Словесные методы обучения

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Главная их особенность в том, что информация подается ученикам через слово преподавателя, а восприятие ее осуществляется в процессе слушания ее. Всю их разнообразие иногда сводят к двум методам: эвристического (вопросительного) — беседа; и акроматичного (викладального) — объяснение, рассказ, лекция, инструктаж, работа с учебником.
Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель с помощью удачно поставленных вопросов побуждает учащихся воспроизводить ранее приобретенные знания, делать самостоятельные выводы-обобщения на основе усвоенного фактического материала.
Она является одним из активных методов обучения, реализуется с помощью четырех типов дидактического диалога «преподаватель — ученик», «ученик — ученик», «ученик — учебник», «ученик — компьютер». Более распространен первый тип диалога. Диалог «ученик — ученик» используется в активных формах беседы: парной и групповой работе на уроке, дискуссии, диспуте. Диалог «ученик — учебник» относится к группе методов самостоятельной работы, используется в процессе обучения и самообучения. Диалог «ученик — компьютер» достаточно эффективный метод, но при условии полной компьютеризации процесса обучения.
Метод беседы реализуется с помощью вопросов — ответов. Если вопросы должны только информационный характер ( «Что?», «Где?», «Когда?»), Беседа является Сообщающий. Она ориентирована на актуализацию памяти, а мышления учащихся является репродуктивным. Если вопрос к ученикам имеют проблемный характер ( «Почему?», «Как Вы считаете?», «Чем можно объяснить?» И т.п.), беседа является эвристической, или сократический. В этом случае мышления учащихся творческое, продуктивное. Высший уровень эвристической беседы — дискуссия. Учебная дискуссия, которая является одним из самых динамичных словесных методов обучения, имеет большое развивающее и воспитательное значение. В процессе дискуссии ученики учатся спорить, доказывать, аргументировать, отстаивать свое мнение, адекватно оценивать себя, уважать мнения других. Беседу, что строится на вопросах, требующих четких, однозначных ответов, называют катехизическая (греч. Katechesis — установка, поучения). Она имеет в основном догматический характер. Прибегают к ней при необходимости преподавателя убедиться в точности усвоения правил, законов, формулировок, алгоритмов действий.
Главная его задача — раскрытие причинно-следственных связей и закономерностей развития природы, общества, человеческого мышления. Поскольку материал можно объяснять различными логическими путями или способами рассуждения, объяснение может быть индуктивным, дедуктивным, традуктивного. Различают несколько типов объяснений: причинные, которые выявляют причины определенного явления, события, факта (например, объяснение предпосылок различных исторических событий, причин возникновения физических, химических и других явлений и т.п.); генетические, раскрывающих предысторию явлений; закономерны, которые расшифровывают содержание закономерных связей, конкретных проявлений закона; структурные — раскрывают строение объекта, взаимодействие его элементов (например, объяснение строения машин, приборов, механизмов) функциональные — помогают осознать специфику функционирования объекта (например, объяснение действия прибора, машины). Чтобы объяснение было результативным, нужно создать базу объяснения, то есть — актуализировать (оживить, воспроизвести в памяти) ранее усвоенные знания, на основе которых будет строиться логика объяснения. Актуализация опорных знаний является обязательным элементом урока, ее осуществляют непосредственно перед объяснением нового материала как пассивным путем (преподаватель сам напоминает ученикам опорные знания), так и активным (учащиеся получают задание, в процессе выполнения которых вспоминают ранее изученное). Важным условием творческой деятельности является способность человека к преднамеренной (произвольной) актуализации. Сущность ее в том, что человек, который пытается преодолеть определенные трудности, задается вопросом: «Что мне необходимо знать (уметь) для того, чтобы …?». Такой подход к решению проблемы целесообразно воспитывать у учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности.
Процесс объяснения будет эффективным, если преподаватель обеспечит надежную и оперативную обратную связь, получая информацию от учеников о степени понимания, глубину проникновения в сущность объяснительной явления. Он обеспечивает внимательное наблюдение преподавателя за познавательной деятельностью учащихся, их поведением, сосредоточенностью, а также ставит вопросы, которые позволяют оценить эффективность своего объяснения.
Характеризуется отсутствием взаимных вопросов между преподавателем и учениками, незначительной продолжительности (10-12 мин.), Доступной форме изложения. Преподаватель может использовать цитаты, резюмирование, наглядные средства, яркие образные примеры, сопоставление. Различают три типа рассказа: рассказ-вcmyп (используют перед изучением новой темы для стимулирования и актуализации опорных знаний), рассказ-преподавания (объяснение), рассказ-завершение (проводят после объяснения или изучение темы с целью обобщения изученного, подведение итогов).
По особенностям проникновения в явления действительности рассказы бывают: художественные, научные, научно-популярные, описательные. Художественный рассказ — образный перевод фактов, поступков действующих лиц и т. Научно-популярная рассказ — изложение научного или вообще сложного вопроса в общедоступной форме. Описательная рассказ — последовательное изложение признаков, особенностей предметов и явлений окружающей действительности (ее исторических памятников, внутренних переживаний героя и т.д.). Главная задача заключается в ознакомлении учащихся с предметами и явлениями. Это требует от них значительного запаса знаний, развитого воображения, что делает описательную рассказ нелегким для восприятия.
Лекция — информативно-доказательный изложение большого по объему, сложного по логическому построению учебного материала.
Самая распространенная она в системе вузовского образования. Отличается строгостью изложения. Чтение лекций предполагает тщательную подготовку преподавателя: определение цели, составление четкого плана, подбор теоретического и наглядного материала, логический и последовательное изложение информации. В школе чаще всего ее используют для обобщения и систематизации знаний после изучения одной или нескольких взаимосвязанных тем. По назначению лекции делят на вступительные (дают общее представление о задачах, содержание дисциплины, раскрывают структуру и логику развития конкретной отрасли науки, способствуют развитию у учащихся интереса к предмету с целью его творческого усвоения) тематические (посвящают раскрытию конкретных тем учебной программы); обзорные (главная задача состоит в содействии надлежащего взаимосвязи и преемственности между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками учащихся. Читают перед экзаменами (учредительная), выполнением практических, творческих, самостоятельных работ); заключительные (подводят итоги изученного материала через выделение узловых вопросов, сосредоточение внимания на практическом значении полученных знаний; стимулируют интерес учащихся к изучению дисциплины).
Лекция по своей сути всегда диалогическая, требует от учителя учета интересов, настроений, информированности учащихся. Научный и фактический материал ее должен отражать узловые вопросы дисциплины. Готовясь к лекции, необходимо предусмотреть возможные вопросы учеников.
Структура лекции является следствием творчества учителя. Однако целесообразно предусмотреть:

Главная их особенность в том, что информация подается ученикам через слово преподавателя, а восприятие ее осуществляется в процессе слушания ее. Всю их разнообразие иногда сводят к двум методам: эвристического (вопросительного) — беседа; и акроматичного (викладального) — объяснение, рассказ, лекция, инструктаж, работа с учебником.
Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель с помощью удачно поставленных вопросов побуждает учащихся воспроизводить ранее приобретенные знания, делать самостоятельные выводы-обобщения на основе усвоенного фактического материала.
Она является одним из активных методов обучения, реализуется с помощью четырех типов дидактического диалога «преподаватель — ученик», «ученик — ученик», «ученик — учебник», «ученик — компьютер». Более распространен первый тип диалога. Диалог «ученик — ученик» используется в активных формах беседы: парной и групповой работе на уроке, дискуссии, диспуте. Диалог «ученик — учебник» относится к группе методов самостоятельной работы, используется в процессе обучения и самообучения. Диалог «ученик — компьютер» достаточно эффективный метод, но при условии полной компьютеризации процесса обучения.
Метод беседы реализуется с помощью вопросов — ответов. Если вопросы должны только информационный характер ( «Что?», «Где?», «Когда?»), Беседа является Сообщающий. Она ориентирована на актуализацию памяти, а мышления учащихся является репродуктивным. Если вопрос к ученикам имеют проблемный характер ( «Почему?», «Как Вы считаете?», «Чем можно объяснить?» И т.п.), беседа является эвристической, или сократический. В этом случае мышления учащихся творческое, продуктивное. Высший уровень эвристической беседы — дискуссия. Учебная дискуссия, которая является одним из самых динамичных словесных методов обучения, имеет большое развивающее и воспитательное значение. В процессе дискуссии ученики учатся спорить, доказывать, аргументировать, отстаивать свое мнение, адекватно оценивать себя, уважать мнения других. Беседу, что строится на вопросах, требующих четких, однозначных ответов, называют катехизическая (греч. Katechesis — установка, поучения). Она имеет в основном догматический характер. Прибегают к ней при необходимости преподавателя убедиться в точности усвоения правил, законов, формулировок, алгоритмов действий.
Главная его задача — раскрытие причинно-следственных связей и закономерностей развития природы, общества, человеческого мышления. Поскольку материал можно объяснять различными логическими путями или способами рассуждения, объяснение может быть индуктивным, дедуктивным, традуктивного. Различают несколько типов объяснений: причинные, которые выявляют причины определенного явления, события, факта (например, объяснение предпосылок различных исторических событий, причин возникновения физических, химических и других явлений и т.п.); генетические, раскрывающих предысторию явлений; закономерны, которые расшифровывают содержание закономерных связей, конкретных проявлений закона; структурные — раскрывают строение объекта, взаимодействие его элементов (например, объяснение строения машин, приборов, механизмов) функциональные — помогают осознать специфику функционирования объекта (например, объяснение действия прибора, машины). Чтобы объяснение было результативным, нужно создать базу объяснения, то есть — актуализировать (оживить, воспроизвести в памяти) ранее усвоенные знания, на основе которых будет строиться логика объяснения. Актуализация опорных знаний является обязательным элементом урока, ее осуществляют непосредственно перед объяснением нового материала как пассивным путем (преподаватель сам напоминает ученикам опорные знания), так и активным (учащиеся получают задание, в процессе выполнения которых вспоминают ранее изученное). Важным условием творческой деятельности является способность человека к преднамеренной (произвольной) актуализации. Сущность ее в том, что человек, который пытается преодолеть определенные трудности, задается вопросом: «Что мне необходимо знать (уметь) для того, чтобы …?». Такой подход к решению проблемы целесообразно воспитывать у учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности.

Процесс объяснения будет эффективным, если преподаватель обеспечит надежную и оперативную обратную связь, получая информацию от учеников о степени понимания, глубину проникновения в сущность объяснительной явления. Он обеспечивает внимательное наблюдение преподавателя за познавательной деятельностью учащихся, их поведением, сосредоточенностью, а также ставит вопросы, которые позволяют оценить эффективность своего объяснения.

Характеризуется отсутствием взаимных вопросов между преподавателем и учениками, незначительной продолжительности (10-12 мин.), Доступной форме изложения. Преподаватель может использовать цитаты, резюмирование, наглядные средства, яркие образные примеры, сопоставление. Различают три типа рассказа: рассказ-вcmyп (используют перед изучением новой темы для стимулирования и актуализации опорных знаний), рассказ-преподавания (объяснение), рассказ-завершение (проводят после объяснения или изучение темы с целью обобщения изученного, подведение итогов).

По особенностям проникновения в явления действительности рассказы бывают: художественные, научные, научно-популярные, описательные. Художественный рассказ — образный перевод фактов, поступков действующих лиц и т. Научно-популярная рассказ — изложение научного или вообще сложного вопроса в общедоступной форме. Описательная рассказ — последовательное изложение признаков, особенностей предметов и явлений окружающей действительности (ее исторических памятников, внутренних переживаний героя и т.д.). Главная задача заключается в ознакомлении учащихся с предметами и явлениями. Это требует от них значительного запаса знаний, развитого воображения, что делает описательную рассказ нелегким для восприятия.

Лекция — информативно-доказательный изложение большого по объему, сложного по логическому построению учебного материала.

Самая распространенная она в системе вузовского образования. Отличается строгостью изложения. Чтение лекций предполагает тщательную подготовку преподавателя: определение цели, составление четкого плана, подбор теоретического и наглядного материала, логический и последовательное изложение информации. В школе чаще всего ее используют для обобщения и систематизации знаний после изучения одной или нескольких взаимосвязанных тем. По назначению лекции делят на вступительные (дают общее представление о задачах, содержание дисциплины, раскрывают структуру и логику развития конкретной отрасли науки, способствуют развитию у учащихся интереса к предмету с целью его творческого усвоения) тематические (посвящают раскрытию конкретных тем учебной программы); обзорные (главная задача состоит в содействии надлежащего взаимосвязи и преемственности между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками учащихся. Читают перед экзаменами (учредительная), выполнением практических, творческих, самостоятельных работ); заключительные (подводят итоги изученного материала через выделение узловых вопросов, сосредоточение внимания на практическом значении полученных знаний; стимулируют интерес учащихся к изучению дисциплины).

Лекция по своей сути всегда диалогическая, требует от учителя учета интересов, настроений, информированности учащихся. Научный и фактический материал ее должен отражать узловые вопросы дисциплины. Готовясь к лекции, необходимо предусмотреть возможные вопросы учеников.

Структура лекции является следствием творчества учителя. Однако целесообразно предусмотреть:

напоминает ученикам опорные знания,характеризуется отсутствием взаимных вопросов,процессе учебно-познавательной деятельности,пытается преодолеть определенные трудности,группе методов самостоятельной работы,раскрытие причинно-следственных связей,объяснять различными логическими путями,практическом значении полученных знаний,выявляют причины определенного явления,обеспечивает внимательное наблюдение преподавателя

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …