Содержание учебного курса — Пояснительная записка в моу «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»

^
5 класс
1. Компьютер для начинающих (8 ч)
Информация и информатика.Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».Клавиатурный тренажер.

Действия с информацией.Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.Координатный тренажер.Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».Практическая работа №6 «Вводим текст».Практическая работа №7 «Редактируем текст».Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».Практическая работа №9 «Форматируем текст».Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».
6 класс

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».Практическая работа №4 «Нумерованные списки».Практическая работа №5 «Маркированные списки».

Информация и знания.Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».Практическая работа №8 «Строим диаграммы».Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word»

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас.Формы записи алгоритмов.Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».Практическая работа №13 «Power Point. Часы».Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
7 класс

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».Практическая работа №11 «Графические модели».Практическая работа №12 «Итоговая работа».

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика.
8 класс

Информация и её свойства. Представление информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Информационные процессы. Обработка информации. Информационные процессы. Хранение и передача информации.Всемирная паутина как информационное хранилище.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Освоение клавиатуры, работа с тренажерами»

Основные компоненты компьютера. Персональный компьютер. Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. Системы программирования и прикладное программное обеспечение. Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №2 «Знакомство с комплектацией устройств ПК, со способами их подключений»
«Знакомство с пользовательским интерфейсом ОС. Работа с файловой системой ОС»
Практическая работа №4 «Работа со справочной системой ОС. Использование антивирусных программ».
Формирование изображения на экране компьютера. Компьютерная графика. Создание графических изображений
Компьютерный практикум
Практическая работа №5 «Создание изображения в среде графического редактора растрового типа»
Знакомство с работой в среде редактора векторного типа»
Практическая работа №7 «Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора».
Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере. Прямое форматирование. Стилевое форматирование. Визуализация информации в текстовых документах. Распознавание текста и системы компьютерного перевода. Оценка количественных параметров текстовых документов.
Компьютерный практикум
Практическая работа №8 «Основные приемы ввода и редактирования текста. Постановка руки при вводе с клавиатуры»
Работа со шрифтами. Приемы форматирования»
Практическая работа №10 «Работа с нумерованными и маркированными списками»
«Вставка объектов в текст»
Практическая работа №12 «Работа с таблицами»
Практическая контрольная работа №13 «Оформление реферата «История вычислительной техники»»
Технология мультимедиа. Компьютерные презентации. Создание мультимедийной презентации
Компьютерный практикум
Практическая работа №14 «Освоение работы с программным пакетом создания презентаций»
«Создание презентаций, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст»
Практическая работа №16 «Использование записанного звука и изображения в презентации»
«История вычислительной техники»»
Итоговое повторение и контроль – 2 ч.
9 класс
Математические основы информатики (12 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.

анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
анализировать логическую структуру высказываний;анализировать простейшие электронные схемы.

переводить небольшие (от 0 до 256) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;строить таблицы истинности для логических выражений;вычислять истинностное значение логического выражения

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Аналитическая деятельность:
различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т. д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;создавать однотабличные базы данных;осуществлять поиск записей в готовой базе данных;осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертежник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычисленийпри заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике
Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и неформальных ис-полнителей;придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма — кодирование — отладка — тестирование.Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;выделять этапы решения задачи на компьютере.

программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;разрабатывать программы, содержащие оператор (опе-раторы) цикла;разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;разрабатывать программы для обработки одномерного массива:нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;нахождение суммы всех элементов массива;нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;сортировка элементов массива и пр.
Обработка информации в электронных таблицах (6 ч)
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

анализировать пользовательский интерфейс используемых электронных таблиц;определять условия и возможности применения электронных таблиц для решения типовых задач.

создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам;строить диаграммы и графики в электронных таблицах

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерныеэнциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет

выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.

осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;определять минимальное время, необходимое для передачи известного объема данных по каналу связи с известными характеристиками;проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.

На тематические контрольные работы в 5-7 классах выделяется по 20 мин, в 8-9 классах – по 1 часу, на итоговый контроль – по 1 часу.

5 класс

Тематика
Вид
Форма
1
Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса
Тематический контроль
Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу
2
Информация и информационные процессы
Тематический контроль
Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу
3
Обработка информации средствами текстового и графического редакторов
Тематический контроль
Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу
4
Информационные процессы и информационные технологии
Итоговый контроль
Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу
5
Планирование последовательности действий. Создание анимации.
Итоговый мини-проект
Творческая работа

Оцените статью
Добавить комментарий