Сиротюк А. Л. С40 Нейропсихологическое и психофизиологическое со­провождение обучения — страница 8

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Первый тип встречался в 42% случаев и был связан с дефицитарностью базальных структур мозга, задержкой становления функциональной левополушарной доми­нантности и недостаточностью корково-подкорковой ре­гуляции. В процессе взросления для детей с таким типом СДВГ характерны ослабление симптомов и нормализация поведения. В онтогенезе отмечалось запаздывание латера-лизации мануального предпочтения (ведущей руки). Вы­являлись полимодальные нарушения мнестической дея­тельности (память) в звене избирательности и первичная недостаточность базальных структур, обеспечивающих вы­полнение двигательных программ. При реципрокных (пе­рекрестных) движениях дети демонстрировали дефицит тонической регуляции (тонус мышц), но в процессе спе-циального обучения разнонаправленным движениям ре­зультат достигался быстро. Однако успешное выполнение простейших двигательных программ опиралось на меха­низмы вербального (речевого) программирования и конт­роля. При исключении последнего (прикусывание языка) автоматизация движений происходила с большим трудом. Сохранялись ошибки зеркальности в написании отдель­ных букв и поисках правых и левых частей тела, в то вре­мя как копирование целостных геометрических фигур происходило успешно. Это свидетельствует об опережаю­щем развитии структурно-топологического компонента по отношению к координатной составляющей. При хорошей сформированности простых квазипространственных пред­ставлений дети проявляли недостаточную сформированность функций произвольной регуляции и контроля, что прояв­лялось в большом количестве ошибок из-за невниматель­ности и импульсивности. Дети показывали ускорение тем­па работы и трудность возврата к первоначальному темпу после ускорения. Включение мотивационных факторов (от­ветственность за что-либо, старший в группе, ведущий в игре, дежурный в классе и т.д.) существенно мобилизова­ло ресурсы произвольной регуляции поведения.
^ возникновения СДВГ в онтогенезе, выяв­ленный у 20% обследованных, характеризовался дисфун­кцией правого полушария в сочетании с дефицитарностью базальных (подкорковых) структур мозга. Этот вариант сн-тогенеза отличался выраженной неустойчивостью возраст­ной динамики. Развитие детей и овладение когнитивными и социальными навыками сопровождалось перио­дическими сбоями и усилением гиперактивности. Пик гиперактивности и нарушений взаимодействия со сверст­никами у этой группы детей приходился на 5-летний воз­раст. В возрасте 7—8 лет отмечалась положительная ди­намика, в 9 лет — нарастание симптомов. У детей прослеживались полимодальные нарушения мнестической Деятельности в звене избирательности и первичная недо­статочность базальных структур, обеспечивающих состав­ляющие выполнения двигательных программ, как и у де­тей первой группы. При выполнении двигательных проб нарушения чаше отмечались в левой руке. При копирова­нии графических фигур правой и левой рукой сохраня-
лись выраженные различия, при этом стратегия копиро­вания левой рукой запаздывала в развитии. Фрагментар­ность восприятия просматривалась при составлении рас­сказа по картинкам. Отсутствовало целостное описание Прослеживание главной сюжетной линии нарушали вто­ростепенные детали. В отличие от первого варианта онто­генеза СДВГ. отмечались произвольная регуляция и са­моконтроль в структурированных ситуациях. Внимание не снижалось при повторяющихся действиях. Однако в ситу­ации без установленных правил происходила провокация возникновения гиперактивности с элементами импульсив­ности и полевого поведения. Включение мотивационных факторов мало модифицировало поведение и мобилиза­цию ресурсов произвольной регуляции.
^ онтогенетического развития СДВГ выявлен у 29% обследованных, у них отмечалась первичная функ­циональная дефицитарность базальных структур мозга, что замедляло формирование пространственных функций (зад­ние отделы правого полушария) и функций блока про­граммирования и контроля (лобные доли левого полуша­рия). Снижены интеллектуальные показатели. Однако у детей этого типа часто отмечалась замедленная, но поло­жительная возрастная динамика. Кроме того, у них про­слеживались первичная недостаточность фоновых состав­ляющих обеспечения системы праксиса, нарушения мнестической деятельности в звене избирательности, не­достаточное развитие структурно-топологической и коор­динатной составляющих пространственных представлений, целостное восприятие при составлении рассказа по сюжет­ной картинке, выраженно страдали функции регуляции и контроля. Для выполнения последовательных серийных действий требовался речевой контроль. Недостаточно сфор­мирована мелкая моторика. Дети также показывали уско­рение темпа работы и очень низкую степень возврата к первоначальному темпу после ускорения.
^ онтогенетического развития СДВГ оп­ределен в 9% случаев и характеризовался сохранностью базальных структур мозга при выраженной несформи-рованности регуляторных структур (лобные доли ле­вого полушария). Выражены нарушения регуляторных механизмов третьего (по А.Р. Лурия) структурно-фун-
кционального блока мозга. Отмечены недостаточность речевого программирования и контроля (левая височ­ная область) в обеспечении последовательного выпол­нения серийных действий, инертность при воспроиз­ведении заучиваемого материала, персеверации, неустойчивость социальных контактов, агрессия, сла­бая управляемость поведением. Ускорения темпа при серийных движениях у детей не произошло. Достаточ­ный словарный запас и сохранные процессы непро­извольного запоминания. В возрасте 7—8 лет наблюда­ется положительная динамика в когнитивной сфере и поведении на фоне дефицитарности мотиваций.Энцефалопатическая основа отклоняющегося поведе­ния требует разработки комбинированной программы помощи гиперактивным детям, которая включает в себя медикаментозное лечение и своевременную нейропсихо-логическую коррекцию. Медикаментозное лечение само по себе недостаточно для снятия синдрома. Необходи­мым условием успеха является комплексный подход. По­добно тому как существует разнообразие мнений относи­тельно причин СДВГ, предлагаемые медицинские методы его лечения отличаются не меньшим разнообразием: де­гидратация, витаминотерапия, вегетотропные препара­ты, антигипоксанты, психостимуляторы при гиперди­намическом синдроме без осложнений, антидепрессанты и транквилизаторы при дистрофиях, седативные нейро­лептики при эксплозивности и извращении влечений.
Альтернативной, немедикаментозной, формой помо­щи детям с СДВГ является особая организация обуче­ния, которая должна осуществляться как в школе, так и дома. В большинстве случаев этот метод направлен на пе­рестройку окружающей ребенка среды путем ее упроще­ния и уменьшения количества отвлекающих факторов. Успех в работе с такими детьми также во многом зависит как от раннего диагноза, так и от терпения и понимания со стороны учителей и родителей. Кроме того, своевре­менная нейропсихологическая коррекция гиперактивно­го ребенка элиминирует дефект развития1.
1 ^ Синдром дефицита внимания с гиперактив­ностью. М., 2002.
6061 Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточ­но высокие компенсаторные механизмы, для развития которых должны соблюдаться определенные условия:
обеспечение спокойных эмоционально-нейтральныхусловий развития и обучения;
соблюдение режима, достаточное время для сна:
обучение по личностно-ориентированной программебез интеллектуальных перегрузок;
соответствующая медикаментозная поддержка;
разработка комплексной индивидуальной програм­мы помощи ребенку со стороны невролога, психолога,педагога, родителей;
— своевременная нейропсихологическая коррекция.Таким образом, гиперактивность ребенка является лишьвнешним проявлением его нейропсихологических про­блем и может возникнуть на основе синдромов несфор-мированности или дефицитарности мозговых структур. Прежде всего возникновение синдрома связано с недо­статочностью вклада со стороны лобных отделов коры головного мозга, особенно левого полушария. Изучение механизмов формирования синдрома дефицита внима­ния с гиперактивностью — актуальная задача, которая требует дальнейших исследований.
^
родителям и учителям
гиперактивных детей
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. В домашней программе коррекции детей с синдро­мом дефицита внимания и гиперактивности должен преоб­ладать поведенческий аспект.
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
проявляйте достаточно твердости и последовательно­сти в воспитании;
помните, что поступки ребенка не всегда являютсяумышленными;
контролируйте поведение ребенка, не навязывая емужестких правил;
не давайте ребенку реактивных указаний, избегайтеслов «нет» и «нельзя»:
стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопо­нимании и доверии;
избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, ас другой — завышенных требований к ребенку;
реагируйте на действия ребенка неожиданным спосо­бом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографи­руйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми жесловами много раз;
не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательнопринес извинения за проступок;
выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
для подкрепления устных инструкций используйтезрительную стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
уделяйте ребенку достаточно внимания;
проводите досуг всей семьей;
не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
установите твердый распорядок дня для ребенка идля всех членов семьи;
чаще показывайте ребенку, как лучше выполнитьзадание, не отвлекаясь;
снижайте влияние отвлекающих факторов во времявыполнения ребенком задания;
оградите гиперактивных детей от длительных занятийна компьютере и просмотра телевизионных передач;
по возможности избегайте больших скоплений лю­дей;
помните, что переутомление приводит к снижению са­моконтроля и нарастанию гиперактивности;
организуйте поддерживающие группы, состоящие изродителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.Можно использовать балльную или знаковую систему,завести дневник самоконтроля;
не прибегайте к физическому наказанию! Если естьнеобходимость прибегнуть к наказанию, то целесообраз­но использовать спокойное сидение в определенном ме­сте после совершения поступка;
чаше хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперак­тивные дети не воспринимают выговоры и наказания,однако чувствительны к поощрениям;
составьте список обязанностей ребенка и повесьте егона стену, подпишите соглашение на определенные видыработ;
воспитывайте в детях навыки управления своим эмо­циональным состоянием, особенно гневом и агрессией;
не старайтесь предотвратить последствия забывчи­вости ребенка;
постепенно расширяйте круг обязанностей, пред­варительно обсудив их с ребенком;
не разрешайте откладывать выполнение задания надругое время;
не давайте ребенку поручений, не соответствующихего уровню развития, возрасту и способностям;
помогайте ребенку приступить к выполнению зада­ния, так как для него это самый трудный этап;
не давайте одновременно несколько указаний. Зада­ние, которое дается ребенку с нарушенным вниманием,не должно иметь сложную конструкцию и состоять изнескольких звеньев;
объясните гиперактивному ребенку его проблемы инаучите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы.Помните, что для ребенка с синдромом дефицита вни­мания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
запрет на приятную деятельность, телефонные разго­воры, просмотр телепередач;
прием «выключенного времени» (изоляция, угол,скамья штрафников, домашний арест, досрочное укла­дывание в постель);
чернильная точка на запястье ребенка («черная мет­ка»), которая может быть обменена на 10-минутное си­дение на скамейке штрафников;
удержание в «железных объятиях» (холдинг);
внеочередное дежурство по кухне и т.д
64Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выгово­рами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:
Если родителей младшего школьника тревожит то,что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, мед­ленно одевается и не торопится в школу, то не стоит да­вать ему бесконечные словесные инструкции, торопить иругать. Можно предоставить ему возможность получить«урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приоб­ретя опыт объяснений с учительницей и директоромшколы, ребенок будет более ответственно относиться кутренним сборам.
Если 12-летний ребенок разбил футбольным мячомстекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответ­ственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяс­нится с соседом и предложит искупить свою вину, напри­мер, ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели.В следующий раз, выбирая место для игры в футбол,ребенок будет знать, что ответственность за принятое имрешение несет только он сам.
Если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезнотребовать признания в воровстве. Следует убирать деньгии не оставлять их в качестве провокации. А семья будетвынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обе­щанных покупок. Общественное осуждение в семье ока­жет свое воспитательное воздействие.
Если ребенок забросил свою вещь и не может ее най­ти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В сле­дующий раз он более ответственно будет относиться к сво­им вещам.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необ­ходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым усло­вием успеха является понимание проблем ребенка ро­дителями.Помните, что невозможно добиться исчезновения ги­перактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Причем при­знаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а 3-2519 импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.’ Помните, что синдром дефицита внимания и гипе­рактивности — это патология, требующая своевремен­ной диагностики и комплексной коррекции: психоло­гической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она прово­дится в возрасте 5—10 лет.
^ Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, что­бы помочь детям справиться с трудностями в обучении.
1. Изменение окружения:
изучите нейропсихологические особенности детей ссиндромом дефицита внимания и гиперактивности;
работу с гиперактивным ребенком стройте индиви­дуально. Он всегда должен находиться перед глазами учи­теля, в центре класса, прямо у доски;
измените режим урока с включением физкультмину­ток;
разрешайте гиперактивному ребенку через каждые20 минут вставать и ходить в конце класса;
предоставьте ребенку возможность быстро обращать­ся к вам за помощью в случае затруднения;
направляйте энергию гиперактивных детей в полез­ное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
2. Создание положительной мотивации на успех:
введите знаковую систему оценивания;
чаще хвалите ребенка;
расписание уроков должно быть постоянным;
избегайте завышенных или заниженных требований кученику с СДВГ;
используйте приемы проблемного обучения;
используйте на уроке элементы игры и соревнова­ния;
давайте задания в соответствии со способностямиребенка;
большие задания разбивайте на последовательныечасти, контролируя выполнение каждого из них;
создавайте ситуации, в которых гиперактивный ре­бенок может показать свои сильные стороны и стать экс­пертом в классе по некоторым областям знаний;
научите ребенка компенсировать нарушенные фун­кции за счет сохранных;
игнорируйте негативные поступки и поощряйте по­зитивные;
стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
помните, что с ребенком необходимо договаривать­ся, а не стараться сломить его!
3. Коррекция негативных форм поведения:
способствуйте элиминации агрессии;
обучайте необходимым социальным нормам и на­выкам общения;
регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
4. Регулирование ожиданий:
объясняйте родителям и окружающим, что положи­тельные изменения наступят не так быстро;
объясняйте родителям и окружающим, что улучше­ние состояния ребенка зависит не только от специально­го лечения и коррекции, но и от спокойного и последо­вательного отношения к гиперактивному ребенку.
Помните, что прикосновение является сильным сти­мулятором для формирования поведения и развития на­выков обучения. Педагог начальной школы в Канаде про­вел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточи­лись на трех детях, которые нарушали дисциплину в клас­се и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сда­вать тетради с домашними работами.Помните, что гиперактивность — это не поведенчес­кая проблема, не результат плохого воспитания, а ме­дицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специаль­ной диагностики. Проблему гиперактивности невозмож­но решить волевыми усилиями, авторитарными указа­ниями и словесными убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, спра-
66
67
виться с которыми самостоятельно не сможет. Дисцип­линарные меры воздействия в виде постоянных наказа­ний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улуч­шению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптималь­ном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и ней-ропсихологические коррекционные программы.
^
Проявления СДВГ очень разнообразны, но наблюде­ние и диагностика проводятся по трем основным на­правлениям: дефицит внимания и гиперактивность и им­пульсивность.Американской психиатрической ассоциацией разрабо­таны критерии постановки диагноза СДВГ. Согласно прин­ципам классификации DSM — IV, опубликованным в 1994 году, выделяются три основные формы синдрома: син­дром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ/ВГ), синдром дефицита внимания с гиперактивностью и пре­имущественным нарушением внимания (СДВГ/В) и син­дром дефицита внимания с преобладанием гиперактив­ности и импульсивности (СДВГ/Г).При диагностике следует помнить, что всем детям во­обще свойственна высокая двигательная активность. Вни­мание у детей становится относительно устойчивым к 4— 5 годам. Для детей дошкольного возраста характерно непроизвольное внимание и слабо развитое распределе­ние внимания. У младших школьников объем внимания в 2—3 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке и при обследовании дети могут сохранять не более 12—15 минут. Кроме того, следует помнить, что процесс созревания лобных структур в онтогенезе продолжается до 12—15 лет. Также следует иметь в виду, что синдром настолько часто встречается в рамках задержки психичес­кого развития, что не диагностируется как самостоятель­ная патология. Для постановки диагноза необходимо про­слеживание симптомов СДВГ на протяжении не менее6 месяцев. Сисптомы должны проявляться до 8 лет и со­провождаться психологической дезадаптацией. Поставить диагноз и определить индивидуальную медикаментозную форму лечения может только врач. Психологической и ней-ропсихологической коррекцией могут заниматься соответ­ствующие специалисты.Диагностические критерии синдрома дефицита внима­ния с гиперактивностью по классификации DSM — IV.
А. Для постановки диагноза неооходимо наличие следующих
симптомов, приведенных в разделах 1 и 2:1} Шести или более из перечисленных симптомов невнима­тельности, которые сохраняются у ребенка на протяжении какминимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельству­ют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным
возрастным характеристикам.
Дефицит внимания
1.Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных за­даниях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности.
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении зада­ний или во время игры.
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушаетобращенную к нему речь.
Часто оказывается не в состоянии придерживаться предла­гаемых инструкций и справиться до конца с выполнениьм уро­ков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (чтоникак не связано с негативным или протестным поведением,неспособностью понять задание).
Часто испытывает сложности в организации самостоятельно­го выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляетсявыполнению заданий, которые требуют длительного сохране­ния умственного напряжения.
Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например,игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабо­чие инструменты).
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
2) Шести или более из перечисленных симптомов гиперактив­ности и импульсивности, которые сохраняются у ребенка напротяжении как минимум 6 месяцев и выражены настолько,что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответст­
вии нормальным возрастным характеристикам.
Гнперактнвность
1 Часто наблюдаются беспокойные движения кистей и стоп;сидя на стуле, крутится, вертится. 68
69
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. 3.’Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бега­ет, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуа­циях, когда это неприемлемо.
Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматьсячем-либо на досуге.
Часто находится в постоянном движении и ведет себя так,«как будто к нему прикрепили мотор».
Часто бывает болтливым.
И мпульс ивно сть
Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав ихдо конца.
Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных си­туациях.
Часто мешает другим, пристает к окружающим (например,
вмешивается в беседы или игры).
В. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности иневнимательности начинают вызывать беспокойство окружаю-
щих в возрасте ребенка до 7 лет.
С. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симпто­мами, возникают в двух или более видах окружающей обста-
новки (например, в школе и дома).
D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.
Наиболее распространенными методиками для диаг­ностики внимания являются методики Шульта, Анфи-лова—Крепилина, Тулуз—Пьерона.
^
Одной из психофизиологических методик для иссле­дования свойств внимания (концентрации, устойчивос­ти, переключаемости), психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности во времени яв­ляется тест Тулуз—Пьерона, который позволяет быстро и первично обследовать детей 6 лет и старше. Он являет­ся одним из вариантов «корректурной» пробы, общий принцип которой был разработан Бурдоном в 1895 году. Суть задания состоит в дифференцировании стимулов, близких по формуле и содержанию в течение длительно­го, точно определенного времени. Применительно к рас­сматриваемой проблеме детей с СДВГ возможно исполь­зование теста для исследования внимания и определения минимальной мозговой дисфункции.Для учащихся 1—3-го классов применяется упрощен­ный вариант методики — 10 строчек на тестовом бланке Строчки состоят из различных квадратиков. Обследуемому необходимо находить и зачеркивать квадратики, анало­гичные образцам. Дети должны работать с двумя типами квадратиков-образцов (они изображены в левом верхнем углу бланка). Время работы с одной строкой — 1 минута.б пл пика ииыисио шооваиоапппп пммпопаиопвапопоо овиииоишоиоааиБланкОбследование может проводиться как групповым спо­собом, так и индивидуально. При групповом тестировании дети сначала слушают инструкцию, сопровождаемую де­монстрацией квадратиков-образцов. При демонстрации на классной доске рисуются квадратики-образцы и часть тре­нировочной строчки (не менее 10 квадратиков), обяза­тельно содержащая все возможные виды квадратов.
Инструкция: «Внимание! Слева в верхней части ваших ответных бланков нарисованы два квадратика-образца. С ними надо сравнивать все остальные квадратики, нарисо­ванные на бланке. Строчка, находящаяся сразу под образ­цами и не имеющая номера, — тренировочная строчка (черновик). На ней вы сейчас попробуете, как надо вы­полнять задание. Необходимо последовательно сравнивать каждый квадратик тренировочной строки с образцами. В том случае, если квадратик тренировочной строки совпа­дает с каким-либо из образцов, его следует зачеркнуть одной вертикальной черточкой. Если такого квадратика среди образцов нет, то его следует подчеркнуть (прогова-ривание инструкции необходимо сопровождать демонст­рацией соответствующих действий). Сейчас вы будете пос­ледовательно обрабатывать все квадратики тренировочной
7071 строчки, зачеркивая совпадающие с образцами и подчер­кивая несовпадающие. Работать необходимо строго по ин­струкции. Нельзя:
Сначала вычеркнуть все квадратики, совпадающие собразцами, а потом подчеркнуть оставшиеся.
Ограничиться только вычеркиванием квадратиков.
Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встре­чаются не совпадающие с образцами квадратики.
Выполнять инструкцию наоборот: подчеркивать совпа­
дающие и вычеркивать не совпадающие с образцами квад­
ратики».
Только после того, как дети все поняли, они могут приступить к самостоятельной обработке тренировочных строчек на своих бланках. Тем, кто не понял, необходи­мо индивидуально на бланке показать, как надо рабо­тать. К таким детям обычно относятся кинестетики, ко­торым недостаточно словесно-визуальной инструкции, а также дети с легкой теменной или лобной органикой. Для понимания им необходимо практически опробовать работу под контролем взрослого. Дети с легкой лобной органикой в принципе не в состоянии выполнить инвер­тированные действия, поэтому они зачеркивают не со­впадающие с образцами квадратики и подчеркивают со­впадающие, т.е. действуют по логике «удалить непохожее», а по инструкции работать не могут. Трудности работы при теменной патологии связаны с нарушением зритель­но-двигательной координации, для диагностики кото­рой можно использовать графический тест Бендер.При выполнении теста необходимо проследить, что­бы у всех детей во время подчеркиваний и зачеркиваний происходила смена ориентации движений с горизонталь­ных на вертикальные. Для упрощения работы дети могут неосознанно приближать друг к другу горизонтальные и вертикальные линии.
^ «Теперь будем работать все вместе и точно по времени. На каждую строчку дается 1 минута. По команде "Стоп!" необходимо перейти к обра­ботке следующей строчки. В каком бы месте вас ни зас­тал сигнал, надо сразу перенести руку на следующую строчку и без перерыва продолжать работу. Работать нуж­но как можно быстрее и как можно внимательнее».
Обработка результатов обследования происходит при помощи наложения на бланк ключа, изготовленного из прозрачного материала. На ключе маркером выделены места, внутри которых должны оказаться зачеркнутые квадратики. Вне маркеров все квадратики должны быть подчеркнуты.Для каждой строчки подсчитывается:
Общее количество обработанных квадратиков (вклю­чая и ошибки).
Количество ошибок.
За ошибку считается неверная обработка, исправле­ния и пропуски. Затем значения переносятся на Бланк фиксации результатов.
Номер строки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Количество обработан­ных знаков
Количество ошибок
К основным расчетным показателям детей с СДВГ от­носятся коэффициент точности выполнения теста (показа­тель концентрации внимания) и показатель устойчивости внимания.
1. Скорость выполнения теста:
где п — число рабочих строчек;
х, — количество обработанных знаков в строке.Таким образом, общая сумма обработанных знаков де­лится на количество рабочих строчек.
^ Коэффициент точности выполнения теста (или по­казатель концентрации внимания):
л и —
л —
где V — скорость;
а — среднее количество ошибок в строке.
72
73
« — количество рабочих строчек; у, — количество ошибок в строке ■ Так находится отношение правильно обработанных ков к обшему числу обработанных знаков 3. Устойчивость внимания:
п-
где п — количество рабочих строчек; у, — количество ошибок в строке; а — среднее количество ошибок в строке.
^
Возрастные группы
Скорость выполнения (V)
П атоло-гия
Слабая
Воз­растная норма
Хоро­шая
Высокая
6—7 лет
0—14
15—17
18—29
30—39^
40 и >
1-й класс
0—19
20—27
28-^36
37-^4
45 и >
2-й класс
0—22
23—32
33-41
42—57
58 и >
3-й класс
0—15
16-25
26—36
37-^18
49 и >
^
Возрастные группы
Точность выполнения (К)
Пато­логия
Слабая
Воз­растная норма
Хорошая
Высокая
6—7 лет
0,88 и

Первый тип встречался в 42% случаев и был связан с дефицитарностью базальных структур мозга, задержкой становления функциональной левополушарной доми­нантности и недостаточностью корково-подкорковой ре­гуляции. В процессе взросления для детей с таким типом СДВГ характерны ослабление симптомов и нормализация поведения. В онтогенезе отмечалось запаздывание латера-лизации мануального предпочтения (ведущей руки). Вы­являлись полимодальные нарушения мнестической дея­тельности (память) в звене избирательности и первичная недостаточность базальных структур, обеспечивающих вы­полнение двигательных программ. При реципрокных (пе­рекрестных) движениях дети демонстрировали дефицит тонической регуляции (тонус мышц), но в процессе спе-циального обучения разнонаправленным движениям ре­зультат достигался быстро. Однако успешное выполнение простейших двигательных программ опиралось на меха­низмы вербального (речевого) программирования и конт­роля. При исключении последнего (прикусывание языка) автоматизация движений происходила с большим трудом. Сохранялись ошибки зеркальности в написании отдель­ных букв и поисках правых и левых частей тела, в то вре­мя как копирование целостных геометрических фигур происходило успешно. Это свидетельствует об опережаю­щем развитии структурно-топологического компонента по отношению к координатной составляющей. При хорошей сформированности простых квазипространственных пред­ставлений дети проявляли недостаточную сформированность функций произвольной регуляции и контроля, что прояв­лялось в большом количестве ошибок из-за невниматель­ности и импульсивности. Дети показывали ускорение тем­па работы и трудность возврата к первоначальному темпу после ускорения. Включение мотивационных факторов (от­ветственность за что-либо, старший в группе, ведущий в игре, дежурный в классе и т.д.) существенно мобилизова­ло ресурсы произвольной регуляции поведения.

^ возникновения СДВГ в онтогенезе, выяв­ленный у 20% обследованных, характеризовался дисфун­кцией правого полушария в сочетании с дефицитарностью базальных (подкорковых) структур мозга. Этот вариант сн-тогенеза отличался выраженной неустойчивостью возраст­ной динамики. Развитие детей и овладение когнитивными и социальными навыками сопровождалось перио­дическими сбоями и усилением гиперактивности. Пик гиперактивности и нарушений взаимодействия со сверст­никами у этой группы детей приходился на 5-летний воз­раст. В возрасте 7—8 лет отмечалась положительная ди­намика, в 9 лет — нарастание симптомов. У детей прослеживались полимодальные нарушения мнестической Деятельности в звене избирательности и первичная недо­статочность базальных структур, обеспечивающих состав­ляющие выполнения двигательных программ, как и у де­тей первой группы. При выполнении двигательных проб нарушения чаше отмечались в левой руке. При копирова­нии графических фигур правой и левой рукой сохраня-

лись выраженные различия, при этом стратегия копиро­вания левой рукой запаздывала в развитии. Фрагментар­ность восприятия просматривалась при составлении рас­сказа по картинкам. Отсутствовало целостное описание Прослеживание главной сюжетной линии нарушали вто­ростепенные детали. В отличие от первого варианта онто­генеза СДВГ. отмечались произвольная регуляция и са­моконтроль в структурированных ситуациях. Внимание не снижалось при повторяющихся действиях. Однако в ситу­ации без установленных правил происходила провокация возникновения гиперактивности с элементами импульсив­ности и полевого поведения. Включение мотивационных факторов мало модифицировало поведение и мобилиза­цию ресурсов произвольной регуляции.

^ онтогенетического развития СДВГ выявлен у 29% обследованных, у них отмечалась первичная функ­циональная дефицитарность базальных структур мозга, что замедляло формирование пространственных функций (зад­ние отделы правого полушария) и функций блока про­граммирования и контроля (лобные доли левого полуша­рия). Снижены интеллектуальные показатели. Однако у детей этого типа часто отмечалась замедленная, но поло­жительная возрастная динамика. Кроме того, у них про­слеживались первичная недостаточность фоновых состав­ляющих обеспечения системы праксиса, нарушения мнестической деятельности в звене избирательности, не­достаточное развитие структурно-топологической и коор­динатной составляющих пространственных представлений, целостное восприятие при составлении рассказа по сюжет­ной картинке, выраженно страдали функции регуляции и контроля. Для выполнения последовательных серийных действий требовался речевой контроль. Недостаточно сфор­мирована мелкая моторика. Дети также показывали уско­рение темпа работы и очень низкую степень возврата к первоначальному темпу после ускорения.

^ онтогенетического развития СДВГ оп­ределен в 9% случаев и характеризовался сохранностью базальных структур мозга при выраженной несформи-рованности регуляторных структур (лобные доли ле­вого полушария). Выражены нарушения регуляторных механизмов третьего (по А.Р. Лурия) структурно-фун-

кционального блока мозга. Отмечены недостаточность речевого программирования и контроля (левая височ­ная область) в обеспечении последовательного выпол­нения серийных действий, инертность при воспроиз­ведении заучиваемого материала, персеверации, неустойчивость социальных контактов, агрессия, сла­бая управляемость поведением. Ускорения темпа при серийных движениях у детей не произошло. Достаточ­ный словарный запас и сохранные процессы непро­извольного запоминания. В возрасте 7—8 лет наблюда­ется положительная динамика в когнитивной сфере и поведении на фоне дефицитарности мотиваций.Энцефалопатическая основа отклоняющегося поведе­ния требует разработки комбинированной программы помощи гиперактивным детям, которая включает в себя медикаментозное лечение и своевременную нейропсихо-логическую коррекцию. Медикаментозное лечение само по себе недостаточно для снятия синдрома. Необходи­мым условием успеха является комплексный подход. По­добно тому как существует разнообразие мнений относи­тельно причин СДВГ, предлагаемые медицинские методы его лечения отличаются не меньшим разнообразием: де­гидратация, витаминотерапия, вегетотропные препара­ты, антигипоксанты, психостимуляторы при гиперди­намическом синдроме без осложнений, антидепрессанты и транквилизаторы при дистрофиях, седативные нейро­лептики при эксплозивности и извращении влечений.

Альтернативной, немедикаментозной, формой помо­щи детям с СДВГ является особая организация обуче­ния, которая должна осуществляться как в школе, так и дома. В большинстве случаев этот метод направлен на пе­рестройку окружающей ребенка среды путем ее упроще­ния и уменьшения количества отвлекающих факторов. Успех в работе с такими детьми также во многом зависит как от раннего диагноза, так и от терпения и понимания со стороны учителей и родителей. Кроме того, своевре­менная нейропсихологическая коррекция гиперактивно­го ребенка элиминирует дефект развития1.

1 ^ Синдром дефицита внимания с гиперактив­ностью. М., 2002.

6061 Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточ­но высокие компенсаторные механизмы, для развития которых должны соблюдаться определенные условия:

  • обеспечение спокойных эмоционально-нейтральныхусловий развития и обучения;
  • соблюдение режима, достаточное время для сна:
  • обучение по личностно-ориентированной программебез интеллектуальных перегрузок;
  • соответствующая медикаментозная поддержка;
  • разработка комплексной индивидуальной програм­мы помощи ребенку со стороны невролога, психолога,педагога, родителей;

— своевременная нейропсихологическая коррекция.Таким образом, гиперактивность ребенка является лишьвнешним проявлением его нейропсихологических про­блем и может возникнуть на основе синдромов несфор-мированности или дефицитарности мозговых структур. Прежде всего возникновение синдрома связано с недо­статочностью вклада со стороны лобных отделов коры головного мозга, особенно левого полушария. Изучение механизмов формирования синдрома дефицита внима­ния с гиперактивностью — актуальная задача, которая требует дальнейших исследований.

^

родителям и учителям

гиперактивных детей

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. В домашней программе коррекции детей с синдро­мом дефицита внимания и гиперактивности должен преоб­ладать поведенческий аспект.

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательно­сти в воспитании;
  • помните, что поступки ребенка не всегда являютсяумышленными;
  • контролируйте поведение ребенка, не навязывая емужестких правил;
  • не давайте ребенку реактивных указаний, избегайтеслов «нет» и «нельзя»:
  • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопо­нимании и доверии;
  • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, ас другой — завышенных требований к ребенку;
  • реагируйте на действия ребенка неожиданным спосо­бом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографи­руйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
  • повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми жесловами много раз;
  • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательнопринес извинения за проступок;
  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  • для подкрепления устных инструкций используйтезрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

  • уделяйте ребенку достаточно внимания;
  • проводите досуг всей семьей;
  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

  • установите твердый распорядок дня для ребенка идля всех членов семьи;
  • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнитьзадание, не отвлекаясь;
  • снижайте влияние отвлекающих факторов во времявыполнения ребенком задания;
  • оградите гиперактивных детей от длительных занятийна компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • по возможности избегайте больших скоплений лю­дей;
  • помните, что переутомление приводит к снижению са­моконтроля и нарастанию гиперактивности;
  • организуйте поддерживающие группы, состоящие изродителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.Можно использовать балльную или знаковую систему,завести дневник самоконтроля;
  • не прибегайте к физическому наказанию! Если естьнеобходимость прибегнуть к наказанию, то целесообраз­но использовать спокойное сидение в определенном ме­сте после совершения поступка;
  • чаше хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперак­тивные дети не воспринимают выговоры и наказания,однако чувствительны к поощрениям;
  • составьте список обязанностей ребенка и повесьте егона стену, подпишите соглашение на определенные видыработ;
  • воспитывайте в детях навыки управления своим эмо­циональным состоянием, особенно гневом и агрессией;
  • не старайтесь предотвратить последствия забывчи­вости ребенка;
  • постепенно расширяйте круг обязанностей, пред­варительно обсудив их с ребенком;
  • не разрешайте откладывать выполнение задания надругое время;
  • не давайте ребенку поручений, не соответствующихего уровню развития, возрасту и способностям;
  • помогайте ребенку приступить к выполнению зада­ния, так как для него это самый трудный этап;
  • не давайте одновременно несколько указаний. Зада­ние, которое дается ребенку с нарушенным вниманием,не должно иметь сложную конструкцию и состоять изнескольких звеньев;
  • объясните гиперактивному ребенку его проблемы инаучите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы.Помните, что для ребенка с синдромом дефицита вни­мания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  • запрет на приятную деятельность, телефонные разго­воры, просмотр телепередач;
  • прием «выключенного времени» (изоляция, угол,скамья штрафников, домашний арест, досрочное укла­дывание в постель);
  • чернильная точка на запястье ребенка («черная мет­ка»), которая может быть обменена на 10-минутное си­дение на скамейке штрафников;
  • удержание в «железных объятиях» (холдинг);
  • внеочередное дежурство по кухне и т.д

64Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выгово­рами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

  • Если родителей младшего школьника тревожит то,что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, мед­ленно одевается и не торопится в школу, то не стоит да­вать ему бесконечные словесные инструкции, торопить иругать. Можно предоставить ему возможность получить«урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приоб­ретя опыт объяснений с учительницей и директоромшколы, ребенок будет более ответственно относиться кутренним сборам.
  • Если 12-летний ребенок разбил футбольным мячомстекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответ­ственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяс­нится с соседом и предложит искупить свою вину, напри­мер, ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели.В следующий раз, выбирая место для игры в футбол,ребенок будет знать, что ответственность за принятое имрешение несет только он сам.
  • Если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезнотребовать признания в воровстве. Следует убирать деньгии не оставлять их в качестве провокации. А семья будетвынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обе­щанных покупок. Общественное осуждение в семье ока­жет свое воспитательное воздействие.
  • Если ребенок забросил свою вещь и не может ее най­ти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В сле­дующий раз он более ответственно будет относиться к сво­им вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необ­ходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым усло­вием успеха является понимание проблем ребенка ро­дителями.Помните, что невозможно добиться исчезновения ги­перактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Причем при­знаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а 3-2519 импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.’ Помните, что синдром дефицита внимания и гипе­рактивности — это патология, требующая своевремен­ной диагностики и комплексной коррекции: психоло­гической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она прово­дится в возрасте 5—10 лет.

^ Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, что­бы помочь детям справиться с трудностями в обучении.

1. Изменение окружения:

  • изучите нейропсихологические особенности детей ссиндромом дефицита внимания и гиперактивности;
  • работу с гиперактивным ребенком стройте индиви­дуально. Он всегда должен находиться перед глазами учи­теля, в центре класса, прямо у доски;
  • измените режим урока с включением физкультмину­ток;
  • разрешайте гиперактивному ребенку через каждые20 минут вставать и ходить в конце класса;
  • предоставьте ребенку возможность быстро обращать­ся к вам за помощью в случае затруднения;
  • направляйте энергию гиперактивных детей в полез­ное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.

2. Создание положительной мотивации на успех:

  • введите знаковую систему оценивания;
  • чаще хвалите ребенка;
  • расписание уроков должно быть постоянным;
  • избегайте завышенных или заниженных требований кученику с СДВГ;
  • используйте приемы проблемного обучения;
  • используйте на уроке элементы игры и соревнова­ния;
  • давайте задания в соответствии со способностямиребенка;
  • большие задания разбивайте на последовательныечасти, контролируя выполнение каждого из них;
  • создавайте ситуации, в которых гиперактивный ре­бенок может показать свои сильные стороны и стать экс­пертом в классе по некоторым областям знаний;
  • научите ребенка компенсировать нарушенные фун­кции за счет сохранных;
  • игнорируйте негативные поступки и поощряйте по­зитивные;
  • стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
  • помните, что с ребенком необходимо договаривать­ся, а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

  • способствуйте элиминации агрессии;
  • обучайте необходимым социальным нормам и на­выкам общения;
  • регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:

  • объясняйте родителям и окружающим, что положи­тельные изменения наступят не так быстро;
  • объясняйте родителям и окружающим, что улучше­ние состояния ребенка зависит не только от специально­го лечения и коррекции, но и от спокойного и последо­вательного отношения к гиперактивному ребенку.

Помните, что прикосновение является сильным сти­мулятором для формирования поведения и развития на­выков обучения. Педагог начальной школы в Канаде про­вел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточи­лись на трех детях, которые нарушали дисциплину в клас­се и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сда­вать тетради с домашними работами.Помните, что гиперактивность — это не поведенчес­кая проблема, не результат плохого воспитания, а ме­дицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специаль­ной диагностики. Проблему гиперактивности невозмож­но решить волевыми усилиями, авторитарными указа­ниями и словесными убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, спра-

66

67

виться с которыми самостоятельно не сможет. Дисцип­линарные меры воздействия в виде постоянных наказа­ний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улуч­шению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптималь­ном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и ней-ропсихологические коррекционные программы.

^

Проявления СДВГ очень разнообразны, но наблюде­ние и диагностика проводятся по трем основным на­правлениям: дефицит внимания и гиперактивность и им­пульсивность.Американской психиатрической ассоциацией разрабо­таны критерии постановки диагноза СДВГ. Согласно прин­ципам классификации DSM — IV, опубликованным в 1994 году, выделяются три основные формы синдрома: син­дром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ/ВГ), синдром дефицита внимания с гиперактивностью и пре­имущественным нарушением внимания (СДВГ/В) и син­дром дефицита внимания с преобладанием гиперактив­ности и импульсивности (СДВГ/Г).При диагностике следует помнить, что всем детям во­обще свойственна высокая двигательная активность. Вни­мание у детей становится относительно устойчивым к 4— 5 годам. Для детей дошкольного возраста характерно непроизвольное внимание и слабо развитое распределе­ние внимания. У младших школьников объем внимания в 2—3 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке и при обследовании дети могут сохранять не более 12—15 минут. Кроме того, следует помнить, что процесс созревания лобных структур в онтогенезе продолжается до 12—15 лет. Также следует иметь в виду, что синдром настолько часто встречается в рамках задержки психичес­кого развития, что не диагностируется как самостоятель­ная патология. Для постановки диагноза необходимо про­слеживание симптомов СДВГ на протяжении не менее6 месяцев. Сисптомы должны проявляться до 8 лет и со­провождаться психологической дезадаптацией. Поставить диагноз и определить индивидуальную медикаментозную форму лечения может только врач. Психологической и ней-ропсихологической коррекцией могут заниматься соответ­ствующие специалисты.Диагностические критерии синдрома дефицита внима­ния с гиперактивностью по классификации DSM — IV.

А. Для постановки диагноза неооходимо наличие следующих

симптомов, приведенных в разделах 1 и 2:1} Шести или более из перечисленных симптомов невнима­тельности, которые сохраняются у ребенка на протяжении какминимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельству­ют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным

возрастным характеристикам.

Дефицит внимания

1.Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных за­даниях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности.

  1. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении зада­ний или во время игры.
  2. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушаетобращенную к нему речь.
  3. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предла­гаемых инструкций и справиться до конца с выполнениьм уро­ков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (чтоникак не связано с негативным или протестным поведением,неспособностью понять задание).
  4. Часто испытывает сложности в организации самостоятельно­го выполнения заданий и других видов деятельности.
  5. Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляетсявыполнению заданий, которые требуют длительного сохране­ния умственного напряжения.
  6. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например,игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабо­чие инструменты).
  7. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  8. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

2) Шести или более из перечисленных симптомов гиперактив­ности и импульсивности, которые сохраняются у ребенка напротяжении как минимум 6 месяцев и выражены настолько,что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответст­

вии нормальным возрастным характеристикам.

Гнперактнвность

1 Часто наблюдаются беспокойные движения кистей и стоп;сидя на стуле, крутится, вертится. 68

69

2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. 3.’Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бега­ет, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуа­циях, когда это неприемлемо.

  1. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматьсячем-либо на досуге.
  2. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так,«как будто к нему прикрепили мотор».
  3. Часто бывает болтливым.

И мпульс ивно сть

  1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав ихдо конца.
  2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных си­туациях.
  3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например,

    вмешивается в беседы или игры).

В. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности иневнимательности начинают вызывать беспокойство окружаю-

щих в возрасте ребенка до 7 лет.

С. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симпто­мами, возникают в двух или более видах окружающей обста-

новки (например, в школе и дома).

D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.

Наиболее распространенными методиками для диаг­ностики внимания являются методики Шульта, Анфи-лова—Крепилина, Тулуз—Пьерона.

^

Одной из психофизиологических методик для иссле­дования свойств внимания (концентрации, устойчивос­ти, переключаемости), психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности во времени яв­ляется тест Тулуз—Пьерона, который позволяет быстро и первично обследовать детей 6 лет и старше. Он являет­ся одним из вариантов «корректурной» пробы, общий принцип которой был разработан Бурдоном в 1895 году. Суть задания состоит в дифференцировании стимулов, близких по формуле и содержанию в течение длительно­го, точно определенного времени. Применительно к рас­сматриваемой проблеме детей с СДВГ возможно исполь­зование теста для исследования внимания и определения минимальной мозговой дисфункции.Для учащихся 1—3-го классов применяется упрощен­ный вариант методики — 10 строчек на тестовом бланке Строчки состоят из различных квадратиков. Обследуемому необходимо находить и зачеркивать квадратики, анало­гичные образцам. Дети должны работать с двумя типами квадратиков-образцов (они изображены в левом верхнем углу бланка). Время работы с одной строкой — 1 минута.б пл пика ииыисио шооваиоапппп пммпопаиопвапопоо овиииоишоиоааиБланкОбследование может проводиться как групповым спо­собом, так и индивидуально. При групповом тестировании дети сначала слушают инструкцию, сопровождаемую де­монстрацией квадратиков-образцов. При демонстрации на классной доске рисуются квадратики-образцы и часть тре­нировочной строчки (не менее 10 квадратиков), обяза­тельно содержащая все возможные виды квадратов.

Инструкция: «Внимание! Слева в верхней части ваших ответных бланков нарисованы два квадратика-образца. С ними надо сравнивать все остальные квадратики, нарисо­ванные на бланке. Строчка, находящаяся сразу под образ­цами и не имеющая номера, — тренировочная строчка (черновик). На ней вы сейчас попробуете, как надо вы­полнять задание. Необходимо последовательно сравнивать каждый квадратик тренировочной строки с образцами. В том случае, если квадратик тренировочной строки совпа­дает с каким-либо из образцов, его следует зачеркнуть одной вертикальной черточкой. Если такого квадратика среди образцов нет, то его следует подчеркнуть (прогова-ривание инструкции необходимо сопровождать демонст­рацией соответствующих действий). Сейчас вы будете пос­ледовательно обрабатывать все квадратики тренировочной

7071 строчки, зачеркивая совпадающие с образцами и подчер­кивая несовпадающие. Работать необходимо строго по ин­струкции. Нельзя:

  1. Сначала вычеркнуть все квадратики, совпадающие собразцами, а потом подчеркнуть оставшиеся.
  2. Ограничиться только вычеркиванием квадратиков.
  3. Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встре­чаются не совпадающие с образцами квадратики.
  4. Выполнять инструкцию наоборот: подчеркивать совпа­

    дающие и вычеркивать не совпадающие с образцами квад­

    ратики».

Только после того, как дети все поняли, они могут приступить к самостоятельной обработке тренировочных строчек на своих бланках. Тем, кто не понял, необходи­мо индивидуально на бланке показать, как надо рабо­тать. К таким детям обычно относятся кинестетики, ко­торым недостаточно словесно-визуальной инструкции, а также дети с легкой теменной или лобной органикой. Для понимания им необходимо практически опробовать работу под контролем взрослого. Дети с легкой лобной органикой в принципе не в состоянии выполнить инвер­тированные действия, поэтому они зачеркивают не со­впадающие с образцами квадратики и подчеркивают со­впадающие, т.е. действуют по логике «удалить непохожее», а по инструкции работать не могут. Трудности работы при теменной патологии связаны с нарушением зритель­но-двигательной координации, для диагностики кото­рой можно использовать графический тест Бендер.При выполнении теста необходимо проследить, что­бы у всех детей во время подчеркиваний и зачеркиваний происходила смена ориентации движений с горизонталь­ных на вертикальные. Для упрощения работы дети могут неосознанно приближать друг к другу горизонтальные и вертикальные линии.

^ «Теперь будем работать все вместе и точно по времени. На каждую строчку дается 1 минута. По команде "Стоп!" необходимо перейти к обра­ботке следующей строчки. В каком бы месте вас ни зас­тал сигнал, надо сразу перенести руку на следующую строчку и без перерыва продолжать работу. Работать нуж­но как можно быстрее и как можно внимательнее».

Обработка результатов обследования происходит при помощи наложения на бланк ключа, изготовленного из прозрачного материала. На ключе маркером выделены места, внутри которых должны оказаться зачеркнутые квадратики. Вне маркеров все квадратики должны быть подчеркнуты.Для каждой строчки подсчитывается:

  1. Общее количество обработанных квадратиков (вклю­чая и ошибки).
  2. Количество ошибок.

За ошибку считается неверная обработка, исправле­ния и пропуски. Затем значения переносятся на Бланк фиксации результатов.

Номер строки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество обработан­ных знаков
Количество ошибок

К основным расчетным показателям детей с СДВГ от­носятся коэффициент точности выполнения теста (показа­тель концентрации внимания) и показатель устойчивости внимания.

1. Скорость выполнения теста:

где п — число рабочих строчек;

х, — количество обработанных знаков в строке.Таким образом, общая сумма обработанных знаков де­лится на количество рабочих строчек.

^ Коэффициент точности выполнения теста (или по­казатель концентрации внимания):

л и —

л —

где V скорость;

а — среднее количество ошибок в строке.

72

73

« — количество рабочих строчек; у, — количество ошибок в строке ■ Так находится отношение правильно обработанных ков к обшему числу обработанных знаков 3. Устойчивость внимания:

п-

где п — количество рабочих строчек; у, — количество ошибок в строке; а — среднее количество ошибок в строке.

^

Возрастные группы Скорость выполнения (V)
П атоло-гия Слабая Воз­растная норма Хоро­шая Высокая
6—7 лет 0—14 15—17 18—29 30—39^ 40 и >
1-й класс 0—19 20—27 28-^36 37-^4 45 и >
2-й класс 0—22 23—32 33-41 42—57 58 и >
3-й класс 0—15 16-25 26—36 37-^18 49 и >

^

Возрастные группы Точность выполнения (К)
Пато­логия Слабая Воз­растная норма Хорошая Высокая
6—7 лет 0,88 и

выраженной несформи-рованности регуляторных структур,недостаточностью корково-подкорковой ре гуляции,личностно-ориентированной программебез интеллектуальных перегрузок,структурно-фун- кционального блока мозга,торым недостаточно словесно-визуальной инструкции,обеспечение спокойных эмоционально-нейтральныхусловий развития,классной доске рисуются квадратики-образцы,первичная недостаточность базальных структур,сопровождаемую де монстрацией квадратиков-образцов,обучайте необходимым социальным нормам

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …