Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России 2009»

СБОРНИК СТАТЕЙСборник статей для участников финала Всероссийского конкурса«Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.© Гущин Д. Д., оригинал-макет, 2009.© Надолинский А. А., обложка, 2009.СОДЕРЖАНИЕАЛЕКСАНДРОВА В. Г.Инновации как способ изменения качества педагогической реальностив процессе творческого освоения профессионального опыта…………………………………………………………….4ГРОМЫКО Н. В., ПОЛОВКОВА М. В.Метапредметный подход как ядро российского образования ……………………………………………………………7

Что такое мастер-класс ………………………………………………………………..11ЧЕРЕМНЫХ М. П.Теоретические основы проектной деятельности………………………………………………………14

Тезисы о диалоге ………………………………………………………………..19 ЯСВИН В. А.Педагогические грабли: ударная тройка в общении с родителями,или снова о коммуникативной компетентности учителя …………………………………………………………………24 http://www.teacher-of-russia.ru 4

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТААЛЕКСАНДРОВА Вера Геннадьевнадоктор педагогических наук, профессор,главный научный сотрудник лаборатории инновационной педагогикиНИИ столичного образования МГПУНа пороге нового конкурса «Учитель года России — 2009» важно осознать, что одним из важнейших итогов работы образовательных систем становится образ конкретно-исторической личности как своего рода «производной» от уровня развития человеческого сообщества во всей полноте его природных, социокультурных, духовных проявлений. Образование фактически есть возможность постижения человеком всего культурно-цивилизационного опыта человечества как основы для его индивидуального развития, осуществляющего постоянную двухстороннюю связь всечеловеческой и индивидуальной культур.Мы предлагаем проанализировать педагогическую инновацию как форму проявления нового качества педагогической реальности. Инновации как новое мышление, иная культура жизни — это непременно высокий уровень творческого мышления, исследовательской культуры, научного видения проблемы. Педагогические инновация — это новые оригинальные идеи, базирующиеся на творческом инновационном преломлении существующего опыта, внедрённые в практику и пучившее признание коллег. Здесь уместно вспомнить предостережение американского учёного А. Девинга о том,что можно изобрести чайник с двумя носиками (это несомненно новшество), но поскольку оно не имеет практического смысла, то не является инновацией.Волна педагогических инноваций, захлестнувшая современное образовательное пространство, всё острее показывает необходимость появления особых механизмов наследования, новых методов прочтения педагогического опыта, инновационных технологий, отвечающих запросам нового цивилизационного витка развития. Этот этап требует от учителя проявления креативности как нормативного профессионального свойства личности.Создавая и внедряя инновацию, педагог не только сам выходит на иной уровень теоретического осмысления опыта, информационного обеспечения, научного осознания своей учебной дисциплины,но и становится проводником новой живой информации для окружающих. Главная наша проблема — постоянное расширение границ смыслового поля, осознание образования как части культуры с его интеграцией, межпредметными, надпредметными и метапредметными связями, умением понимать,сотрудничать, взаимодействовать.Так как инновационная деятельность предполагает умение рефлексировать, то открывается уникальная возможность не просто получения, но и осмысленного воспроизведения нового качества деятельности в опыте других педагогов. Целенаправленная работа с системным свойством любого педагогического объекта, без которой невозможно получение инновационного результата, обязательнопредполагает дополнительные затраты энергии: концептуальной мысли, творческих усилий, приумножения интеллектуальных ресурсов, актуализации потенциала, преодоления сопротивления среды,зачастую неохотно принимающей новые подходы, новые требования, новые характеристики качества образования. Педагогика — это искусство жить созидая, наполняя любую деятельность радостью творчества, высокого смысла и достоинства.Инновационная педагогика принимает ребёнка таким, каков он есть, видит в ребёнке его безграничность и создаёт условия сотрудничества как способ повышения его готовности к саморазвитию и самосовершенствованию. Такое отношение к ребёнку позволяет учителю выстраивать собственную траекторию метода, воспринимать его как «внутреннее духовное состояние». Это позволяет организовывать педагогический процесс на принципах целостности природы в ребёнке, на его устремлённости к развитию, к взрослению, к свободе, пронизывая жизнь ребёнка творчески осмысленной, созидательной деятельностью.Мы сегодня ищем решение проблемы через умение творческого видения и осмысления учебных и научных текстов, способность переосмысливать и умело интерпретировать и трансформировать любую информацию, искать индивидуальные пути одухотворения своей деятельности.Безусловно, сам инновационный процесс есть развитие направленности мышления на поиск, открытие, исследование, критический анализ, умение отказаться от трафаретов, штампов, стереотипов.Это широта и масштабность мышления, эрудиция, умение проникать в разные сферы научного знания, расширять спектр своих представлений и суждений путём синтеза, не ограничиваться рамками замкнутого пространства.Путём к созданию новых инновационных методов в осмыслении педагогического опыта становится деятельность по успешному освоению информатизационного пространства, умение превращать информацию в знание, отличать истинное знание от ложного, устаревшее от нового, нравственное от безнравственного. Это также блестящее владение современными информационными технологиями, умение моделировать, трансформировать, системно и целостно подходить к решению любой проблемы. Сегодня общество нуждается не просто в людях высокого интеллекта, но интеллекта эмоционального, вдохновляющего, созидающего. Человек без развитой культуры эмоциональных отношений, эмоционального восприятия мира науки и мира искусства неинтересен ребятам.Новое осмысление педагогической реальности помогает нам осознать, что в любой инновации,рождённой из опыта прошлого или настоящего, важно не потерять главное смысловое ядро: аксиологию, духовность, гуманизм. Инновационный подход к новому осмыслению педагогической реальности показывает, что духовность следует рассматривать как возможность выхода в иное «смысловоепространство», раздвигающее границы традиционных представлений, позволяющее вступать в диалог со временем и самим собой на уровне других культур.Представляя свой профессиональный опыт, помните о том, что учитель, не осознающий ценностей и приоритетов инновационного подхода к образовательной деятельности, сужает спектр представлений, образов познания мира, его метод остаётся сухим и безжизненным, теряет важный для развития, воспитания и осознания счастья бытия пласт великой культуры, базирующейся на свободеребёнка, помогающий ребятам познать мир в образе Истины, Добра и Красоты.Главный совет методиста:«Без веры во внутреннюю гармонию нашегомира не могло быть никакой науки.Эта вера есть и всегда останется основныммотивом всякого научного творчества».(М. М. Рубинштейн)

ГРОМЫКО Нина Вячеславовнакандидат философских наук, заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. МосквыПОЛОВКОВА Марина Вадимовнакандидат психологических наук, заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. МосквыМетапредметы — это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Создавая эту новую учебную форму и соответствующую ей новую модель школы, мы исходили из основной мировоззренческой идеи нашего учителя, выдающегося психолога В. В. Давыдова, что школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря наразное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатков детей. Нам было ясно, что в рамках имеющихся предметных форм обучения культивировать практику мышленияво всей своей теоретической полноте невозможно. Поэтому и были разработаны и созданы метапредметы.Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий.Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает,прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие, некогдасделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Но это только первый уровень работы ученика. Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, литературы и химии), он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном пред-метном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия (из биологии или из химии, из истории или из физики). Итогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления. В данном случае — знания.Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».Метапредметы — это наш ответ на то, в чем может состоять интегративность и как она может выстраиваться. Мы предлагаем мыследеятельностный тип интегрирования традиционного учебногоматериала. Это означает, что в форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии:а) с логикой развития базовой организованности деятельности и мыследеятельности (знания,знака, проблемы, задачи и др.), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов — метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», ме-тапредмет «Задача»; их список открыт; в настоящее время разрабатываются другие метапредметы:метапредмет «Смысл», метапредмет «Ситуация» и т. д.);б) а также обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.Например, в рамках метапредмета «Знак» 1 у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслит или промыслить, то, что хотят сделать. Мышление, как известно, осуществляется насхемах. Но схему того объекта построить непросто. Далеко не всякое графическое изображение или рисунок является схемой. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (например, на химии — формулы химических соединений и записи химических реакций; на истории —различные таблицы с данными; на геометрии — чертежи фигур и сами фигуры; на физике — формулы и чертежи изучаемых процессов и т. д.). За этими разными графическими изображениями они учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.В рамках другого метапредмета — «Знание» 2 — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации) (идеализация — это такой идеальный конструкт, который лежит в основе понятия) и т. д. Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания,и в рамках данного метапредмета дети их также осваивают. Одна из них — техника «знающего незнания». Осваивая ее, школьники научаются выделять зону незнаемого в том, что они уже знают.Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска, — это, как в свое время показал философ Николай Кузанский, решить полдела. Прежде всего, потому, что можно научиться управлять процессом познания. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлек-сия.1 Громыко Ю. В. «Метапредмет «Знак». — М., 2001. — 285 с.; Громыко Н. В. Обучение схематизации:Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. — М., 2005. — 475 с.2 Громыко Н. В. «Метапредмет «Знание». — М., 2001. — 540 с.Изучая метапредмет «Проблема» 3, школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. Мы считаем, что именно в этих бездонных проблемах-воронках — тот импульс философско-методологического развития, который учащиесямогут получить на всю жизнь. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Тип философско-методологического философствования учащихся в рамках этого метапредмета связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техник перевода проблем в задачи и т. д.Метапредметы преподаются на экспериментальных площадках в старших классах школы (с 7-го по 11-й) наряду с обычными предметами.Они не вытесняют и не замещают последние: учащиеся ни в коей мере не ограничены в своих возможностях дальнейшей социализации. Более того, успешноеобучение по метапредметам предполагает хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Но если на обычных учебных предметах превыше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, то на метапредметах — акты спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного дела-действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью — и учениками, и учителями. В практике образования дошкольников, учащихся началь-ной и средней школы используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль.Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.В настоящее время НИИ Инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы активно работает над созданием новых моделей высшего педагогического образования и повышения квалификации, обеспечивающих продвижение метапредметного содержания образования и метапредметных технологий в практику работы инновационных школ России.Список литературы для подготовки «Метапредметного занятия»1. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 1998. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». — М., 1998. — 374 с.2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.3. Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М.: Пушкинский институт, 2001.4. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 2001.5. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.6. Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. /Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. — М., 2005.7. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.
Добавить документ в свой блог или на сайт
Согласовано утверждаю
Настоящее Положение определяет порядок проведения районного конкурса «Учитель года-2013» (далее – Конкурс). Конкурс проводится в…
Отчет о качестве знаний на конец учебного 2012-20
Участница областного конкурса профессионального мастерства «Молодой учитель года 2012», призер районного этапа Всероссийского конкурса…
Сборник научных статей и докладов участников Поволжской научно-практической…
Сборник научных статей и докладов участников Поволжской научно-практической конференции. Самара, 12  13 ноября 2009 г.  Самара:…
Образование и психологическое здоровье Сборник научных статей и докладов…
Сборник научных статей и докладов участников Поволжской научно-практической конференции. Самара, 10  11 ноября 2010 г.  Самара:…
Сборник Научных статей и докладов участников ежегодной научно-практической…
Сборник научных статей и докладов участников ежегодной научно-практической конференции. Самара, 12 – 13 ноября 2011 г. – Самара:…
Развитие коммуникативной компетенций учащихся через создание диалогового…
Муниципального общеобразовательного учреждения гимназия №5 г. Морозовска Ростовской области. Лауреат и победитель-финалист регионального…
Сборник статей участников
С48 Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: сб ст участников IV междунар науч конф.,…
Сборник статей участников
С48 Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: сб ст участников IV междунар науч конф.,…
Сборник статей участников
С48 Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: сб ст участников IV междунар науч конф.,…
Положение о муниципальном этапе Всероссийского конкурса детско-юношеского…
Муниципальный этап Всероссийского конкурса детского юношеского творчества по пожарной безопасности (далее- конкурс) проводится мбоу…
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы
Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru

Оцените статью
Добавить комментарий