Совершенствование уровня кадрового обеспечения — Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов мбоу «сош №1 г. Фокино»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

^
Задачи
Мероприятия
Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности
Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.
Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса
Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений.Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.Проведение семинаров по реализуемым программам.
Обеспечение комфортных условий для работы педагогов
Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня.
Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий
Организация и проведение общешкольных мероприятий.Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.
3.3. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
методические пособия
интернет-ресурсы
мультимедийный блок.
Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий
Систематизация авторских разработок педагогов.Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.
Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся.
Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.
Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога.Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений.
Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся.
Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.Систематизация методической литературы. Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.
^
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
^ развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
^ школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
^
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
укрепление связи между семьёй и школой.
Учитель и родители как участники педагогического процесса:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.
V. Программы
^
(социальное направление)
1-4 классы
Рабочая программа
(планирование по факту)
Пояснительная записка Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм , требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим. Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми. В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности. При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Игровые приемы, даже детали придают заданию новизну, эмоциональную привлекательность.
^
Программа опирается на знания, умения, навыки и жизненный опыт, имеющийся у школьников
Цель программы: воспитание трудолюбия, творческого нравственного отношения к труду.
Ценности:
— бережливость;- трудолюбие;- творчество;- нравственный выбор;- смысл жизни.
Задачи:
— создать условия для развития личности ребенка;- обеспечить эмоциональное благополучие ребенка;- профилактика асоциального поведения;- воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду и жизни- воспитывать умение видеть красоту природы, труда и творчества.- взаимодействие с семьей.
^
Создание комфортной, доброжелательной обстановки при занятии общественно-полезным трудом, применение индивидуальной, парной и коллективной форм работы.
Формы организации общественно-полезной деятельности:
Организация рабочего места.
Дежурство в классе.
Выполнение общественных поручений.
Уход за комнатными растениями.
Уборка пришкольной территории.
Работа по благоустройству пришкольной территории.
Проведение акций по оказании помощи окружающим.
Работа с родителями:
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки самообслуживания, трудолюбия, бережливости, честности, творчества. Они привлекаются к участию в кружковой работе: выставки, хобби семьи, выступления и показы, конкурсы, подкормка птиц, трудовые поручения детей дома.
Прогнозируемый результат:
Ученик, соблюдающий правила безопасного поведения.
Ученик, уважительно относящийся к своему и чужому труду.
Памятка по организации коллективной общественно полезной деятельности:1. Проверь, все ли готово к работе.2. Приступай работе сразу, не теряй ни минуты.3. Выполняй задания старательно, не отвлекайся от дела.4. Думай, что нужно сделать, чтобы ускорить работу.5. Выполнил свое задание – помоги товарищу.
Правила дружной работы:
1. Сначала выясни, какое значение имеет работа, в которой предстоит участвовать.2. Точно определи объем своего задания и задания для всех. Помни: твое задание — часть общего задания.3. Точно знай, кто что будет делать, за какой участок будет отвечать.4. Выполняй свою работу в срок и как можно лучше.5. Смотри за работой товарищей. Если надо, ускорь работу, чтобы не задерживать других. 6. Помогай товарищам. Научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа.7. Проверяй качество своего труда, требуй от других, добивайся, чтобы все работали на совесть.8. Будь справедливым в оценке своей работы и труда товарищей. Учись хорошей работе у других.
Содержи в порядке свое рабочее место
1. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.2. Используй подкладные листы во время выполнения каждой работы.3. Закрепляй заготовки надежно, так, чтобы они не двигались и не портили стол.4. Не забивай гвоздей в стол, не делай надписей и пометок на нем.5. Не пробуй остроту инструментов на деталях и столе.6. Бумагу, стружку и прочий мусор выбрасывай в отведенное для этого место.
Памятка бережливых
1. В материалах, которые ты расходуешь на занятиях, труд многих людей. Экономно, без потерь, расчетливо расходуй их. Помни правило: у нас расходы идут в доходы.2. Береги инструменты, осторожно обращайся с ними.3. Наглядные пособия, книги, журналы, газеты, рисунки, чертежи не мни, не ври, сохраняй и береги.4. Береги время, используй каждую минуту в деле.5. Силы тоже береги: не теряя времени, приступай к делу, не делай лишних движений, не отвлекайся, работай сосредоточенно и внимательно.
Знай, люби и охраняй природу
1. Природа – это солнце, небо, земля, вода, почва, растения и животные. Это богатство береги и охраняй.2. Не бросай на землю стекло, металлические предметы, не засоряй почву.3. Береги зеленую растительность, не ломай зря деревья, не рви цветы, обходи газоны и клумбы, напоминай об этом маленьким и взрослым.4. Не обижай зверей, птиц и насекомых. Проявляй заботу о них, помогай им. Учи этому маленьких детей.
СОДЕРЖАНИЕ
1-4 классы
Что такое труд и почему люди трудятся?
Труд кормит, а лень портит. Что я умею делать и чему я хотел бы научиться? Трудовые навыки младшего школьника и потребность их совершенствовать. Одежда праздничная и будничная, способы ухода за ней. Способы ухода за обувью. Ребенок на кухне: что может приготовить, умение накрывать на стол и мыть посуду. Умение делать уборку в своей комнате. Труд в саду и на огороде. Уборка в доме. Операция «Посади дерево!». Осенние мотивы (флористика). Сбор и хранение листьев.Осенние мотивы (флористика).Уборка урожая.Овощной салат.Операция «Посади дерево!»Уход за одеждой и обувью.Уборка в доме.
Методы, формы, средства проведения занятия:
Беседа: Труд кормит, а лень портит.
Одежда праздничная и будничная. Обувь.
Тест-опрос: «Что я умею делать и чему я хотел бы научиться?»
Выставка поделок: «Чудеса природы».
Праздник: «Осенний бал».
Инструктаж: Правила безопасности во время занятий.
Игровая программа: «Такие занятные вещи».
Результат: желание у детей заниматься общественно полезным трудом.
Кто нуждается в нашей помощи?
Кто из нашей семьи больше всего нуждается в моей помощи? Как правильно просить другого человека о помощи? Как благодарить за труд? Что значит быть бережливым? Правила дружного труда.
^ – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом. Помощь школе в уборке урожая. Подкормка птиц. Уборка территории двора. Каждый день – доброе дело.
Рейд-смотр: Как живешь, учебник? Ремонт книг. Операция «Кормушка». Игрушки для детского сада. Изготовление поздравительной открытки. Помощь престарелым, детскому саду. «Субботник» уборка школьной территории.
Методы, формы, средства проведения занятия:
Беседа: Что значит быть бережливым?
Правила дружного труда. «Птицы – наши друзья!» Кто из нашей семьи больше всего нуждается в моей помощи?
^ «Жалобы книжки».
Инсценирование: просьба о помощи, благодарность за помощь.
Инструктаж: Правила безопасности во время занятий.
Результат: забота о малышах, больных и престарелых.
^
Понятия «профессия», «трудовая династия». Профессии и занятия бабушки и дедушки. Почему говорят: «Все профессии важны, все профессии нужны»? Понимание значения и смысла профессии, причин её выбора. Кем быть? Что значит поговорка: «Любой труд – почетен!»? Хобби (Занятия детей в свободное время.). Хобби семьи. Виды увлечений и их роль в жизни человека. Отличие увлечения от профессии.
Методы, формы, средства проведения занятия:
Беседа круглым столом: Профессии и занятия бабушки и дедушки.
Инструктаж: Правила безопасности во время занятий.
^ : «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Результат: уважение людей труда.
Что такое творческий труд?
Радость труда. Труд и негативные эмоции. Как сделать труд радостным? Труд как средство самовыражения. Индивидуальный и совместный труд. Как дружба помогает в труде? Что можно сделать своими руками? Виды творческого труда: украшение комнаты или класса, изготовление поздравительной открытки. Наши руки не знают скуки! Открытка для папы и мамы.
Методы, формы, средства проведения занятия:
Беседа: «Буду маме помогать, буду всюду убирать».
Инструктаж: правила безопасности во время занятий.
Результат: уважение своего и чужого труда.
Формы проведения занятий:
1 класс:
Беседа, тест «Что я умею делать и чему я хотел бы научиться?»Экскурсия на пришкольный участок.Изготовление поделок из природного материала.Уборка урожая.Изготовление подарка папе и маме.Ремонт книг.Беседа, изготовление кормушки и подкормка птиц.Украшение класса.Изготовление новогодней композиции.Уборка школьной территории.
2 класс:
Беседа, тест «Что я умею делать и чему я хотел бы научиться?»Уход за комнатными растениями.Выставка поделок, праздник.Беседа, изготовление кормушки и подкормка птиц.Изготовление новогодних композиций.Презентация «Азбука профессий».Изготовление подарка папе и маме.Уборка школьной территории.Проект «Моё дерево».
3 класс:
Изготовление поделок из природного материала, участие в выставке.Уход за комнатными растениями.Беседа, изготовление кормушки и подкормка птиц.Изготовление игрушек для детей детского сада «Оригами».Изготовление новогодних украшений, украшение класса.Рассказ «Мой труд дома».Изготовление подарка папе и маме.Изготовления сувенира ветеранам.Уборка школьной территории.
4 класс:
Работа по благоустройству школьного опытного участка.Экологическая акция «Сохраним природу». Посадка кустарников и деревьев.Изготовление и развешивание кормушек.Изготовление поделок и поздравление пожилых людей.Уборка класса и территории школы.
^
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Примерные программы внеурочной деятельности [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов] под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение,
2010. – (Стандарт второго поколения).
Селиванова О.Г., Арасланова Е.В. «Мой разноцветный мир». Киров: КИПКиПРО. – 2010.
Журналы «Педсовет», «Последний звонок», «Педагогическое творчество», «Начальная школа».
Журналы «Читаем, учимся, играем».
Буровик А. А. Родословная вещей. — М.: Знание, 1991.
Кружок
«Азбука здоровья»
(спортивно-оздоровительное направление)
Пояснительная запискаЗдоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
^
Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач нашего государства. Но, несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости учащихся начальной школы удовлетворять нас не могут – это показывают нам диагностические данные, медицинские показатели.Установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.Проблема воспитания здорового школьника — проблема общегосударственная, комплексная, и наша задача выделить из нее конкретные вопросы, решение которых посильно учителю.По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Азбука здоровья».
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения;
опыты;
игра.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
проведение опытов;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
^
Программа рассчитана на 4 года. В 1,2 3 и 4 классе по 17 часов. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.
Планируемые результаты
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
осуществлять активную оздоровительную деятельность;
формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
^

^

Задачи Мероприятия
Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.
Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений.Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.Проведение семинаров по реализуемым программам.
Обеспечение комфортных условий для работы педагогов Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня.
Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий Организация и проведение общешкольных мероприятий.Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.

3.3. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.

  • методические пособия
  • интернет-ресурсы
  • мультимедийный блок.
Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий Систематизация авторских разработок педагогов.Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.
Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся. Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов. Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога.Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений.
Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся. Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.Систематизация методической литературы. Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.

^

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

^ развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

^ школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

 ^

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Учитель и родители как участники педагогического процесса:

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

  • усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
  • гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
  • развитие у  школьников опыта формального и неформального общения со  взрослыми;
  • освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
  • оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

  • непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
  • развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной,  исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
  • оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.

V. Программы

^

(социальное направление)

1-4 классы

Рабочая программа

(планирование по факту)

Пояснительная записка    Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно  воспитывать с ранних лет коллективизм , требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим.      Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.   В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом  возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.        При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Игровые приемы, даже детали придают заданию новизну, эмоциональную привлекательность.

^

Программа опирается на знания, умения, навыки и жизненный опыт, имеющийся у школьников

Цель программы: воспитание трудолюбия, творческого нравственного отношения к труду.

Ценности:

 — бережливость;- трудолюбие;- творчество;- нравственный выбор;- смысл жизни.  

Задачи:

— создать условия для развития личности ребенка;- обеспечить эмоциональное благополучие ребенка;- профилактика асоциального поведения;- воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду и жизни- воспитывать умение видеть красоту природы, труда и творчества.- взаимодействие с семьей.

^

Создание комфортной, доброжелательной обстановки при занятии общественно-полезным трудом, применение индивидуальной, парной и коллективной форм работы.

Формы организации общественно-полезной деятельности:

  • Организация рабочего места.
  • Дежурство в классе.
  • Выполнение общественных поручений.
  • Уход за комнатными растениями.
  • Уборка пришкольной территории.
  • Работа по благоустройству пришкольной территории.
  • Проведение акций по оказании помощи окружающим.

Работа с родителями:

Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки самообслуживания, трудолюбия, бережливости, честности, творчества.  Они  привлекаются к участию в кружковой работе: выставки, хобби семьи, выступления и показы, конкурсы, подкормка птиц, трудовые поручения детей дома. 

Прогнозируемый результат:

  • Ученик, соблюдающий правила безопасного поведения.
  • Ученик, уважительно относящийся к своему и чужому труду.

Памятка по организации коллективной общественно полезной деятельности:1. Проверь, все ли готово к работе.2. Приступай работе сразу, не теряй ни минуты.3. Выполняй задания старательно, не отвлекайся от дела.4. Думай, что нужно сделать, чтобы ускорить работу.5. Выполнил свое задание – помоги товарищу.

Правила дружной работы:

1. Сначала выясни, какое значение имеет работа, в которой предстоит участвовать.2. Точно определи объем своего задания и задания для всех. Помни: твое задание — часть общего задания.3. Точно знай, кто что будет делать, за какой участок будет отвечать.4. Выполняй свою работу в срок и как можно лучше.5. Смотри за работой товарищей. Если надо, ускорь работу, чтобы не задерживать других. 6. Помогай товарищам. Научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа.7. Проверяй качество своего труда, требуй от других, добивайся, чтобы все работали на совесть.8. Будь справедливым в оценке своей работы и труда товарищей. Учись хорошей работе у других.

Содержи в порядке свое рабочее место

1. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.2. Используй подкладные листы во время выполнения каждой работы.3. Закрепляй заготовки надежно, так, чтобы они не двигались и не портили стол.4. Не забивай гвоздей в стол, не делай надписей и пометок на нем.5. Не пробуй остроту инструментов на деталях и столе.6. Бумагу, стружку и прочий мусор выбрасывай в отведенное для этого место.

Памятка бережливых

1. В материалах, которые ты расходуешь на занятиях, труд многих людей. Экономно, без потерь, расчетливо расходуй их. Помни правило: у нас расходы идут в доходы.2. Береги инструменты, осторожно обращайся с ними.3. Наглядные пособия, книги, журналы, газеты, рисунки, чертежи не мни, не ври, сохраняй и береги.4. Береги время, используй каждую минуту в деле.5. Силы тоже береги: не теряя времени, приступай к делу, не делай лишних движений, не отвлекайся, работай сосредоточенно и внимательно.

Знай, люби и охраняй природу

1. Природа – это солнце, небо, земля, вода, почва, растения и животные. Это богатство береги и охраняй.2. Не бросай на землю стекло, металлические предметы, не засоряй почву.3. Береги зеленую растительность, не ломай зря деревья, не рви цветы, обходи газоны и клумбы, напоминай об этом маленьким и взрослым.4. Не обижай зверей, птиц и насекомых. Проявляй заботу о них, помогай им. Учи этому маленьких детей.

СОДЕРЖАНИЕ

1-4 классы

Что такое труд и почему люди трудятся?
Труд кормит, а лень портит.  Что я умею делать и чему я хотел бы научиться? Трудовые навыки младшего школьника и потребность их совершенствовать. Одежда праздничная и будничная, способы ухода за ней. Способы ухода за обувью. Ребенок на кухне: что может приготовить, умение накрывать на стол и мыть посуду. Умение делать уборку в своей комнате. Труд в саду и на огороде. Уборка в доме. Операция «Посади дерево!». Осенние мотивы (флористика). Сбор и хранение листьев.Осенние мотивы (флористика).Уборка урожая.Овощной салат.Операция «Посади дерево!»Уход за одеждой и обувью.Уборка в доме.

Методы, формы, средства проведения занятия:

Беседа: Труд кормит, а лень портит.

       Одежда праздничная и будничная. Обувь.

Тест-опрос:  «Что я умею делать и чему я хотел бы научиться?»

 Выставка поделок:  «Чудеса природы».

Праздник: «Осенний бал».

Инструктаж: Правила безопасности во время занятий.

Игровая программа: «Такие занятные вещи».

Результат:  желание у детей заниматься общественно полезным трудом.

Кто нуждается в нашей помощи?
    Кто из нашей семьи больше всего нуждается в моей помощи? Как правильно просить другого человека о помощи? Как благодарить за труд? Что значит быть бережливым? Правила дружного труда.

    ^ – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом.  Помощь школе в уборке урожая. Подкормка птиц. Уборка территории двора. Каждый день – доброе дело.

Рейд-смотр: Как живешь, учебник? Ремонт книг.                      Операция «Кормушка».                Игрушки для детского сада.                Изготовление поздравительной открытки.                Помощь престарелым, детскому саду.                «Субботник» уборка  школьной территории.

Методы, формы, средства проведения занятия:

Беседа: Что значит быть бережливым?

                Правила дружного труда.               «Птицы – наши друзья!»                Кто из нашей семьи больше всего нуждается в моей помощи?

^ «Жалобы книжки».

Инсценирование: просьба о помощи, благодарность за помощь.

Инструктаж: Правила безопасности во время занятий.

Результат:  забота о малышах, больных и престарелых.

^
  Понятия «профессия», «трудовая династия». Профессии и занятия бабушки и дедушки. Почему говорят: «Все профессии важны, все профессии нужны»? Понимание значения и смысла профессии, причин её выбора. Кем быть? Что значит поговорка: «Любой труд – почетен!»? Хобби (Занятия детей в свободное время.). Хобби семьи.  Виды увлечений и их роль в жизни человека. Отличие увлечения от профессии.

Методы, формы, средства проведения занятия:

Беседа круглым столомПрофессии и занятия бабушки и дедушки.

 Инструктаж: Правила безопасности во время занятий.

^ : «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Результат:  уважение людей труда.

Что такое творческий труд?
  Радость труда. Труд и негативные эмоции. Как сделать труд радостным? Труд как средство самовыражения. Индивидуальный и совместный труд. Как дружба помогает в труде? Что можно сделать своими руками? Виды творческого труда: украшение комнаты или класса, изготовление поздравительной открытки. Наши руки не знают скуки! Открытка для папы и мамы.

Методы, формы, средства проведения занятия:

Беседа: «Буду маме помогать, буду всюду убирать».

Инструктаж: правила безопасности во время занятий.

Результат: уважение  своего и чужого труда.

Формы проведения занятий:

1 класс:

Беседа, тест «Что я умею делать и чему я хотел бы научиться?»Экскурсия на пришкольный участок.Изготовление поделок из природного материала.Уборка урожая.Изготовление подарка папе и маме.Ремонт книг.Беседа, изготовление кормушки и подкормка птиц.Украшение класса.Изготовление новогодней композиции.Уборка  школьной территории.

2 класс:

Беседа, тест «Что я умею делать и чему я хотел бы научиться?»Уход за комнатными растениями.Выставка поделок, праздник.Беседа, изготовление кормушки и подкормка птиц.Изготовление новогодних композиций.Презентация «Азбука профессий».Изготовление подарка папе и маме.Уборка  школьной территории.Проект «Моё дерево».

3 класс:

Изготовление поделок из природного материала, участие в выставке.Уход за комнатными растениями.Беседа, изготовление кормушки и подкормка птиц.Изготовление игрушек для детей детского сада «Оригами».Изготовление новогодних украшений, украшение класса.Рассказ «Мой труд дома».Изготовление подарка папе и маме.Изготовления сувенира ветеранам.Уборка  школьной территории.

4 класс:

Работа по благоустройству школьного опытного участка.Экологическая акция «Сохраним природу». Посадка кустарников и деревьев.Изготовление и развешивание кормушек.Изготовление поделок и поздравление пожилых людей.Уборка  класса и территории школы.

^

  • Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России.
  • Примерные программы внеурочной деятельности [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов] под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение,

2010. – (Стандарт второго поколения).

  • Селиванова О.Г., Арасланова Е.В. «Мой разноцветный мир». Киров: КИПКиПРО. – 2010.
  • Журналы «Педсовет», «Последний звонок», «Педагогическое творчество», «Начальная школа».  
  • Журналы «Читаем, учимся, играем».
  • Буровик А. А. Родословная вещей. — М.: Знание, 1991.

Кружок

«Азбука здоровья»

(спортивно-оздоровительное направление)

Пояснительная запискаЗдоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

^

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач нашего государства. Но, несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости учащихся начальной школы удовлетворять нас не могут – это показывают нам диагностические данные, медицинские показатели.Установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.Проблема воспитания здорового школьника — проблема общегосударственная, комплексная, и наша задача выделить из нее конкретные вопросы, решение которых посильно учителю.По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Азбука здоровья».

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Особенности программы

Данная программа строится на принципах:

  • Научности
  • Доступности
  • Системности

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

  • навыки дискуссионного общения;
  • опыты;
  • игра.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • проведение опытов;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

^

Программа рассчитана на 4 года. В 1,2 3 и 4 классе по 17 часов. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.

Планируемые результаты

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;
  • формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • причины некоторых заболеваний;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

^

занятия носят научно-образовательный характер,формы организации общественно-полезной деятельности,наглядным показателем неблагополучия является,занятии общественно-полезным трудом,актуальной остаётся проблема сохранения,проблема воспитания здорового школьника,важнейших задач нашего государства,стремится добиться определенных результатов,основных навыков сохранении здоровья,возрастными особенностями младших школьников

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …