Рис. 4. Кожица листа. 1 – кожица листа (покровная ткань): клетки плотно прилегают друг к другу, защищая лист от повреждений

  • От :
  • Категории : Без рубрики
^
6. Сделайте вывод о наличии тканей, их разном строении и ответьте на вопросы: – Как связано строение ткани с выполняемой функцией? – Почему клетки покровной ткани близко прилегают друг к другу? – Как отличить основную ткань от покровной?

^

«Ткани животных»

Цель работы: Рассмотреть микропрепараты тканей человека, распознать их сходство и различия.

Материалы и оборудование: Микроскоп, микропрепараты тканей человека.

Ход работы:

  1. Подготовьте микроскоп к работе.
  2. Рассмотрите микропрепарат эпителиальной ткани. Отметьте особенности строения.
  3. Рассмотрите микропрепарат мышечной ткани. Отметьте особенности строения.
  4. Рассмотрите микропрепарат нервной ткани. Отметьте особенности строения.
  5. Рассмотрите микропрепарат соединительной ткани. Отметьте особенности строения.
  6. Заполните таблицу.
Название ткани Особенности строения Что образуют Рисунок
  1. Сделайте вывод
  2. Задание 1. Определить, растительная или животная ткань на препарате. (Предлагаются клетки кожицы лука или элодеи. При распознавании растительной клетки учащиеся отмечают наличие у нее целлюлозной оболочки, пластид и вакуолей. В животной клетке эти структуры отсутствуют.)
  3. Задание 2. Определение по рисункам и описанию учебника следующих тканей: мерцательного (цилиндрического) эпителия (рис. 13, Г), хряща (рис. 14, Г), гладкой (рис. 15, А) и поперечнополосатой мышечной ткани (рис. 15, Б).
  4. Какова роль межклеточного вещества в тканях? В каких тканях животных оно особенно развито?

^

"Строение корня. Типы корневых систем."

Цель: познакомиться с внешним строением корня, научиться распознавать разные типы корневых систем и сравнивать их, познакомиться с наличием у растений корневого чехлика и корневых волосков, их расположением и внешним видом.
Материалы и оборудование: 1) проросшие семена пшеницы; 2) лупа; 3) гербарные материалы растений ржи и фасоли.

Ход работы:

1. Рассмотрите корневые системы ржи и фасоли. 2. Найдите в корневой системе ржи придаточные и боковые корни. Можно ли найти в ней главный корень? 3. Как называется корневая система ржи? Зарисуйте и надпишите ее части. 4. Найдите главный корень в корневой системе фасоли. 5. Зарисуйте корневую систему фасоли. Надпишите ее части. Как называется такой тип корневой системы?

^

Заполните таблицу:

Название растения Тип корневой системы

1. Взять промокательную бумагу с проращенными семенами пшеницы, приподнять верхний слой и рассмотреть проросток. Рассматривая проросшие семена, учащиеся наблюдают белый пушок на корнях – корневые волоски. 2. Внимательно рассмотреть в лупу отдельные волоски, обратив внимание на вид, форму и размер. 3. Взять пробирку с проростком пшеницы и посмотреть на свет (слой воды является линзой и увеличивает размер). 4. Нарисовать проросток пшеницы и корневые волоски на корнях (рисует ученик на доске). 5. Рассмотреть корни пшеницы и сравнить верхушку, середину и основание. Определить, на какой части корня расположены корневые волоски. Ученики определяют, имеются ли корневые волоски у основания, на верхушке и чем отличаются корневые волоски от основных. 6. Взять молодые проростки пшеницы и вытянуть из почвы, обратив внимание на то, как частицы почвы отделяются от корня. Почему трудно отделить частицу почвы от корня? Какое значение имеют корневые волоски в жизни растения? 7. Приготовить микропрепарат корня и рассмотреть в лупу и микроскоп корневой чехлик и корневые волоски. Учитель проверяет, все ли ученики правильно выполнили задание. 8. Зарисовать препарат в тетради. Учитель проверяет рисунки. 9. Зарисовать проросток пшеницы в тетради с указанием корневых волосков и корневого чехлика.

Сделайте вывод, в котором сравните два типа корневых систем

и укажите преимущества каждой из них.

^

"Знакомство с расположением и строением почек"

Цель: познакомиться с расположением почек на стебле, их внешним и внутренним строением, научиться сравнивать их

Материалы и оборудование:

1) побег с почками; 2) лупа.

Ход работы:

  1. Рассмотрите расположение почек на побеге вишни. Сделайте рисунок.
  2. Найдите на побеге мелкие вытянутые и крупные округлые почки. Сделайте рисунок.
  3. Препаровальным ножом сделайте продольный разрез округлой почки. С помощью лупы и препаровальных игл рассмотрите ее внутреннее строение. Как называется эта почка? Сделайте рисунок.
  4. С помощью препаровального ножа разрежьте вдоль более мелкую вытянутую почку. Пользуясь лупой и препаровальными иглами, рассмотрите ее строение. Как называется эта почка? Сделайте рисунок.

Сделайте вывод, в котором сравните вегетативную и генеративную почку и

обоснуйте, почему почку называют зачаточным побегом.

^

"Знакомство со строением листа. Простые и сложные листья "

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение листа, научиться распознавать простые и сложные листья и сравнивать их

Материалы и оборудование:

1) гербарный лист с простыми и сложными листьями разных растений; 2) микроскоп; 3) микропрепарат "Лист камелии".

^

1. Рассмотрите гербарный лист; найдите составные части листьев разных растений, определите: какие из этих листьев простые, какие — сложные.

2. Подготовьте микроскоп к работе, рассмотрите микропрепарат листа камелии; найдите, пользуясь рисунком в учебнике, кожицу, жилку, столбчатую и губчатую ткани.

Оформление результатов:

1. Зарисуйте в тетради один из простых листьев с гербарного листа, подпишите его составные части и тип жилкования.

2. Опишите листья выбранных Вами растений по следующему плану:

  1. название растения, которому принадлежит лист;
  2. простой лист или сложный;
  3. есть черешок или нет;
  4. есть прилистники или нет;
  5. жилкование листа;
  6. листорасположение данного растения.
Название растения ^ Жилкование Листорасположение
простой сложный

Сделайте вывод о сходстве и различии строения простых и сложных листьев.

^

"Строение семян фасоли и пшеницы"

Цель: познакомиться со строением семян однодольных и двудольных растений, научиться их сравнивать
Оборудование: 1) проросшие семена фасоли; 2) микроскоп, лупа; 3) микропрепарат "Зерновка пшеницы".

^

1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму; снимите семенную кожуру, найдите 2 семядоли, корешок, стебелек, почечку, пользуясь рисунком в учебнике.

2. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат "Зерновка пшеницы"; найдите, пользуясь учебником, части зерновки: покров, эндосперм, зародыш.

^ зарисуйте семя фасоли и зерновку пшеницы в тетрадь, подпишите их части: одинаковые — синим цветом, а различные — зеленым.

Сделайте вывод, сравнив эти семена и ответив на вопрос: почему пшеницу относят к однодольным растениям, а фасоль – к двудольным?

^

"Знакомство со строением цветка и соцветиями"

Цель: познакомиться со строением цветка и разнообразными соцветиями, научиться выделять главное и обосновывать свой выбор

Оборудование: 1) модель цветка картофеля;

2) гербарные листы растений с разными соцветиями.

^

1. Рассмотрите модель цветка картофеля и, пользуясь рисунком в учебнике, найдите все его составные части.

2. Рассмотрите на гербарных листах соцветия у разных растений и, пользуясь учебником, установите, как они называются.

Оформление результатов:

1. Запишите в тетрадь формулу цветка картофеля.

2. Заполните таблицу:

Название растения Название соцветия Схематический рисунок соцветия

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

  • Какие части цветка являются главными? Почему?
  • Какова роль соцветий в жизни растения?

^

Строение и свойства костей

Цель работы: изучить свойства костей. Установить зависимость этих свойств от химического состава кости.

Оборудование: образцы костей млекопитающих: натуральные, выдержанные в растворе кислоты и прокаленные.

Ход работы:

  1. рассмотрите кости животных.
  2. Зарисуйте одну из костей. Обозначьте на рисунке части кости.
  3. Сравните кости по прочности. Попробуйте их согнут, растянуть.
  4. Запишите 3-5 прилагательных, которыми можно охарактеризовать свойства кости.
  5. Рассмотрите образцы костей, одна из которых лишена органического (прокаленная), а другая – неорганического (выдержанная в кислоте) вещества.

Свойства кости определяются ее химическим составом. В состав входят органические и неорганические вещества. Органические вещества придают кости гибкость и упругость. Неорганические вещества придают кости твердость. Если прокалить кость на огне. Она станет хрупкой – рассыплется на множество мелких, но очень твердых частиц. С возрастом количество органических веществ в костях уменьшается, а количество неорганических возрастает.

Вывод. Твердость кости придают __________________ вещества. А упругость — _________________. С возрастом количество органических веществ в костях ____________________, а неорганических _______________. Поэтому искривления позвоночника обычно формируются в ___________ возрасте, а переломы чаще бывают у ____________________.

^

Движение инфузории – туфельки.

Цель: выяснить особенности передвижения инфузории-туфельки, учиться готовить микропрепарат и наблюдать за живыми объектами под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, пипетка, культура инфузорий, несколько волокон ваты.

Ход работы

1. Приготовить микропрепарат инфузорий. Приготовьте сенной настой. Для этого мелко нарезанное луговое сено поместите в стеклянную банку, и залейте его прудовой или речной водой. Поместите банку в теплое место (от + 15 до + 20 0C). Если через 2–3 недели вы наберёте в пробирку немного сенного настоя и рассмотрите его в лупу, то уведите появившихся простейших, среди которых будут и различные инфузории.

  1. На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры инфузорий и положите несколько волокон ваты.
  2. Накройте каплю покровным стеклом.
  3. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом
  4. Обратите внимание на форму тела инфузории. Изменяется ли форма тела при движении?
  5. Установите, где передняя, а где задняя часть тела инфузории. Как их можно различить?
  6. Зарисуйте инфузорию, как можно точнее передав ее форму.

Вывод: Инфузория-туфелька движется в воде за счет _____________. Форма тела инфузории при движении _______________________, потому что ______________________.

^

Прямое и непрямое развитие насекомых

Цель: Выявить особенности различных типов развития насекомых.

Оборудование: коллекция «Развитие насекомых. Тутовый шелкопряд» м развитие насекомых. Саранча».

Ход работы:

  1. Рассмотрите коллекции насекомых и рисунки в учебнике.
  2. Обратите внимание на сходство или различие промежуточных стадий и взрослых особей по внешнему виду.
  3. Подумайте, будут ли различаться среда обитания и питание взрослых насекомых и их личинок.
  4. Данные наблюдений занесите в таблицу.
Название насекомых Тип развития Отличаются ли по внешнему виду взрослые особи от личинок?

Вывод: Прямое развитие насекомых отличается от непрямого _______________________________________________________________________________________________________________________________________. Преимущества прямого типа развития в том, что __________________________________________________________________. Преимущества непрямого развития в том, что _________________________________________________________________________.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …