Сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» — 1. Писатели о роли книги в жизни человека и общества

Тема 4.

Цель работы школьной мастерской – коротко изложить сюжет сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» и нарисовать к ней комиксы.
* В игре необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
Ответьте на вопросы:
Почему сказку «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» В.Я. Пропп назвал «волшебной богатырской сказкой героического содержания»?
Сколько значений имеет слово «герой»?
Почему сказку «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» называют «героической»? Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет?
II. Задания для создания эвристической ситуации:1.Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, середине и в конце сказки. С чем это связано?
2. Прочитайте высказывание Ю.А.Круглова о сказке и ответьте на вопросы:
«…В то, о чем так интересно повествуют сказки, надо верить. В них есть своя художественная правда. И мне хочется верить, что мы больше полюбим народное искусство, нашу историю, станем немного добрее и немного чище, читая их…»
(Ю.А. Круглов)
Согласны ли вы с Ю.А. Кругловым в том, что у сказки «есть своя художественная правда»?
В чем заключается художественная правда сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»?
3.Приведите примеры стойкости и непобедимости русского народа в борьбе с врагами из истории нашей страны.
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
1.Прочитайте высказывание В.П.Аникина о сказке и ответьте на вопросы:
«Сказка “Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо" посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского рода, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский труд, смекалку, упорство и верность». (В.П. Аникин)
В каких эпизодах сказки чествуется тема мирного труда?
Чему учит сказка? Что прославляет?
Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него?
Какой смысл вкладывает Иван – крестьянский сын в пословицы: «Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать». «Не узнав доброго молодца, нечего бранить его», «Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!»?
2.Прочитайте высказывание В.Я.Проппа об Иване-Царевиче и ответьте на вопросы:
«Имя Иван есть имя типа, а не лица. Очень часто тип определяется его социальным положением: царь, царевич, князь, купец, солдат, крестьянский сын. В фольклоре сказочный Иван-царевич или Иван – крестьянский сын есть один и тот же персонаж для целой серии различных сюжетов. В Иване-царевиче отмечены смелость, решительность, инициатива». (В.Я. Пропп)
Как вы понимаете выражение «Имя Иван есть имя типа, а не лица»?
В каких сказках встречается Иван – крестьянский сын или Иван-царевич?
Каково значение слова «инициатива»?
В чем проявляет инициативу Иван – крестьянский сын?
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения
Индивидуальное выполнение в составе группы:
Прочитайте высказывание Е.М.Мелетинского об Иване-Царевиче и ответьте на вопросы:
«Специфическая черта Иванушки – чудачество. Для героя, “не подающего надежд”, характерно прежде всего то, что он обычно младший из братьев. Но именно Иванушка достает волшебные предметы, получает руку царевны, защищает землю от врага. Образ героя, “не подающего надежд”, выражает веру народа в силу простого человека и мечту о справедливости». (Е.М. Мелетинский)
Как вы думаете, можно ли сказать о сказочном Иване словами народной пословицы «Не все то золото, что блестит»? Поясните свой ответ.
Чему могут научить нас поступки Ивана-царевича и Ивана – крестьянского сына?
Почему образ героя, «не подающего надежд», является главным в сказках?
Коллективное выполнение задачи: Прочитайте высказывание Н.М.Ведерникова о движении мотивов в сказке и ответьте на вопросы:
«Можно заметить, что повторяются мотивы, наиболее значимые для раскрытия идейного содержания сказки, те из них, где с наибольшей полнотой характеризуется герой. Замедляя действие, эти мотивы обращают внимание слушателей на особенно важное». (Н.М. Ведерникова)
На каких эпизодах сказки сосредоточено внимание слушателей?
Какое значение они имеют для раскрытия идейного содержания сказки?
Какие основные черты характеризуют главных героев сказки: Ивана – крестьянского сына, братьев Ивана, Чудо-Юдо?
Тема 5.
Поэтика сказки
Цель работы школьной мастерской – организовать артистическое соревнование в исполнении сказок «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» и «Царевна-лягушка».
* В соревновании необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
Ответьте на вопросы:
Чем сказка отличается от мифа?
Какова роль зачина в сказке?
Для чего нужна присказка?
С какой целью в сказках используются троекратные повторения?
В чем состоит особенность сказочной концовки?
Что отличает волшебную сказку от бытовой?
II. Задания для создания эвристической ситуации:
Прочитайте высказывание А.И.Никифорова о сказке и ответьте на вопросы:
«Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные, чудесные, фантастические события и отличающиеся особой формой построения (композиции)». (А.И. Никифоров)
Какие три существенные признака свойственны сказке, по мнению А.И. Никифорова?
Согласны ли вы с таким определением сказки? Докажите свою точку зрения.
Прочитайте стихотворение Н.П.Леонтьева и ответьте на вопросы:
Золотых слов мастерРечь народа красная,Будто ткань атласная,Слово золотом расшито,Жемчугом покрыто.Краснословье – труд благой.Мне охотно люди мечутЧистый, крупный, дорогой,Зорко перебранный жемчуг.Найду словинки-жемчугаВозле родного очага,Я налету их изловлюИ те слова усыновлю.
Н.П. Леонтьев
Кто, по мнению Н.П. Леонтьева, является «золотых слов мастером»? У кого учится автор «краснословью»?
С чем сравнивает Н.П. Леонтьев речь народную? Согласны ли вы с автором в том, что «речь народа красная»?
Как вы понимаете выражение «Я налету их изловлю / И те слова усыновлю»?
Найдите в изученных сказках «словинки-жемчуга»: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:1.Прочитайте высказывание А.И.Никифорова о стилистических и композиционных особенностях сказки и ответьте на вопросы:«Замечено, что в построении сказки есть некоторые постоянные явления. Например, сказка любит повторение действий, вероятно, в целях художественного замедления. Наиболее частое число повторений – три.Важный композиционный принцип сказки – постепенность наращения действий (герой недопрыгивает до царевны сначала на три бревна, потом на одно, наконец, целует царевну в уста).Сказка начинается с особого зачина ("Жили-были…", “В некотором царстве, в некотором государстве…”) и содержит типичные стилистические обороты (сказочные формулы): “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”, а заканчивается обычно шаблонными концовками: “Я там был, мед-пиво пил…”, “Сказка вся – больше врать нельзя”, “Стали жить да поживать…”».
(А.И. Никифоров)
Как проявляется в прочитанных сказках важный композиционный принцип – постепенность наращения действий? Приведите примеры.
Что такое «сказочные формулы»?
2.Выпишите формулы волшебных сказок в «Царевне-лягушке» и «Иване – крестьянском сыне».3.Прочитайте следующее высказывание А.И.Никифорова о средствах художественного воздействия сказки и ответьте на вопросы:«Сказка обладает огромным количеством средств художественного воздействия на слушателя: это голос и интонация, мимика и жест, чувство ритма и художественное слово. Сказка, много раз повторяющаяся, всегда во время исполнения выступает в новом художественном костюме как новое художественное произведение. Она не может наскучить потому, что рассказывается в новый момент, в новой обстановке, при наличии новых слушателей или, наоборот, нового рассказчика, то есть выступает в новом освещении. Вот отчего сказка может дать основание для артистического соревнования».
(А.И. Никифоров)
Почему сказка до сих пор чарует народ?
Почему она постоянно обновляется?
4.Сделайте ритмическую запись или произнесите с ритмом описание того, как Василиса выполняет работу, как сражается Иван – крестьянский сын.
Образец
Где кольнет иглой раз/Цветок зацветет/Где кольнет другой раз/Хитрые узоры идут/Где кольнет третий /Птицы летят
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
1.Прочитайте высказывание Н.А.Добролюбова о «заветных формах» русской сказки и ответьте на вопросы:«Из рода в род, по всей обширной Руси, переходят заветные формы, и в отношении к ним твердо держится русский человек пословицы, что “из песни слова не выкинешь”. Каким-то чутьем знает он, что море должно быть синее, поле – чистое, сад – зеленый, мать-земля – сырая; никогда не ошибается он в синонимах и неизменно – верно скажет: красно солнышко, светел месяц, ясный сокол, добрый конь, лютая змея – это выражения нераздельные… Как будто неловко слову в песне без своего постоянного эпитета!»
(Н..А. Добролюбов)
О каком художественном средстве выразительности, характерном для русского фольклора, говорит Н.А. Добролюбов в своей статье?
Почему он называет их «заветными формами»?
2.Продолжите перечень постоянных эпитетов, с которыми вы встретились в произведениях фольклора.3. Прочитайте высказывание В.Г.Белинского и А.С.Пушкина о сказке и ответьте на вопросы:
«И теперь русские сказки могут иметь свой интерес для людей образованных, которые видят в них дух, ум и фантазию народа… В них виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия…». (В.Г. Белинский)
«Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». (А.С. Пушкин в 1824 г. из Михайловской ссылки)
Что интересного, по мнению В.Г. Белинского и А.С. Пушкина, может почерпнуть в сказках образованный человек?
Как вы думаете, чего недоставало Пушкину в его воспитании? Почему он так восхищался сказками?
Что нового и интересного вы почерпнули для себя из русских народных сказок?
Прочитайте высказывание М.Бабаевой и К.Г.Паустовского о бессмертии русских сказок и ответьте на вопросы:
«Сказка живет века и будет жить еще дольше. Уже не останется на земле ни царств, ни государств, а люди все будут помнить эти бессмертные волшебные истории. Кто знает, на каком языке станут говорить люди, когда вся земля превратится в одно великое дружеское государство?Но и тогда, в этом прекрасном будущем нашей планеты отыщется место для чудесных преданий многовековой истории стран и народов, когда не все еще были равны и счастливы, а мечтал о счастье каждый. В это чудесное будущее люди обязательно возьмут с собой сказки о колдунах и добрых волшебниках, о злых соловьях-разбойниках, о храбрых героях и прекрасных царевнах. Потому что людям навсегда останутся дороги мечта и красота».
(М. Бабаева)
«Сказка – воплощенная в поэтической форме мечта человека о прекрасном».
(К.Г. Паустовский)
Согласны ли вы с М. Бабаевой в том, что сказка будет жить всегда? Докажите свою точку зрения.
Воплотится ли в жизнь мечта народа о счастье и красоте, выраженная в народной сказке? Почему?
Прочитайте высказывание М.Горького о фольклоре и ответьте на вопросы:
«Сама художественная литература не могла бы возникнуть, не могла бы существовать и развиваться, если б не существовало народное творчество, если бы не существовал многовековой фольклор». (М. Горький)
Согласны ли вы с утверждением М. Горького в том, что народное творчество является источником художественной литературы? Обоснуйте свою точку зрения.
Назовите известные вам сказки русских писателей. Что связывает их с народным творчеством?
Коллективное выполнение задачи
Какие русские народные сказки вы читали?
1.Напишите отзыв об одной из них, следуя примерному плану.
План
1) Как называется сказка?2) К какому типу (волшебная, бытовая, о животных) она относится? 3) Кто ее герои?4) Каково ваше общее впечатление о сказке?5) Что запомнилось больше всего, было самым ярким и интересным?6) Чему учит сказка? 7) Появилось ли у вас желание прочитать другие сказки?2. В отзыве употребите слова и выражения: «удивило»; «поразило»; «самое яркое впечатление произвело»; «поступки, передающие характер героя»; «особенно запомнился»; «я думаю, что»; и т. д.3.Придумайте современную сказочную историю на основе слов, подсказывающих сюжет сказки: «тридевятое царство», «царевич», «братья», «Баба-яга», «пылесос “Самсунг”», «сейф», «джип». Используйте сказочные формулы и учитывайте композиционные особенности сказки.
4. Организуйте артистическое соревнование в исполнении сказок «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» и «Царевна-лягушка».
Согласны ли вы с мнением А.И. Никифорова в том, что, сколько рассказчиков, столько и сказок?
5.Оцените выступление своих товарищей, учитывая следующие критерии: – Было ли чтение товарища четким, ясным, достаточно громким? – Передана ли при чтении основная мысль эпизода? – Передано ли определенное отношение к героям или событиям? – Сумел ли рассказчик донести до слушателей красоту народной сказки?

Тема 6.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Цель работы школьной мастерской – написать небольшое рассуждение на тему: «Почему поступок отрока-киевлянина и воеводы Претича летописец считает богатырским подвигом, достойным упоминания в летописи?»
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
Как появилась древнерусская литература?
Какие жанры и темы для нее характерны?
Когда была создана «Повесть временных лет»?
О чем повествует эта летопись?
Кто был составителем ее первой редакции?
2.Прочитайте статью из Толкового словаря
«Цитата – точная дословная выдержка из текста». (Из Толкового словаря русского языка)
3. Составьте цитатный план летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».4. Объясните значение устаревших слов: «отрок», «временных», «печенеги», «тужить», «подступить», «отчина».
Задания для создания эвристической ситуации:
1.Прочитайте высказывание Д.С.Лихачева о красоте языка произведений древнерусской литературы и ответьте на вопросы:
«Уже в древней русской литературе мы находим произведения изумительные по точности и выразительности своего языка, высоконравственные идеи, не утратившие своего значения и для нас, идеи глубокого патриотизма, сознания высокого гражданского долга». (Д.С. Лихачев)
Какова главная идея летописного рассказа о подвиге отрока-киевлянина?
В чем видел герой летописи свой высокий гражданский долг?
Утратила ли свое значение идея патриотизма и гражданского долга в наши дни? Докажите свою точку зрения.
2.Прочитайте другое высказывание Д.С.Лихачева о месте «Повести временных лет» в летописной традиции Древней Руси и ответьте на вопросы:
«В богатой летописной традиции Древней Руси “Повесть временных лет” занимает совершенно особое место. Она явилась не просто собранием фактов русской истории, а цельной, литературно изложенной историей Руси». (Д.С. Лихачев)
Является ли летописный рассказ о подвиге отрока-киевлянина просто сухой информацией или художественно организованным сюжетом? Аргументируйте свой ответ.
Как можно объяснить сжатость изложения летописи?
Как передается эмоциональная напряженность повествования?
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
Прочитайте высказывание О.В.Творогова о живописности повествования о «Подвиге отрока-киевлянина и хитрости воеводы Претича» и ответьте на вопросы.
«Живость, естественность рассказа достигается не только введением диалога персонажей, но и точным описанием каких-либо деталей, что сразу вызывает у читателя конкретный зрительный образ». (О.В. Творогов)
С какой целью летописец вводит в свое повествование диалог?
Какие детали повествования вызывают у вас «конкретный зрительный образ»?
Какими словами летописец передал трагедию города, осажденного печенегами?
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
Прочитайте высказывание О.В.Творогова о герое повествования и ответьте на вопросы:
«Для летописного повествования характерно, что герой – это человек богатырского подвига, отличающийся каким-либо необыкновенным качеством – хитростью, умом, храбростью, силой». (О.В. Творогов)
Какими необыкновенными качествами обладают герои летописного рассказа?
В чем заключалась хитрость отрока и воеводы?
Коллективное выполнение задачи:
Напишите небольшое рассуждение на тему: «Почему поступок отрока-киевлянина и воеводы Претича летописец считает богатырским подвигом, достойным упоминания в летописи?»
^

Оцените статью
Добавить комментарий