Детям четвертого, пятого, шестого года жизни он предлагал задавать вопросы, которые бы побуждали их называть своим именем все, что они видят дома и чем занимаются, и требовать от них при этом четкой связной речи. Занятия по развитию речи Коменский рекомендовал проводить также в форме игры. Наряду с выработкой у детей умения правильно говорить на родном языке материнская школа должна положить начало развитию их мышления, которое, по словам Коменского, “проявляется уже в этом возрасте и пускает свои ростки”. Он считал необходимым приучать детей правильно ставить вопросы и точно отвечать на то, о чем их спрашивают, “а не так, чтобы на вопрос о чесноке рассказывать, о луке”.Коменский уделял много внимания подготовке детей к школе родного языка. Он рекомендовал родителям заблаговременно возбуждать у ребенка любовь и интерес к школе, высоко поднимать в его глазах авторитет будущего учителя. С этой целью он советовал разъяснять детям, как важно учиться в школе, расположить их к учителю, познакомив с ним еще до начала занятий. Учение Коменского о материнской школе представляет собой первую попытку создать теорию и методику дошкольного воспитания, определить его цели, содержание, основные средства и методы, предложить тщательно продуманную и четко организованную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями. Великий славянский педагог выдвинул и обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Обобщив передовой для той эпохи, опыт воспитания и обучения, опираясь на последние научные данные, Коменский впервые научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом.Можно сделать вывод, что известный чешский педагог Я. А. Коменский был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. Рассматривая его как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребенка, он предлагал для детей от рождения до шести лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери. Свои взгляды на этот счет он подробно изложил в работе «Материнская школа». По его мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития ребенка. Коменский требовал, чтобы родители принимали участие в детских играх, направляя их в верное, с точки зрения задач обучения, русло. В связи с этим он разработал целостную программу занятий и даже реализовал ее на практике, осуществляя педагогический патронаж ряда «материнских школ», где воспитание и обучение детей шло по его методу.Основные тезисы Коменского выдержали испытание временем. Практика свидетельствовала, что мать, глубоко понимая своего ребенка, зная особенности его характера, под руководством педагога может лучше развить способности ребенка, чем педагог в системе коллективного воспитания без участия матери.

^

Песталоцци – выдающийся швейцарский педагог-демократ, гуманист.Мировоззрение Песталоцци формировалось в тот период, когда в Швейцарии началось промышленное развитие, сопровождающееся обнищанием крестьянства. Стремясь помочь крестьянам, Песталоцци не видел другого пути, кроме просвещения.Одной из главных задач Песталоцци было просвещение крестьянских семей где, по его убеждению, «зреют семена подлинно национальной культуры».Критикуя существующие в его времена школы для маленьких, Песталоцци идеализировал современную ему семью и надеялся, что матери научатся познавать «вечные и неизменные» законы природы ребёнка и уже в семье будут заложены основы развития всех сил и способностей человека. [4, с.132-133]Мать, по мнению Песталоцци, лучше всех способна постигнуть, что чувствует ее ребенок, к чему он способен, чего желает. Зная это, она может правильно, в соответствии с его природными особенностями, воспитывать малыша с младенчества. “Час рождения ребенка есть первый час его обучения”,— говорил Песталоцци. Он определил задачи, содержание, разработал методику первоначального воспитания в семье. Песталоцци полагал, что мать должна с раннего возраста развивать физические силы ребенка, прививать ему трудовые навыки, воспитывать в нем любовь к людям, вести его к познанию окружающего мира. Семейное воспитание должно быть направлено на гармоническое развитие всех природных данных ребёнка. Придавая огромное значение семейному воспитанию, Песталоцци составил совместно с одним из сотрудников Бургдорфского института специальное пособие “Книгу матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить”. Считая, что первым объектом наблюдений ребенка должно быть его собственное тело, Песталоцци в этой книге показал, как с помощью специальных упражнений мать может научить своего ребенка сначала показывать и называть части тела, их количество, свойства, функции и т. д., а затем перейти к ознакомлению его с предметами, которые его окружают дома, в природе, в обществе.Очень ценным было стремление Песталоцци систематизировать круг первоначальных представлений ребенка, расположить их по возрастающей степени трудности и научить матерей постепенно и последовательно знакомить ребенка с его окружением, развивая на этой основе его умственные силы и способности. Однако “Книга матерей… перегружена излишними подробностями, а рекомендуемые Песталоцци упражнения скучны и утомительны.

Видя в матери основного воспитателя ребенка, Песталоцци, тем не менее, для детей, которые не могут получить в семье надлежащего воспитания, предлагал организовать при школах специальные классы. Работа в них должна строиться по типу первоначального семейного воспитания и коренным образом отличаться от того словесного обучения, которое господствовало в обычных “школах для малолетних того времени. Организацией этих классов Песталоцци имел в виду осуществить преемственность между дошкольным и школьным воспитанием.

Песталоцци — замечательный педагог-энтузиаст, посвятивший себя воспитанию детей трудящихся. Он глубоко сочувствовал угнетенному народу, но не мог найти правильных путей для облегчения его бедствий. Стремясь оказать действенную помощь крестьянам, он все силы отдал делу воспитания их детей.Педагогическая деятельность Песталоцци, его теория гармонического, природосообразного развития сил и способностей детей, его теория элементарного образования, соединения обучения с производительным трудом оказали огромное положительное влияние на дальнейшее развитие теории и практики общественного и семейного воспитания.Таким образом, можно сделать вывод, что Песталоцци отвергал методы воспитания, при которых дети лишались общения с родителями. Он полагал, что необходимыми методами и средствами воспитания должны овладеть все матери, независимо от своего социального статуса и уровня образования. Любая крестьянка, самая простая женщина, согласно учению Песталоцци, способна на это.

Принципиальная новизна педагогических воззрений Песталоцци проявилась в развитии принципа природосообразности в воспитании ребенка. Все его силы должны развиваться естественным путем. Все начинается с любви ребенка к матери, затем любовь переносится на других членов семьи, окружающих людей и, наконец, на все человечество. Развивая эту идею, Песталоцци определил задачи и содержание первоначального воспитания в семье, разработал его методику. Свои идеи о принципах и методах семейного воспитания Песталоцци изложил в специальном пособии «Книга для матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить», а также в книгах «Как Гертруда учит своих детей» и «Азбука наблюдения».

песталоцци выдающийся швейцарский педагог-демократ,средствами воспитания должны овладеть,большего запаса конкретных представлений,четко организованную систему работы,оказать профессиональную помощь специалисты,глазах авторитет будущего учителя,силы отдал делу воспитания,необходимо единство воспитательных воздействий,семья социальный институт воспитания,игру коменский справедливо рассматривал

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …