Российская Федерация Министерство общего и профессионального образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Российская Федерация
Министерство общего и профессионального образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №58
городского округа Самара
443086, г.Самара, ул. Лукачева, 17
Тел., факс 334-68-48; 334-06-70.
e-mail: school58degtev@mail.ruПринято на заседании общего собрания трудового коллективаПротокол № __1__
«__29__»__08 2013 г.
УТВЕРЖДАЮДиректор МБОУ СОШ № 58________________________Приказ №__3______от «__02__»__09__2013 г.
Положение
о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины
г. Самара2013Положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины
Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом МБОУ СОШ № 58 (далее – Школа), требованием Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ.
(далее – рабочая программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на примерной или авторской программе по учебному предмету. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
– создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине.Задачи программы:
дать представление о практической реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета;
конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса), с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса и контингента обучающихся.
обозначить целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.
Функции рабочей программы:
нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, уровни достижения метапредметных и предметных целей обучения, объекты контроля и критерии оценки уровня воспитания и социализации учащихся .
Классификация рабочих программ
Рабочие программы, разработанные на основе Примерных (типовых) программ:
Адаптированная программа: изменения носят структурный характер (перекомпоновка тем, часов), не затрагивающий содержания образования; изменения в содержании затрагивают не более 30%.
Модифицированная программа: изменения в содержании более 30% при сохранении обязательного минимума стандарта содержания образования.
Авторская рабочая программа: оригинальная программа, полностью разработанная автором/коллективом авторов, отличающаяся новизной и актуальностью, не противоречащая по содержанию государственным целям в области образования и действующему законодательству РФ.
Нормативно-правовая база разработки рабочей программы
Рабочая программа разрабатывается с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
Закон РФ «Об образовании»;
ФГОС (базовый/профильный уровни);
Примерная программа по предмету (базовый/профильный уровни);
Методические письма о преподавании предмета;
Требования к оснащению учебного процесса (по конкретному предмету);
Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе;
Технология разработки рабочей программы
Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному курсу, предмету, дисциплине на учебный год или ступень обучения.
Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса, дисциплины) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины.
. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора школы.
Утверждение рабочей программы
4.1 Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 15 сентября текущего года) приказом директора Школы.4.2 Утверждение рабочей программы предполагает следующие процедуры:
Адаптированные программы утверждаются на уровне Школы. На титульном листе рекомендуются грифы: «Рассмотрена на заседании МО. Протокол № …от….20…года», «Принята на заседании НМС. Протокол №….от….20…года», «Утверждаю. Директор школы…» (приложение № 1).
Модифицированные и авторские программы утверждаются с учетом внешних согласований. Экспертиза указанных программ проводится по выбору составителя (автора) в учреждениях высшего профессионального педагогического образования, имеющих лицензированное право экспертизы образовательных программ соответствующего уровня и направленности. Титульный лист в данном случае имеет два грифа «Согласовано. Руководитель экспертного учреждения. Дата и личная подпись», «Утверждаю. Директор школы…». Авторские программы необходимо сопровождать развернутым экспертным заключением на официальном бланке экспертного учреждения и подписью двух экспертов (приложение № 2).
4.3 При несоответствии рабочей программы установленным данным Положением требованиям, директор Школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, дисциплину, направление деятельности и пр.
Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса, дисциплины) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
Титульный лист
Пояснительная записка
5.3 Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе 5.4 Программа формирования УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)5.5 Учебно-тематический план5.6 Содержание учебного курса5.7 Календарно-тематическое поурочное планирование5.8 Перечень учебно-методического обеспечения5.9 Список литературы

6.1 Титульный лист – структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.
Пояснительная записка – структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику.
структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса и
– структурный элемент программы, содержащий наименование тем разделов, общее количество часов; выполняется в виде таблицы. Отдельно выделяются лабораторные, практические, контрольные работы, экскурсии, контрольные сочинения, контрольные изложения, диктанты, контрольные тестирования, учебные проекты и т.п. в зависимости от специфики курса.
6.5 ^– структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы раздела, согласно нумерации в учебно-тематическом плане.
структурный элемент программы, который изменяется ежегодно; выполняется в виде плана-сетки с указанием тем урока, дат проведения, количества часов, содержания по стандарту, требований к уровню подготовки обучающихся, форм контроля и оборудования. Может быть дополнено домашним заданием, типами и формами уроков, информационным сопровождением.
– структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.
6.8 ^– структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
7.1 Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.7.2 Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. На титульном листе (приложения № 1,2) указывается:
полное наименование Школы в соответствии с Уставом,
название рабочей программы (предмет, курс, дисциплина),
адресность (класс или ступень обучения, или возраст обучающихся),
уровень обучения (базовый или профильный)
срок реализации,
гриф рассмотрения на заседании МО,
гриф утверждения программы научно-методическим советом,
гриф утверждения программы директором школы,
сведения о составителе или авторе (составителях или авторах) программы с указанием должностей и квалификационных категорий,
сведения о рецензентах (если требуется),
прочие данные (например, результаты экспертизы КОИРО, гриф согласования с КОИРО).
7.3 . В тексте пояснительной записки следует указать:
соответствии рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования;
на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа;
внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;
цели изучения предмета на конкретной ступени образования (извлечения из стандарта)
используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой Школы);
количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, количество часов в неделю;
формы контроля и возможные варианты его проведения;
обоснование форм и методов преподавания.
При использовании в работе авторской программы без изменения ее содержания, в пояснительной записке указывается на основе, какой программы осуществляется деятельность, а календарно-тематическое поурочное планирование может быть приложено в виде ксерокопии с уточнением даты проведения уроков.
В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Может использоваться формулировка требований с учетом формирования ключевых компетенций.
Учебно-тематический план должен содержать наименование тем разделов, общее количество часов. Отдельно выделяются лабораторные, практические, контрольные работы, экскурсии, контрольные сочинения, контрольные изложения, диктанты, контрольные тестирования, учебные проекты и т.п. в зависимости от специфики курса.
Оформляется в виде таблицы, количество столбцов в которой зависит от особенностей учебного материала.Например,
№ п/п
Тема раздела
Количествочасов
В том числе
Лабораторные, практические работы
Контрольные работы
1.
2.

Итого
7.6. Календарно-тематическое поурочное планирование выполняется в виде плана-сетки с указанием темы урока, даты проведения, количества часов, содержания по стандарту, требований к уровню подготовки обучающихся, форм контроля и оборудования. Может быть дополнено домашним заданием, типами и формами уроков, информационным сопровождением.Например,Вариант 1
№ урока
Название раздела
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Оборудование
Дата
план
факт
Вариант 2
№ урока
Название раздела
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Домашнее задание
Дата
план
факт
Вариант 3
№ урока
Название раздела
Тема урока
Количествочасов
Тип урока
Форма урока
Элементысодержания урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Информационное сопровождение
Д/З
Дата
по плану
факт
Вариант 4
№ урока
Тема урока
Элементы содержания урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
ИКТ
Вид контроля
Дата
план
факт
Название раздела, количество часов
Вариант 5
№ урока
Тема урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
ИКТ
Вид контроля
Дата
план
факт
Название раздела, количество часов
Вариант 6
№ урока
Тема урока
Элементы содержания урока
Оснащение
Вид контроля
Дата
план
факт
Название раздела, количество часов
План-сетка может отличаться от представленных вариантов.7.7. В перечне учебно-методического обеспечения методические и учебные пособия, медиаресурсы указываются в алфавитном порядке по разделам в соответствии с требованиями к библиографическому описанию.Пример:
Методические пособия:
А. Г. Мордкович и др. Алгебра и начала анализа. Часть 2. Задачник. — М.: Мнемозина, 2007 г.
Медиаресурсы:
Единый государственный экзамен: Математика. – М.: Просвещение, Коминфо, 2006г.
7.8. Список литературы должен приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Оцените статью
Добавить комментарий