Сборник задач для средней школы/ сост. И. В. Пахомова. Армавир, 2007г. 24 стр. Рецензенты: И. Я. Шерихова старший преподаватель кабинета естественно-математических предметов аф гоу краснодарского края «ккидппо»

АФ ГОУ Краснодарского края ККИДППО

Кабинет естественно-математических предметов

Составила учитель биологии

МОУ СОШ №7

Курганинского района

Армавир 2007г.

ББК 28.70 П 12

Составитель: Пахомова И.В., учитель биологии МОУ СОШ №7

п. Октябрьского Курганинского района Краснодарского края.

П 12 Задачи по генетике и молекулярной биологии: сборник задач для средней школы/ сост. И.В. Пахомова. – Армавир, 2007г. – 24 стр.

Рецензенты: И.Я. Шерихова – старший преподаватель кабинета естественно-математических предметов АФ ГОУ Краснодарского края «ККИДППО», Учитель биологии ЧОУ СОШ «Новый путь» г. Армавира, заслуженный учитель Кубани. И.М. Южанина – учитель биологии высшей категории МОУ СОШ №5 г. Курганинска Краснодарского края, заслуженный учитель РФ. Техническое редактирование: Бондарева Н.А. Учебное пособие «Задачи по генетике и молекулярной биологии» можно использовать как на уроках биологии для организации практикума по решению задач учащимися 9 – 11 классов, так и на факультативных занятиях, а также при подготовке к итоговой аттестации выпускников в форме и по материалам ЕГЭ и традиционной форме. Данное пособие соответствует всем требованиям государственного стандарта образования. Пособие прошло положительную апробацию в МОУ СОШ №7 п. Октябрьского, ЧОУ СОШ «Новый путь» г. Армавира и др.; получило одобрительные отзывы слушателей курсов повышения квалификации учителей биологии. Данный сборник задач может быть рекомендован для применения в школах.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка__________________________4

Таблица генетического кода (приложение 1)________5

Аминокислоты, входящие в состав белков

(приложение 2)________________________________ 9

  1. Задачи по генетике______________________10

Моногибридное скрещивание______________10 Дигибридное скрещивание________________ 11 Задачи на группы крови___________________13 Наследование признаков, сцепленных с полом______________________15 Сцепление генов в аутосомах. Кроссинговер___________________________ 18 Задачи__________________________________24 Приложения __________________________________ 27

Доминирование признаков (приложение 3) ________27

Полное доминирование _______________________27 Неполное доминирование _____________________29 Литература ___________________________________ 30

Пояснительная записка

В данном сборнике представлены задачи, составленные с учетом требований программы по биологии для средней общеобразовательной школы. Решение задач по генетике и молекулярной биологии способствует более глубокому пониманию и усвоению общих закономерностей наследственности и изменчивости, существующих в органическом мире и, в частности, у человека как биологического существа. Задачник включает следующие разделы:

  1. Молекулярная биология (генетика).
  2. Задачи по генетике:

а) Моногибридное скрещивание; б) Дигибридное скрещивание; в) Задачи на группы крови; г) Наследование признаков, сцепленных с полом; д) Сцепление генов в аутосомах. Кроссинговер. е) Составление и анализ родословных. 3. Приложения: — таблица генетического кода; — доминирование признаков у организмов. В сборнике задач не приведены способы решения типовых задач, т.к. он рассчитан для работы на уроке, где подробно разбираются алгоритмы решения задач.

Приложение 1.

Генетический код

Первое основание Второе основание Третье основание
У (А) Ц (Г) А (Т) Г (Ц)
У (А) Фен Фен Лей Лей Сер Сер Сер Сер Тир Тир — — Цис Цис — Три У (А) Ц (Г) А (Т) Г (Ц)
Ц (Г) Лей Лей Лей Лей Про Про Про Про Гис Гис Глн Глн Арг Арг Арг Арг У (А) Ц (Г) А (Т) Г (Ц)
А (Т) Иле Иле Иле Мет Тре Тре Тре Тре Асн Асн Лиз Лиз Сер Сер Арг Арг У (А) Ц (Г) А (Т) Г (Ц)
Г (Ц) Вал Вал Вал Вал Ала Ала Ала Ала Асп Асп Глу Глу Гли Гли Гли Гли У (А) Ц (Г) А (Т) Г (Ц)

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ: средняя Mr аминокислоты — 100 средняя Mr нуклеотида — 345 длина нуклеотида – 0,34 нм

  1. Определите последовательность нуклеотидов иРНК, синтезированную с правой цепи участка молекулы ДНК, если её левая цепь имеет следующую последовательность:

— Ц – Г – А – Г – Т – Т – Г – Г – А – Т – Т – Ц – Г – Т – Г -.

  1. Определите последовательность аминокислотных остатков в молекуле белка, закодированной в участке цепи ДНК:

— Г – Т – А – А – Г – А – Т – Т – Т – Ц – Т – Ц – Г – Т – Г –.

  1. Определите последовательность нуклеотидов в молекуле иРНК, если участок молекулы белка, синтезированный с неё имеет вид: — треонин– метионин – гистидин – валин –изолейцин – пролин –цистеин -.
  1. Как изменится структура белка, если из кодирующего его участка ДНК:

Г – А – Т – А – Ц – Ц – Г – А – Т – А – А – А – Г – А – Ц …, удалить шестой и тринадцатый (слева) нуклеотиды?

  1. Какие изменения произойдут в строении белка, если в кодирующем его участке ДНК:

Т – А – А – Ц – А – Г – А – Г – Г – А – Ц – Ц – А – А – Г… между 10 и 11 нуклеотидами включен цитозин, между 13 и 14 – тимин, а на конце рядом с гуанином прибавится еще один гуанин?

  1. Определите иРНК и первичную структуру белка, закодированного в участке ДНК:

-Г – Т – Т – Ц – Т – А – А – А – А – Г – Г – Ц – Ц – А — Т -, если 5-й нуклеотид будет удален, а между 8 и 9 нуклеотидом встанет тимидиловый нуклеотид?

  1. Полипептид состоит из следующих друг за другом расположенных аминокислот: валин – аланин – глицин – лизин – триптофан – валин – серин – глутаминовая кислота. Определите структуру участка ДНК, кодирующего выше указанный полипептид.
  1. ^ аминокислоты, последовательно составляют полипептид. Определите структуру участка ДНК, кодирующего данный полипептид.
  1. В цепи ДНК имеется 28,6 % тимидиловых азотистых оснований. Определить процент гуаниловых, адениловых, цитидиловых оснований в этой цепи.
  1. В молекуле иРНК обнаружено 440 гуаниловых нуклеотидов, 235 адениловых, 128 цитидиловых и 348 уридиловых нуклеотидов. Определите:

а) сколько и каких нуклеотидов содержится в молекуле ДНК, «слепком» с которой является данная иРНК? б) какова длина данного участка молекулы иРНК?

  1. Фрагмент молекулы ДНК содержит 570 тимидиловых нуклеотидов, что составляет 32,5 % от общего их количества. Определить, сколько в данном фрагменте содержится цитидиловых, адениловых и гуаниловых нуклеотидов.
  1. Белок состоит из 167 аминокислот. Какую длину имеет определяющий его ген? Сколько нуклеотидов входит в его состав?
  2. Молекула иРНК несет информацию о белке, состоящем из 230 аминокислот. Какова длина данной молекулы? Сколько нуклеотидов имеется в участке молекулы ДНК, с которой была транскрибирована данная иРНК?
  1. Одноцепочечный фрагмент молекулы ДНК содержит информацию о 750 аминокислотах. Какова длина этого фрагмента?
  1. Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором закодирован белок, состоящий из 100 аминокислот? Какой вес и размер имеет этот ген?
  1. Одна белковая молекула состоит из 460 аминокислот. Определите длину и массу гена, несущего информацию о структуре этой белковой молекулы.
  1. Определите антикодоны т-РНК, участвующих в синтезе белка, кодируемого следующим фрагментом ДНК:

— Г – Г – Т – А – Ц – Г – А – Т – Г – Т – Ц — А — А — Г – А —

  1. Правая цепь ДНК имеет следующую структуру:

-А – Т – Г – Г – Т – Ц – А – Ц – Ц – Г – А – Г – А – Т – Г — Определите структуру соответствующей части молекулы белка, синтезируемого при участии левой цепи ДНК.

  1. Участок цепи белка вируса табачной мозаики состоит из следующих аминокислот: серин – глицин – серин – изолейцин – треонин – пролин – серин. В результате воздействия на информационную РНК азотистой кислотой цитозин РНК замещается гуанином. Определите изменения в строении белка вируса после воздействия на РНК азотистой кислотой.
  1. По данному фрагменту одной из цепей ДНК:

-Ц – А – А – А – Т – Г – Ц – А – А – А – А – Г – Т – Г – Т — определите первичную структуру белка, закодированного в этой цепи, количество (в %) различных видов нуклеотидов в этом гене (в двух цепях), длину гена.

Приложение 2. Аминокислоты, входящие в состав белков

^ Название аминокислот
Полное Сокращенное Полное Сокращенное
Глицин гли аланин ала
валин вал лейцин лей
изолейцин илей серин сер
треонин тре тирозин тир
фенилаланин фен триптофан три
Аспарагиновая кислота асн аспарагин асп
Глутаминовая кислота глн глутамин глу
лизин лиз аргинин арг
гистидин гис цистеин цис
метионин мет пролин Про
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прочее
Уважение к труду, новые профессии, навыки общения и работы в команде. Конкурсная программа для 3-4 классов.

конкурсная программа для 3-4 классов Лиханова С.В., учитель начальных классов Щигровской основной школы Цели: Учить уважать труд других людей. Познакомить с новой профессией. Развивать навыки коммуникативного общения, умение работать в команде. 4. Воспитывать сознательное отношение к труду. Мероприятие построено в виде соревнований двух команд. Каждая команда должна уметь представить свою …

Прочее
Определение и классификация складов

СКЛАДИРОВАНИЕ Определение склада Склады являются важнейшим элементом логистических систем. При организации движения материального потока по логистическому каналу возникает объективная необходимость в специально обустроенных помещениях или площадках, предназначенных для хранения запасов товаров различных наименований, а также выполнения над ними ряда важных логистических операций, таких как сортировка, комплектация, упаковка и пр. Таким …

Прочее
ПОВОРОТ СОБЫТИЙ — А.Н. Толстой «Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина»

Войска повстанцев заняли все важнейшие пункты города, указанные Гором. Ночь была прохладная. Марсиане мёрзли на постах. Гусев распорядился зажечь костры. Это показалось неслыханным: – вот уже тысячу лет в городе не зажигалось огня, – о пляшущем пламени пелось лишь в древней песне. Перед Домом Совета Гусев сам зажёг первый костёр из …