Семинар 1. Спорт как способ выразить себя.Общение. Семинар 2 — «Социокультурные особенности спортивной субкультуры»

^
Сленговые выражения.
Этикет и спорт.
Спорт как тема для поддержания беседы.
. Работа с конспектами, составление аннотаций, реферирование.
2.5. Самоидентификация спортсменов.
Лекция. Ценности в спортивной среде. Спортивная деятельность как способ самореализации. Спортивная социализация. Самоидентификация спортсменов. Спортсмены как особая социальная группа.
Семинар 1.
Символика спортивной субкультуры.
Ценностные ориентации в спорте.
Семинар 2.
Самореализация и спорт.
Группы, входящие в спортивную субкультуру.
Самостоятельная работа. Письменная работа с использованием дополнительной литературы.
Влияние субкультуры на проведение свободного времени
Лекция. Досуг как составляющая спорта. Виды досуга. Спорт как вариант проведения свободного времени. Особенности свободного времяпрепровождения в спорте.
Семинар 1.
Свободное время спортсмена.
Связь образования, спорта и досуга.
Семинар 2.
Спорт и физическая культура как вид досуга.
2. Влияние вида субкультуры на проведение свободного времени.
Самостоятельная работа.
Письменная работа с использованием дополнительной литературы.
Лекция 1. Спортивная субкультура как составляющая идеала олимпийского образования. Фэйр плэй в спорте и обществе. Социокультурный статус спорта.
Лекция 2. Трансформация ценностей спорта в спортивной субкультуре. Фэйр плэй и олимпийское образование в физкультурном вузе.
Семинар 1.
Олипизм. Кризисы олимпизма.
Россия в движении фэйр плэй.
Тенденции в современном спорте.
Семинар 2.1. Стили поведения в спорте.2. Фэйр плэй и личность спортсмена, тренера, учителя физической культуры.3. Причины нарушений принципов фэйр плэй.
Самостоятельная работа. Самостоятельное изучение олимпийской хартии и принципов фэйр плэй.

Лекция 1. Понятие этики. Вопросы и решение проблем в спорте. Спортивная этика. Особенности спортивной этики. Этика и психология речевого поведения. Гуманистические образовательные программы в сфере спорта. Этика и нравственные проблемы современного спорта.
Лекция 2. Этические основания спорта в условиях индустриального общества. Нравственное поведение. Этические традиции античного олимпизма и средневекового рыцарства. Основные структурные элементы морали спорта.
Семинар 1.
Этика.
Этические нормы в спорте.
Нравственное поведение, нравственные отношения,моральное сознание.
Семинар 2.
Речевой этикет. Этическое поведение на соревнованиях, на тренировке, при воспитании учеников в школе.
Проблема моральной легитимности.
Значение для детей и подростков «спорта для всех» и «большого спорта».
Спортивно-гуманистические образовательные программы в России и за рубежом.
Самостоятельная работа. Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Этикет. Общественно-ориентированные моральные ценности. Личностно-ориентированные моральные ценности.
Раздел 3. Методология исследования

Лекция 1. Составные элементы проведения исследования. Формирование и обоснование проблемы. Основные методы, применяемые для исследования спортивной субкультуры.
Лекция 2. Программа социологического исследования спортивной субкультуры. Принципы фэйр плэй в спортивно-педагогических изданиях (опыт контент-анализа). Противоречие между реальной ориентацией молодых спортсменов и участниками олимпийского движения.
Семинар 1.
Опрос.
Анкета.
Наблюдение в спортивной среде.
Выдвижение гипотезы.
Семинар 2.
Разработки, применение на практике.
Опросник фэйр плэй.
Бланк исследования ценностных ориентаций.
Практическое занятие. Взаимосвязь между выбранным видом спорта, уровнем спортивного мастерства и отношением к принципам Фэйр Плэй в спорте.
Самостоятельная работа. Письменная работа с использованием дополнительной литературы.

Лекция. Анализ и обработка данных исследования. Идеалы и ценности спорта и их привлекательность. Зависимость между избранным видом спорта, уровнем спортивной квалификации спортсмена и его отношением к этическим спортивным ценностям.
Семинар.
Обсуждение полученных данных. Выявление признаков спортивной субкультуры.
Разработка исследования по теме.
Практическое занятие. Проведение исследования по выбранной теме и анализ полученных данных.
. Проведение мини-исследования.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
Часть времени курса отводится на самостоятельную работу студентов и написание письменных работ с использованием первоисточников, учебников и другой рекомендованной литературы. Самостоятельная работа студентов направляется программой дисциплины, заданиями лектора к семинарам, примерными темами рефератов.Преподаватель на семинарском занятии задает текст для прочтения, анализа, интерпретации или вопрос для самостоятельного размышления (как правило, вопросы носят острый социальный характер и служат для формирования мировоззрения студентов). Результаты самостоятельной работы проверяются в ходе устного опроса или в форме письменной работы.

Стилевое многообразие в культуре.
Субкультура и культура.
Философия культуры.
Социология культуры.
Отличия массовой культуры от высокой культуры.
Субкультура и контркультура.
Понятие стиля по Г. Зиммелю.
Понятие жизненной формы по Г. Зиммелю.
Раскройте элементы культуры.
Функции субкультуры по Брейку.
Ценности спортивной субкультуры.
Теория Шпрангера о формах жизни.
Спортсмен как представитель субкультуры.
Значение контркультуры для общества.
Пути выхода из кризисных ситуаций в спортивной среде.
Глобализация спорта.
Развитие спортивной субкультуры в России.
Процесс формирования спортивной субкультуры за рубежом.
Плюсы «спортивного кредо» Америки.
Характеристика людей, входящих в спортивную субкультуру.
Влияние спорта на общение.
Спортивная этика.
Причины нарушения принципов фэйр плэй.
Спорт в досуге молодежи.
Противоречия в олимпийском образовании.
Методы исследования спортивной субкультуры.
Этика, правила общения.
Олимпизм. Возрождение олимпизма.
Самоутверждение спортсменов.
Спортивная этика в системе образования.

Тема сообщения указывается преподавателем заранее и в каждом случае соответствует содержанию семинарского или практического занятия, отражает результаты самостоятельной работы по вопросам (см. 3.2.1).Сообщение и устный доклад-защита контрольной работы предполагают устное выступление студента в пределах 15 минут. По результатам выступления формируется дискуссия: присутствующие задают вопросы (не менее 3 вопросов). В конце выступления возможен краткий опрос основных положений: докладчик или преподаватель задают вопросы аудитории.При составлении сообщения студент должен использовать не менее трех источников (учебник и специализированная литература по теме).Опрос предполагает беглое знание студентом учебного материала по теме. Студент должен знать ответы на вопросы, предназначенные для самостоятельной работы (предполагается домашняя подготовка). Тема реферата указывается преподавателем заранее и в каждом случае соответствует содержанию семинарского или практического занятия, отражает результаты самостоятельной работы (см. 3.1, 3.2.1 и 3.2.4); реферат выполняется до семинарского или практического занятия. В зависимости от полноты раскрытия темы преподаватель может провести опрос по тексту работы либо оценить её без проведения опроса.Требуемый размер текста – от 15 до 20 машинописных страниц, кегль 12 или 14.В составе текста должны быть следующие части: титульная страница, «Содержание», «Введение», основная часть, «Заключение» и «Список литературы». Во вводной части формулируются цель реферата и актуальность рассматриваемой темы. В заключительной части формулируются собственные выводы из рассмотренного материала.В списке литературы должны быть правильно и подробно оформлены выходные данные текстов, использованных при подготовке; приводятся в алфавитном порядке. В описании каждого текста указываются: автор, название, место издания, издательство, год издания; для периодических изданий и серий приводятся их номера; если текст составляет часть издания, то указываются соответствующие страницы. Цитаты в тексте (а также любые материалы, которые буквально пересказаны) приводятся обязательно с точной ссылкой на источник из списка литературы; цитируемые слова выделяются кавычками. Желательно, чтобы объем цитат не превышал пятой части от каждой страницы. Ссылка с указанием источника делается в виде постраничных сносок (внизу страницы), либо в квадратных скобках (в основном тексте) – по предпочтению преподавателя, утвердившего тему реферата.

Спортивная субкультура в России.
Понятие жизненной формы и стиля в работах Г. Зиммеля.
Теория субкультуры по Брейку.
Становление спортивной субкультуры за рубежом.
Глобализация и спортивная субкультура.
Популяризация спорта.
Олимпийское образование и спортивная субкультура.
Спортивная этика.
Влияние СМИ на спортивную субкультуру.
Социокультурная идентичность в спортивной среде.
Роль спорта в элитарной культуре.
Система ценностей, формирующаяся в спортивной среде.
Спортивный стиль.
Правила фэйр плэй и спортивная субкультура.
Объёмные требования для промежуточного контроля (зачёта)
Спортивная субкультура в России.
Теория субкультуры по Брейку.
Становление спортивной субкультуры за рубежом.
Глобализация и спортивная субкультура.
Популяризация спорта.
Олимпийское образование и спортивная субкультура.
Спортивная этика.
Социокультурная идентичность в спортивной среде.
Роль спорта в элитарной культуре.
Система ценностей, формирующаяся в спортивной среде.
Спортивный стиль.
12. Правила фэйр плэй и спортивная субкультура
Стилевое многообразие в культуре.
Философия культуры.
Социология культуры.
Субкультура и контркультура.
Понятие стиля по Г. Зиммелю.
Функции субкультуры по Брейку.
Ценности спортивной субкультуры.
Теория Шпрангера о формах жизни.
Спортсмен как представитель субкультуры.
Пути выхода из кризисных ситуаций в спортивной среде.
Плюсы «спортивного кредо» Америки.
Характеристика людей, входящих в спортивную субкультуру.
Влияние спорта на общение.
Причины нарушения принципов фэйр плэй.
Спорт в досуге молодежи.
Противоречия в олимпийском образовании.
Методы исследования спортивной субкультуры.
Этика, правила общения.
Олимпизм. Возрождение олимпизма.

1. Самостоятельная работа на семинарах оценивается по двум параметрам: усвоение терминологического аппарата соответствующей темы и самостоятельность размышления.2. Сообщение оценивается на основе содержательной полноты, способности ясно и четко донести информацию, учитывается культура речи, способность спровоцировать аудиторию на размышление, инициировать вопросы (суметь заинтриговать и увлечь при изложении материала).3. Качество исследовательской работы оценивается по традиционным критериям для исследовательских работ, например, при написании кандидатских диссертаций или дипломов.4. Промежуточный контроль в форме зачета включает в себя устный опрос, включающим 3 вопроса по курсу, каждый из вопросов может быть оценен до 10 баллов.5. Реферат оценивается, во-первых, по содержательной полноте, во-вторых, оценивается способность студента самостоятельно освоить тему (включая самостоятельность обзора учебной литературы по теме), в-третьих, способность ясно и четко ответить на вопросы по содержанию реферата.

Освоение курса «Социокультурные особенности спортивной субкультуры» предполагает в качестве контроля зачёт.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
5.1. Рекомендуемая литература (основная)1. Егоров А.Г., Захаров М.А., Фэйр Плэй в современном спорте: учебное пособие. Смоленск, 2006.-188с.2. Захаров М.А., Социология спорта: учебно-методическое пособие.- Смоленск: СГАФКСТ, 2007.-212с.3. Ионин Л.Г., Социология культуры: учебное пособие. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.-280с.

1. Алексеев, А.В. Фактор добра в спорте/ А.В. Алексеев// Теория и практика физ. культуры. — 1998. — № 10. – С. 59.2. Биндер Диана. Честная игра в спорте – идеал и реальность. \ Спорт, духовные ценности, культура. Выпуск второй. Гуманистические идеалы, идеи олимпизма и мир современного спорта. Сб.-М.,1997.3. Блинов, В.М. Проблемы подготовки физкультурных кадров в новых со-циально-экономических условиях в реорганизации общества/ В.М. Бли-нов// Теория и практика физ. культуры. – 2000. — № 5. – С. 11.4. Вакалова, Л.Г. Анализ потребности студентов вузов физической культу-ры в управленческом образовании/ Л.Г. Вакалова, Э.А. Орлова// Теория и практика физ. культуры. – 2003. — №6. – С. 45.5. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. — М., Гардарика,1998.6. Дудоров, В.В. Формирование ценностных ориентаций в сфере физиче-ской культуры (социально-педагогический аспект): Автореферат дис. … канд. пед. наук/ В.В. Дудоров; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. — СПб., 2000. – 30 с.7. Задворнов, К.Ю. Становление нового олимпийского вида спорта как со-циальной инновации/ К.Ю. Задворнов // Теория и практика физ. культу-ры. – 2001. – № 7. – С. 41.8. Закревская, Н.Г. Элитологические исследования: Подготовка интеллек-туальной элиты в условиях университетского физкультурного образова-ния: Учеб.-метод. пособие/ Н.Г. Закревская; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгаф-та. — СПб., 2002. – 52 с.9. Захаров, М.А. Социология спорта: Учеб.-метод. Пособие/ М.А. Захаров; СГАФКСТ.- Смоленск, 2007. – 212 с.10. Коджешау, М.Х. Факторы, определяющие физкультурно-спортивную ак-тивность студентов/ М.Х. Коджешау // Теория и практика физ. культуры. — 1996. — № 3. – С. 56-57.11. Курамшин, Ю.Ф. Спортивные высшие достижения, их социокультурные ценности и антиценности: теоретико-методологический аспект: Учеб. по-собие/ Ю.Ф. Курамшин; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. — СПб., 2002. – 46 с.12. Литманович, А.В. Исследование интереса к будущей профессии у студен-тов Сибирской академии физической культуры/ А.В. Литманович, Е.Б. Штучная// Теория и практика физ. культуры. — 1998. — № 9. – С. 43.13. Лубышева, Л.И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (авторский проект)/ Л.И. Лубышева, В.А. Магин // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 12. – С. 13.14. Лубышева, Л.И. Олимпийская культура и спорт в современном обществе/ Л.И. Лубышева// Теория и практика физ. культуры. — 1999. — № 12. – С.23.15. Лубышева, Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социоло-гизации личности/ Л.И. Лубышева// Теория и практика физ. культуры. – 2001. — № 4 . – С. 11.16. Мильштейн, О.А. Олимпийская сага: олимпионики, жрецы, пилигримы: Историко-социологические очерки. Кн. 1: Олимпионики/ О.А. Миль-штейн. — М.: Терра-Спорт; Олимпия Пресс, 2001. – 743 с.17. Но Хёнг Чхол. Ценностные ориентации и стиль жизни студентов ИФК Южной Кореи: социологический аспект/Но Хёнг Чхол, Ли Ву Сын// Тео-рия и практика физ. культуры. — 1999. — № 10. – С. 59.18. Олимпийская хартия. МОК. — М.,1991.19. Пилоян Р.А. Ошибки Пьера де Кубертена и его последователей// Тео-рия и практика физической культуры, №2,1996.20. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. — М.,1992.21. Стуликов, В.Г. Роль олимпийского образования в формировании здоро-вого образа жизни/ В.Г. Стуликов// Теория и практика физ. культуры. -1996. — № 12. – С. 62.22. Сургучев, В.А. Исследование спроса на выпускников физкультурных ву-зов и их ориентация в сфере труда/ В.А. Сургучев// Теория и практика физ. культуры. – 2002. — № 12. – С. 25.23. Шестаков, М.П. Искусственный интеллект в спортивной науке XXI века/ М.П. Шестаков// Теория и практика физ. культуры. – 2000. — № 7. – С. 8.
24. Эпштейн, Л. Спорт и политика: социологический анализ взаимодействия в странах СНГ/ Л. Эпштейн// Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 7. – С. 13.

Оцените статью
Добавить комментарий