Руководство 2 Координация

Орлов А.И.Менеджмент. Учебник. / А.И.Орлов.- М.: Издательство «Изумруд», 2003. — 298 с.В книге в доступной форме излагаются основы менеджмента – науки и практики управления. Первая часть посвящена общему представлению о менеджменте: основные понятия, функции менеджмента, начала теории управления, стратегический менеджмент, организационные структуры и механизмы управления. Во второй части — знакомство с конкретными направлениями менеджмента, такими, как маркетинг, инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, управление рисками, социально-экологический менеджмент. При решении практических задач менеджмента используют интеллектуальные инструменты – методы принятия решений, оптимизации, эконометрического анализа данных, экспертных оценок, моделирования, контроллинга, а также использования информационных систем управления. Им посвящена третья часть учебника.Для студентов и преподавателей вузов, слушателей институтов повышения квалификации, структур второго образования и программ МВА («Мастер делового администрирования»). А также для широкого круга читателей, желающих познакомиться с современным менеджментом, от учащихся и учителей старших классов школ до менеджеров, экономистов, инженеров, самостоятельно повышающих квалификацию.
СОДЕРЖАНИЕ
ПредисловиеЧасть 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЕНЕДЖМЕНТЕ

1.1.1. Определения основных понятий менеджмента1.1.2. Развитие представлений о менеджменте1.1.3. Структура современного менеджмента

1.2.1. Основные функции управления по Анри Файолю 1.2.2. Прогнозирование1.2.3. Планирование1.2.4. Создание организационных структур как функция менеджмента1.2.5. Руководство 1.2.6. Координация1.2.7. Контроль1.2.8. Современный этап – контроллинг

1.3.1. Основные понятия теории управления1.3.2. Многокритериальность реальных задач управления1.3.3. Об оптимальном управлении экономическими системами

1.4.1. Пирамида планирования в стратегическом менеджменте:1.4.2. Проблема горизонта планирования в стратегическом менеджменте1.4.3. Некоторые методы принятия решений в стратегическом менеджменте

И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ1.5.1. Виды организаций1.5.2. Организация как совокупность структур1.5.3. Функционирование управленческих структур1.5.4. Управленческая ответственность1.5.5. Различные схемы управления1.5.6. Социометрическое исследование – инструмент менеджера

2.1. МАРКЕТИНГ2.1.1. Пример: маркетинг при открытии и работе пекарни-магазина2.1.2. Жизненные циклы товаров и потребителей2.1.3. Полевые методы изучения рынка2.1.4. Кабинетные методы маркетинга2.1.5. Методы воздействия на рынок

2.2.1. Подготовка и проведение нововведений — часть работы менеджера2.2.2. Инструменты инновационного менеджмента2.2.3. Об одном подходе к оценке инновационных рисков

2.3.1. Инвестиции и управление ими2.3.2. Дисконт-функция2.3.3. Характеристики финансовых потоков2.3.4. Оценки погрешностей характеристик финансовых потоков и проблема горизонта планирования2.3.5. Практические вопросы реализации инновационных и инвестиционных проектов2.4. РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ2.4.1. Прогнозирование рисков2.4.2. Различные виды рисков2.4.3. Управление рисками

2.5.1. Экономика – служанка общества2.5.2. Влияние современной экологической ситуации на экономику и управление2.5.3. Социально-экологические аспекты управления в масштабах государства2.5.4. Социально-экологические аспекты управления персоналом2.5.5. Социально-экологические проблемы управления в России

3.1.1. Пример задачи принятия решения3.1.2. Основные понятия теории принятия решений3.1.3. Голосование — один из методов экспертных оценок3.1.4. Простые методы принятия решений3.1.5. Декомпозиция задач принятия решения3.1.6. Принятие решений в условиях инфляции3.1.7. Современный этап развития теории принятия решений

3.2.1. Линейное программирование3.2.2. Целочисленное программирование3.2.3. Теория графов и оптимизация3.3. ОСНОВЫ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ3.3.1. Что такое эконометрика?3.3.2. Метод наименьших квадратов для линейной функции3.3.3. Основы линейного регрессионного анализа

3.4.1. Зачем менеджеру экспертные оценки?3.4.2. Основные стадии экспертного опроса3.4.3. Подбор экспертов3.4.4. О разработке регламента проведения сбора и анализа экспертных мнений3.4.5. Современная теория измерений и экспертные оценки3.4.6. Метод согласования кластеризованных ранжировок3.4.7. Математические методы анализа экспертных оценок

3.5.1. Основные понятия теории моделирования3.5.2. Математическое моделирование процессов управления3.5.3. О методологии моделирования3.5.4. Модель управления обучением

И КОНТРОЛЛИНГ3.6.1. Информационные системы управления предприятием (ИСУП)3.6.2. Место ИСУП в системе контроллинга3.6.3. Перспективы совместного развития ИСУПи контроллингаПриложение. Об авторе этой книги
ПРЕДИСЛОВИЕ
Менеджмент – это научно-практическая и учебная дисциплина, посвященная проблемам управления в организации (на предприятии), на государственном, муниципальном и международном уровне.В России XXI в. менеджмент преподается не только в вузах. От школ и техникумов до систем повышения квалификации и присвоения академической степени «Мастер делового администрирования» (МВА) – вот диапазон менеджмента как учебной дисциплины. Естественно, издано немало учебников и учебных пособий. Зачем нужна еще одна книга?Часть учебной литературы по менеджменту является переводной и не отражает российской специфики. Часть отстала от современных научных разработок и недостаточно опирается на практический опыт управления. С начала 1970-х годов автор этой книги ведет научную работу в области управления, менеджмента и экономики. Одновременно приходится заниматься практической управленческой работой. В 1970-77 гг. автор этой книги был директором Вечерней математической школы при Московском математическом обществе. Институт высоких статистических технологий и эконометрики был создан автором этих строк двадцать пять лет назад, в 1978 г. С тех пор, естественно, менялся состав сотрудников, а иногда и название. Так, в 1989-1992 г. он именовался Всесоюзным центром статистических методов и информатики Центрального правления Всесоюзного экономического общества. С 1997 г. Институт базируется в МГТУ им. Н.Э. Баумана. В настоящем учебнике использован опыт двадцатипятилетнего руководства Институтом, а также некоторые из работ, выполненных нашим коллективом. С 1993 г. автор – профессор, преподавал менеджмент и экономические дисциплины в диапазоне от школы до программ подготовки МВА, в которых участвовали первые руководители организаций и предприятий..Опыт научной и практической управленческой работы является конкурентным преимуществом автора и его учебника перед другими сочинениями по менеджменту.
. В 2000 г. издательство «Знание» выпустило учебное пособие «Менеджмент» (тираж 15000 экз.). В нем автором этих строк были написаны 5 глав (из 13), а именно, «Основные функции менеджмента», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг», «Инновационный менеджмент», «Принятие управленческих решений». Эти главы были помещены на наш сайт под названием «Учебник по менеджменту». В Интернете эта часть сайта пользовалась большим успехом. Ее постоянно запрашивали, переносили на иные сайты, помещали на компакт-диски (CD-ROM) среди лучших, по мнению составителей, книг.
В чем причина столь явно выраженной популярности? Ведь учебников менеджмента имеется весьма много. Как представляется, можно назвать несколько причин:1. Изложение опирается на литературную традицию, но при этом постоянно используется отечественные сюжеты и собственный опыт управленческой деятельности.2. Рассматриваются не только классические результаты, но и научные достижения (и проблемы) последних лет.3. Языку изложения уделяется большое внимание, он близок к научно-популярному (используется опыт работы автора в журнале «Пионер» в 1970-е годы).За последние годы в Институте высоких статистических технологий и эконометрики получен ряд новых результатов по менеджменту как научной и учебной дисциплине.Сказанное объясняет, почему возникло желание издать получивший популярность материал, существенно его расширив и переработав с учетом вновь полученных результатов. Это предложение было поддержано издательством, результат – перед вами.
Учебник «Менеджмент» предназначен прежде всего для студентов вузов различных специальностей (технических, управленческих, экономических и других), изучающих одноименную учебную дисциплину. Он будет полезен и другим категориям читателей – от учащихся старших классов школ до слушателей различных структур послевузовской подготовки, преподавателей и научных работников, инженеров, менеджеров и экономистов, повышающих свою квалификацию самостоятельно. В нем можно найти как изложение основ, так и информацию о последних научных достижениях – естественно, на доступном уровне.
. Учебник состоит из трех частей. Первая посвящена общему представлению о менеджменте. Начинаем с основных понятий, затем кратко рассматриваем историю и современное состояние менеджмента, знакомимся с его функциями, основами теории управления, проблемами стратегического менеджмента (в сравнении с оперативным), классификацией организационных структур и механизмов управления.
Во второй части читатель знакомится с основными конкретными направлениями менеджмента, такими, как маркетинг, инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, управление рисками, социально-экологический менеджмент и др. При решении практических задач менеджмента приходится использовать разнообразные интеллектуальные инструменты – методы принятия управленческих решений, оптимизации, эконометрического анализа данных, сбора и обработки экспертных оценок, моделирования, контроллинга, а также использования информационных систем управления. Им посвящена третья часть учебника. К ней приходится обращаться и при внимательном чтении первых двух частей, поскольку в изложении постоянно встречаются ссылки на инструменты контроллинга.Включенные в учебник материалы прошли многолетнюю и всестороннюю проверку. Кроме МГТУ им. Н.Э.Баумана, они использовались при преподавании во многих других отечественных и зарубежных образовательных структурах. О некоторых из них можно получить представление из справки «Об авторе этой книги» в конце учебника.К каждой главе учебника прилагаются список литературы, контрольные вопросы и задачи, примерные темы докладов, рефератов, исследовательских работ. О роли литературных ссылок в учебнике необходимо сказать подробнее. Прежде всего, книга представляет собой замкнутый текст, не требующий для своего понимания ничего, кроме знания стандартных учебных курсов высшей математике и основ экономической теории. Зачем же нужны ссылки? Дотошный читатель, в частности, при подготовке рефератов и при желании глубже проникнуть в материал учебника, может обратиться к приведенным в каждой главе спискам цитированной литературы. Далее, каждая из глав пособия — это только введение в большую область менеджмента, и вполне естественным является желание выйти за его пределы. Приведенные литературные списки могут этому помочь. При этом надо помнить, что за многие десятилетия накопились большие книжные богатства, и их надо активно использовать. Автор благодарен своим многочисленным коллегам, слушателям и студентам, прежде всего различных образовательных структур Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана и Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (программа «Топ-Менеджер»), за полезные обсуждения.

1.1. ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ?Начнем с определения основных понятий, затем кратко рассмотрим историю и современное состояние менеджмента.

В англо-русском словаре [1] есть слова manage (заведовать, руководить), manager (заведующий, правитель), management (управление).
Термин «менеджмент». Он уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент — всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».
Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей [2, с.5]. В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» [3]. К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей. Термин «менеджмент» имеет несколько значений. Рассмотрим их.
1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата [4, с.12].
2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.
3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.
4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.
5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту.
6) Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.
6) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.
7) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.
Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» (а их число можно значительно увеличить) отнюдь не противоречат друг другу. Наоборот, они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.

Оцените статью
Добавить комментарий