Сиротюк А. Л. С40 Нейропсихологическое и психофизиологическое со­провождение обучения — страница 3

  • От :
  • Категории : Без рубрики

17
^ (от 7 до 12—15 лет). Происходит становле­ние межполушарного взаимодействия, формируются транс-каллозальные связи. До этого мозолистое тело (толстый пу­чок нервных волокон, соединяющих два полушария) обеспечивало взаимодействие задних отделов правого и ле­вого полушарий и контролировало нижележащие комиссу-ральные уровни. В 12—15 лет морфологическая и функцио­нальная зрелость мозолистого тела обеспечивают взаимодействие лобных (префронтальных) отделов право­го и левого полушарий на регуляторном уровне (третий функциональный блок мозга). Происходит формирование когнитивных стилей личности и обучения, закрепление при­оритета лобных отделов левого полушария. Это позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать (рефлексия — самоанализ, процесс позна­ния самого себя), произвольно регулировать свое поведе­ние, эмоции, речь. Третий блок организует активную, со­знательную психическую деятельность. Человек формирует планы и программы своих действий, следит за их выполне­нием и регулирует свое поведение. Кроме того, он контро­лирует свою сознательную деятельность, сличая эффект своих действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки. Наиболее существенной частью тре­тьего блока являются префронтальные отделы, которые играют решающую роль в формировании намерений и про­грамм. Лобные доли мозга обладают мощными пучками вос­ходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией, за счет которых получают импульсы от систем первого фун­кционального блока, с одной стороны, «заряжаясь» от него, а с другой — контролируя его деятельность. Этот транскор­тикальный уровень наиболее уязвим. При любой девиации (отклонении) формирования нижележащих структур рас­сматриваемые функциональные системы будут развиваться в условиях постоянного энергетического обкрадывания. Практически не существует варианта дезадаптивного пове­дения человека, при котором не обнаруживался бы дефи­цит этого уровня психической деятельности.
Итак, после созревания гипоталамо-диэнцефальных структур мозга (стволовой отдел) начинается созревание правого полушария, а затем левого. Созревание мозолисто­го тела, как уже отмечалось, завершается только к 12—15
Рис. 1.4. Третий функциональный блок мозга
годам. До этого возраста межполушарное взаимодействие (особый механизм объединения левого и правого полуша­рий мозга в единую интегративно целостную систему, фор­мирующийся в онтогенезе) осуществляется при помоши комиссур. Созревание мозга в норме происходит снизу вверх, от правого полушария к левому, от задних отделов мозга — к передним. Интенсивный рост лобной доли начинается не ранее 8 лет и заканчивается к 12—15 годам. В онтогенезе лобная доля закладывается первой, а заканчивает свое раз­витие последней. Развитие центра Брока в лобной доле де­лает возможным обработку информации за счет внутрен­ней речи, что значительно быстрее, чем при вербализации. Рис. 1.5. Схема формирования психических функций в онтогенезе Специализация больших полушарий у каждого ребен­ка происходит с разной скоростью. В среднем образное по"лушарие испытывает скачок роста дендритов в 4—7 лет, логическое полушарие — в 9—12 лет. Чем более ак­тивно используются оба полушария и все доли мозга, тем больше дендритных связей формируется в мозолис­том теле и миелинизируется. Полностью сформирован­ное мозолистое тело передает 4 млрд сигналов в секунду через 200 млн нервных волокон, большей частью мие-линизированных и соединяющих два полушария. Интег­рация и быстрый доступ информации стимулируют раз­витие операционного мышления и формальной логики. У девочек и женщин в мозолистом теле нервных воло­кон больше, чем у мальчиков и мужчин, что обеспечи­вает у них более высокие компенсаторные механизмы.Миелинизация в разных зонах коры также протекает неравномерно: в первичных полях заканчивается в пер­вом полугодии жизни, во вторичных и третичных полях продолжается до 10—12 лет. Классические исследования Флексинга показали, что миелинизация двигательных и чувствительных корешков зрительного тракта завершает­ся в первый год после рождения, ретикулярной форма­ции — в 18 лет, ассоциативных путей — в 25 лет. Это значит, что в первую очередь формируются те нервные пути, которые играют наиболее важную роль на ранних этапах онтогенеза. Процесс миелинизации тесно корре­лирует с ростом когнитивных и двигательных способнос­тей в дошкольные годы.До 7-летнего возраста пластичность мозговых систем из-за отсутствия жестких мозговых связей имеет огром­ный аутокоррекционный потенциал. К 9-летнему возрасту по всем нейробиологическим законам мозг завершает свое интенсивное развитие. Его функциональные связи стано­вятся все более жесткими и малоподвижными. Развитие операционального обеспечения психической деятельнос­ти в 9-летнем возрасте становится экстенсивным. В этом возрасте завершается формирование электрофизиологичес­ких механизмов произвольного внимания. Все энергети­ческие ресурсы мозга обращаются к передним отделам левого полушария. Имеет место нарастающее истощение внутренних компенсаторных функциональных возмож-ностей ребенка. Коррекционный процесс подчас при­обретает характер муштры.К моменту прихода ребенка в школу (в 7 лет) у него развито правое полушарие, а левое актуализируется только к 9 годам. В связи с этим обучение младших школьников должно проходить естественным для них правополушарным способом — через творчество, образы, положительные эмо­ции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощуще­ния. К сожалению, в школе принято сидеть смирно, не дви­гаться, буквы и числа учить линейно, читать и писать на плоскости, т.е. левополушарным способом. Именно поэто­му обучение очень скоро превращается в натаскивание и дрессировку ребенка, что неизбежно приводит к сниже­нию мотивации, стрессам и неврозам.В 7 лет у ребенка хорошо развита только «внешняя» речь, поэтому он мыслит в буквальном смысле вслух. Читать и мыслить ему необходимо вслух до тех пор, пока не будет развита «внутренняя» речь. Перевод мыслей в письменную речь — это еще более сложный процесс, когда задействуют-ся многие зоны неокортекса: чувствительная, основная слу­ховая, центр слуховых ассоциаций, основная зрительная, моторная зона речи и познавательный центр. Интегрирован­ные схемы мышления передаются в область вокализации и базальный ганглий лимбической системы, что делает воз­можным построение слов в устной и письменной речи.Названные процессы являются необходимой предпо­сылкой для обеспечения стабильных межфакторных и межфункциональных взаимоотношений между различны­ми операциональными и регуляторными уровнями цело­стной психической деятельности. Срок перехода от одно­го этапа к следующему строго ограничен объективными нейробиологическими законами, что необходимо учиты­вать, требуя от ребенка выполнения той или иной задачи. Если задача, предлагаемая ребенку, входит в противоре­чие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. Это негатив­но сказывается на формировании тех процессов, кото­рые в данный момент времени активно развиваются. На­пример, при раннем обучении ребенка (до 5-летнего возраста) цифрам и буквам может произойти искаже­ние нормального онтогенеза. Реакция на раннее обуче-
20
ние может быть отсроченной и в дальнейшем проявит­ся в различного рода эмоционально-личностных девиа­циях, склонности ребенка к частым заболеваниям, ал­лергических явлениях, логоневрозе (заикание), дизартрии (нарушение речи), тиках и навязчивых дви­жениях. Опережающая нагрузка на кортикальные отде­лы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму, счету, в силу своей энергоемкости истощает субкортикальные образования, которые, в свою очередь, завершили свое развитие и утратили пластичность и ре­сурсы для реадаптации (восстановления). Такой ребенок на фоне высоких достижений в области литературы и математики демонстрирует несформированность элемен­тарных навыков (неумение завязывать шнурки, застеги­вать пуговицы, резать хлеб и др.). Ребенок зачитывает энциклопедию «до дыр», оставаясь при этом беспомощ­ным в быту. Поэтому раннее обучение детей знакам, цифрам, счету и чтению может спровоцировать дизон-тогенетическое развитие! Для ребенка одинаково вредным является как опере­жение, так и запаздывание в развитии. Дело в том, что энергия мозга конечна в каждый конкретный период, а для развития той или другой моторной или психической функции эволюционно заложены определенные сроки. Раннее развитие или обучение ребенка предполагает, что энергия мозга для этого отнимается у той функции, ко­торая в это время должна активно развиваться.В то же время «невостребованные» зоны мозга, т.е. не получающие своевременно сенсорной информации, задер­живаются или отстают в развитии. В условиях социальной депривации (недостаточная востребованность социальной среды) прекращается рост дендритных сетей. Развитие ре­бенка всегда идет вслед за его обучением, а не наоборот. Обучение же начинается с первых дней жизни ребенка и является его естественным состоянием. Развитие мозга спо­собствует все более сложным процессам научения. В свою очередь, воспринимающая и моторная дятельность,освое-ние языка и другие виды научения вносят свой вклад в образование и усиление межнейронных связей. На каж­дом возрастном этапе развития ребенок должен решать проблемы в соответствии со своим возрастом.Интересно отметить, что старение головного мозга пред­положительно идет в обратном направлении. Первыми «ста­реют* лобные отделы левого полушария (ослабление само­контроля над собственной деятельностью, неумение держать программу), затем височные отделы левого полушария (сни­жение слухового восприятия речи, затруднения в речевом опосредовании). На следующем этапе «стареют» мозолистое тело (снижение интеллектуальной активности) и правое полушарие (нарушение пространственной ориентации, ко­ординации движений, ослабление восприятия шумов), а далее — стволовые структуры мозга.Одна из центральных идей в концепции А.Р. Лурия за­ключается в том, что все нейропсихологические синдромы возникают как следствие нарушения в работе соответству­ющего фактора (фактор — специфический механизм ана-литико-синтетической (интегративной) работы отдельной мозговой структуры, проявляющийся в психическом плане в форме осознаваемого или неосознаваемого качества, ко­торые могут быть зафиксированы в психологическом ис­следовании в виде поведенческого проявления, имеющего конкретное смысловое содержание). Это обусловливает об­щую логику нарушений всех психических функций, входя­щих в этот синдром.Нейропсихологический синдромный анализ, проводи­мый с помощью теста А. Р. Лурия, позволяет определить состав мозговых зон, вовлекаемых в работу функциональ­ных систем, и квалифицировать роль каждой из них в обес­печении целостного протекания психических процессов. Об­наруживаемый при тестовом обследовании дефицит в выполнении заданий позволяет при помощи синдромного анализа установить связь этого дефицита с работой той или иной мозговой зоны.Психика и формирующийся мозг необыкновенно пла­стичны и готовы к развитию базальных (основных) ней-ропсихологических факторов, являющихся опорными со­ставляющими для дальнейшего совершенствования позна­вательных процессов. На них в дальнейшем выстраивается и держится сложная многоуровневая конструкция ин­дивидуальности человека. К группе базальных факторов относятся: модально-специфический; кинестетический; кинетический; пространственный; произвольной регу-
22
23
ляции психической деятельности; энергетического обес­печения; межполушарного взаимодействия.
^ связан с работой тех отделов мозга, куда поступает информация от органов чувств (тактильных, слуховых и зрительных). Например, при формировании образа буквы эффективным приемом является ощупывание и лепка ребенком букв. Органы чувств и соответствующие зоны мозга взаимодействуют между собой, и работа одного анализатора активизирует работу другого (синестезия). В онтогенезе анализаторные зоны созревают с разной скоростью. Однако известно об опере­жающей готовности тактильной сферы, что следует учи­тывать в обучении детей старшего дошкольного и млад­шего школьного возраста. Слуховое восприятие включает в себя смыслоразличительную функцию фонематического слуха, без которой невозможно развитие письменной и устной речи. Так, например, учителя Екатеринбургской школы № 82 обучают игре на флейте дезадаптированных к школьным условиям детей. Развитие музыкального слу­ха и моторики приводит к улучшению устной и письмен­ной речи.
^ обеспечивает передачу сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах, и, следовательно, тесно связан с тактильным модально-специфическим фактором. За работу кинетического фактора ответственна обширная теменная область головного мозга.
^ участвует в формировании представлений о собственном теле и тесно связан с ки­нетическим. Развитию каждого из этих факторов спо­собствует двигательная активность ребенка в различных сферах, что должно быть объектом обучения и разви­тия.
^ отвечает за восприятие и пе­реработку пространственных характеристик и является од­ной из наиболее сложных форм психического отражения и адаптации. За работу этого фактора отвечает нижнете­менная область мозга, занимающая промежуточное поло­жение между отделами мозга, обеспечивающими пере­работку зрительной, слуховой и тактильной информации. Существуют три составляющие пространственной орга-
низации: реальное пространство, представления о про­странстве и квазипространство. (Квазипространство — упорядоченность в системах знаков и символов, выра­ботанная человечеством для обобщения представлений о мире с возможностью передачи их другим людям.) Пространственный фактор развивается на основе ак­тивных движений в реальном, многомерном и дина­мичном мире с опорой на схему собственного тела и взаимодействие органов чувств различной модальнос­ти. Ребенку часто недостает такого развития, что при­водит к отклонениям в функциогенезе (созревание пси­хических функций) и трудностям в обучении. Сейчас исчезла «дворовая культура», включавшая подвижные игры, движения, перемещения и др. Компьютерные игры в виртуальном пространстве не заменят реаль­ной пространственной ориентировки при игре, напри­мер в «жмурки», «прятки» или «вышибалы».
^ связан с работой лобных отделов мозга. Именно этот фактор часто является слабым звеном в психической дея­тельности ребенка, что выражается в отвлекаемости, не­доведении действий до конечного результата, отсутствии самоконтроля. Напомню, что лобные отделы мозга закла­дываются в эмбриогенезе первыми, а завершают свое раз­витие последними. С точки зрения эволюции это явление объясняется тем, что непроизвольное, нерегулируемое и непосредственное поведение ребенка дает ему больше сте­пеней свободы в развитии познания.
^ связан с работой глубинных отделов мозга, которые регулируют витальные (жизненные) потребности, биологические ритмы, систе­мы жизнеобеспечения организма. Неразвитость этого фак­тора обнаруживается в первую очередь в процессах памяти и внимания.
^ обеспечива­ет обмен информацией между полушариями, а также гармоничные последовательность и одновременность по­знавательных процессов. Если этот фактор недостаточ­но сформирован, нужно по нейропсихологическим син­дромам определить «мишень» коррекционной помощи ребенку.

17

^ (от 7 до 12—15 лет). Происходит становле­ние межполушарного взаимодействия, формируются транс-каллозальные связи. До этого мозолистое тело (толстый пу­чок нервных волокон, соединяющих два полушария) обеспечивало взаимодействие задних отделов правого и ле­вого полушарий и контролировало нижележащие комиссу-ральные уровни. В 12—15 лет морфологическая и функцио­нальная зрелость мозолистого тела обеспечивают взаимодействие лобных (префронтальных) отделов право­го и левого полушарий на регуляторном уровне (третий функциональный блок мозга). Происходит формирование когнитивных стилей личности и обучения, закрепление при­оритета лобных отделов левого полушария. Это позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать (рефлексия — самоанализ, процесс позна­ния самого себя), произвольно регулировать свое поведе­ние, эмоции, речь. Третий блок организует активную, со­знательную психическую деятельность. Человек формирует планы и программы своих действий, следит за их выполне­нием и регулирует свое поведение. Кроме того, он контро­лирует свою сознательную деятельность, сличая эффект своих действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки. Наиболее существенной частью тре­тьего блока являются префронтальные отделы, которые играют решающую роль в формировании намерений и про­грамм. Лобные доли мозга обладают мощными пучками вос­ходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией, за счет которых получают импульсы от систем первого фун­кционального блока, с одной стороны, «заряжаясь» от него, а с другой — контролируя его деятельность. Этот транскор­тикальный уровень наиболее уязвим. При любой девиации (отклонении) формирования нижележащих структур рас­сматриваемые функциональные системы будут развиваться в условиях постоянного энергетического обкрадывания. Практически не существует варианта дезадаптивного пове­дения человека, при котором не обнаруживался бы дефи­цит этого уровня психической деятельности.

Итак, после созревания гипоталамо-диэнцефальных структур мозга (стволовой отдел) начинается созревание правого полушария, а затем левого. Созревание мозолисто­го тела, как уже отмечалось, завершается только к 12—15

Рис. 1.4. Третий функциональный блок мозга

годам. До этого возраста межполушарное взаимодействие (особый механизм объединения левого и правого полуша­рий мозга в единую интегративно целостную систему, фор­мирующийся в онтогенезе) осуществляется при помоши комиссур. Созревание мозга в норме происходит снизу вверх, от правого полушария к левому, от задних отделов мозга — к передним. Интенсивный рост лобной доли начинается не ранее 8 лет и заканчивается к 12—15 годам. В онтогенезе лобная доля закладывается первой, а заканчивает свое раз­витие последней. Развитие центра Брока в лобной доле де­лает возможным обработку информации за счет внутрен­ней речи, что значительно быстрее, чем при вербализации. Рис. 1.5. Схема формирования психических функций в онтогенезе Специализация больших полушарий у каждого ребен­ка происходит с разной скоростью. В среднем образное по"лушарие испытывает скачок роста дендритов в 4—7 лет, логическое полушарие — в 9—12 лет. Чем более ак­тивно используются оба полушария и все доли мозга, тем больше дендритных связей формируется в мозолис­том теле и миелинизируется. Полностью сформирован­ное мозолистое тело передает 4 млрд сигналов в секунду через 200 млн нервных волокон, большей частью мие-линизированных и соединяющих два полушария. Интег­рация и быстрый доступ информации стимулируют раз­витие операционного мышления и формальной логики. У девочек и женщин в мозолистом теле нервных воло­кон больше, чем у мальчиков и мужчин, что обеспечи­вает у них более высокие компенсаторные механизмы.Миелинизация в разных зонах коры также протекает неравномерно: в первичных полях заканчивается в пер­вом полугодии жизни, во вторичных и третичных полях продолжается до 10—12 лет. Классические исследования Флексинга показали, что миелинизация двигательных и чувствительных корешков зрительного тракта завершает­ся в первый год после рождения, ретикулярной форма­ции — в 18 лет, ассоциативных путей — в 25 лет. Это значит, что в первую очередь формируются те нервные пути, которые играют наиболее важную роль на ранних этапах онтогенеза. Процесс миелинизации тесно корре­лирует с ростом когнитивных и двигательных способнос­тей в дошкольные годы.До 7-летнего возраста пластичность мозговых систем из-за отсутствия жестких мозговых связей имеет огром­ный аутокоррекционный потенциал. К 9-летнему возрасту по всем нейробиологическим законам мозг завершает свое интенсивное развитие. Его функциональные связи стано­вятся все более жесткими и малоподвижными. Развитие операционального обеспечения психической деятельнос­ти в 9-летнем возрасте становится экстенсивным. В этом возрасте завершается формирование электрофизиологичес­ких механизмов произвольного внимания. Все энергети­ческие ресурсы мозга обращаются к передним отделам левого полушария. Имеет место нарастающее истощение внутренних компенсаторных функциональных возмож-ностей ребенка. Коррекционный процесс подчас при­обретает характер муштры.К моменту прихода ребенка в школу (в 7 лет) у него развито правое полушарие, а левое актуализируется только к 9 годам. В связи с этим обучение младших школьников должно проходить естественным для них правополушарным способом — через творчество, образы, положительные эмо­ции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощуще­ния. К сожалению, в школе принято сидеть смирно, не дви­гаться, буквы и числа учить линейно, читать и писать на плоскости, т.е. левополушарным способом. Именно поэто­му обучение очень скоро превращается в натаскивание и дрессировку ребенка, что неизбежно приводит к сниже­нию мотивации, стрессам и неврозам.В 7 лет у ребенка хорошо развита только «внешняя» речь, поэтому он мыслит в буквальном смысле вслух. Читать и мыслить ему необходимо вслух до тех пор, пока не будет развита «внутренняя» речь. Перевод мыслей в письменную речь — это еще более сложный процесс, когда задействуют-ся многие зоны неокортекса: чувствительная, основная слу­ховая, центр слуховых ассоциаций, основная зрительная, моторная зона речи и познавательный центр. Интегрирован­ные схемы мышления передаются в область вокализации и базальный ганглий лимбической системы, что делает воз­можным построение слов в устной и письменной речи.Названные процессы являются необходимой предпо­сылкой для обеспечения стабильных межфакторных и межфункциональных взаимоотношений между различны­ми операциональными и регуляторными уровнями цело­стной психической деятельности. Срок перехода от одно­го этапа к следующему строго ограничен объективными нейробиологическими законами, что необходимо учиты­вать, требуя от ребенка выполнения той или иной задачи. Если задача, предлагаемая ребенку, входит в противоре­чие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. Это негатив­но сказывается на формировании тех процессов, кото­рые в данный момент времени активно развиваются. На­пример, при раннем обучении ребенка (до 5-летнего возраста) цифрам и буквам может произойти искаже­ние нормального онтогенеза. Реакция на раннее обуче-

20

ние может быть отсроченной и в дальнейшем проявит­ся в различного рода эмоционально-личностных девиа­циях, склонности ребенка к частым заболеваниям, ал­лергических явлениях, логоневрозе (заикание), дизартрии (нарушение речи), тиках и навязчивых дви­жениях. Опережающая нагрузка на кортикальные отде­лы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму, счету, в силу своей энергоемкости истощает субкортикальные образования, которые, в свою очередь, завершили свое развитие и утратили пластичность и ре­сурсы для реадаптации (восстановления). Такой ребенок на фоне высоких достижений в области литературы и математики демонстрирует несформированность элемен­тарных навыков (неумение завязывать шнурки, застеги­вать пуговицы, резать хлеб и др.). Ребенок зачитывает энциклопедию «до дыр», оставаясь при этом беспомощ­ным в быту. Поэтому раннее обучение детей знакам, цифрам, счету и чтению может спровоцировать дизон-тогенетическое развитие! Для ребенка одинаково вредным является как опере­жение, так и запаздывание в развитии. Дело в том, что энергия мозга конечна в каждый конкретный период, а для развития той или другой моторной или психической функции эволюционно заложены определенные сроки. Раннее развитие или обучение ребенка предполагает, что энергия мозга для этого отнимается у той функции, ко­торая в это время должна активно развиваться.В то же время «невостребованные» зоны мозга, т.е. не получающие своевременно сенсорной информации, задер­живаются или отстают в развитии. В условиях социальной депривации (недостаточная востребованность социальной среды) прекращается рост дендритных сетей. Развитие ре­бенка всегда идет вслед за его обучением, а не наоборот. Обучение же начинается с первых дней жизни ребенка и является его естественным состоянием. Развитие мозга спо­собствует все более сложным процессам научения. В свою очередь, воспринимающая и моторная дятельность,освое-ние языка и другие виды научения вносят свой вклад в образование и усиление межнейронных связей. На каж­дом возрастном этапе развития ребенок должен решать проблемы в соответствии со своим возрастом.Интересно отметить, что старение головного мозга пред­положительно идет в обратном направлении. Первыми «ста­реют* лобные отделы левого полушария (ослабление само­контроля над собственной деятельностью, неумение держать программу), затем височные отделы левого полушария (сни­жение слухового восприятия речи, затруднения в речевом опосредовании). На следующем этапе «стареют» мозолистое тело (снижение интеллектуальной активности) и правое полушарие (нарушение пространственной ориентации, ко­ординации движений, ослабление восприятия шумов), а далее — стволовые структуры мозга.Одна из центральных идей в концепции А.Р. Лурия за­ключается в том, что все нейропсихологические синдромы возникают как следствие нарушения в работе соответству­ющего фактора (фактор — специфический механизм ана-литико-синтетической (интегративной) работы отдельной мозговой структуры, проявляющийся в психическом плане в форме осознаваемого или неосознаваемого качества, ко­торые могут быть зафиксированы в психологическом ис­следовании в виде поведенческого проявления, имеющего конкретное смысловое содержание). Это обусловливает об­щую логику нарушений всех психических функций, входя­щих в этот синдром.Нейропсихологический синдромный анализ, проводи­мый с помощью теста А. Р. Лурия, позволяет определить состав мозговых зон, вовлекаемых в работу функциональ­ных систем, и квалифицировать роль каждой из них в обес­печении целостного протекания психических процессов. Об­наруживаемый при тестовом обследовании дефицит в выполнении заданий позволяет при помощи синдромного анализа установить связь этого дефицита с работой той или иной мозговой зоны.Психика и формирующийся мозг необыкновенно пла­стичны и готовы к развитию базальных (основных) ней-ропсихологических факторов, являющихся опорными со­ставляющими для дальнейшего совершенствования позна­вательных процессов. На них в дальнейшем выстраивается и держится сложная многоуровневая конструкция ин­дивидуальности человека. К группе базальных факторов относятся: модально-специфический; кинестетический; кинетический; пространственный; произвольной регу-
22

23

ляции психической деятельности; энергетического обес­печения; межполушарного взаимодействия.

^ связан с работой тех отделов мозга, куда поступает информация от органов чувств (тактильных, слуховых и зрительных). Например, при формировании образа буквы эффективным приемом является ощупывание и лепка ребенком букв. Органы чувств и соответствующие зоны мозга взаимодействуют между собой, и работа одного анализатора активизирует работу другого (синестезия). В онтогенезе анализаторные зоны созревают с разной скоростью. Однако известно об опере­жающей готовности тактильной сферы, что следует учи­тывать в обучении детей старшего дошкольного и млад­шего школьного возраста. Слуховое восприятие включает в себя смыслоразличительную функцию фонематического слуха, без которой невозможно развитие письменной и устной речи. Так, например, учителя Екатеринбургской школы № 82 обучают игре на флейте дезадаптированных к школьным условиям детей. Развитие музыкального слу­ха и моторики приводит к улучшению устной и письмен­ной речи.

^ обеспечивает передачу сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах, и, следовательно, тесно связан с тактильным модально-специфическим фактором. За работу кинетического фактора ответственна обширная теменная область головного мозга.

^ участвует в формировании представлений о собственном теле и тесно связан с ки­нетическим. Развитию каждого из этих факторов спо­собствует двигательная активность ребенка в различных сферах, что должно быть объектом обучения и разви­тия.

^ отвечает за восприятие и пе­реработку пространственных характеристик и является од­ной из наиболее сложных форм психического отражения и адаптации. За работу этого фактора отвечает нижнете­менная область мозга, занимающая промежуточное поло­жение между отделами мозга, обеспечивающими пере­работку зрительной, слуховой и тактильной информации. Существуют три составляющие пространственной орга-

низации: реальное пространство, представления о про­странстве и квазипространство. (Квазипространство — упорядоченность в системах знаков и символов, выра­ботанная человечеством для обобщения представлений о мире с возможностью передачи их другим людям.) Пространственный фактор развивается на основе ак­тивных движений в реальном, многомерном и дина­мичном мире с опорой на схему собственного тела и взаимодействие органов чувств различной модальнос­ти. Ребенку часто недостает такого развития, что при­водит к отклонениям в функциогенезе (созревание пси­хических функций) и трудностям в обучении. Сейчас исчезла «дворовая культура», включавшая подвижные игры, движения, перемещения и др. Компьютерные игры в виртуальном пространстве не заменят реаль­ной пространственной ориентировки при игре, напри­мер в «жмурки», «прятки» или «вышибалы».

^ связан с работой лобных отделов мозга. Именно этот фактор часто является слабым звеном в психической дея­тельности ребенка, что выражается в отвлекаемости, не­доведении действий до конечного результата, отсутствии самоконтроля. Напомню, что лобные отделы мозга закла­дываются в эмбриогенезе первыми, а завершают свое раз­витие последними. С точки зрения эволюции это явление объясняется тем, что непроизвольное, нерегулируемое и непосредственное поведение ребенка дает ему больше сте­пеней свободы в развитии познания.

^ связан с работой глубинных отделов мозга, которые регулируют витальные (жизненные) потребности, биологические ритмы, систе­мы жизнеобеспечения организма. Неразвитость этого фак­тора обнаруживается в первую очередь в процессах памяти и внимания.

^ обеспечива­ет обмен информацией между полушариями, а также гармоничные последовательность и одновременность по­знавательных процессов. Если этот фактор недостаточ­но сформирован, нужно по нейропсихологическим син­дромам определить «мишень» коррекционной помощи ребенку.

фактор специфический механизм ана-литико-синтетической,контролировало нижележащие комиссу-ральные уровни,созревания гипоталамо-диэнцефальных структур мозга,задействуют-ся многие зоны неокортекса,работе соответству ющего фактора,большей частью мие-линизированных,нейробиологическим законам мозг завершает,базальный ганглий лимбической системы,височные отделы левого полушария,развитие мозга спо собствует

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …