Система М. Монтессори — Доклад на тему: Личностно-ориентированный подход как современная образовательная парадигма

^ Мария Монтессори (1870—1952) — итальянский педагог, врач. Разработав эффективные методы развития слабоумных детей, при­шла к выводу, что они применимы и к обычным здоровым детям. Система построена на идеях свободного воспитания и предназна­чена для детей от 3 до 9 лет.
Главный принцип дидактической системы Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».
Методика Монтессори построена на основе многообразной практической деятельности детей со специально подготовленным дидактическим материалом (кубики, цилиндры, вкладыши, рамки с гнездами разной формы, цепочки из бусин для счета и т. п.). Развитие и обучение ребенка основывается на его физических органах чувств. Для этого используются всевозможные средства: коробочки с запахом, доска для ощупывания, шумящие коробки, звоночки, вкусовые баночки, теплые кувшины и т.п.
Активная роль педагога на занятиях отрицается, основной его метод — наблюдение. Преобладают методы автодидактики, когда ребенок делает самостоятельные шаги в специально разработан­ной для обучения среде. Устройство дидактического материала та­ково, что позволяет ребенку самому обнаруживать свои ошибки. Исправление ошибок развивает активность, задача приобретения знаний оказывается попутной. Ребенок учится ставить цель и на­ходить пути ее решения.Для педагога важно правильно выбрать момент начала занятия на уроке. Учитель как можно меньше говорит, делает все медленно и понятно для детей. Последовательность действий учителя тако­ва, чтобы ребенок мог ее повторить.Ребенку предоставляется выбор материала для занятия, каждый может заниматься в своей части комнаты. В месте занятия не долж­но быть посторонних предметов. Особое внимание уделяется эмо­циональной атмосфере и личному контакту педагога с ребенком. Нельзя порицать ребенка за неправильность его действий.Недостатками системы Монтессори являются преимуществен­ные занятия с искусственно созданными пособиями, ограничен­ное изучение реальной жизни, формирование в детях «инстинкта послушания». Дух индивидуализма затрудняет развитие у детей умения общаться между собой.В России широко используются материалы из системы Мон­тессори для природосообразного обучения и развития детей детско­го сада и начальной школы.

Селестен Френе (1896—1966) — французский педагог, создав­ший оригинальную систему школьного обучения, основанную на природоестественной, трудовой и самоорганизующей деятельно­сти детей.С. Френе разработал 30 педагогических инвариантов, выполняю­щих роль принципов школьной системы. Вот некоторые из них.
Инвариант 1. Природа ребенка такая же, как и природа взрос­лого.
Инвариант 7. Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
Инвариант 11. Наиболее эффективный путь усвоения знаний — не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные приемы традиционной школы, а экспериментальное на­щупывание — естественный и универсальный метод познания.
Инвариант 13. Знания добываются опытным путем, а не изуче­нием правил и законов, как иногда думают. Браться в первую оче­редь за правила и законы — все равно что ставить повозку впереди лошади.
Инвариант 19. Выставление отметок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.
Инвариант 20. Учителю нужно как можно меньше говорить.
Основой учебного процесса в школе Френе является создание учениками так называемых свободных текстов на учебную тему, ко­торую они выбрали. Это небольшие сочинения, в которых дети описывают свои впечатления от экскурсий, рассказывают о своих делах, друзьях, планах на будущее. Лучшие из свободных текстов обсуждаются на занятиях, распечатываются и отдаются всем де­тям; те подшивают их в специальную тетрадку, играющую роль учебных пособий.
Для того чтобы организовать публикацию и размножение тек­стов, действует школьная типография — главное техническое сред­ство данной системы обучения. Работают в типографии сами школьники.
Создавая свободные тексты, ученик не только обучается род­ному языку, но и ощущает себя творческой личностью. Детские тексты являют собой социально-педагогический тест, обнаружи­вающий отношения ребенка с окружающим миром, помогающий ему осознавать свои образовательные результаты.
Традицийнные учебники в этой школе отсутствуют. Вместо них — система карточек, содержащих математические задачи, грамма­тические упражнения, рассказы, иные тексты и задания по раз­личным наукам и дисциплинам. На базе карточек создаются обучающие ленты, которые вкладываются для передвижения в спе­циальную машину (прообраз программированного обучения). На одном кадре дается условие задачи или вопрос, на следующем мо­жет находиться рациональный способ решения или ответ. Такие пособия позволяют ребенку изучать материал в индивидуальном темпе и ритме.
Учебный процесс в школе Френе имеет четкое планирование. Учитель составляет месячный план работы для каждого класса с пе­речнем тем, подлежащих изучению согласно государственным стан­дартам. В соответствии с этим планом каждый ученик составляет свой индивидуальный недельный план, в котором отражаются все основные его виды деятельности: указывается, сколько свободных текстов он составит и на какие темы, отмечаются номера карточек, задания из которых будут выполнены, определяются виды трудовой деятельно­сти (работа в мастерской, саду, на скотном дворе и т. п.).
Учебный день в школе делится на две части. Первую половину дня старшие ученики занимаются обычно самостоятельно по своему плану: одни составляют свободные тексты, другие выполняют задания по карточкам, третьи готовят материал для типо­графского набора. Учитель в это время большее внимание уделяет младшим школьникам: организует их занятия по чтению, письму, рисованию. Попутно старается не упускать из поля зрения стар­ших учеников, помогая им разобраться с учебной картотекой или типографским станком.Во второй половине дня в типографии печатается то, что сдела­но детьми утром; подводятся итоги работы: ученики делают док­лады, читают изданные тексты. Авторы лучших работ поощряются.Чтобы не травмировать психику детей, отметки в школе Френе не выставляются. Взамен существует система оценивания с раз­личными формами поощрений (лучших учеников в то время мог­ли, например, награждать специальными орденами, возлагать на голову венки и показывать в театре, печатать их имена в газетах).
Специфическими элементами школы Френе являются школь­ный кооператив и общешкольная газета. Ученики изготавливают раз­личные предметы для нужд школы, а также на продажу. Каждую субботу проводится общее собрание кооператива, где организуется выставка лучших работ, обсуждаются материалы школьной газеты.
Школьная газета здесь своеобразна. Каждый понедельник в ко­ридоре вывешивается большой лист бумаги, разделенный на 4 ко­лонки: «Я критикую», «Я хвалю», «Я хотел бы», «Я сделал». Рядом привязан карандаш, и любой ученик может в любое время сделать свою запись, обязательно подписавшись. Стирать или снимать за­писи не разрешается.Школа Френе отличается от традиционной тем, что здесь к каж­дому ученику имеется индивидуальный подход. Главной является возможность детей творчески развиваться, работая самостоятель­но и экспериментально подкрепляя свои знания и умения.Данную систему критикуют за отсутствие последовательности в изучении материала учениками, которые сами выбирают себе те­мы для изучения. В то же время отдельные элементы педагогиче­ской системы Френе действуют в сегодняшних школах, например система карточек.

Основы вальдорфской педагогики разработаны немецким философом и педагогом Рудольфом Штайнером (1861—1925). Задача вальдорфской педагогики — воспитание духовно свободной личности. Законы творчества рассматриваются в этой системе как выте­кающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека.Вальдорфские педа­гоги видят своей задачей «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки. Вальдорфская педагогика исключает прямые воздей­ствия на волю; считается, что воля развивается здоровым образом только в результате правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их осу­ществления — сначала художественное, чувственное, духовное, затем из него — интеллектуальное.Особенности вальдорфской системы обучения заключаются в следующем.Применение метода обучения детей через цветовое и образное пере­живание предметов.Изучение объектов как наделенных душой вещей — понимание их сущ­ности через чувственное восприятие и физическое ощущение.Исходный этап обучения — переживание явления, затем наблюдение, эксперимент, построение модели. Так, понятие атомов и молекул вводит­ся в конце, а не в начале изучения темы.Использование принципа дуализма—учения, признающего равнопра­вие двух начал, а также различных противоречий (между небом и землей, белым и черным и т. д.).Учет жизненных биологических ритмов ребенка, чередование проти­воположных видов деятельности: «дыхание урока», «дыхание дня».Природосообразность и отрицание шаблонов (например, линии дети до 14 лет чертят без линеек).Главным действующим лицом в школе является классный учитель. Он разрабатывает и ведет все основные общеобразовательные предметы в своем классе с 1 -го по 8-й класс. Учитель не работает по жесткому пла­ну: необходимый план «прочитывается» им непосредственно в каждом ученике. Задача учителя — не затрагивая собственного «Я» ученика, спо­собствовать формированию его тела и души таким образом, чтобы инди­видуальность (дух) когда-нибудь смогла стать его полным хозяином.Начальное обучение ведется с преимущественным использовани­ем образных форм, которые применяются и на старших ступенях. Предметы преподаются по эпохам: в течение 3—4 недель ежедневно. На первых двух-трех уроках проводится один и тот же ведущий пред­мет, чтобы ученики могли полностью вжиться в него. Затем подобным же образом изучается другой ведущий предмет и т. д.Учебники в общепринятом смысле в этой школе не применя­ются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Отметки не выставляются. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную характеристику каждого ученика. Сдаются итоговые (после 8 клас­са) и выпускные (в конце 12 класса) экзамены.

Лев Николаевич Толстой (1829— 1910) создал в Ясной Поляне частную школу для крестьянских детей, в основе которой лежал опыт есте­ственного взаимодействия детей и педагогов, превращающий школу в лабораторию жизни. Толстой отрицал заранее установленные про­граммы, твердое учебное расписание, требовал, чтобы содержание учебных занятий в школе определялось интересами и потребностями детей. Считал, что невозможно заранее знать сущность образования, ставил под сомнение необходимость педагогики как науки, знающей, каким образом следует воспитывать человека; ему принадлежит фра­за: «воспитание портит, а не исправляет людей».Основная задача школы, по Толстому, чтобы дети учились хорошо и охотно. В Яснополянской школе (1862 г.) в трех классах занималось около 40 детей. Четверо учителей вели в общей сложности 12 предметов: чтение механическое и постепенное, писание, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, рисование, черчение, пение, математика, беседы из естественных наук, закон Божий.
Толстой так описывает планирование занятий: «Учителя составляют дневники своих занятий, которые сообщают друг другу по воскресеньям, и сообразно тому составляют свои планы преподавания на будущую неделю. Планы эти каждую неделю не исполняются, а изменяются сообразно требованиям учеников…» (Антология педагогической мысли России второй половины XIX—начала XX в. М-И990-С. 115)..
Уроков на дом не задают. Идя в школу, ученики не обязаны пом­нить то, что изучалось вчера. За опоздания не ругают. Ученик имеет право не ходить в школу либо покидать ее при необходимости, а учитель имеет право не пускать к себе ученика.Дети увлеченно играют в «кучу-малу», а когда приходит учитель — с тем же увлечением читают книжки. В первом классе все обступают учителя у доски, могут сесть или лечь вокруг него на столе, когда идет чтение. Во время письма усаживаются спокойнее. За выполнение за­даний ученикам выставляются отметки.По расписанию до обеда значатся четыре урока, а выходит ино­гда три или два. Учитель может начать Священную историю, а кон­чить грамматикой. Иногда ученики и учитель увлекутся, и вместо одного часа урок продолжается три часа. Регулярно проводятся только закон Божий и рисование, тогда все ученики собираются вместе, занося лавки в общую комнату.После обеда проводятся уроки русской или Священной исто­рии, когда учитель читает вслух, затем ученики стараются пересказать содержимое — учителю, товарищу, даже постороннему; они сами собираются группами по двое-трое и высказывают друг другу свои впечатления. Кроме чтения после обеда бывают пение, бе­седы, физические опыты и писание сочинений, а также «столярство», для чего в школе установлен верстак. Классы (уроки) заканчиваются в 8—9 вечера, после чего ученики расходятся по домам.Для развития своей дидактической системы Л.Н. Толстой под­готовил комплекс учебных книг с методическими указаниями для учителя под названием «Азбука», материалы которой отражали жизнь русского крестьянства, фольклор, басенные сюжеты, этно­графические и географические сведения. Из этого комплекса за­тем были отдельно изданы «Арифметика», «Русские книги для чте­ния». Издавался также журнал «Ясная Поляна», в котором наряду с педагогическими статьями публиковались рассказы для детей (всего вышло 12 номеров).Идеи Л.Н. Толстого о свободном образовании развиты его по­следователями; в конце XIX — начале XX в. эти идеи оформились в особое педагогическое течение под названием «свободная шко­ла».

Михаил Петрович Щетинин, учитель, академик Российской Академии образования — автор методики «погружения», создатель экспериментальных школ гуманистической и культурологической ориентации.Основные принципы обучения в данной системе:
Каждый человек («чело» веков, т. е. ум столетий) — источник своего развития, уникальный многомерный мир, нуждающийся в сообразной его природе среде.
Опора на понятие доминанты, введенное русским ученым А.А. Ухтомским. Традиционная классно-урочная система резко меняет доминанты, сбивает естественные образовательные процессы. Для сохранения образовательной доминанты необходима концентрация содержания (концепты) и учебного процесса (один или два предмета определенного цикла, ведущихся непрерывно в течение 3—5 дней). Предметы эмоционального и интеллектуального циклов сменяют друг друга.
Природосообразность ритмов деятельности ученика и всей школы (опора на ритмы: годовые, недельные, индивидуальные ритмы человека).
В обычной школе ученику за перемену трудно перейти от од­ной темы к другой, переключиться с математики на русский язык. В основе школы М.П. Щетинина лежит система «погружения». Учебный процесс строится таким образом, чтобы образовательная доминанта сохранялась несколько дней. Чтобы недельное «погружение» в один предмет не стало для учеников утомительным, разнообразятся виды и формы деятельности, выстраиваемые по сочетанию противоположностей: тихие — громкие, образные — логические и т. д.
— форма обучения, когда дети при­ходят к учителю и планируют свою деятельность (какой предмет выбрать для обучения на данный момент), выполняют углублен­ное изучение выбранного предмета, готовят опыты и демонстра­ции для коллективных уроков, учатся выступать в роли учителей на общеклассных занятиях.
На выбранной кафедре дети могут «погрузиться» в интересую­щий их предмет, не опасаясь, что нужно заниматься другими пред­метами.Работа кафедры предполагает несколько уровней освоения учениками деятельностей:Я учусь (изучаю предмет).Я учусь учить (постижение методических знаний и способов).Я учу (взаимообучение учеников).Я учу учить (уровень передачи методических способов).
Занятия на кафедрах, а иногда и в ходе самих «погружений» проводятся в разновозраст­ном режиме. Так, в «погружении» по одному разделу курса (напри­мер, механика в курсе физики) одновременно участвуют школь­ники 7—10 классов, но каждый из них участвует в «погружении» по данному разделу первый, второй, третий или четвертый раз. Соответственно уровень освоения темы у всех разный. Ученики учат и учатся друг у друга. Возрастная «разность потенциалов» создает образовательную напряженность, позволяющую максимально реализовывать способности каждого школьника.
Элементы педагогической системы «погружения»:
чередование контрастных уроков, что позволяет делать равномерными нагрузки на оба полушария мозга;
многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала;
наличие «разности потенциалов» в знаниях учеников обеспечивается либо благодаря опережающему обучению на кафедре, либо в разновозрастном коллективе; как следствие — организуется и происходит интенсивное взаимообучение детей;
систематизация знаний, их структурирование при помощи компактных структурно-логических схем — концептов;
совместная работа учителя и ученика по планированию учебного процесса и его последующему анализу;
система оценок многообразна: защита и оценка творческих работ, рейтинг достижений, другие формы.

Оцените статью
Добавить комментарий