Роль дидактических игр экологического содержания в умственном воспитании дошкольников

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Роль дидактических игр экологического содержания

в умственном воспитании дошкольников

Кашина Татьяна Павловна,воспитатель,1 квалификационная категорияМир учит ребенка во всем своем многообразии и неожиданности, будит в нем интерес «первооткрывателя». Ему хочется испытать все самому, удивиться неизведанному. В результате у ребенка возникает интерес, любопытство, любознательность, что в свою очередь дает возможность развитию познавательного мышления. Яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Наиболее соответствующей дошкольному возрасту формой и средством умственного воспитания является дидактическая игра экологического содержания.

О важности экологической игры в умственном воспитании дошкольников писали А.И. Грехова, В.А. Дрязгунова, Л.П. Молодова, С.Н. Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша. А.В. Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединять их».

Дидактическая игра — явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности.

^ содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.
При проведении дидактических игр опираюсь на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
В своей работе использую разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки и так далее), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом.
Работая по данной теме, определила для себя задачи:— учить детей осознавать себя частью природы;- воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы вне зависимости от личных симпатий и антипатий;- учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе;- воспитывать у детей активную жизненную позицию;- формировать у дошкольников азы экологической безопасности;- формировать умение рационально использовать природные богатства;- формировать у детей эмоционально – положительное отношение к окружающему миру;- подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры выделила следующие направления в своей деятельности:

взаимодействие с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников.

^ , кроме классических дидактических игр, использую игры- путешествия, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы, игры-приключения.

Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.

Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность.

В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

^ использую не только в свободной деятельности воспитанников, но включаю в занятия:- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей),- по математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания),- по ознакомлению с окружающим,- по логике и так далее и на других занятиях.Во время занятий осуществляю прямое обучение с использованием дидактических игр. Познавательные задачи объединяю с игровыми моментами (определение свойств, качеств предмета, классификация различных групп предметов).Дидактические игры экологического содержания использую во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности воспитанников.

Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещаю информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы — наши друзья» и другие), провожу консультации на темы «Зачем детям знания экологии?», «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Лекарственные растения» и так далее, провожу индивидуальные беседы с родителями по проблеме.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы, нашли отклик в семьях воспитанников. К ним относятся викторины, КВН, игра «Счастливый случай» и другие. Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков («Что растет на грядках», «Умелые руки не знают скуки», «Осенние фантазии»).Работая с детьми по программе Л.А. Венгера «Развитие», а также используя материалы книг Ф. Виноградовой «Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления детей с природой», А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Н.В. Лучинина «Детям о природе» и других, заметила, что у дошкольников возник интерес к окружающей природе.Результаты диагностики по экологическому воспитанию, проводимые ежегодно позволяют сделать вывод, что выбранные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), и соответственно умственному воспитанию. 

Список литература

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.2. Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду.3. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. — М., 1978.4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005 г.5. Лучинин М.В. Детям о природе. — М., 1989.6. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.

7. Венгер Л.А. Развитие. Программа нового поколения.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …