Сиротюк А. Л. С40 Нейропсихологическое и психофизиологическое со­провождение обучения — страница 4

  • От :
  • Категории : Без рубрики

25
^ Нейропсихологические исследования показывают, что более чем у 70% детей дизонтогенез происходит в подкорковых и стволовых отделах головного мозга, ко­торые формируются внутриутробно или при рожде­нии и закладывают основу для всего последующего он­тогенеза. По результатам исследований Л.С. Цветковой, подавляющее большинство обследованных детей с ди-зонтогенезом средней степени тяжести составляют мальчики. Вместе с тем аналогичные проблемы у де­вочек выявляются более грубо.С возрастом у ребенка маскируется та часть познаватель­ного дефицита, которая связана с недостаточностью меж-полушарных и подкорково-корковых связей. Многие из про­блем компенсируются за счет речевого опосредования, оставаясь несформированными. В этом случае симптомы это­го синдрома размыты и противоречивы.Недостаточность развития речи, письма, чтения начи­нается не в школе, а еще во внутриутробном развитии и раннем младенчестве. Уже сам факт того, что ребенок не ползал или ползал по измененной схеме (назад, вбок и т.д.), может свидетельствовать о дизонтогенетическом развитии.Случается, что под воздействием ритма сердца и дыха­ния матери у эмбриона к 5 месяцам внутриутробного раз­вития развиваются и миелинизируются нервные сети вес­тибулярного аппарата. Работа матери за компьютером, с электроприборами, неоновое освещение, алкоголь, куре­ние в этот период влияют на формирование ритмической модели ребенка. Младенцы, родившиеся без чувства внут­реннего ритма, не успокаиваются при ритмичном пока­чивании, «ворковании» или сосании соски. От этого они еще больше раздражаются. Употребление матерью алкого­ля влияет на рост нервных сетей в лобной доле мозга пло­да. Потом это может проявиться в таких симптомах, как снижение концентрации внимания, раздражительность ребенка, патологическая любовь к сладкому, гиперак­тивность, депрессии, аутизм.Отставание в познавательной сфере неизбежно влечет за собой изменения в сфере интересов и потребностей, поскольку психическая жизнь, как и все в природе, стре­мится к заполнению пустоты.В настоящее время специалисты отмечают резкое увели­чение числа детей с отклонениями в психическом разви­тии. 85% детей, рожденных после 1991 года, имеют нейро­психологические проблемы из-за стволовых изменений мозга (А.В. Семенович). Мозг таких детей работает за счет компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях не приносят результатов.Мозговые дисфункции возникают также в результате локальных повреждений головного мозга при патологии беременности и родов. Их развитие возможно при пора­жениях различных мозговых зон, так как высшие психи­ческие функции обеспечиваются одновременной совме­стной работой многих областей головного мозга. А.Р. Лурия отмечал, что «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть ло­кализованы в узких зонах мозговой коры или в изоли­рованных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление слож­ных психических процессов и которые могут распола­гаться в совершенно различных, иногда далеко сто­ящих друг от друга участках мозга».В случае ранних очаговых поражений мозга специ­фические функции, благодаря высокой пластичности мозговых механизмов, могут компенсироваться. Такие перестройки происходят за счет деятельности других мозговых зон. Особенно ранима по отношению к ран­ним повреждениям мозга функциональная система вни­мания, опирающаяся на значительное число структур мозга. Другим значимым последствием раннего пора­жения мозга является нарушение миелинизации. Од­ной из причин возникновения синдрома дефицита вни­мания и гиперактивности является дисфункция п ре фронтальных отделов мозга за счет замедления ми­елинизации. Известно, что миелинизация префронталь-ной области, осуществляющей функции организации.
27.
программирования и контроля психической деятель­ности, завершается позднее всего. У мальчиков эти про­цессы продолжаются дольше, чем у девочек.Генетические механизмы контролируют в первую оче­редь ранние этапы развития центральной нервной систе­мы, представляющие собой сложную программу форми­рования, миграции и дифференцировки нейронов. От того, как скоро и пластично в системах мозга осуществляются адаптивные перестройки, обеспечивающие реализацию новых физиологических функций, зависит степень пол­ноценности той или иной системы и организма в целом, а также течение последующих стадий онтогенеза. Это от­носится и к пренатальному онтогенезу, в котором заклад­ка структур и функций может рассматриваться не только как преадаптация, но и как форма адаптации к тем спе­цифическим условиям, которые создаются материнским организмом.Существует определенная взаимосвязь между сроками воздействия патологических факторов в онтогенезе и ха­рактером последующих неврологических расстройств. Ус­тановлено, что нарушения течения онтогенеза на ранних стадиях чаще вызывают поражения подкорковых структур мозга, тогда как факторы, действующие в пери- или по-стнатальный период, преимущественно влияют на фор­мирование высших корковых функций. Эта закономерность может быть объяснена принципом гетерохронии развития разных отделов мозга (теория системогенеза П.К.Анохи­на). Согласно принципу гетерохронии эмбриогенеза (внут­риутробное развитие плода), клеточная дифференциация нейронов, образование между ними синаптических свя­зей и миелинизация проводящих путей завершаются в раз­личных отделах центральной нервной системы в разные сроки и с разной скоростью в соответствии со сроками созревания тех функциональных систем, в которые они включены. Так, неблагоприятные воздействия на ранних сроках онтогенеза могут послужить причиной возникно­вения детских церебральных параличей и умственной от­сталости. Патологические воздействия на плод в более по­здние сроки беременности служат фактором риска для развития минимальных мозговых дисфункций (неравно­мерность развития отдельных мозговых функций, не зат-рагивающая интеллекта и умственных способностей) и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.Среди мальчиков частота встречаемости мозговых дис­функций в 2,5 раза больше, чем среди девочек, что объяс­няется следующими причинами:
центральная нервная система плода мужского пола впре- и перинатальном периоде наиболее восприимчива кпатологическим воздействиям;
у девочек, по сравнению с мальчиками, меньшая сте­пень функциональной специализации полушарий, что обес­печивает более высокие компенсаторные механизмы;
— влиянием наследственных факторов.Предпринималось несколько попыток классифицироватьнейропсихологические симптомы, однако, по мнению боль­шинства специалистов, диагностическая ценность методов при этом снижается и страдает качественный анализ нару­шений психических функций.Луриевская классификация синдромов основана на ре­гиональном морфологическом критерии: области пораже­ния мозга подразделяются на корковые (теменные, височ­ные, премоторные и др.) и подкорковые (синдромы пора­жения различных глубинных структур, включая неспеци­фические образования).Базисом для классификации несформированности яв­ляется тот или иной вариант незрелости и искажения фор­мирования мозговой организации. Отечественными учены­ми описано шесть основных синдромов отклоняющегося развития у детей-правшей и синдром атипии психическо­го развития у детей с наличием актуального или семейно­го левшества. Типология отклоняющегося развития разра­ботана Н.Я. Семаго.Современная клинико-психологическая классифика­ция онтогенеза психики детей включает в себя синдро­мы дефицитарности, несформированности и атипию пси­хического развития. Такая классификация основана на этапах структурно-морфологического развития. Известно, что к концу первого года жизни субкортикальные обра­зования головного мозга завершают свое развитие. Нару­шениям развития этих структур будут соответствовать синдромы дефицитарности. Синдромы функциональной несформированности могут иметь место только там, гдепродолжается развитие той или другой структуры мозга. Например, для височных отделов мозга этот период про­должается до 9 лет, а для лобных до 12—15 лет.Рассмотрим названные синдромы подробнее.
^ Дети с таким синдромом отличаются выраженной эмоциональной лабильностью (реагировани­ем), быстрой истощаемостью, неадекватными реакциями на происходящее, патологическим упрямством, неустой­чивым вниманием, нестабильной успеваемостью, тенден­цией к ригидности (неспособность к изменению) психи­ческих процессов. У них могут отмечаться излишняя полнота или недостаток веса, энурез до 10—12 лет, неста­бильный аппетит и сон, аллергии, нейродермиты, псориаз, метеозависимость. Встречаются реакции логоневроза и от­сутствие тонкой моторной дифференциации. Для этого син­дрома специфично обилие синкинезий, дистоний, вычур­ных поз и ригидных телесных установок.
Речь у них, как правило, хорошо развита, иногда пред­ставляется даже несколько вычурной и резонерской. Нередки элементы заикания и некоторых дизартрических проявлений. Имеет место излишняя активность и нерас­четливость двигательных и жесто-мимических актов. Такие дети часто гримасничают, вскрикивают, похрюкивают, смеются.
На фоне явно сниженной нейродинамики для детей с таким синдромом характерна недостаточность фоновых компонентов психической деятельности: плавности, пе-реключаемости, удержания уровня тонуса. Коррекцион-ная работа должна в этом случае быть направлена на то, чтобы сознательно понизить активность ребенка до его возможностей и выстраивать линию его поведения, ми­нимально опираясь на речь и максимально используя дви­гательные, изобразительные, паралингвистические сред­ства. Необходимо в коррекционном процессе нацеливать детей на усвоение правил, ритуалов, ролей, социально ориентированных алгоритмов поведения.
^ Внешне у детей с таким синдромом можно наблюдать асимметрии лицевые и глазных щелей, неправильный рост зубов, обилие пигментных пятен, анги-
30
ом. Наблюдаются глазодвигательные дисфункции: неравно­мерность парного движения глаз, отсутствие конвергенции, орально-мануальные и опто-оральные синкинезий (допол­нительные движения), постоянные девиации языка.У таких детей могут быть искажены пороги болевой чувствительности, в результате чего они плохо чувствуют боль и поэтому могут быть безжалостными по отноше­нию к другим (могут укусить, ударить, толкнуть и др.).Дисгенетический синдром включает латеральные (пра­во- и левополушарные) и межполушарные патологические признаки, которые актуализируются во всех уровнях функ­ционирования вербальных и невербальных психических процессов.В двигательной сфере наблюдаются обоерукость или псев-долеворукость, грубые дефекты реципрокных и синерги-ческих сенсомоторных координации с обилием синкине­зий, вычурных поз и патологических ригидных установок.Иногда фасадом этого синдрома (особенно у девочек) выступает типичная «лобная» симптоматика, нехарактер­ная для детей. Развитие девочек может идти по олигофре-ническому типу, а мальчиков — по шизофреническому.В настоящее время происходит прогрессирующее увели­чение числа детей с описываемым синдромом. Именно они составляют подавляющее большинство неуспевающих уча­щихся в учебной деятельности.Корни необходимо искать в раннем пре- или перина­тальном периоде. Именно эти дети демонстрируют наибо­лее труднокорригируемые дефекты в поведении, в овла­дении чтением, письмом, математическими навыками. Для коррекции такого типа детей эффективными являются «Метод замещающего онтогенеза» А.В. Семенович и «Про­грамма комплексной нейропсихологической коррекции и реабилитации» Н.Я. Семаго. Они используют принцип со­отнесения актуального статуса ребенка с основными эта­пами формирования мозговой организации психичес­ких процессов. Коррекционной мишенью является формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонталь­ных взаимодействий. Для этого используется комплекс­ная методика психомоторной коррекции, включающая физические, этологические, арттерапевтические, вос- точные психотехники. Постепенно в этот процесс ин­тегрируется нейропсихологическая и логопедическая коррекция когнитивных процессов.Каждый уровень коррекции имеет свою «мишень» воздействия. Методы первого уровня направлены на эли­минацию дефекта и функциональную активацию под­корковых образований головного мозга; методы второ­го уровня — на коррекцию задних и премоторных отделов правого и левого полушарий и их взаимодей­ствия; методы третьего уровня — на формирование оп­тимального функционального статуса передних (пре-фронтальных) отделов мозга. Удельный вес и время использования тех или иных методов зависят от исход­ного статуса ребенка.
^ Он обнаруживает себя недостаточностью про­странственных представлений, мозаичным восприятием и нарушением порядка воспроизведения слухоречевых и зри­тельных эталонов. Нередки предметные парагнозии, дефекты соматического и лицевого гнозиса (от греческого слова «зна­ние, познание, узнавание», осознанное восприятие), цве-торазличения и дифференциации эмоций.
Общая несформированность пространственных представ­лений приводит к закономерному повышению побочных ассоциаций и новообразований: бесплодное фантазирова­ние, нетривиальные творческие находки. Речь и мышление могут оставаться в пределах нормативных показателей, од­нако в ряде случаев наблюдается обилие интонационных и жестовых компонентов.Часто такой синдром связан с наследственной эндо­кринной (функциональные нарушения щитовидной желе­зы, сахарный диабет), сердечно-сосудистой и ревматичес­кой отягощенностью (особенно по линии матери).К феноменам асоматогнозиса (невосприятие собствен­ного тела) правого полушария можно отнести дезориен­тировку в теле, ощущения его чуждости, изменения ве­личины, фактуры конечностей (особенно левой половины тела), их множественности; фингерагнозию (нарушение ощущения пальцев).При повреждении правого полушария в 80% случаев происходит нарушение в ощущении схемы тела, конфа-буляции (додумывание, галлюцинации) и псевдореми­нисценции (искаженные воспоминания, иллюзии).Чаще всего отмечаются три варианта нарушения ВПФ, свидетельствующие о наличии правополушарной патологии.1. Дисфункция задних отделов мозга приводит к про­странственным искажениям из-за нарушений зрительногои зрительно-предметного восприятия, недостаточностиглазодвигательной системы, игнорирования левого полязрения, нарушения зрительной памяти. Дисфункция пе­редних отделов правого полушария проявляется в рас-торможенности, гиперактивности, несформированностипроизвольного внимания, повышенной отвлекаемости исоответственно низкой работоспособности. Кроме того,отличительными чертами такой патологии являются за­медленный процесс усвоения, трудности автоматизациилюбого навыка. При этом речевые и вербально-интеллек-туальные функции являются сформированными. Здесьимеет место локальная патология правого полушария, ко­торая часто подтверждается тем, что в первый год жизниу таких детей выявляется наличие повышенного тонуса влевых конечностях, который исчезает после курсов ле­чебного массажа. В возрасте 5—6 лет у таких детей при­сутствуют признаки единой неврологической симптома­тики в виде сглаженности левой носогубной складки,повышения сухожильных рефлексов слева.2. Проявляется дефицитарность пространственныхфункций и функций произвольного внимания. Однакоотсутствие синдромного проявления нарушения ВПФ изадействование компенсаторных механизмов свидетель­ствуют о вторичной дефицитарности правого полуша­рия, связанной с первичной патологией левого. Нали­чие правосторонней неврологической симптоматики,запоздалое развитие собственно речевых функций у де­тей этой группы свидетельствуют о ранней патоло­гии, иногда морфологическом недоразвитии левого по­лушария, приводящем, в свою очередь, к нарушениюонтогенеза, которое компенсируется за счет гиперак­тивизации правого полушария и приводит к его де­фицитарности. К этому варианту можно отнести и де­тей-левшей, у которых в силу недоразвития моторныхФункций правой руки (теменных отделов левого полу-
2-2519

25

^ Нейропсихологические исследования показывают, что более чем у 70% детей дизонтогенез происходит в подкорковых и стволовых отделах головного мозга, ко­торые формируются внутриутробно или при рожде­нии и закладывают основу для всего последующего он­тогенеза. По результатам исследований Л.С. Цветковой, подавляющее большинство обследованных детей с ди-зонтогенезом средней степени тяжести составляют мальчики. Вместе с тем аналогичные проблемы у де­вочек выявляются более грубо.С возрастом у ребенка маскируется та часть познаватель­ного дефицита, которая связана с недостаточностью меж-полушарных и подкорково-корковых связей. Многие из про­блем компенсируются за счет речевого опосредования, оставаясь несформированными. В этом случае симптомы это­го синдрома размыты и противоречивы.Недостаточность развития речи, письма, чтения начи­нается не в школе, а еще во внутриутробном развитии и раннем младенчестве. Уже сам факт того, что ребенок не ползал или ползал по измененной схеме (назад, вбок и т.д.), может свидетельствовать о дизонтогенетическом развитии.Случается, что под воздействием ритма сердца и дыха­ния матери у эмбриона к 5 месяцам внутриутробного раз­вития развиваются и миелинизируются нервные сети вес­тибулярного аппарата. Работа матери за компьютером, с электроприборами, неоновое освещение, алкоголь, куре­ние в этот период влияют на формирование ритмической модели ребенка. Младенцы, родившиеся без чувства внут­реннего ритма, не успокаиваются при ритмичном пока­чивании, «ворковании» или сосании соски. От этого они еще больше раздражаются. Употребление матерью алкого­ля влияет на рост нервных сетей в лобной доле мозга пло­да. Потом это может проявиться в таких симптомах, как снижение концентрации внимания, раздражительность ребенка, патологическая любовь к сладкому, гиперак­тивность, депрессии, аутизм.Отставание в познавательной сфере неизбежно влечет за собой изменения в сфере интересов и потребностей, поскольку психическая жизнь, как и все в природе, стре­мится к заполнению пустоты.В настоящее время специалисты отмечают резкое увели­чение числа детей с отклонениями в психическом разви­тии. 85% детей, рожденных после 1991 года, имеют нейро­психологические проблемы из-за стволовых изменений мозга (А.В. Семенович). Мозг таких детей работает за счет компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях не приносят результатов.Мозговые дисфункции возникают также в результате локальных повреждений головного мозга при патологии беременности и родов. Их развитие возможно при пора­жениях различных мозговых зон, так как высшие психи­ческие функции обеспечиваются одновременной совме­стной работой многих областей головного мозга. А.Р. Лурия отмечал, что «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть ло­кализованы в узких зонах мозговой коры или в изоли­рованных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление слож­ных психических процессов и которые могут распола­гаться в совершенно различных, иногда далеко сто­ящих друг от друга участках мозга».В случае ранних очаговых поражений мозга специ­фические функции, благодаря высокой пластичности мозговых механизмов, могут компенсироваться. Такие перестройки происходят за счет деятельности других мозговых зон. Особенно ранима по отношению к ран­ним повреждениям мозга функциональная система вни­мания, опирающаяся на значительное число структур мозга. Другим значимым последствием раннего пора­жения мозга является нарушение миелинизации. Од­ной из причин возникновения синдрома дефицита вни­мания и гиперактивности является дисфункция п ре фронтальных отделов мозга за счет замедления ми­елинизации. Известно, что миелинизация префронталь-ной области, осуществляющей функции организации.

27.

программирования и контроля психической деятель­ности, завершается позднее всего. У мальчиков эти про­цессы продолжаются дольше, чем у девочек.Генетические механизмы контролируют в первую оче­редь ранние этапы развития центральной нервной систе­мы, представляющие собой сложную программу форми­рования, миграции и дифференцировки нейронов. От того, как скоро и пластично в системах мозга осуществляются адаптивные перестройки, обеспечивающие реализацию новых физиологических функций, зависит степень пол­ноценности той или иной системы и организма в целом, а также течение последующих стадий онтогенеза. Это от­носится и к пренатальному онтогенезу, в котором заклад­ка структур и функций может рассматриваться не только как преадаптация, но и как форма адаптации к тем спе­цифическим условиям, которые создаются материнским организмом.Существует определенная взаимосвязь между сроками воздействия патологических факторов в онтогенезе и ха­рактером последующих неврологических расстройств. Ус­тановлено, что нарушения течения онтогенеза на ранних стадиях чаще вызывают поражения подкорковых структур мозга, тогда как факторы, действующие в пери- или по-стнатальный период, преимущественно влияют на фор­мирование высших корковых функций. Эта закономерность может быть объяснена принципом гетерохронии развития разных отделов мозга (теория системогенеза П.К.Анохи­на). Согласно принципу гетерохронии эмбриогенеза (внут­риутробное развитие плода), клеточная дифференциация нейронов, образование между ними синаптических свя­зей и миелинизация проводящих путей завершаются в раз­личных отделах центральной нервной системы в разные сроки и с разной скоростью в соответствии со сроками созревания тех функциональных систем, в которые они включены. Так, неблагоприятные воздействия на ранних сроках онтогенеза могут послужить причиной возникно­вения детских церебральных параличей и умственной от­сталости. Патологические воздействия на плод в более по­здние сроки беременности служат фактором риска для развития минимальных мозговых дисфункций (неравно­мерность развития отдельных мозговых функций, не зат-рагивающая интеллекта и умственных способностей) и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.Среди мальчиков частота встречаемости мозговых дис­функций в 2,5 раза больше, чем среди девочек, что объяс­няется следующими причинами:

  • центральная нервная система плода мужского пола впре- и перинатальном периоде наиболее восприимчива кпатологическим воздействиям;
  • у девочек, по сравнению с мальчиками, меньшая сте­пень функциональной специализации полушарий, что обес­печивает более высокие компенсаторные механизмы;

— влиянием наследственных факторов.Предпринималось несколько попыток классифицироватьнейропсихологические симптомы, однако, по мнению боль­шинства специалистов, диагностическая ценность методов при этом снижается и страдает качественный анализ нару­шений психических функций.Луриевская классификация синдромов основана на ре­гиональном морфологическом критерии: области пораже­ния мозга подразделяются на корковые (теменные, височ­ные, премоторные и др.) и подкорковые (синдромы пора­жения различных глубинных структур, включая неспеци­фические образования).Базисом для классификации несформированности яв­ляется тот или иной вариант незрелости и искажения фор­мирования мозговой организации. Отечественными учены­ми описано шесть основных синдромов отклоняющегося развития у детей-правшей и синдром атипии психическо­го развития у детей с наличием актуального или семейно­го левшества. Типология отклоняющегося развития разра­ботана Н.Я. Семаго.Современная клинико-психологическая классифика­ция онтогенеза психики детей включает в себя синдро­мы дефицитарности, несформированности и атипию пси­хического развития. Такая классификация основана на этапах структурно-морфологического развития. Известно, что к концу первого года жизни субкортикальные обра­зования головного мозга завершают свое развитие. Нару­шениям развития этих структур будут соответствовать синдромы дефицитарности. Синдромы функциональной несформированности могут иметь место только там, гдепродолжается развитие той или другой структуры мозга. Например, для височных отделов мозга этот период про­должается до 9 лет, а для лобных до 12—15 лет.Рассмотрим названные синдромы подробнее.

^ Дети с таким синдромом отличаются выраженной эмоциональной лабильностью (реагировани­ем), быстрой истощаемостью, неадекватными реакциями на происходящее, патологическим упрямством, неустой­чивым вниманием, нестабильной успеваемостью, тенден­цией к ригидности (неспособность к изменению) психи­ческих процессов. У них могут отмечаться излишняя полнота или недостаток веса, энурез до 10—12 лет, неста­бильный аппетит и сон, аллергии, нейродермиты, псориаз, метеозависимость. Встречаются реакции логоневроза и от­сутствие тонкой моторной дифференциации. Для этого син­дрома специфично обилие синкинезий, дистоний, вычур­ных поз и ригидных телесных установок.

Речь у них, как правило, хорошо развита, иногда пред­ставляется даже несколько вычурной и резонерской. Нередки элементы заикания и некоторых дизартрических проявлений. Имеет место излишняя активность и нерас­четливость двигательных и жесто-мимических актов. Такие дети часто гримасничают, вскрикивают, похрюкивают, смеются.

На фоне явно сниженной нейродинамики для детей с таким синдромом характерна недостаточность фоновых компонентов психической деятельности: плавности, пе-реключаемости, удержания уровня тонуса. Коррекцион-ная работа должна в этом случае быть направлена на то, чтобы сознательно понизить активность ребенка до его возможностей и выстраивать линию его поведения, ми­нимально опираясь на речь и максимально используя дви­гательные, изобразительные, паралингвистические сред­ства. Необходимо в коррекционном процессе нацеливать детей на усвоение правил, ритуалов, ролей, социально ориентированных алгоритмов поведения.

^ Внешне у детей с таким синдромом можно наблюдать асимметрии лицевые и глазных щелей, неправильный рост зубов, обилие пигментных пятен, анги-

30

ом. Наблюдаются глазодвигательные дисфункции: неравно­мерность парного движения глаз, отсутствие конвергенции, орально-мануальные и опто-оральные синкинезий (допол­нительные движения), постоянные девиации языка.У таких детей могут быть искажены пороги болевой чувствительности, в результате чего они плохо чувствуют боль и поэтому могут быть безжалостными по отноше­нию к другим (могут укусить, ударить, толкнуть и др.).Дисгенетический синдром включает латеральные (пра­во- и левополушарные) и межполушарные патологические признаки, которые актуализируются во всех уровнях функ­ционирования вербальных и невербальных психических процессов.В двигательной сфере наблюдаются обоерукость или псев-долеворукость, грубые дефекты реципрокных и синерги-ческих сенсомоторных координации с обилием синкине­зий, вычурных поз и патологических ригидных установок.Иногда фасадом этого синдрома (особенно у девочек) выступает типичная «лобная» симптоматика, нехарактер­ная для детей. Развитие девочек может идти по олигофре-ническому типу, а мальчиков — по шизофреническому.В настоящее время происходит прогрессирующее увели­чение числа детей с описываемым синдромом. Именно они составляют подавляющее большинство неуспевающих уча­щихся в учебной деятельности.Корни необходимо искать в раннем пре- или перина­тальном периоде. Именно эти дети демонстрируют наибо­лее труднокорригируемые дефекты в поведении, в овла­дении чтением, письмом, математическими навыками. Для коррекции такого типа детей эффективными являются «Метод замещающего онтогенеза» А.В. Семенович и «Про­грамма комплексной нейропсихологической коррекции и реабилитации» Н.Я. Семаго. Они используют принцип со­отнесения актуального статуса ребенка с основными эта­пами формирования мозговой организации психичес­ких процессов. Коррекционной мишенью является формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонталь­ных взаимодействий. Для этого используется комплекс­ная методика психомоторной коррекции, включающая физические, этологические, арттерапевтические, вос- точные психотехники. Постепенно в этот процесс ин­тегрируется нейропсихологическая и логопедическая коррекция когнитивных процессов.Каждый уровень коррекции имеет свою «мишень» воздействия. Методы первого уровня направлены на эли­минацию дефекта и функциональную активацию под­корковых образований головного мозга; методы второ­го уровня — на коррекцию задних и премоторных отделов правого и левого полушарий и их взаимодей­ствия; методы третьего уровня — на формирование оп­тимального функционального статуса передних (пре-фронтальных) отделов мозга. Удельный вес и время использования тех или иных методов зависят от исход­ного статуса ребенка.

^ Он обнаруживает себя недостаточностью про­странственных представлений, мозаичным восприятием и нарушением порядка воспроизведения слухоречевых и зри­тельных эталонов. Нередки предметные парагнозии, дефекты соматического и лицевого гнозиса (от греческого слова «зна­ние, познание, узнавание», осознанное восприятие), цве-торазличения и дифференциации эмоций.

Общая несформированность пространственных представ­лений приводит к закономерному повышению побочных ассоциаций и новообразований: бесплодное фантазирова­ние, нетривиальные творческие находки. Речь и мышление могут оставаться в пределах нормативных показателей, од­нако в ряде случаев наблюдается обилие интонационных и жестовых компонентов.Часто такой синдром связан с наследственной эндо­кринной (функциональные нарушения щитовидной желе­зы, сахарный диабет), сердечно-сосудистой и ревматичес­кой отягощенностью (особенно по линии матери).К феноменам асоматогнозиса (невосприятие собствен­ного тела) правого полушария можно отнести дезориен­тировку в теле, ощущения его чуждости, изменения ве­личины, фактуры конечностей (особенно левой половины тела), их множественности; фингерагнозию (нарушение ощущения пальцев).При повреждении правого полушария в 80% случаев происходит нарушение в ощущении схемы тела, конфа-буляции (додумывание, галлюцинации) и псевдореми­нисценции (искаженные воспоминания, иллюзии).Чаще всего отмечаются три варианта нарушения ВПФ, свидетельствующие о наличии правополушарной патологии.1. Дисфункция задних отделов мозга приводит к про­странственным искажениям из-за нарушений зрительногои зрительно-предметного восприятия, недостаточностиглазодвигательной системы, игнорирования левого полязрения, нарушения зрительной памяти. Дисфункция пе­редних отделов правого полушария проявляется в рас-торможенности, гиперактивности, несформированностипроизвольного внимания, повышенной отвлекаемости исоответственно низкой работоспособности. Кроме того,отличительными чертами такой патологии являются за­медленный процесс усвоения, трудности автоматизациилюбого навыка. При этом речевые и вербально-интеллек-туальные функции являются сформированными. Здесьимеет место локальная патология правого полушария, ко­торая часто подтверждается тем, что в первый год жизниу таких детей выявляется наличие повышенного тонуса влевых конечностях, который исчезает после курсов ле­чебного массажа. В возрасте 5—6 лет у таких детей при­сутствуют признаки единой неврологической симптома­тики в виде сглаженности левой носогубной складки,повышения сухожильных рефлексов слева.2. Проявляется дефицитарность пространственныхфункций и функций произвольного внимания. Однакоотсутствие синдромного проявления нарушения ВПФ изадействование компенсаторных механизмов свидетель­ствуют о вторичной дефицитарности правого полуша­рия, связанной с первичной патологией левого. Нали­чие правосторонней неврологической симптоматики,запоздалое развитие собственно речевых функций у де­тей этой группы свидетельствуют о ранней патоло­гии, иногда морфологическом недоразвитии левого по­лушария, приводящем, в свою очередь, к нарушениюонтогенеза, которое компенсируется за счет гиперак­тивизации правого полушария и приводит к его де­фицитарности. К этому варианту можно отнести и де­тей-левшей, у которых в силу недоразвития моторныхФункций правой руки (теменных отделов левого полу-
2-2519

вербально-интеллек-туальные функции являются сформированными,нарушений зрительногои зрительно-предметного восприятия,корковых образований головного мозга,стволовых отделах головного мозга,подавляющее большинство обследованных детей,основных синдромов отклоняющегося развития,течение последующих стадий онтогенеза,грамма комплексной нейропсихологической коррекции,неравно мерность парного движения,контроля психической деятель ности

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …