Сиротюк А. Л. С40 Нейропсихологическое и психофизиологическое со­провождение обучения — страница 5

  • От :
  • Категории : Без рубрики

33
шария) устанавливается вынужденное левшество, при­водящее к значительному замедлению темпов психи­ческой активности и сочетанию грубых нарушений мо-торно-речевых и пространственных функций.3. Причиной (особенностью) функциональной недо­статочности правого полушария является негрубая пра-вополушарная симптоматика, сочетающаяся с негрубой левополушарной симптоматикой на фоне нестабильной работоспособности и первичных нарушений концентра­ции внимания. Основной локальный диагноз — наруше­ние глубоких структур мозга (подкорковых или стволо­вых) и несформированность стволово-корковых связей. В этих случаях вертикальная организация мозговых основ психических процессов претерпевает определенные из­менения, но подлежит значительной компенсации при сохранности собственно корковых отделов головного мозга.Еще на этапе подготовки к школе таких детей можно предупредить причины их возможной неуспеваемости. Коррекционная работа может быть направлена на рече­вые дисфункции и на развитие дефицитарных зритель­но-пространственных функций, без чего невозможно овладение школьными математическими знаниями. Дети с недостаточным развитием речевых функций (функцио­нальной недостаточностью левого полушария) диагнос­тируются достаточно рано и берутся на коррекционную работу в возрасте 3—5 лет. Дети с функциональной недо­статочностью правого полушария гораздо реже попадают в поле зрения специалистов.Коррекция правополушарной функциональной несфор-мированности требует применения специфически ориен­тированных методов (развитие пространственных представ­лений, соматогнозиса, межполушарных взаимодействий). Для коррекции этого синдрома можно использовать «Про­грамму формирования пространственных представлений», разработанную Н.Я. Семаго.
^ Этот синдром отличается характерным набором типичных признаков «функциональной авто­номности» мозговых полушарий: несформированность
координации рук; обилие реверсий (зеркальности), как элементарных, так и системных; отчетливая тенденция к игнорированию левой половины перцептивного поля и латеральные отличия при выполнении одного и того же задания правой и левой рукой; несформированность фонематического слуха, аномия; «краевые» эффекты па­мяти, когда воспроизводятся первый и последний эта­лоны; использование различных стратегий решения ин­теллектуальных задач.Восприятие перцептивного поля у таких детей проис­ходит справа налево, вычитание из нижнего числа верх­него, из левого — правого. У детей с функциональной не-сформированностью парной работы полушарий возник­новение аномии доказывает связь между полимодальным восприятием образа (правое полушарие) и слова (левое полушарие). Такой ребенок обычно раздвигает руки в про­странстве.В норме индивидуальный латеральный профиль должен сформироваться к 6—7-летнему возрасту. У детей с таким синдромом он формируется только к 9—10 годам.Перечисленные искажения психического развития де­тей приводят к множеству вторичных дефектов, являющихся причиной учебной и поведенческой дезадаптации.В коррекционной работе по этому синдрому можно ис­пользовать программу «Гимнастика мозга» П. и Г. Деннисон (США), «Комплекс кинезиологических упражнений», раз­работанный А.Л. Сиротюк.
^ Его отличительной чертой являются труд­ности в звукоразличении и понимании речи, восприни­маемой на слух. Остальные психические функции не обна­руживают какой-либо значительной дефицитарности. Та­кой ребенок жалуется на то, что учитель говорит очень быстро или много непонятных слов, что в классе всегда шумно. При чтении такой ребенок проглатывает окон­чания, плохо интонирует текст, однако понимает про­читанное. Хуже обстоит с письмом, так как оно в боль­шей степени зависит от фонематического слуха ребенка. Наблюдаются слитное написание двух слов, пропуски букв, особенно в конце слова, замены букв по мягко­сти—твердости, глухости—звонкости.
34
35
Недостаточность функциональной активности левой височной доли показывает значимость своевременного со­зревания в онтогенезе межсистемных мозговых связей.Такого ребенка приходится по нескольку раз окликать и объяснять, что от него требуется. Он не слышит не только чужую речь, но и свою собственную.С возрастом происходит некоторое затухание отмечен­ных дефектов. Нахождение ребенка в речевой среде являет­ся корригирующим фактором, как и использование тради­ционных психологических и логопедических методик.
^ Ребенок с таким нарушением легко от­влекается, не может сосредоточиться, быстро устает, он вял и равнодушен. Учебная программа усваивается им с трудом. У такого ребенка недостаточные внимание и логика. Названные проявления свидетельствуют о недо­статочности нейродинамического компонента психичес­кой деятельности. Однако ребенок может выдержать до­статочно высокий темп работы и показать хорошие
результаты.В письме ребенка с описываемым синдромом характер­ны пропуски букв, речь носит реактивную форму, сниже­на ее обобщающая функция. Он еще не достиг того уровня развития, когда речь становится организатором и констру­ирующим фактором его деятельности. Из-за этого нормаль­ное развитие других познавательных процессов несколькоснижено.Внедрение внешних опор, контроль со стороны взрос­лого, дробление заданной программы на последовательные подпрограммы существенно повышают продуктивность дея­тельности такого ребенка.В 6—7 лет, когда активно формируется произвольное внимание, у таких детей наблюдается повышенная от-влекаемость. К 12 годам на первый план выступает сни­жение интеллекта, самоконтроля и прогнозирования, отсутствие критичности. Речь у них не становится орга­низатором и конструирующим фактором деятельности. Из-за этого нормальное развитие других познаватель­ных процессов не приводит к адекватной адаптации к новым социальным условиям. В этом случае необходимо привлечение внешних опор, организующая деятельность со стороны взрослого.По мере созревания лобных отделов мозга под влия­нием обучения возможна произвольная регуляция пси­хических процессов. Однако у разных детей вследствие влияния отдельных биологических и социальных факто­ров произвольность может достигать неодинаковой сте­пени сформированности.В коррекционной работе по элиминации этого синд­рома можно использовать «Программу формирования про­извольной регуляции» Н.Я. Семаго и «Методику форми­рования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности» Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной.
^
Среди первоклассников, испытывающих трудности в обучении, 80% имеют отклонения от нормальных нейро-психологических данных. Среди детей, справляющихся с программой, отклонения от нормативных значений отме­чаются лишь в 15% случаев.Нейропсихологические профили «трудных» детей име­ют разнообразный характер, так как в основе их неуспе­ха лежат различные механизмы (дисфункции лобных, височных, теменных, затылочных, левополушарных, правополушарных, стволовых, комиссуральных отделов головного мозга). Э.Г. Симерницкая выделяет три типа нейропсихо-логических профилей детей, испытывающих трудности в обучении.
Дети с дисфункцией височно-лобных отделов лево­го полушария. Для них характерны отклонение от нормыобъема слухоречевой памяти, тормозимость, замена словна слова, близкие по звучанию или по смыслу.
Дети с недостаточностью задних отделов правого по­лушария. У них обнаруживается отклонение от нормы пообъему слуховой и зрительной памяти, по пространствен­ному параметру и феномену зеркальных движений.
Дети с билатеральным характером изменений пси­хической деятельности, при котором отклонения от нор­мы обнаруживаются по параметрам, относящимся как клевому, так и к правому полушарию.
37
Эти различные типы изменений психической деятель­ности не могут быть скорригированы с помощью одной и той же системы воздействий. Давно известно, что не все виды обучения производят равнозначный эффект. Поэто­му рассмотрим более подробно нарушения двигательной функции, письма и чтения в процессе обучения.
^ По многим данным, среди детей 6—8 лет статико-моторная недостаточность выявляется у 25%. Именно у таких детей чаще всего возни­кают трудности в школьном обучении.
Двигательная функция является результатом совместной работы различных мозговых звеньев единой функциональ­ной системы. Выпадение или дисфункция любого из них приводят к нарушению функционирования системы в це­лом. Однако каждое звено вносит свой специфический вклад в ее работу. Поэтому, в зависимости от уровня дисфунк­ции, нарушения будут иметь различный характер. Несфор-мированность различных компонентов движений встреча­ется у 80% детей с нарушением познавательных процессов. Однако на первый план выступает несформированность ди­намических характеристик двигательной активности. Это вы­ражается в трудностях переключения ребенка с одного дви­жения на другое. При нейропсихологическом обследовании у них выявляется сильный нажим при письме и рисовании, трудности автоматизации двигательного навыка. В результа­те при выполнении двигательных заданий наблюдаются сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышеч­ного тонуса, скрытые гиперкинезы и др. Когда ребенок стал­кивается с задачей, требующей автоматических движений, он может выполнить ее двумя способами. Первый — быст­ро, неаккуратно и неправильно. При этом почерк будет непонятным, корявым. Наблюдаются пропуски букв при письме, угадывающее чтение и смазанное произношение. Второй способ — очень медленно, аккуратно, поэлемен­тно и правильно. Такой ребенок не будет успевать за тем­пом класса, ему некогда применять заученные правила, так как все силы уходят на процесс выписывания букв, а не на контроль грамотности. Оба способа одинаково не­приемлемы в условиях школьного обучения.
^ Это — частичное нарушение навы­ков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга. Письмо является
38
сложным процессом, в котором задействованы многие струк­туры головного мозга. Психофизиологический уровень пись­ма обеспечивается совместной работой заднелобных, ниж­нетеменных, височных, задневисочных, переднезатылочных отделов мозга. Лингвистический уровень, на котором проис­ходит выбор языковых средств (звуков, слов, синтаксиса), зависит от совместной работы передней и задней речевых зон. Совместная работа этих морфологических образований мозга составляет основу процесса письма. Кроме того, в ра­боте участвуют все анализаторные системы (акустическая, оптическая, моторная и др.). Письмо нельзя отнести к речи или к процессам зрительного восприятия и моторики. Пись­мо является сложнейшим психическим процессом, включа­ющим в свою структуру вербальные и невербальные формы психической деятельности — внимание, зрительное, акус­тическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия, саморегуляцию, контроль над деятельностью. Поэтому его расстройство носит системный характер. Нарушение процесса письма является нарушением целостной психической системы. Тем не менее дисграфию детей часто рассматривают только как речевое нарушение. В этом случае коррекционная работа логопедов носит локаль­ный характер, ориентирована на височную долю левого по­лушария и не является эффективной.Проведенный Т.В. Ахутиной с нейропсихологических позиций анализ трудностей в овладении письмом пока­зал, что все выделенные А. Р. Лурия компоненты струк­турно-функциональной организации мозга участвуют в процессе письма ребенка, начинающего осваивать новый вид деятельности.
/ блок — регуляции тонуса и бодрствования. Поддер­жание активного тонуса коры при письме.
// блок — приема, переработки и хранения информации.
Переработка слухоречевой информации — фонемноераспознавание, опознание слов, слухоречевая память.
Переработка кинестетической информации — диф­ференциация артикуляции; кинестетический анализ гра­фических движений.
Переработка зрительной информации — актуализа­ция зрительных образов букв и слов.
^ элементовбуквы, самой буквы, строки в пространстве, зрительно-
39 моторная координация, актуализация зрительно-простран­ственных образов слов.
III блок — программирования, регуляции и контроля.
Эфферентная (серийная) организация движений — мо­торное (кинетическое) программирование графических дви­жений.
^ — планирование,реализация и контроль процесса письма.
Процесс письма может быть затруднен при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга — зад-нелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отде­лов. Каждая зона обеспечивает определенное модально-спе­цифическое условие, необходимое для протекания слово-написания. Лобные доли мозга обеспечивают общую орга­низацию письма как сложной речевой деятельности. Они создают условия для программирования, регуляции и кон­троля над протекающей деятельностью. При поражении той или иной области нарушаются соответствующие компонен­ты, без чего невозможно полноценное осуществление про­цесса письма.На ранних этапах овладения письмом каждая отдельная операция является изолированным, осознанным действи­ем. Написание слова распадается для ребенка на ряд задач: выделить звук, обозначить его соответствующей буквой и запомнить ее, начертить, проверить правильность.По мере развития письма психологическая и психофи­зиологическая структура навыка меняется, отдельные опе­рации выпадают из-под контроля сознания, автомати­зируются, объединяются и превращаются в сложную дея­тельность — письменную речь. Психологическими пред­посылками формирования письма у детей являются:1. Сформированность устной речи.
Сформированность разных модальностей восприя­тия (зрительно-пространственного, слухопространствен-ного, соматопространственного, схемы числа).
Сформированность двигательной сферы тонких дви­жений, предметных действий, их подвижности, пере-ключаемости, устойчивости.
Формирование абстрактных способов деятельности.
Сформированность общего поведения, его регуляции,контроля над действиями, намерениями, мотивами пове­дения.
Психический процесс формирования письма пред­ставлен в табл. 3 (Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе. Е.Ю. Балашова).
Таблица 3

Состав-
Функциональное
Зона
Нейро-психоло-
п/п
ляющее
значение в процес-
мозга
гический
звено
се письма
фактор
1
Зритель-
Анализ элементов.
Затылоч-
Перцеп-
ный образ
включенных в бук-
ные от-
тивный
буквы
ву, различение
делы
письменных и пе-
чатных букв
2
Зрительно-
Различение букв,
Теменно-
Про-
простран-
имеющих сходную
височно-
странст-
ственный
конструкцию (н-п.
затылоч-
венный
образ бук-
р-ь), пространст-
ная об-
вы
венные детали (ш-
ласть
щ, у-ц, б-д), поло-
жение буквы в зер-
кальном простран-
стве
3
Исполне-
1. Схема движения.
Теменная
Кинесте-
ние напи-
соответствующая
область
тический
сания
образу буквы.
2. Тонкие движе-
Задне-
Кинети-
ния руки, плав-
лобная
ческий
ность перехода от
(премо-
одного элемента к
торная)
другому, от одной
область
буквы к другой
4
Инициа-
Постановка целей,
Лобные
Произ-
ция напи-
выбор программы
отделы
вольной
сания
сочетаний букв и
регуля-
слов, контроль за
ции
написанием с по-
ниманием смысла,
расстановка знаков
препинания
5
Соотнесе-
Различение сход-
Теменная
Кинесте-
ние звука
ных по артикуля-
область .
тический
и буквы
ции звуков (д-н.
через про-
б-м), а также диф-
говарива-
ференцировка зву-
ние
ков в сложных со-
четаниях согласных

33
шария) устанавливается вынужденное левшество, при­водящее к значительному замедлению темпов психи­ческой активности и сочетанию грубых нарушений мо-торно-речевых и пространственных функций.3. Причиной (особенностью) функциональной недо­статочности правого полушария является негрубая пра-вополушарная симптоматика, сочетающаяся с негрубой левополушарной симптоматикой на фоне нестабильной работоспособности и первичных нарушений концентра­ции внимания. Основной локальный диагноз — наруше­ние глубоких структур мозга (подкорковых или стволо­вых) и несформированность стволово-корковых связей. В этих случаях вертикальная организация мозговых основ психических процессов претерпевает определенные из­менения, но подлежит значительной компенсации при сохранности собственно корковых отделов головного мозга.Еще на этапе подготовки к школе таких детей можно предупредить причины их возможной неуспеваемости. Коррекционная работа может быть направлена на рече­вые дисфункции и на развитие дефицитарных зритель­но-пространственных функций, без чего невозможно овладение школьными математическими знаниями. Дети с недостаточным развитием речевых функций (функцио­нальной недостаточностью левого полушария) диагнос­тируются достаточно рано и берутся на коррекционную работу в возрасте 3—5 лет. Дети с функциональной недо­статочностью правого полушария гораздо реже попадают в поле зрения специалистов.Коррекция правополушарной функциональной несфор-мированности требует применения специфически ориен­тированных методов (развитие пространственных представ­лений, соматогнозиса, межполушарных взаимодействий). Для коррекции этого синдрома можно использовать «Про­грамму формирования пространственных представлений», разработанную Н.Я. Семаго.

^ Этот синдром отличается характерным набором типичных признаков «функциональной авто­номности» мозговых полушарий: несформированность

координации рук; обилие реверсий (зеркальности), как элементарных, так и системных; отчетливая тенденция к игнорированию левой половины перцептивного поля и латеральные отличия при выполнении одного и того же задания правой и левой рукой; несформированность фонематического слуха, аномия; «краевые» эффекты па­мяти, когда воспроизводятся первый и последний эта­лоны; использование различных стратегий решения ин­теллектуальных задач.Восприятие перцептивного поля у таких детей проис­ходит справа налево, вычитание из нижнего числа верх­него, из левого — правого. У детей с функциональной не-сформированностью парной работы полушарий возник­новение аномии доказывает связь между полимодальным восприятием образа (правое полушарие) и слова (левое полушарие). Такой ребенок обычно раздвигает руки в про­странстве.В норме индивидуальный латеральный профиль должен сформироваться к 6—7-летнему возрасту. У детей с таким синдромом он формируется только к 9—10 годам.Перечисленные искажения психического развития де­тей приводят к множеству вторичных дефектов, являющихся причиной учебной и поведенческой дезадаптации.В коррекционной работе по этому синдрому можно ис­пользовать программу «Гимнастика мозга» П. и Г. Деннисон (США), «Комплекс кинезиологических упражнений», раз­работанный А.Л. Сиротюк.

^ Его отличительной чертой являются труд­ности в звукоразличении и понимании речи, восприни­маемой на слух. Остальные психические функции не обна­руживают какой-либо значительной дефицитарности. Та­кой ребенок жалуется на то, что учитель говорит очень быстро или много непонятных слов, что в классе всегда шумно. При чтении такой ребенок проглатывает окон­чания, плохо интонирует текст, однако понимает про­читанное. Хуже обстоит с письмом, так как оно в боль­шей степени зависит от фонематического слуха ребенка. Наблюдаются слитное написание двух слов, пропуски букв, особенно в конце слова, замены букв по мягко­сти—твердости, глухости—звонкости.

34

35

Недостаточность функциональной активности левой височной доли показывает значимость своевременного со­зревания в онтогенезе межсистемных мозговых связей.Такого ребенка приходится по нескольку раз окликать и объяснять, что от него требуется. Он не слышит не только чужую речь, но и свою собственную.С возрастом происходит некоторое затухание отмечен­ных дефектов. Нахождение ребенка в речевой среде являет­ся корригирующим фактором, как и использование тради­ционных психологических и логопедических методик.

^ Ребенок с таким нарушением легко от­влекается, не может сосредоточиться, быстро устает, он вял и равнодушен. Учебная программа усваивается им с трудом. У такого ребенка недостаточные внимание и логика. Названные проявления свидетельствуют о недо­статочности нейродинамического компонента психичес­кой деятельности. Однако ребенок может выдержать до­статочно высокий темп работы и показать хорошие

результаты.В письме ребенка с описываемым синдромом характер­ны пропуски букв, речь носит реактивную форму, сниже­на ее обобщающая функция. Он еще не достиг того уровня развития, когда речь становится организатором и констру­ирующим фактором его деятельности. Из-за этого нормаль­ное развитие других познавательных процессов несколькоснижено.Внедрение внешних опор, контроль со стороны взрос­лого, дробление заданной программы на последовательные подпрограммы существенно повышают продуктивность дея­тельности такого ребенка.В 6—7 лет, когда активно формируется произвольное внимание, у таких детей наблюдается повышенная от-влекаемость. К 12 годам на первый план выступает сни­жение интеллекта, самоконтроля и прогнозирования, отсутствие критичности. Речь у них не становится орга­низатором и конструирующим фактором деятельности. Из-за этого нормальное развитие других познаватель­ных процессов не приводит к адекватной адаптации к новым социальным условиям. В этом случае необходимо привлечение внешних опор, организующая деятельность со стороны взрослого.По мере созревания лобных отделов мозга под влия­нием обучения возможна произвольная регуляция пси­хических процессов. Однако у разных детей вследствие влияния отдельных биологических и социальных факто­ров произвольность может достигать неодинаковой сте­пени сформированности.В коррекционной работе по элиминации этого синд­рома можно использовать «Программу формирования про­извольной регуляции» Н.Я. Семаго и «Методику форми­рования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности» Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной.

^

Среди первоклассников, испытывающих трудности в обучении, 80% имеют отклонения от нормальных нейро-психологических данных. Среди детей, справляющихся с программой, отклонения от нормативных значений отме­чаются лишь в 15% случаев.Нейропсихологические профили «трудных» детей име­ют разнообразный характер, так как в основе их неуспе­ха лежат различные механизмы (дисфункции лобных, височных, теменных, затылочных, левополушарных, правополушарных, стволовых, комиссуральных отделов головного мозга). Э.Г. Симерницкая выделяет три типа нейропсихо-логических профилей детей, испытывающих трудности в обучении.

  1. Дети с дисфункцией височно-лобных отделов лево­го полушария. Для них характерны отклонение от нормыобъема слухоречевой памяти, тормозимость, замена словна слова, близкие по звучанию или по смыслу.
  2. Дети с недостаточностью задних отделов правого по­лушария. У них обнаруживается отклонение от нормы пообъему слуховой и зрительной памяти, по пространствен­ному параметру и феномену зеркальных движений.
  3. Дети с билатеральным характером изменений пси­хической деятельности, при котором отклонения от нор­мы обнаруживаются по параметрам, относящимся как клевому, так и к правому полушарию.

37

Эти различные типы изменений психической деятель­ности не могут быть скорригированы с помощью одной и той же системы воздействий. Давно известно, что не все виды обучения производят равнозначный эффект. Поэто­му рассмотрим более подробно нарушения двигательной функции, письма и чтения в процессе обучения.

^ По многим данным, среди детей 6—8 лет статико-моторная недостаточность выявляется у 25%. Именно у таких детей чаще всего возни­кают трудности в школьном обучении.

Двигательная функция является результатом совместной работы различных мозговых звеньев единой функциональ­ной системы. Выпадение или дисфункция любого из них приводят к нарушению функционирования системы в це­лом. Однако каждое звено вносит свой специфический вклад в ее работу. Поэтому, в зависимости от уровня дисфунк­ции, нарушения будут иметь различный характер. Несфор-мированность различных компонентов движений встреча­ется у 80% детей с нарушением познавательных процессов. Однако на первый план выступает несформированность ди­намических характеристик двигательной активности. Это вы­ражается в трудностях переключения ребенка с одного дви­жения на другое. При нейропсихологическом обследовании у них выявляется сильный нажим при письме и рисовании, трудности автоматизации двигательного навыка. В результа­те при выполнении двигательных заданий наблюдаются сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышеч­ного тонуса, скрытые гиперкинезы и др. Когда ребенок стал­кивается с задачей, требующей автоматических движений, он может выполнить ее двумя способами. Первый — быст­ро, неаккуратно и неправильно. При этом почерк будет непонятным, корявым. Наблюдаются пропуски букв при письме, угадывающее чтение и смазанное произношение. Второй способ — очень медленно, аккуратно, поэлемен­тно и правильно. Такой ребенок не будет успевать за тем­пом класса, ему некогда применять заученные правила, так как все силы уходят на процесс выписывания букв, а не на контроль грамотности. Оба способа одинаково не­приемлемы в условиях школьного обучения.

^ Это — частичное нарушение навы­ков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга. Письмо является

38

сложным процессом, в котором задействованы многие струк­туры головного мозга. Психофизиологический уровень пись­ма обеспечивается совместной работой заднелобных, ниж­нетеменных, височных, задневисочных, переднезатылочных отделов мозга. Лингвистический уровень, на котором проис­ходит выбор языковых средств (звуков, слов, синтаксиса), зависит от совместной работы передней и задней речевых зон. Совместная работа этих морфологических образований мозга составляет основу процесса письма. Кроме того, в ра­боте участвуют все анализаторные системы (акустическая, оптическая, моторная и др.). Письмо нельзя отнести к речи или к процессам зрительного восприятия и моторики. Пись­мо является сложнейшим психическим процессом, включа­ющим в свою структуру вербальные и невербальные формы психической деятельности — внимание, зрительное, акус­тическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия, саморегуляцию, контроль над деятельностью. Поэтому его расстройство носит системный характер. Нарушение процесса письма является нарушением целостной психической системы. Тем не менее дисграфию детей часто рассматривают только как речевое нарушение. В этом случае коррекционная работа логопедов носит локаль­ный характер, ориентирована на височную долю левого по­лушария и не является эффективной.Проведенный Т.В. Ахутиной с нейропсихологических позиций анализ трудностей в овладении письмом пока­зал, что все выделенные А. Р. Лурия компоненты струк­турно-функциональной организации мозга участвуют в процессе письма ребенка, начинающего осваивать новый вид деятельности.

/ блокрегуляции тонуса и бодрствования. Поддер­жание активного тонуса коры при письме.

// блокприема, переработки и хранения информации.

  1. Переработка слухоречевой информации — фонемноераспознавание, опознание слов, слухоречевая память.
  2. Переработка кинестетической информации — диф­ференциация артикуляции; кинестетический анализ гра­фических движений.
  3. Переработка зрительной информации — актуализа­ция зрительных образов букв и слов.
  4. ^ элементовбуквы, самой буквы, строки в пространстве, зрительно-

39 моторная координация, актуализация зрительно-простран­ственных образов слов.

III блокпрограммирования, регуляции и контроля.

  1. Эфферентная (серийная) организация движений — мо­торное (кинетическое) программирование графических дви­жений.
  2. ^ — планирование,реализация и контроль процесса письма.

Процесс письма может быть затруднен при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга — зад-нелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отде­лов. Каждая зона обеспечивает определенное модально-спе­цифическое условие, необходимое для протекания слово-написания. Лобные доли мозга обеспечивают общую орга­низацию письма как сложной речевой деятельности. Они создают условия для программирования, регуляции и кон­троля над протекающей деятельностью. При поражении той или иной области нарушаются соответствующие компонен­ты, без чего невозможно полноценное осуществление про­цесса письма.На ранних этапах овладения письмом каждая отдельная операция является изолированным, осознанным действи­ем. Написание слова распадается для ребенка на ряд задач: выделить звук, обозначить его соответствующей буквой и запомнить ее, начертить, проверить правильность.По мере развития письма психологическая и психофи­зиологическая структура навыка меняется, отдельные опе­рации выпадают из-под контроля сознания, автомати­зируются, объединяются и превращаются в сложную дея­тельность — письменную речь. Психологическими пред­посылками формирования письма у детей являются:1. Сформированность устной речи.

  1. Сформированность разных модальностей восприя­тия (зрительно-пространственного, слухопространствен-ного, соматопространственного, схемы числа).
  2. Сформированность двигательной сферы тонких дви­жений, предметных действий, их подвижности, пере-ключаемости, устойчивости.
  3. Формирование абстрактных способов деятельности.
  4. Сформированность общего поведения, его регуляции,контроля над действиями, намерениями, мотивами пове­дения.

Психический процесс формирования письма пред­ставлен в табл. 3 (Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе. Е.Ю. Балашова).

Таблица 3

Состав- Функциональное Зона Нейро-психоло-
п/п ляющее значение в процес- мозга гический
звено се письма фактор
1 Зритель- Анализ элементов. Затылоч- Перцеп-
ный образ включенных в бук- ные от- тивный
буквы ву, различение делы
письменных и пе-
чатных букв
2 Зрительно- Различение букв, Теменно- Про-
простран- имеющих сходную височно- странст-
ственный конструкцию (н-п. затылоч- венный
образ бук- р-ь), пространст- ная об-
вы венные детали (ш- ласть
щ, у-ц, б-д), поло-
жение буквы в зер-
кальном простран-
стве
3 Исполне- 1. Схема движения. Теменная Кинесте-
ние напи- соответствующая область тический
сания образу буквы.
2. Тонкие движе- Задне- Кинети-
ния руки, плав- лобная ческий
ность перехода от (премо-
одного элемента к торная)
другому, от одной область
буквы к другой
4 Инициа- Постановка целей, Лобные Произ-
ция напи- выбор программы отделы вольной
сания сочетаний букв и регуля-
слов, контроль за ции
написанием с по-
ниманием смысла,
расстановка знаков
препинания
5 Соотнесе- Различение сход- Теменная Кинесте-
ние звука ных по артикуля- область . тический
и буквы ции звуков (д-н.
через про- б-м), а также диф-
говарива- ференцировка зву-
ние ков в сложных со-
четаниях согласных

сочетанию грубых нарушений мо-торно-речевых,актуализация зрительно-простран ственных образов,дисфункцией височно-лобных отделов лево,типа нейропсихо-логических профилей детей,онтогенезе межсистемных мозговых связей,организация движений мо торное,дисфункции коры головного мозга,статочно высокий темп работы,нормальных нейро-психологических данных,комиссуральных отделов головного мозга

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …