Системология — Наука о системах [Дж.Клир] — 1. Основные понятия теории систем сущность и принципы тсса [Г. И. Корнилов]. 1

  • От :
  • Категории : Без рубрики

^
Если начинают с неправильного, то мало надежды на правильное завершениеКонфуций
Нужно перестать поступать так, словно природа делится на дисциплины, как в университетах
Рассел А. Аккофф
Одной из важнейших особенностей развития науки является возникновение очень сложной иерархии специализированных дис­циплин. На место древнего ученого-философа, такого как Аристо­тель, который мог охватить практически всю совокупность доступ­ных в его время знаний, пришли поколения ученых, обладающих все большей глубиной знаний и все большей узостью интересов и компетенции.
Вероятно, основной причиной, породившей тенденцию к раз­дроблению науки на узкие специальности, является ограниченность возможностей человеческого разума. Поскольку объем знаний стал больше того, который человек в состоянии воспринять, всякое уве­личение знания необходимо приводит к тому, что человек может охватить все меньшую его часть. Чем глубже это знание, тем более специализированным оно должно быть.
Углубление специализации по дисциплинам присуще не только естественным наукам. В других областях человеческой деятельно­сти, например в технике, медицине, гуманитарных науках, искусст­ве, наблюдается та же тенденция. Так, техника из одной дисципли­ны превратилась в спектр инженерных отраслей, таких, как меха­ника, электротехника, химическое машиностроение или атомная техника, и каждая из них, в свою очередь, подразделяется на мно­жество узких специальностей.
Одной из главных особенностей науки второй половины нашего столетия является появление ряда родственных научных направле­ний, таких, как кибернетика, общесистемные исследования, теория информации, теория управления, математическая теория систем, теория принятия решении, исследование операции и искусственный интеллект. Все эти области, появление и развитие которых тесно связано с возникновением и прогрессом компьютерной технологии обладают одним общим свойством — они имеют дело с такими системными задачами, в которых главенствующими являются информационные, реляционные и структурные аспекты, в то время как тип сущностей, образующих систему, имеет значительно меньшее значение. Становится все более очевидным, что полезно было бы посмотреть на эти взаимосвязанные интеллектуальные разработки как на части более общего поля исследований, обычно называемого наукой о системах или системологией.
^
Если наука о системах является наукой в обычном смысле, то в ней следует различать три основных компонента:
1) область исследования;
2) совокупность знаний об этой области;
3) методологию (совокупность согласованных методов) накопления новых знаний об этой области и использования этих знаний для решения относящихся к ней задач.
Назначение данного вводного раздела — охарактеризовать три компонента—область, знания и методологию науки о системах. Кроме того, приводятся доводы за то, что науку о системах нельзя непосредственно сравнивать с другими науками, а правильнее было бы рассматривать ее как новое измерение в науке.
Точнее было бы сказать, что предметом любой научной дисциплины является определенный класс систем. В самом деле, термин система безусловно является одним из самых распространенных терминов, используемых при описании работ в самых разных научных дисциплинах, особенно в последнее время. Этот термин, к сожалению, оказался чрезмерно перегружен и имеет различный смысл при различных обстоятельствах и для различных людей.
^ входят все типы свойств отноше­ний, существенные для отдельных классов систем или в очень ред­ких случаях существенные для всех систем. Выбранная классифика­ция систем по отношениям определяет способ разбиения области исследований науки о системах на подобласти точно так же, как традиционная наука подразделяется на подобласти — различные дисциплины и специальности.
Знания в науке о системах, т. е. знания, относящиеся к различ­ным классам свойств отношений в системах, можно получать либо с помощью математики, либо с помощью экспериментов с моделя­ми систем, на компьютерах. Примерами знаний в науке о системах, полученных математическим путем, являются закон необходимого разнообразия Эшби [17, 18], принципы максимума энтропии и минимума кросс-энтропии [76, 166] или различные законы об ин­формации, управляющей системами [84]. Если говорить о знаниях, полученных экспериментальным путем, то лабораторией для науки о системах является компьютер. Он позволяет экспериментировать ученому-системщику точно так же, как это делают другие ученые в своих лабораториях, хотя экспериментальные понятия, которыми он оперирует, представляют собой абстрактные структурные (мо­делируемые на компьютере), а не конкретные свойства реального мира. В этой книге описываются некоторые примеры системных знаний, полученные с помощью экспериментов на компьютере.
Третий компонент науки о системах — системная методология— это стройная совокупность методов изучения свойств различных классов систем и решения системных задач, т. е. задач, касающихся отношений в системах. Хорошая классификация систем с точки зрения отношений — ядро системной методологии. Соответствую­щим образом разработанная классификация является основой для исчерпывающего описания и таксономии системных задач. Главная задача системной методологии — предоставление в распоряжение потенциальных пользователей, представляющих разные дисципли­ны и предметные области, методов решения всех определенных типов системных задач.

^
Если начинают с неправильного, то мало надежды на правильное завершениеКонфуций

Нужно перестать поступать так, словно природа делится на дисциплины, как в университетах

Рассел А. Аккофф

Одной из важнейших особенностей развития науки является возникновение очень сложной иерархии специализированных дис­циплин. На место древнего ученого-философа, такого как Аристо­тель, который мог охватить практически всю совокупность доступ­ных в его время знаний, пришли поколения ученых, обладающих все большей глубиной знаний и все большей узостью интересов и компетенции.

Вероятно, основной причиной, породившей тенденцию к раз­дроблению науки на узкие специальности, является ограниченность возможностей человеческого разума. Поскольку объем знаний стал больше того, который человек в состоянии воспринять, всякое уве­личение знания необходимо приводит к тому, что человек может охватить все меньшую его часть. Чем глубже это знание, тем более специализированным оно должно быть.

Углубление специализации по дисциплинам присуще не только естественным наукам. В других областях человеческой деятельно­сти, например в технике, медицине, гуманитарных науках, искусст­ве, наблюдается та же тенденция. Так, техника из одной дисципли­ны превратилась в спектр инженерных отраслей, таких, как меха­ника, электротехника, химическое машиностроение или атомная техника, и каждая из них, в свою очередь, подразделяется на мно­жество узких специальностей.

Одной из главных особенностей науки второй половины нашего столетия является появление ряда родственных научных направле­ний, таких, как кибернетика, общесистемные исследования, теория информации, теория управления, математическая теория систем, теория принятия решении, исследование операции и искусственный интеллект. Все эти области, появление и развитие которых тесно связано с возникновением и прогрессом компьютерной технологии обладают одним общим свойствомони имеют дело с такими системными задачами, в которых главенствующими являются информационные, реляционные и структурные аспекты, в то время как тип сущностей, образующих систему, имеет значительно меньшее значение. Становится все более очевидным, что полезно было бы посмотреть на эти взаимосвязанные интеллектуальные разработки как на части более общего поля исследований, обычно называемого наукой о системах или системологией.

^

Если наука о системах является наукой в обычном смысле, то в ней следует различать три основных компонента:

1) область исследования;

2) совокупность знаний об этой области;

3) методологию (совокупность согласованных методов) накопления новых знаний об этой области и использования этих знаний для решения относящихся к ней задач.

Назначение данного вводного раздела — охарактеризовать три компонента—область, знания и методологию науки о системах. Кроме того, приводятся доводы за то, что науку о системах нельзя непосредственно сравнивать с другими науками, а правильнее было бы рассматривать ее как новое измерение в науке.

Точнее было бы сказать, что предметом любой научной дисциплины является определенный класс систем. В самом деле, термин система безусловно является одним из самых распространенных терминов, используемых при описании работ в самых разных научных дисциплинах, особенно в последнее время. Этот термин, к сожалению, оказался чрезмерно перегружен и имеет различный смысл при различных обстоятельствах и для различных людей.

^ входят все типы свойств отноше­ний, существенные для отдельных классов систем или в очень ред­ких случаях существенные для всех систем. Выбранная классифика­ция систем по отношениям определяет способ разбиения области исследований науки о системах на подобласти точно так же, как традиционная наука подразделяется на подобласти — различные дисциплины и специальности.

Знания в науке о системах, т. е. знания, относящиеся к различ­ным классам свойств отношений в системах, можно получать либо с помощью математики, либо с помощью экспериментов с моделя­ми систем, на компьютерах. Примерами знаний в науке о системах, полученных математическим путем, являются закон необходимого разнообразия Эшби [17, 18], принципы максимума энтропии и минимума кросс-энтропии [76, 166] или различные законы об ин­формации, управляющей системами [84]. Если говорить о знаниях, полученных экспериментальным путем, то лабораторией для науки о системах является компьютер. Он позволяет экспериментировать ученому-системщику точно так же, как это делают другие ученые в своих лабораториях, хотя экспериментальные понятия, которыми он оперирует, представляют собой абстрактные структурные (мо­делируемые на компьютере), а не конкретные свойства реального мира. В этой книге описываются некоторые примеры системных знаний, полученные с помощью экспериментов на компьютере.

Третий компонент науки о системах — системная методология это стройная совокупность методов изучения свойств различных классов систем и решения системных задач, т. е. задач, касающихся отношений в системах. Хорошая классификация систем с точки зрения отношений — ядро системной методологии. Соответствую­щим образом разработанная классификация является основой для исчерпывающего описания и таксономии системных задач. Главная задача системной методологии — предоставление в распоряжение потенциальных пользователей, представляющих разные дисципли­ны и предметные области, методов решения всех определенных типов системных задач.

позволяет экспериментировать ученому-системщику точно,типы свойств отноше ний,самых разных научных дисциплинах,отношений ядро системной методологии,разработанная классификация является основой,выбранная классифика ция систем,мно жество узких специальностей,областях человеческой деятельно сти,прогрессом компьютерной технологии обладают,имеет значительно меньшее значение

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …