Руководство для врачей и медицинских психологов

В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. БоковПРАКТИЧЕСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ:Руководство для врачей и медицинских психологовВ руководстве излагаются основные принципы и мето-дические приемы патопсихологии. Приводятся сведения о на-иболее часто применяемых методиках исследования памяти,внимания, сенсомоторики, уровня и особенностей протека-ния мыслительных процессов, личностных свойств. В разде-лах, посвященных вопросам патопсихологической семиоти-ки, дается характеристика данных, получаемых при обследо-вании больных шизофренией, маниакально-депрессивнымпсихозом, эпилепсией, олигофренией, старческим слабоуми-ем, пресенильными психозами (деменциями), церебральныматеросклерозом, алкоголизмом, с последствиями черепно-мозговой травмы, пограничными нервно-психическими рас-стройствами, психическими заболеваниями детского и под-росткового возраста. Обсуждаются вопросы валидности па-топсихологических методик в нозологической психиатричес-кой диагностике.Для врачей психиатров, невропатологов, наркологов, ме-дицинских психологов, дефектологов, юристов, а также дляболее широкого круга читателей, интересующихся вопроса-ми психиатрии и психологии. Может служить учебным по-собием для студентов медицинских вузов, психологическихотделений педагогических институтов.ПредисловиеНастоящее руководство является продолжением и раз-витием ранее изданных авторами книг по проблемам па-топсихологии (Блейхер В. М. Экспериментально-психоло-гическое исследование психически больных. Ташкент, 1971;Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976;Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагно-стика. Киев, 1986). Все они за сравнительно непродолжи-тельный отрезок времени попали в разряд библиографи-ческих редкостей, некоторые даже отсутствуют в библио-теках.Патопсихология — относительно молодая наука, представ-ленная немногочисленными руководствами и пособиямиБ. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн, а также вышеперечис-ленными. Потребность же в них крайне велика. В них нужда-ются психиатры, клинические психологи, дефектологи, пе-дагоги, юристы. Они необходимы студентам-медикам, уча-щимся психологических факультетов и отделений универси-тетов и педагогических вузов. Особенно важное значение при-обретают знания в области патопсихологии для специалис-тов, проводящих экспертную работу — судебно-психиатричес-кую, судебно-психологическую, военную, трудовую. В то жеВремя в последние годы появились книги, претендующие на1" роль руководств по экспериментальной психологии, в кото-рых совершенно непродуманно и без всякой системы собра-ны самые разнообразные тесты, иногда даже заимствован—вые из газет и популярных журналов, часто лишенные како-го-либо теоретического обоснования, без проверки их валид-ности и надежности.Цель настоящего руководства — ознакомить читателя свопросами методологии патопсихологического исследования,основными приемами его проведения и патопсихологическойсемиотикой, т.е. отражением клинической картины психи-ческого заболевания в результатах психологических исследо-ваний. Этому соответствует структура нашего .руководства.Авторы не претендуют на абсолютно полное, исчерпыва-ющее подробное изложение отдельных методик. В психологи-ческой литературе инструкции по применению многих из нихпредставлены самостоятельными многостраничными руковод-ствами, например, по методикам Векслера, Розенцвейга и др.Наша задача главным образом состояла в ознакомлении чи-тателя с методиками, способом их использования, критиче-ской оценке описанных в руководстве методик, обучении так-тике и стратегии проведения психологического исследования.Конечно, очень ценно, когда исследующий знает как можнобольше методик, но еще важнее, когда он понимает их значе-ние и возможность получения с их помощью результатов,необходимых для клинициста, психотерапевта, реабилитоло-га. Патопсихолог должен не только снабдить психиатра име-ющими диагностическое значение данными, но и представитьпсихологическую структуру обнаруженных им изменений пси-хической деятельности, с которой связано возникновение па-топсихологических симптомов.Мы далеки от тенденции пользоваться лишь одной груп-пой методик — либо типа функциональных проб в понима-нии Б. В. Зейгарник, либо одних лишь опросников, тестов,проективных методов. Одно должно разумно дополнять дру-гое. Нельзя исследование больного строить лишь на резуль-татах данных, полученных с помощью опросников и психо-диагностических тестов. Наш опыт работы в клинической па-топсихологии показывает, что основное значение следует при-давать функциональным пробам, дающим четкую структур-ную картину нарушений психической деятельности. Эти ме-тодики разработаны московской школой патопсихологовБ. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн, к ученикам и последо-вателям которых относят себя и авторы настоящей книги. Нотакое исследование хорошо дополняется и уточняется данны-ми, получаемыми с помощью некоторых опросников, тестов.Разумеется, мы не можем претендовать на описание все-го обширного диапазона психологических методик и ограни-чиваемся описанием известных нам по собственному опытуи представляющейся нам бесспорной литературе.Авторы будут признательны читателям за отзывы и по-желания, это поможет им в дальнейшей работе.^:1-1, Общая частьПатопсихология является разделом медицинс-кой психологии — науки, возникшей на стыке медициныи психологии.Медицинская психология относится к междисципли-ной, пограничной области исследований. Она исходитпсихологических теорий и разработанных на их основеахологических методов, основная роль которых состо-ит в решении научных и практических проблем, актуаль-ных для медицины.1 О значении психологии для медицины, в частности дляИзучения деятельности головного мозга при различных за-болеваниях, писали И. М. Сеченов и И. Л. Павлов.V Е. В. Шорохова (1978) подчеркивает, что медицина также нуждается в данных прикладной психологии, равно каки теорию психологии обогащает медицинская практика.Общая теория медицины неразрывно связана с общимипсихологическими концепциями. Медицине и психологииприсущи общие методологические принципы. Присущи"ИМ и общие проблемы, выходящие за пределы сугубо ме-дицинской проблематики — это соотношение биологичес-кого и социального в деятельности человека, связь междупсихикой и деятельностью мозга, психосоматические и со-матопсихические корреляции, проблемы нормы и патоло-гии, соотношения между сознанием и неосознаваемымиформами психической деятельности.Б. Д. Карвассарский (1982) в естественном стремлениимедицинской психологии распространить психологическиезнания на возможно большее число аспектов медицины издравоохранения видит признание возрастающей роли пси-хологии для медицины, прогрессивный и перспективныйпути развития медицинской психологии.Таким образом, медицинская психология — приклад-ная наука, развитие которой определяется следующимицелями (М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, 1966;M. М. Кабанов, Б. Д. Карвассарский, 1978; Б. Д. Карвас-сарский, 1982): изучение психических факторов, влияю-щих на развитие болезней, их профилактику и лечение;изучение влияния тех или иных болезней на психику; изу-чение различных проявлений психики в их динамике; изу-чение нарушений развития психики; изучение характераотношений больного человека с медицинским персоналоми окружающей его микросредой; разработка принципов иметодов психологического исследования в клинике; созда-ние и изучение психологических методов воздействия напсихику человека в лечебных и профилактических целях.Медицинская психология одновременно выступает вроли психологической и медицинской науки (В. М. Бан-щиков, 1978; В. Милев, К. Мечев, 1981; Б. Д. Карвассар-ский, 1982). В соответствии с разрешаемыми ею пробле-мами и стоящими перед ней задачами медицинская пси-хология является медицинской наукой, а в соответствии стеоретическими предпосылками и методами исследованияона должна быть отнесена к психологии.Сущность клинической психологий по-разному опре-деляют в различных странах, нередко при этом не имеютединого мнения и психологи, работающие в одной стране.М. С. Роговин (1969) приводит характеристику клини-ческой психологии, используя классификационную схемуамериканского библиографического журнала cal Abstracts>, согласно которой объем клинической пси-хологии соответствует содержанию понятия медицинскойпсихологии (разумеется, с учетом господствующих в аме-риканской психологии теоретических концепций). Но дажев американской литературе A. Lewicki (1974) отмечает триразличные точки зрения на предмет клинической психо-логии. Первая характеризуется тем, что сводит клиничес-кую психологию к изучению психических расстройств, воз-никающих в связи с тем или иным заболеванием; соот-ветственно второй клиническая психология понимается какидеографическая психологическая дисциплина, занимаю-щаяся изучением психических проявлений личности (сюда: включаются профессиональные консультации, консульти-рование студентов колледжей, исследование руководяще-го персонала предприятий); с третьей точки зрения, кли-ническая психология рассматривается как область приклад-ной психологии, изучающая с помощью измерительныхприемов, анализа и наблюдения понимаемые в бихе-виористском аспекте способности и свойства личности инаправленная на разработку способов устранения дезадап-тированного поведения. Такое понимание клинической пси-хологии было подвергнуто справедливой критикеполяковым (1977), отметившим при этом и корен-ное отличие американской психологии от советской, ха-рактеризующееся спецификой присущих первой психоло-тических методик, направленных главным образом на кон-
статацию тех или иных психических илисвойств личности (психометрические тесты, прожектив-ные анкетные методики, личностные опросники).Понятно, что слепое перенесение понятия клиничес-кой психологии в том виде, как оно было характеризовановыше, в патопсихологию невозможно. В то же время по-нятие клинической психологии может оказаться целесо-образным при правильном к нему методологическом под-ходе, так как оно способствует известному сужению оченьширокого круга задач медицинской психологии. Это об-стоятельство было отмечено В. Ивановым (1971, 1976),В. М. Блейхером (1976), В. М. Банщиковым (1978).Можно думать, что отношение клинической психоло-гии к медицинской такое же, как отношение клиники кмедицине вообще.При таком подходе под клинической психологией мож-но понимать область медицинской психологии, приклад-ное значение которой определяется потребностями кли-ники — психиатрической, неврологической, соматической.Эту точку зрения разделяет В. Иванов (1971), рассматри-вая клиническую психологию как часть медицинской, ста-вящую перед собой более непосредственные диагностичес-кие задачи, и различая такие составные разделы клини-ческой психологии, как патопсихология, нейропсихология,соматопсихология.Разделение клинической психологии на пато-, нейро-и соматопсихологию в значительной мере условно. Их зна-чительно сближает использование в каждой из перечис-ленных областей методов исследования, разработанных вдругой, а также наличие пограничной патологии, являю-щейся предметом изучения нескольких наук.Понятие патопсихологии иногда без оснований иден-тифицируется с понятием психопатологии, хотя они вовсене тождественны, несмотря на их внешнее сходство и един-ство образующих эти слова корней. Патопсихология, поопределению Б. В. Зейгарник (1969), исследует структурунарушений психической деятельности, закономерности еераспада в их сопоставлении с нормой, при этом она даетклассификацию психопатологических явлений в понятияхсовременной психологии. Психопатология является наукойсугубо медицинской, разделом психиатрии, она опериру-ет главным образом клиническими понятиями.Психопатология, т. е. общая психиатрия, занимаетсяописанием признаков психического заболевания в дина-мике, в течении болезни. А. В. Снежневский (1970) ви-дел основное отличие психопатологии от психологии в том,что первая оперирует понятиями медицинскими (этиоло-гия , патогенез, симптом, синдром) и использует общепа-тологические критерии (возникновение болезни, исход бо-лезни). Однако следует заметить, что патопсихология так-же использует эти клинические критерии, так как без пос-тоянного соотнесения с ними она. бы утратила свое прак-тическое, прикладное значение. Данные патопсихологи-ческого исследования в обязательном порядке должны со-"" ‘относиться с психическим статусом больного, со стадиейтечения заболевания, с его динамикой. О. П. Росин (1974)усчитает, что патопсихология так же, как и психопатоло-гия, изучает закономерности и стереотип развития психи-ческой болезни, но предметом ее исследования являетсяне закономерность смены симптомов и синдромов, а оп-ределенное звено в структуре симптомообразования, т. е.То, что предшествует психопатологическим образованиямпатогенезе болезни. Патопсихология — необходимое зве-но в общей патологии психического." Психопатология так же, как патопсихология, являетсянаукой, изучающей расстройства психики, но пользуютсяони при этом разными методами. Если патопсихологияизучает психические расстройства методами психологии,то психопатология в основном прибегает к методу клини-ко-описательному. Поводом для утверждений о том, чтопсихопатология и патопсихология являются одной и тойже наукой, иногда, очевидно, служит то обстоятельство,что и патопсихология и психопатология имеют дело с од-ним и тем же объектом, нарушениями психической дея-тельности.Однако, изучая одни и те же проявления психическойпатологии, например разорванность мышления или резо-

Оцените статью
Добавить комментарий