Сиротюк А. Л. С40 Нейропсихологическое и психофизиологическое со­провождение обучения — страница 6

  • От :
  • Категории : Без рубрики

40
6
Восприя-
Различение звуков.
Верхне-
Фонема-
тие звков
сходных по звуча-
височная
тический
речи
нию, но с различ-
3OHii
ным написанием
звонкие и глухие
твердые и мягкие
гласные, написан-
ные с мягким зна-
ком
7
Слухоре-
Удержание ь крат-
Ш ирокая
Молаль-
чевая па-
ковременной памя-
височная
но-
мять
ти материала, тре-
зона
спеиифи-
бующего перевода
ческий
в письменную речь
8
Стабиль-
Равномерность
Глубин-
Ней роди —
ность на-
темпа письма, со-
ные
намиче-
писания
хранение размеров
структу-
ский
буке по всей длине
ры
строки, соразмер-
ность интервалов
Как видно из таблицы, письмо может быть не сфор­мировано или нарушено в разных звеньях и иметь разные зоны поражения мозга и, следовательно, разные методы его восстановления и формирования. В связи с этим су­ществует три вида дисграфий.
Речевые дисграфий, идущие в синдроме различныхформ нарушений, — моторная и сенсорная.
Неречевые дисграфий (гностические) идут в синдро­ме нарушения восприятия — зрительного, пространствен­ного, оптико-пространственного.
Дисграфий как нарушения (или несформирован-ность) целенаправленного поведения, его организациии контроля, несформированности мотивов.
^ Это — частичное расстройство про­цесса овладения чтением, проявляющееся в многочислен­ных повторяющихся ошибках стойкого характера и обус­ловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. Чтение явля­ется одной из основных форм речевой деятельности. Это сложный психический процесс, имеющий многозвенное и многоуровневое строение. Чтение — это процесс смыс­лового восприятия письменной речи. В реализации про­цесса чтения принимают участие такие процессы, как вни­мание, память, мышление. А.Р. Лурия считает, что «чтение
А2
является не только процессом декодирования сообщения, предъявляемого в письменном виде; оно предполагает и перевод зрительных (графических) символов в устную (ар-тикулярную) систему. Именно это дает основание пред­полагать, что оно включает в свой состав и элементы ко­дирования и перекодирования сообщения».Чтение, как и письмо, является аналитико-синтети-ческим процессом, включающим звуковой анализ и син­тез элементов речи.Психологическое содержание чтения — это процесс смыслового восприятия и понимания письменной речи. Психологическая структура чтения включает следующие взаимодействующие звенья:
Звукобуквенный анализ и синтез.
Смысловые догадки.
Удержание информации.
Понимание.
Процесс контроля—сличения возникающих при чте­нии гипотез с написанными словами.
Чтение относится к процессам речи, восприятия, целе­направленного поведения, поэтому факторы, лежащие в основе дислекции, будут разные: оптическая дислекция (ли­теральная — не узнаются отдельные буквы, симультанная — нарушено слитное восприятие и прочтение); оптико-мне-стическая — нарушено называние букв из-за дефектов рече­вой организации; эфферентно-моторная (нарушаются плав­ность чтения, соединение букв в слоги, слогов в слова, воз­никают персеверации); афферентно-моторная (не сфор­мированы соответствующие букве и слову артикуляции); сенсорная (нарушения фонематического слуха).На ранних этапах овладения чтением для ребенка, ко­торый анализирует буквы, переводит их в звуки, объеди­няет их в слоги, а из слогов синтезирует слово, особенно важны процессы анализа и синтеза. На более поздних эта­пах процесс чтения носит более сложный характер. Все элементы слова уже не подвергаются анализу и синтезу, а схватывается ограниченный комплекс букв, несущих ос­новную информацию (корневая часть слова). Затем по ком­плексу букв восстанавливается значение целого слова.Для того чтобы достигнуть правильного понимания воспринимаемого слова при чтении, читающий человек нередко возвращается к написанному слову и сверяет
43
возникшую «гипотезу» с реальным словом. Такая страте­гия чтения, заключающаяся в забегании вперед и возвра­щении назад, обеспечивается сложным движением глаз Установлено, что во время чтения происходит законо­мерная смена пауз и движений глаз. Оптическое воспри­ятие читаемых знаков происходит в момент фиксации глаза, а не его движения. Кроме того, единицей чтения является слово, а не буква.Таким образом, движения глаз являются одним из не­обходимых условий осуществления чтения. Они обеспечи­вают аналитико-синтетическую работу в звене зрительного восприятия, т.е. в самом первом звене сложной психологи­ческой структуры чтения. Именно поэтому в коррекцион-ной работе такое значение придается глазодвигательным упражнениям.Для осуществления процесса чтения необходимы сохран­ность и взаимодействие зрительного, акустического и ки­нестетического анализаторов. Мозговой основой для обес­печения процесса чтения является совместная работа заднелобных. нижнетеменных, височных и затылочных отделов коры левого полушария.Для детей с дислекцией невозможно одновременно усваивать несколько операций. Например, слогослияние и аналитическое письмо. Происходит своеобразная ин­терференция, когда оба навыка взаимотормозят друг друга. Поэтому необходимо развивать их не одновремен­но, а последовательно.А.И. Корнев отмечает, что раннее выявление дислек-ции в 1—2-м классах способствует развитию чтения в 82% случаев. При выявлении в 3-м классе — в 46% случаев, в 4-м — в 42%, в 5—7-м классах — в 10—15% случаев.Дислекция не ограничивает жизненные способности человека. Большинство людей, страдающих дислекцией. не пытаются определить ее причину и удовлетворяются констатацией факта, что «чего-то не умеют» (недоста­точно хорошо читают, не знают математики и т.д.). Пси­хологи считают этот эффект замещения в механизме пси­хологической зашиты позитивным для сохранения «образа Я». В результате многие люди предпочитают смириться со своими проблемами, чем публично признать их и полу­чить профессиональную помошь
44
Попытки оказать психологическое или дисциплинар­ное воздействие на ученика с дислекцией дают только негативные результаты. Неблагоприятно сказываются по­пытки форсировать темпы овладения чтением. Чем по­зднее начата коррекционная работа, тем выраженнее про­являются вторичные расстройства: протестная реакция, прогулы уроков, девиантные формы поведения, тревож­ность, неврозная симптоматика и т.д. Нередко дислек-ции сопутствует и дисграфия.Следует учитывать, что у детей с дисграфией и дис­лекцией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эф­фективностью обладают ролевые игры с включением дей­ствий, необходимых для развития требуемого навыка. На­пример, игра «Почта» включает процесс чтения в контексте осмысленной, знакомой ребенку практичес­кой деятельности. При этом чтение становится не само­целью, а средством достижения игровой цели.Нейропсихологические данные о ребенке могут исполь­зоваться при выборе метода обучения и коррекции. На­пример, если у ребенка с дисграфией страдает фонема­тическое восприятие, то целесообразно акцентировать внимание на проговаривании, что позволяет компенси­ровать неполноценность слуховых фонематических обра­зов за счет сохранности кинестетической дифференциа­ции. Однако если в механизмах дисграфии участвует патологическая опора на проговаривание при дефектной кинестезии артикуляторных органов, то акцент следует сделать на слуховой анализатор.Эффективным является такое обучение, которое ори­ентировано не на слабые, а на сильные звенья психичес­кой деятельности. Такое обучение обеспечивает вовлече­ние в работу новых нервных импульсов и новых мозговых структур, не принимавших прежде участия в реализации нарушенной функции.
Кроме того, всегда следует помнить советы Л.С. Вы­готского (его теории формирования ВПФ) о том, что сложность заданий должна меняться по трем основным параметрам: от совместного действия к самостоятельно-МУ: от действия по внешней программе к действию по внутренней; от развернутого поэлементного выполнения и контроля действий к их свернутым формам.
45Данные о высокой пластичности детского мозга и его больших резервных возможностях лежат в основе методи­ки, разработанной И.Ю. Матюгиным Она направлена на развитие образного мышления и ассоциативной памяти. Ме­тодика включает в себя большое разнообразие методичес­ких приемов. Такие ассоциации, как «образные крючки», цифро-буквенный кол. графические импровизации, раз­личные трансформации и т.д. Это многообразие позволяет ребенку выбрать те приемы и способы, которые более дру­гих соответствуют особенностям его психической деятель­ности и наиболее успешно обеспечивают положительный эффект. Овладение методическими приемами происходит в игре Например, при обучении методу «образных крючков» ребенок вырабатывает навык преобразования цифр в хоро­шо знакомые предметы: «4» — в стул. «2» — в лебедя и т.д. При овладении методом «избыточности» ребенок обучает­ся видеть образы, стоящие за словами, вырабатывать на­вык составления сложных сюжетов. Например, при запо­минании слова «забор» и «портфель» он создает рассказ о том, как около забора играют дети с портфелями.Такое эмоционально-образное представление повышает продуктивность запоминания речевой и символической информации, недостаточность которой является одной из причин школьной неуспеваемости.
^
Системная подача информации создает системноорганизованную память. При этом существенно снижа­ются нагрузки на внимание. Форма подачи информациидолжна быть алгоритмичной. четкой, лаконичной.
Необходимо как можно чаше обыгрывать, иллюст­рировать и оформлять информацию. Учебные демонстра­ции должны быть короткими (2—3 мин) и легкими.
Ребенка обязательно нужно хвалить независимо оттого, демонстрировал он свои знания или нет. Запомина­ние идет лучше, когда от ребенка не требуют точноговоспроизведения материала.
• Если ребенок не умеет читать и писать, то приодновременном обучении этим навыкам, как это предус­мотрено образовательной программой, не сформируетсяни тот ни другой. Более того, можно гарантировать стой-
46
кую дислекцию и дисграфию. Последующая логопедичес­кая коррекция часто приводит к тому, что дефекты ос­таются у ребенка на всю жизнь, так как они никак не связаны с собственно-логопедическими отклонениями. " Обучение чтению должно предшествовать форми­рованию навыков письма. Если у ребенка не сложился еще комплексный зрительно-звуковой образ слова, то при письме он будет кое-как перерисовывать буквы. При этом характерными ошибками будут приписывания, недопи­сывания, выпадения букв. В этом случае ребенок не в состоянии писать под диктовку или сочинять самостоя­тельно. Необходимо сформировать комплекс образов, которые позволят совершать переход от звуков к их гра­фическому изображению.
Целью обучения чтению является понимание, а непроговаривание вслух. Ребенок должен сначала понять текст,а потом читать его. Одновременно читать вслух и пониматьпрочитанное ребенок с дефектом распределения вниманияне в состоянии. Такие дети не могут пересказать текст илиответить на вопросы. Постепенно чтение может стать нена­вистным видом деятельности для ребенка.
Известно, что без беглого чтения невозможно гра­мотное письмо. Навык письма может развиваться только набазе сформированного визуально-слухового образа слова.
Четкая и алгоритмичная математика усваиваетсядетьми легче, чем чтение и письмо. На уроках желатель­но разрабатывать точный алгоритм действий и его гра­фическое изображение. Можно проиграть алгоритм через«тело»: построить паровозик из детей в соответствии споследовательностью событий или действий, которые не­обходимо запомнить.
Необходимо помнить, что поведение на уроках долж­но быть свободным и непринужденным, так как у проблем­ных детей не развит самоконтроль, поэтому невозможнои соблюдение дисциплины. Дети более продуктивно ра­ботают, когда уроки проводятся в игровой форме. Разре­шая мелкие дисциплинарные нарушения, можно под­держивать общую хорошую работоспособность.
Нельзя допускать возникновения как сильных от­рицательных, так и положительных эмоций. Они снижаютспособность к обучению детей с проблемами в развитии.
47
У детей может возникнуть проблема с закреплени­ем материала, т.е. переводом его из кратковременной,оперативной памяти в долговременную. Для закрепленияматериала урок должен быть построен так, чтобы на егопротяжении варьировал один и тот же алгоритм заданияПри построении урока трудно учесть цикличность ин­теллектуальной активности учащихся. Они работают вразном ритме. Если в течение урока повторяется один итот же алгоритм, то повышается вероятность того, чтовсе дети усвоят содержание.
Учет цикличности интеллектуальной активности ре­бенка может быть обеспечен и в домашней работе. Он дол­жен работать в том же ритме, в котором работает его мозгРодителям необходимо находиться рядом с ребенком вовремя выполнения домашнего задания.
Необходимо помнить, что накапливающееся утомле­ние затрудняет осмысливание, систематизацию и запоми­нание информации. При утомлении деятельность мозга на­столько дезорганизуется, что разрушаются уже установ­ленные, но незакрепленные связи. При этом забываетсяусвоенная, казалось бы, информация. Это необходимо пом­нить при заучивании правил, стихов и т.д. Длинное стихот­ворение или правило следует учить небольшими порция­ми, делая перерывы.
Предварительное проговаривание и рассуждения де­лают работу осмысленной.
Работа педагогов, психологов и родителей должнабыть направлена на развитие интеллекта. Бессмысленнаятренировка памяти, внимания и самоконтроля без нор­мализации работы мозга усугубляет проблемы ребенка.
Таким образом, трудности, возникающие у детей в про­цессе школьного обучения, без своевременной коррекци-онно-развивающей работы перерастают в хроническую не­успеваемость. Известно, что состояние длительной школь­ной неуспешности способствует формированию деви-антных форм поведения, социальной дезадаптации де­тей в целом. Педагог, который владеет богатым арсена­лом методических приемов и технологиями развивающего обучения, может выстроить дидактическую схему, ко­торая позволит каждому ребенку найти свой путь к ов­ладению трудных школьных предметов.

40

6 Восприя- Различение звуков. Верхне- Фонема-
тие звков сходных по звуча- височная тический
речи нию, но с различ- 3OHii
ным написанием
звонкие и глухие
твердые и мягкие
гласные, написан-
ные с мягким зна-
ком
7 Слухоре- Удержание ь крат- Ш ирокая Молаль-
чевая па- ковременной памя- височная но-
мять ти материала, тре- зона спеиифи-
бующего перевода ческий
в письменную речь
8 Стабиль- Равномерность Глубин- Ней роди —
ность на- темпа письма, со- ные намиче-
писания хранение размеров структу- ский
буке по всей длине ры
строки, соразмер-
ность интервалов

Как видно из таблицы, письмо может быть не сфор­мировано или нарушено в разных звеньях и иметь разные зоны поражения мозга и, следовательно, разные методы его восстановления и формирования. В связи с этим су­ществует три вида дисграфий.

  1. Речевые дисграфий, идущие в синдроме различныхформ нарушений, — моторная и сенсорная.
  2. Неречевые дисграфий (гностические) идут в синдро­ме нарушения восприятия — зрительного, пространствен­ного, оптико-пространственного.
  3. Дисграфий как нарушения (или несформирован-ность) целенаправленного поведения, его организациии контроля, несформированности мотивов.

^ Это — частичное расстройство про­цесса овладения чтением, проявляющееся в многочислен­ных повторяющихся ошибках стойкого характера и обус­ловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. Чтение явля­ется одной из основных форм речевой деятельности. Это сложный психический процесс, имеющий многозвенное и многоуровневое строение. Чтение — это процесс смыс­лового восприятия письменной речи. В реализации про­цесса чтения принимают участие такие процессы, как вни­мание, память, мышление. А.Р. Лурия считает, что «чтение

А2

является не только процессом декодирования сообщения, предъявляемого в письменном виде; оно предполагает и перевод зрительных (графических) символов в устную (ар-тикулярную) систему. Именно это дает основание пред­полагать, что оно включает в свой состав и элементы ко­дирования и перекодирования сообщения».Чтение, как и письмо, является аналитико-синтети-ческим процессом, включающим звуковой анализ и син­тез элементов речи.Психологическое содержание чтения — это процесс смыслового восприятия и понимания письменной речи. Психологическая структура чтения включает следующие взаимодействующие звенья:

  1. Звукобуквенный анализ и синтез.
  2. Смысловые догадки.
  3. Удержание информации.
  4. Понимание.
  5. Процесс контроля—сличения возникающих при чте­нии гипотез с написанными словами.

Чтение относится к процессам речи, восприятия, целе­направленного поведения, поэтому факторы, лежащие в основе дислекции, будут разные: оптическая дислекция (ли­теральная — не узнаются отдельные буквы, симультанная — нарушено слитное восприятие и прочтение); оптико-мне-стическая — нарушено называние букв из-за дефектов рече­вой организации; эфферентно-моторная (нарушаются плав­ность чтения, соединение букв в слоги, слогов в слова, воз­никают персеверации); афферентно-моторная (не сфор­мированы соответствующие букве и слову артикуляции); сенсорная (нарушения фонематического слуха).На ранних этапах овладения чтением для ребенка, ко­торый анализирует буквы, переводит их в звуки, объеди­няет их в слоги, а из слогов синтезирует слово, особенно важны процессы анализа и синтеза. На более поздних эта­пах процесс чтения носит более сложный характер. Все элементы слова уже не подвергаются анализу и синтезу, а схватывается ограниченный комплекс букв, несущих ос­новную информацию (корневая часть слова). Затем по ком­плексу букв восстанавливается значение целого слова.Для того чтобы достигнуть правильного понимания воспринимаемого слова при чтении, читающий человек нередко возвращается к написанному слову и сверяет

43

возникшую «гипотезу» с реальным словом. Такая страте­гия чтения, заключающаяся в забегании вперед и возвра­щении назад, обеспечивается сложным движением глаз Установлено, что во время чтения происходит законо­мерная смена пауз и движений глаз. Оптическое воспри­ятие читаемых знаков происходит в момент фиксации глаза, а не его движения. Кроме того, единицей чтения является слово, а не буква.Таким образом, движения глаз являются одним из не­обходимых условий осуществления чтения. Они обеспечи­вают аналитико-синтетическую работу в звене зрительного восприятия, т.е. в самом первом звене сложной психологи­ческой структуры чтения. Именно поэтому в коррекцион-ной работе такое значение придается глазодвигательным упражнениям.Для осуществления процесса чтения необходимы сохран­ность и взаимодействие зрительного, акустического и ки­нестетического анализаторов. Мозговой основой для обес­печения процесса чтения является совместная работа заднелобных. нижнетеменных, височных и затылочных отделов коры левого полушария.Для детей с дислекцией невозможно одновременно усваивать несколько операций. Например, слогослияние и аналитическое письмо. Происходит своеобразная ин­терференция, когда оба навыка взаимотормозят друг друга. Поэтому необходимо развивать их не одновремен­но, а последовательно.А.И. Корнев отмечает, что раннее выявление дислек-ции в 1—2-м классах способствует развитию чтения в 82% случаев. При выявлении в 3-м классе — в 46% случаев, в 4-м — в 42%, в 5—7-м классах — в 10—15% случаев.Дислекция не ограничивает жизненные способности человека. Большинство людей, страдающих дислекцией. не пытаются определить ее причину и удовлетворяются констатацией факта, что «чего-то не умеют» (недоста­точно хорошо читают, не знают математики и т.д.). Пси­хологи считают этот эффект замещения в механизме пси­хологической зашиты позитивным для сохранения «образа Я». В результате многие люди предпочитают смириться со своими проблемами, чем публично признать их и полу­чить профессиональную помошь

44

Попытки оказать психологическое или дисциплинар­ное воздействие на ученика с дислекцией дают только негативные результаты. Неблагоприятно сказываются по­пытки форсировать темпы овладения чтением. Чем по­зднее начата коррекционная работа, тем выраженнее про­являются вторичные расстройства: протестная реакция, прогулы уроков, девиантные формы поведения, тревож­ность, неврозная симптоматика и т.д. Нередко дислек-ции сопутствует и дисграфия.Следует учитывать, что у детей с дисграфией и дис­лекцией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эф­фективностью обладают ролевые игры с включением дей­ствий, необходимых для развития требуемого навыка. На­пример, игра «Почта» включает процесс чтения в контексте осмысленной, знакомой ребенку практичес­кой деятельности. При этом чтение становится не само­целью, а средством достижения игровой цели.Нейропсихологические данные о ребенке могут исполь­зоваться при выборе метода обучения и коррекции. На­пример, если у ребенка с дисграфией страдает фонема­тическое восприятие, то целесообразно акцентировать внимание на проговаривании, что позволяет компенси­ровать неполноценность слуховых фонематических обра­зов за счет сохранности кинестетической дифференциа­ции. Однако если в механизмах дисграфии участвует патологическая опора на проговаривание при дефектной кинестезии артикуляторных органов, то акцент следует сделать на слуховой анализатор.Эффективным является такое обучение, которое ори­ентировано не на слабые, а на сильные звенья психичес­кой деятельности. Такое обучение обеспечивает вовлече­ние в работу новых нервных импульсов и новых мозговых структур, не принимавших прежде участия в реализации нарушенной функции.

Кроме того, всегда следует помнить советы Л.С. Вы­готского (его теории формирования ВПФ) о том, что сложность заданий должна меняться по трем основным параметрам: от совместного действия к самостоятельно-МУ: от действия по внешней программе к действию по внутренней; от развернутого поэлементного выполнения и контроля действий к их свернутым формам.

45Данные о высокой пластичности детского мозга и его больших резервных возможностях лежат в основе методи­ки, разработанной И.Ю. Матюгиным Она направлена на развитие образного мышления и ассоциативной памяти. Ме­тодика включает в себя большое разнообразие методичес­ких приемов. Такие ассоциации, как «образные крючки», цифро-буквенный кол. графические импровизации, раз­личные трансформации и т.д. Это многообразие позволяет ребенку выбрать те приемы и способы, которые более дру­гих соответствуют особенностям его психической деятель­ности и наиболее успешно обеспечивают положительный эффект. Овладение методическими приемами происходит в игре Например, при обучении методу «образных крючков» ребенок вырабатывает навык преобразования цифр в хоро­шо знакомые предметы: «4» — в стул. «2» — в лебедя и т.д. При овладении методом «избыточности» ребенок обучает­ся видеть образы, стоящие за словами, вырабатывать на­вык составления сложных сюжетов. Например, при запо­минании слова «забор» и «портфель» он создает рассказ о том, как около забора играют дети с портфелями.Такое эмоционально-образное представление повышает продуктивность запоминания речевой и символической информации, недостаточность которой является одной из причин школьной неуспеваемости.

^

  • Системная подача информации создает системноорганизованную память. При этом существенно снижа­ются нагрузки на внимание. Форма подачи информациидолжна быть алгоритмичной. четкой, лаконичной.
  • Необходимо как можно чаше обыгрывать, иллюст­рировать и оформлять информацию. Учебные демонстра­ции должны быть короткими (2—3 мин) и легкими.
  • Ребенка обязательно нужно хвалить независимо оттого, демонстрировал он свои знания или нет. Запомина­ние идет лучше, когда от ребенка не требуют точноговоспроизведения материала.

• Если ребенок не умеет читать и писать, то приодновременном обучении этим навыкам, как это предус­мотрено образовательной программой, не сформируетсяни тот ни другой. Более того, можно гарантировать стой-

46

кую дислекцию и дисграфию. Последующая логопедичес­кая коррекция часто приводит к тому, что дефекты ос­таются у ребенка на всю жизнь, так как они никак не связаны с собственно-логопедическими отклонениями. " Обучение чтению должно предшествовать форми­рованию навыков письма. Если у ребенка не сложился еще комплексный зрительно-звуковой образ слова, то при письме он будет кое-как перерисовывать буквы. При этом характерными ошибками будут приписывания, недопи­сывания, выпадения букв. В этом случае ребенок не в состоянии писать под диктовку или сочинять самостоя­тельно. Необходимо сформировать комплекс образов, которые позволят совершать переход от звуков к их гра­фическому изображению.

  • Целью обучения чтению является понимание, а непроговаривание вслух. Ребенок должен сначала понять текст,а потом читать его. Одновременно читать вслух и пониматьпрочитанное ребенок с дефектом распределения вниманияне в состоянии. Такие дети не могут пересказать текст илиответить на вопросы. Постепенно чтение может стать нена­вистным видом деятельности для ребенка.
  • Известно, что без беглого чтения невозможно гра­мотное письмо. Навык письма может развиваться только набазе сформированного визуально-слухового образа слова.
  • Четкая и алгоритмичная математика усваиваетсядетьми легче, чем чтение и письмо. На уроках желатель­но разрабатывать точный алгоритм действий и его гра­фическое изображение. Можно проиграть алгоритм через«тело»: построить паровозик из детей в соответствии споследовательностью событий или действий, которые не­обходимо запомнить.
  • Необходимо помнить, что поведение на уроках долж­но быть свободным и непринужденным, так как у проблем­ных детей не развит самоконтроль, поэтому невозможнои соблюдение дисциплины. Дети более продуктивно ра­ботают, когда уроки проводятся в игровой форме. Разре­шая мелкие дисциплинарные нарушения, можно под­держивать общую хорошую работоспособность.
  • Нельзя допускать возникновения как сильных от­рицательных, так и положительных эмоций. Они снижаютспособность к обучению детей с проблемами в развитии.

47

  • У детей может возникнуть проблема с закреплени­ем материала, т.е. переводом его из кратковременной,оперативной памяти в долговременную. Для закрепленияматериала урок должен быть построен так, чтобы на егопротяжении варьировал один и тот же алгоритм заданияПри построении урока трудно учесть цикличность ин­теллектуальной активности учащихся. Они работают вразном ритме. Если в течение урока повторяется один итот же алгоритм, то повышается вероятность того, чтовсе дети усвоят содержание.
  • Учет цикличности интеллектуальной активности ре­бенка может быть обеспечен и в домашней работе. Он дол­жен работать в том же ритме, в котором работает его мозгРодителям необходимо находиться рядом с ребенком вовремя выполнения домашнего задания.
  • Необходимо помнить, что накапливающееся утомле­ние затрудняет осмысливание, систематизацию и запоми­нание информации. При утомлении деятельность мозга на­столько дезорганизуется, что разрушаются уже установ­ленные, но незакрепленные связи. При этом забываетсяусвоенная, казалось бы, информация. Это необходимо пом­нить при заучивании правил, стихов и т.д. Длинное стихот­ворение или правило следует учить небольшими порция­ми, делая перерывы.
  • Предварительное проговаривание и рассуждения де­лают работу осмысленной.
  • Работа педагогов, психологов и родителей должнабыть направлена на развитие интеллекта. Бессмысленнаятренировка памяти, внимания и самоконтроля без нор­мализации работы мозга усугубляет проблемы ребенка.

Таким образом, трудности, возникающие у детей в про­цессе школьного обучения, без своевременной коррекци-онно-развивающей работы перерастают в хроническую не­успеваемость. Известно, что состояние длительной школь­ной неуспешности способствует формированию деви-антных форм поведения, социальной дезадаптации де­тей в целом. Педагог, который владеет богатым арсена­лом методических приемов и технологиями развивающего обучения, может выстроить дидактическую схему, ко­торая позволит каждому ребенку найти свой путь к ов­ладению трудных школьных предметов.

своевременной коррекци-онно-развивающей работы перерастают,обеспечи вают аналитико-синтетическую работу,комплексный зрительно-звуковой образ слова,является аналитико-синтети-ческим процессом,основных форм речевой деятельности,происходит своеобразная ин терференция,классах способствует развитию чтения,многообразие позволяет ребенку выбрать,обходимых условий осуществления чтения,овладение методическими приемами происходит

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …