Секции: литература

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Районная научно-практическая конференция учащихся«В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»Исследовательская работа
Былина и былинные богатыри
Название секции:литератураАвтор:Журавлёва Ксения Сергеевна13.07.2003г.662693 Красноярский край,Идринский район,село Отрок, ул.Новая, 18-1дом.тел.8(39135)91338Муниципальное казённоеобщеобразовательное учреждение Отрокская средняяобщеобразовательная школакласс 4Руководитель:Малышенко Лидия Александровнаучитель МКОУ Отрокскаясоштел.8(39135)91336
АННОТАЦИЯ
Журавлёва Ксения СергеевнаМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение Отрокская сош, 4 класс«Былина и былинные богатыри»Руководитель: Малышенко Лидия Александровна, учитель начальных классов.Цель работы: определение сходства черт характера современного человека и персонажей русских былин.Методы проведённых исследований: изучение, наблюдение, опрос, сравнение, описание.В результате работы определены сходства характера современного человека и персонажей русских былин.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………4-5I.Теоретическая часть.Былина. Былинные богатыри.I.1.Герои былин……………………………………………………………… 6-7I.2.Художественный мир былин………………………………………………7I.3.Происхождение былин…………………………………………………….7-8II.Практическая часть.Результаты исследования……………………………………………………..9-11III. Заключение…………………………………………………………………12-13IY. Литература…………………………………………………………………14
ВВЕДЕНИЕ
Былины – русские народные эпические песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или на дно морское, чтобы проявить свою силу, удаль, храбрость. В детстве все узнают об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок. Былины не принадлежали к детскому фольклору. Эти песни исполнялись взрослыми серьёзными людьми для таких же взрослых серьёзных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. Всё, о чём рассказывалось в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далёком прошлом события. Самоё слово былины происходит от слова быль, то есть в этих старинных песнях поётся о том, что было, о том, что происходило на самом деле. На Севере былины называли старинами, старинками. И былины, и старины – слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа. Слово «былина» впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора И.П. Сахаров. Выделяются два цикла былин, объединённые по месту действия или происхождению героев:
Киевские или Владимировы былины (песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче).В них изображён мир Киевской Руси. Именно в Киев едут богатыри на службу к стольному князю Владимиру, именно Киев осаждают вражеские полчища, именно из Киева выезжают богатыри в соседние государства для выполнения дипломатических поручений.
Новгородские былины (герои – Садко, Василий Буслаевич). В них изображается жизнь второго центра Руси – Новгорода. В этих былинах не упоминается о князе Владимире, в них нет изображения вражеских нашествий, битв, они рисуют жизнь мирную, хотя и не простую.
Итак, былины прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага.[ 2 ]
Актуальность:
Характер человека современного и характер персонажа героического эпоса во многом схожи, а следовательно, былины интересны не только с исторической точки зрения.
Проблема:каким образом персонажи русских былин с нами и по сей день?
^ былинные герои, учителя и учащиеся школы.
Предмет исследования: черты характера былинных героев и современного человека.
Цель исследования:определение сходства черт характера современного человека и персонажей русских былин.
Задачи:
1. Изучить материалы из различных источников о былинах.2. Выявить особенности киевских богатырей.3. Определить характер новгородских былин.4.Провести социологический опрос в школе.5.Познакомить с собранным материалом одноклассников и учащихся школы.6.Создать папку творческих и литературных работ о былинах и былинных героях (рисунки, аппликации, кроссворды, ребусы), подобрать стихи, загадки, пословицы о добре, доблести, героизме.
Гипотеза: такие черты характера, как мужество, честность, благородство,делают героев русских былин современными нам.
Методы:
-сбор информации о былинах;-самостоятельная работа с литературой;- опрос;-обработка собранной информации;- сравнение;- описание.
Практическая значимость:
Результаты работ можно использовать на уроках литературного чтения, внеклассного чтения.
ГЕРОИ БЫЛИНГлавным персонажем былин является богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как чёрных воронов».Таковы Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Михайло Данилович, Сухман…Победы богатырей над несметными полчищами врагов вызывали у слушателей восхищение, радость, веру в силы народные. Чем сильнее, страшнее враг, тем величественнее победа богатыря.[2]В центре былины – образы богатырей, наделённых высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. В образе любимого богатыря Ильи Муромца народ создал поэтическую биографию крестьянского сына с его спокойной уверенностью в себе. Он стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам. Столь же поэтичны образы и других богатырей, охраняющих родную землю,- Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Тема защиты Родины закономерно слита в былинах с темой народной жизни и труда. Так, первый подвиг, который совершил Илья Муромец после исцеления, — это корчёвка пней и расчистка поля для пашни. В былинах о Вольге и Микуле Селяниновиче отразилась извечная мечта трудового народа о лёгкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.[ 1 ]Новгородские былины носят иной характер. В них нет «могучих богатырей», «поленниц удалых», сражающихся с вражьей силой. Герои этих песен – Садко и Василий Буслаевич, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях. Он отличается от обычных людей тем, что совершает путешествие на морское дно и благополучно возвращается. Василий Буслаевич обладает невероятной силой. Однако применяет он свою силу не на борьбу с чудищами или вражьей нечистью, а для собственного развлечения.[ 2]Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Нарушение запрета или просто дерзость сулят героям беду. Это связано тем, что всё происходящее в песне, всё, что приходится выполнять её персонажам, предопределено. Какая-то высшая сила – Бог, судьба – решает, что должно случиться. В жизнь героев былин часто вмешивается Святой Николай, калики перехожие (странники, бродяги), старичище-перегрюмище. Они вызволяют богатырей из беды, ставят невыполнимую задачу или выдвигают какой-то запрет Высшая сила – единственное, с чем не могут справиться богатыри, и, если они посягают на ней, их ждёт смерть.[1]
^
В былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем, используются гиперболы – намеренные преувеличения. Всё, что окружает богатыря, столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам. [ 1 ]Время действия былин тоже особенное. Все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными. Былинное время и течёт по-другому, не так как наше. Поэтому Илья, отправляясь в путь, «заутреню стоял в Муроме, а к обедне поспеть хотел он в стольный Киев-град», и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события, вроде сборов в дорогу, описываются медленно, подробно, обстоятельно, и время как бы замедляет своё течение, ненадолго приостанавливается.[2]Современность для сказителей – это уже совсем иная эпоха, когда былинные витязи «перевились».
^
Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя или группы исполнителей. На Севере и в Сибири былины исполнялись соло – одним человеком; в южных районах России былины пелись хором.[ 2 ]В XIX веке учёные предполагали, что былины – самый древний вид народной поэзии. Однако известны они только русским и практически незнакомы украинцам и белорусам. Скорее всего, в том виде, в каком они дошли до нас, былины появились уже после того, как началось разделение восточных славян на три народа, то есть не ранее XIII века.[ 1]Былины издавна вызывали к себе интерес. Но записывать их начали только тогда, когда появились люди или целые сословия, для которых истории о богатырях стали экзотикой, чем-то необычным, фантастическим. Первые записи относятся к середине XYII века. Они включались в рукописные сборники. Позднее их стали публиковать, но при этом былины подвергались обработке соответственно вкусам читающей публики того времени. Такие записи были очень далеки от подлинных текстов, как правило, перелагались прозой и имели характерные названия, начинавшиеся словами «Повесть о…», «История о…». Одна из первых попыток записать тексты былин, как они есть, была осуществлена казаком Киршей Даниловым по заказу уральского заводчика Демидова в XYIII веке. Так был составлен большой сборник, получивший полное название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым».[ 2 ]Всплеск интереса к собиранию и чтению былин падает на вторую половину XIXвека, когда именно с целью их записи начали собирать экспедиции. Всего собрано и записано около двух тысяч этих песен. Сейчас встретить их в живом исполнении почти невозможно, но интерес к былинам не угасает и по сей день. [1] В ходе исследования был проведён социологический опрос одноклассников, учащихся школы и учителей. Участникам социологического опроса было предложено ответить на 10 вопросов о былинных богатырях и о том, каким образом персонажи русских былин и по сей день с нами, и из предложенных черт характера выбрать те, которые для них предпочтительнее в современниках.1.Каких богатырей вы знаете?
2.Во имя кого или чего совершаются подвиги богатырями?
Родины
27 (100%)
Добра
15 (56%)
Семьи и любимых
8 (30%)
3.Богатыри все разные, но качества человеческие у них похожи. Какие?
4.Что ценил русский народ в характере человека?
Богатырскую силу, отвагу, честь.
27 (100%)
Щедрость души, готовность к подвигу во имя своих идеалов
9 (33%%)
Смекалку, удачливость и талант
8 (30%)
5.На кого бы из былинных богатырей ты хотел быть похожим?
6.Какими из качеств богатырей обладают мальчики вашего класса?
Сильные, мужественные
19 (70%)
Щедрые
5 (19%)
Храбрые
6 (22%)
Благородство
5 (19%)
Добрые
24 (89%)
Ловкие
18(67%)
Справедливые
13 (48%)
7.Были ли случаи, когда мальчики вашего класса становились защитниками?
8.Почётно ли в наше время быть богатырём? Не просто мощным физически, но сильным духом, направлять силу на добро, защиту справедливости?
9.А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну? 10.Что вы почерпнули из былин для себя?-Нужно быть справедливым, честным, всегда защищать Родину.-Быть справедливым, ответственным, справедливым.-Нужно любить свою Родину и свой народ.-Стараться быть сильным, ловким и уметь дружить.-Всегда защищать слабых.-Богатыри являются примером для подражания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашего исследования было определение сходства черт характера современного человека и персонажей русских былин.Для её решения мы поставили следующие задачи: изучить материалы из различных источников о былинах; выявить особенности киевских богатырей; определить характер новгородских былин; провести социологический опрос в школе; познакомить с собранным материалом одноклассников и учащихся школы;создать папку творческих и литературных работ о былинах и былинных героях (рисунки, аппликации, кроссворды, ребусы), подобрать стихи, загадки, пословицы о добре, доблести, героизме.При этом мы использовали методы: сбор информации о былинах, самостоятельная работа с литературой, обработка собранной информации, опрос, сравнение, описание. Нами были выдвинута две гипотеза: такие черты характера, как мужество, честность, благородство делают героев русских былин современными нам.В ходе работы
Мы изучили литературу о былинах и былинных героях. Узнали, что былины – самый древний вид народной поэзии, который описывает подвиги богатырей. Они олицетворяют важнейшие черты, интересы, идеалы народа. Каждый из героев имеет свой характер, свои индивидуальные черты. Русские богатыри служат «всему государству».
Выявили особенности киевских богатырей. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович служили киевскому князю Владимиру, защищали русскую землю, боролись с врагами и чудищами, выполняли дипломатические поручения.
Определили характер новгородских былин. Герои новгородских былин – жители Великого Новгорода – новгородцы. В них нет описания вражеских нашествий, битв. Они рисуют жизнь мирную, хотя и не простую. Героями новгородских былин являются Садко и Василий Буслаев.
Провели социологический опрос среди одноклассников, учащихся школы и учителей. Участникам социологического опроса было предложено ответить на 10 вопросов о былинных богатырях и о том, каким образомперсонажи русских былин с нами и по сей день, и изпредложенных черт характеравыбрать те, которые для них предпочтительнее в современниках.
Сравнив результаты исследования и результаты работы с текстом увидели, что среди черт характера, предпочитаемых современным человеком, выделяются следующие: сила, смелость, отвага, храбрость, справедливость, щедрость.Персонаж героического эпоса – идеал человека прошлого – является воплощением таких черт характера, как сила, мужество, честность, благородство, ум.Характер человека современного и характер персонажа героического эпоса во многом схожи, а следовательно, былины интересны нам не только с исторической точки зрения.5.Познакомили одноклассников и учащихся школы с собранным материалом о былинах.6.Создали папку творческих и литературных работ о былинах и былинных героях.Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась полностью. Такие черты характера, как мужество, честность, благородство делают героев русских былин современными нам.
ЛИТЕРАТУРА
1.Интернетресурсы.Сайт Википедия2.Круглов Ю.Г. Былины: Кн.длявнекл. чтения. 5-7 кл./ Сост., вступ. Ст., обраб. Текстов, примеч. И слов. Ю.Г.Круглова. – М.: Просвещение, 1985.- 207с., ил.- (Шк. Б-ка).

Районная научно-практическая конференция учащихся«В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»Исследовательская работа

Былина и былинные богатыри

Название секции:литератураАвтор:Журавлёва Ксения Сергеевна13.07.2003г.662693 Красноярский край,Идринский район,село Отрок, ул.Новая, 18-1дом.тел.8(39135)91338Муниципальное казённоеобщеобразовательное учреждение Отрокская средняяобщеобразовательная школакласс 4Руководитель:Малышенко Лидия Александровнаучитель МКОУ Отрокскаясоштел.8(39135)91336

АННОТАЦИЯ

Журавлёва Ксения СергеевнаМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение Отрокская сош, 4 класс«Былина и былинные богатыри»Руководитель: Малышенко Лидия Александровна, учитель начальных классов.Цель работы: определение сходства черт характера современного человека и персонажей русских былин.Методы проведённых исследований: изучение, наблюдение, опрос, сравнение, описание.В результате работы определены сходства характера современного человека и персонажей русских былин.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………4-5I.Теоретическая часть.Былина. Былинные богатыри.I.1.Герои былин……………………………………………………………… 6-7I.2.Художественный мир былин………………………………………………7I.3.Происхождение былин…………………………………………………….7-8II.Практическая часть.Результаты исследования……………………………………………………..9-11III. Заключение…………………………………………………………………12-13IY. Литература…………………………………………………………………14

ВВЕДЕНИЕ

Былины – русские народные эпические песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или на дно морское, чтобы проявить свою силу, удаль, храбрость. В детстве все узнают об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок. Былины не принадлежали к детскому фольклору. Эти песни исполнялись взрослыми серьёзными людьми для таких же взрослых серьёзных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. Всё, о чём рассказывалось в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далёком прошлом события. Самоё слово былины происходит от слова быль, то есть в этих старинных песнях поётся о том, что было, о том, что происходило на самом деле. На Севере былины называли старинами, старинками. И былины, и старины – слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа. Слово «былина» впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора И.П. Сахаров. Выделяются два цикла былин, объединённые по месту действия или происхождению героев:

  1. Киевские или Владимировы былины (песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче).В них изображён мир Киевской Руси. Именно в Киев едут богатыри на службу к стольному князю Владимиру, именно Киев осаждают вражеские полчища, именно из Киева выезжают богатыри в соседние государства для выполнения дипломатических поручений.
  2. Новгородские былины (герои – Садко, Василий Буслаевич). В них изображается жизнь второго центра Руси – Новгорода. В этих былинах не упоминается о князе Владимире, в них нет изображения вражеских нашествий, битв, они рисуют жизнь мирную, хотя и не простую.

Итак, былины прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага.[ 2 ]

Актуальность:

Характер человека современного и характер персонажа героического эпоса во многом схожи, а следовательно, былины интересны не только с исторической точки зрения.

Проблема:каким образом персонажи русских былин с нами и по сей день?

^ былинные герои, учителя и учащиеся школы.

Предмет исследования: черты характера былинных героев и современного человека.

Цель исследования:определение сходства черт характера современного человека и персонажей русских былин.

Задачи:

1. Изучить материалы из различных источников о былинах.2. Выявить особенности киевских богатырей.3. Определить характер новгородских былин.4.Провести социологический опрос в школе.5.Познакомить с собранным материалом одноклассников и учащихся школы.6.Создать папку творческих и литературных работ о былинах и былинных героях (рисунки, аппликации, кроссворды, ребусы), подобрать стихи, загадки, пословицы о добре, доблести, героизме.

Гипотеза: такие черты характера, как мужество, честность, благородство,делают героев русских былин современными нам.

Методы:

-сбор информации о былинах;-самостоятельная работа с литературой;- опрос;-обработка собранной информации;- сравнение;- описание.

Практическая значимость:

Результаты работ можно использовать на уроках литературного чтения, внеклассного чтения.
ГЕРОИ БЫЛИНГлавным персонажем былин является богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как чёрных воронов».Таковы Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Михайло Данилович, Сухман…Победы богатырей над несметными полчищами врагов вызывали у слушателей восхищение, радость, веру в силы народные. Чем сильнее, страшнее враг, тем величественнее победа богатыря.[2]В центре былины – образы богатырей, наделённых высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. В образе любимого богатыря Ильи Муромца народ создал поэтическую биографию крестьянского сына с его спокойной уверенностью в себе. Он стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам. Столь же поэтичны образы и других богатырей, охраняющих родную землю,- Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Тема защиты Родины закономерно слита в былинах с темой народной жизни и труда. Так, первый подвиг, который совершил Илья Муромец после исцеления, — это корчёвка пней и расчистка поля для пашни. В былинах о Вольге и Микуле Селяниновиче отразилась извечная мечта трудового народа о лёгкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.[ 1 ]Новгородские былины носят иной характер. В них нет «могучих богатырей», «поленниц удалых», сражающихся с вражьей силой. Герои этих песен – Садко и Василий Буслаевич, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях. Он отличается от обычных людей тем, что совершает путешествие на морское дно и благополучно возвращается. Василий Буслаевич обладает невероятной силой. Однако применяет он свою силу не на борьбу с чудищами или вражьей нечистью, а для собственного развлечения.[ 2]Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Нарушение запрета или просто дерзость сулят героям беду. Это связано тем, что всё происходящее в песне, всё, что приходится выполнять её персонажам, предопределено. Какая-то высшая сила – Бог, судьба – решает, что должно случиться. В жизнь героев былин часто вмешивается Святой Николай, калики перехожие (странники, бродяги), старичище-перегрюмище. Они вызволяют богатырей из беды, ставят невыполнимую задачу или выдвигают какой-то запрет Высшая сила – единственное, с чем не могут справиться богатыри, и, если они посягают на ней, их ждёт смерть.[1]

^

В былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем, используются гиперболы – намеренные преувеличения. Всё, что окружает богатыря, столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам. [ 1 ]Время действия былин тоже особенное. Все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными. Былинное время и течёт по-другому, не так как наше. Поэтому Илья, отправляясь в путь, «заутреню стоял в Муроме, а к обедне поспеть хотел он в стольный Киев-град», и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события, вроде сборов в дорогу, описываются медленно, подробно, обстоятельно, и время как бы замедляет своё течение, ненадолго приостанавливается.[2]Современность для сказителей – это уже совсем иная эпоха, когда былинные витязи «перевились».

^

Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя или группы исполнителей. На Севере и в Сибири былины исполнялись соло – одним человеком; в южных районах России былины пелись хором.[ 2 ]В XIX веке учёные предполагали, что былины – самый древний вид народной поэзии. Однако известны они только русским и практически незнакомы украинцам и белорусам. Скорее всего, в том виде, в каком они дошли до нас, былины появились уже после того, как началось разделение восточных славян на три народа, то есть не ранее XIII века.[ 1]Былины издавна вызывали к себе интерес. Но записывать их начали только тогда, когда появились люди или целые сословия, для которых истории о богатырях стали экзотикой, чем-то необычным, фантастическим. Первые записи относятся к середине XYII века. Они включались в рукописные сборники. Позднее их стали публиковать, но при этом былины подвергались обработке соответственно вкусам читающей публики того времени. Такие записи были очень далеки от подлинных текстов, как правило, перелагались прозой и имели характерные названия, начинавшиеся словами «Повесть о…», «История о…». Одна из первых попыток записать тексты былин, как они есть, была осуществлена казаком Киршей Даниловым по заказу уральского заводчика Демидова в XYIII веке. Так был составлен большой сборник, получивший полное название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым».[ 2 ]Всплеск интереса к собиранию и чтению былин падает на вторую половину XIXвека, когда именно с целью их записи начали собирать экспедиции. Всего собрано и записано около двух тысяч этих песен. Сейчас встретить их в живом исполнении почти невозможно, но интерес к былинам не угасает и по сей день. [1] В ходе исследования был проведён социологический опрос одноклассников, учащихся школы и учителей. Участникам социологического опроса было предложено ответить на 10 вопросов о былинных богатырях и о том, каким образом персонажи русских былин и по сей день с нами, и из предложенных черт характера выбрать те, которые для них предпочтительнее в современниках.1.Каких богатырей вы знаете?

2.Во имя кого или чего совершаются подвиги богатырями?

Родины 27 (100%)
Добра 15 (56%)
Семьи и любимых 8 (30%)

3.Богатыри все разные, но качества человеческие у них похожи. Какие?

4.Что ценил русский народ в характере человека?

Богатырскую силу, отвагу, честь. 27 (100%)
Щедрость души, готовность к подвигу во имя своих идеалов 9 (33%%)
Смекалку, удачливость и талант 8 (30%)

5.На кого бы из былинных богатырей ты хотел быть похожим?

6.Какими из качеств богатырей обладают мальчики вашего класса?

Сильные, мужественные 19 (70%)
Щедрые 5 (19%)
Храбрые 6 (22%)
Благородство 5 (19%)
Добрые 24 (89%)
Ловкие 18(67%)
Справедливые 13 (48%)

7.Были ли случаи, когда мальчики вашего класса становились защитниками?

8.Почётно ли в наше время быть богатырём? Не просто мощным физически, но сильным духом, направлять силу на добро, защиту справедливости?

9.А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну? 10.Что вы почерпнули из былин для себя?-Нужно быть справедливым, честным, всегда защищать Родину.-Быть справедливым, ответственным, справедливым.-Нужно любить свою Родину и свой народ.-Стараться быть сильным, ловким и уметь дружить.-Всегда защищать слабых.-Богатыри являются примером для подражания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашего исследования было определение сходства черт характера современного человека и персонажей русских былин.Для её решения мы поставили следующие задачи: изучить материалы из различных источников о былинах; выявить особенности киевских богатырей; определить характер новгородских былин; провести социологический опрос в школе; познакомить с собранным материалом одноклассников и учащихся школы;создать папку творческих и литературных работ о былинах и былинных героях (рисунки, аппликации, кроссворды, ребусы), подобрать стихи, загадки, пословицы о добре, доблести, героизме.При этом мы использовали методы: сбор информации о былинах, самостоятельная работа с литературой, обработка собранной информации, опрос, сравнение, описание. Нами были выдвинута две гипотеза: такие черты характера, как мужество, честность, благородство делают героев русских былин современными нам.В ходе работы

  1. Мы изучили литературу о былинах и былинных героях. Узнали, что былины – самый древний вид народной поэзии, который описывает подвиги богатырей. Они олицетворяют важнейшие черты, интересы, идеалы народа. Каждый из героев имеет свой характер, свои индивидуальные черты. Русские богатыри служат «всему государству».
  2. Выявили особенности киевских богатырей. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович служили киевскому князю Владимиру, защищали русскую землю, боролись с врагами и чудищами, выполняли дипломатические поручения.
  3. Определили характер новгородских былин. Герои новгородских былин – жители Великого Новгорода – новгородцы. В них нет описания вражеских нашествий, битв. Они рисуют жизнь мирную, хотя и не простую. Героями новгородских былин являются Садко и Василий Буслаев.
  4. Провели социологический опрос среди одноклассников, учащихся школы и учителей. Участникам социологического опроса было предложено ответить на 10 вопросов о былинных богатырях и о том, каким образомперсонажи русских былин с нами и по сей день, и изпредложенных черт характеравыбрать те, которые для них предпочтительнее в современниках.

Сравнив результаты исследования и результаты работы с текстом увидели, что среди черт характера, предпочитаемых современным человеком, выделяются следующие: сила, смелость, отвага, храбрость, справедливость, щедрость.Персонаж героического эпоса – идеал человека прошлого – является воплощением таких черт характера, как сила, мужество, честность, благородство, ум.Характер человека современного и характер персонажа героического эпоса во многом схожи, а следовательно, былины интересны нам не только с исторической точки зрения.5.Познакомили одноклассников и учащихся школы с собранным материалом о былинах.6.Создали папку творческих и литературных работ о былинах и былинных героях.Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась полностью. Такие черты характера, как мужество, честность, благородство делают героев русских былин современными нам.

ЛИТЕРАТУРА

1.Интернетресурсы.Сайт Википедия2.Круглов Ю.Г. Былины: Кн.длявнекл. чтения. 5-7 кл./ Сост., вступ. Ст., обраб. Текстов, примеч. И слов. Ю.Г.Круглова. – М.: Просвещение, 1985.- 207с., ил.- (Шк. Б-ка).

характер персонажа героического эпоса,районная научно-практическая конференция учащихся,нарушением героем какого-либо запрета,предложенных черт характера выбрать,середине прошлого века собиратель,второго центра руси новгорода,используются гиперболы намеренные преувеличения,началось разделение восточных славян,наделённых высокими моральными качествами,определить характер новгородских былин

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …