Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются — страница 8

92наты и др. Не проанализирована роль новых средств передачи аудио-видеоинформации в среде досуговой культуры и их значение в само­реализации личности. Слабо изучена материально-вещественная база индивидуально-организованного семейного досуга, недостаточно исследованы неформальные компании и группы досугового общения. Отсутствуют сравнительные исследования уровня досуговой деятель­ности молодежи, различных социально-демографических, социально-образовательных групп.Досуговая деятельность предполагает определенную меру сочета­ния активных и пассивных форм потребления духовных ценностей, от­дыха, общения со свободной творческой деятельностью. Их нельзя противопоставлять друг другу. В совокупности и взаимодействии они образуют систему досуга. Очень важно в культурно-воспитательной работе не прибегать к жесткой регламентации и излишней рационали­зации. Особое место в анализе досуговой деятельности молодежи сле­дует уделять её стремлениям к постоянным инновациям, изменением кодов поведения и стилей общения. В то же самое время всестороннее исследование досуговой деятельности невозможно без выяснения в структуре досуговых занятий явлений антикультуры, девиантных форм проявления досуга, ибо в реальной социальной жизни, в каждой куль­туре эти явления диалектически взаимопереплетены.Проблема роли средств массовой коммуникации в формировании культуры личности стала особенно актуальна для нашей страны с появ­лением все большего числа альтернативных источников культурной информации, не всегда обладающих положительным культурным по­тенциалом. Отсюда следует, что важнейшей в наше время методологи­ческой социокультурной проблемой исследования уровней культуры досуга является, с одной стороны, анализ всей существующей инфра­структуры досуга, с другой изучение места и роли прежде всего новых средств массовой коммуникации.Важным в процессе формирования цивилизованного уровня досу­говой культуры является знание субъектами социокультурной среды, «систем ценностных ориентации» различных социальных групп обще­ства, особенно молодежи. Только их разумный учет может дать необ­ходимый социокультурный эффект. Необходимо исследование субъек­тивного восприятия различными социальными группами общества ка­чества продукции различных отраслей культуры. Для решения данной проблемы требуется постоянное изучение социального состава аудито-
93
Iрии учреждений культуры, средств массовой коммуникации при помо­щи уже существующих каналов «обратной связи» (письма, сообщения в Интернете телефонные звонки и т.д.), а так же организация специаль­ной социологической службы досуга.Сложившейся социокультурной проблемой, с которой связан ана­лиз качества той или иной продукции индустрии досуга, является эсте­тическая оценка. Ее воспитательный характер определяется не только классическими или современными видами «массовой культуры», но и степенью удовлетворения произведением искусства в зависимости от уровня образования, жизненного опыта, психологических особенностей индивида. Нужно также иметь в виду тот социальный контекст, в кото­ром идет восприятие того или иного произведения искусства. В некото­рых формах культурного потребления скрыты элементы антикультуры, например в видеокультуре.При исследовании досуговой деятельности необходим комплекс­ный подход, так как культура досуга связана со всеми атрибутами сво­бодного времени: содержанием, структурой и качеством. Если количе­ство свободного времени обусловлено целым комплексом социально-экономических факторов (уровнем развития производительных сил, уровнем развития внепроизводственной сферы жизнедеятельности об­щества и т.д.), то структура и содержание свободного временимногими субъективными факторами, среди которых немаловажное значение имеет индивидуальный выбор материального обеспечения обществен­ного, личного и семейного досуга.Другой важной методологической проблемой исследования досу­говой деятельности должно быть определение оптимальных с точки зрения здорового человека, границ объема свободного времени, необ­ходимого для различных социально-демографических, социально-образовательных, социально-профессиональных групп населения. Осо­бенно это касается учащейся молодёжи.Важнейшим средством формирования досуговой деятельности яв­ляется система образования и воспитания, которые призваны наряду со своими специфическими задачами уделять должное внимание формированию досуговой культуры. Так, еще Аристотель отмечал: «Для умения пользоваться досугом в жизни нужно кое-чему учиться, кое в чём воспитываться, и как это воспитание, так и это обучение за­ключают цель в самих себе…»
94
Как показывает социальная практика, время досуга используется, как правило, в рамках молодежных компаний и неформальных групп сверстников и, реже, отдельной личности как таковой. Отсюда возника­ет проблема исследования молодежных компаний и групп досугового общения, где формируется субкультура досуга молодежи.По общему мнению западных социологов, изучающих проблемы молодежи, именно «малая группа» является практическим обозначени­ем самой важной проблеммы — идентификации и социализации. Поня­тие «малая группа» возникло в американской социологии и означает нечто большее, чем просто «группа сверстников». Объем его значения гораздо шире и означает равенство в социальном статусе взглядов, сис­теме ценностей и формах поведения.Т. Парсонс, Р. Белл, Д.Колеман, Ф.Тёнбрук, и многие другие запад­ные исследователи используют понятие «малая группа» исключительно для обозначения неформальных, гомогенных групп молодежи. По их мнению, местонахождение групп сверстников в социальном поле может быть определено между первичной организацией (семья) и вторичными организациями (школа, предприятие, общество в целом).Другими словами, «малая группа»это прежде всего группа совме­стного проведения досуга.Как показывают социологические исследования, группы сверстни­ков образуются, как правило, независимо от желаний и намерений взрослых в результате процессов самоорганизации и представляют со­бой «открытую» самоорганизующуюся систему, синергетическая при­рода которой регулируется внутренними импульсами. Попытки оказать внешнее управляющее воздействие на подростковую группу, как пока­зывает опыт, ведет лишь к возникновению конфликтной ситуации. Данный феномен объясняется с помощью теории «группового поведе­ния», предложенной в начале XX века У.Джеймсон, У.Кули, Дж.Мидом, Э.Мэйо, Дж.Морено Г.Дженингс, разработавшими социо­логические методы исследования групповой структуры. В 30-е годы У.Уайт применил антропологические приемы в исследовании «Обще­ства подворотен».Теории группового поведения во многом способствовали проведе­нию в странах Западной Европы многочисленных исследований, по­священных изучению неформальных молодежных групп, которые осо­бенно бурно возникали в 60-80-е годы под воздействием множества со­циокультурных факторов, научно-технической революции второй по-
95
ловины XX века. С одной стороны, все активнее в повседневную жизнь вторгалась компьютеризация, стандартизация, роботизация, что вело к потере индивидуальности, культурному отчуждению личности. С дру­гой — идет процесс усложнения социальных связей, новых обществен­ных структур, формирование групповых норм поведения. Это противо­речие ведет к дефициту общения, к поиску новых форм самовыражения и самореализации личности. Поскольку общественные институты объ­ективно консервативны, находятся в постоянной оппозиции любым мо­лодежным инновациям, и пытаются любыми путями сохранить сущест­вующий «статус-кво», молодое поколение всех без исключения стран находит всё новые формы самореализации.Важным аспектом, характеризующим состояние досуговой культу­ры молодежи современного города, является степень удовлетворенно­сти индивидуальными и общественно-организуемыми формами ис­пользования свободного времени.Эмпирической основой при анализе тенденций, форм и предпочте­ний досуговой деятельности россиян выступают данные общероссий­ского исследования молодежи, осуществленного РНИС и НП по заказу Министерства образования РФ в конце 2001 г. В опросе с общей вы­боркой 833 человек опрашивались две возрастные когорты: молодежь 16-30 лет и представители поколения их родителей 41-50 лет (кон­трольная группа). Опрос применялся для понимания динамики измене­нии бытового и досугового поведения и жизненных целей россиян. В отчете использованы также результаты тематических репрезентативных общероссийских исследований молодежи, осуществленных РНИ и НП по заказу Госкоммолодежи РФ и московского представительства Фонда им. Эберта в 1997-2000 гг.По квотной выборке в опросе участвовали рабочие предприятий, шахт и строек: инженерно-техническая интеллигенция и преподаватели вузов, ПТУ, ученые, учителя школ, работники торговли, сферы быто­вых услуг, транспорта и связи, служащие, предприниматели малого и среднего бизнеса, военнослужащие и сотрудники МВД, жители сел и деревень, студенты вузов, безработные. Опрос проводился в 58 поселе­ниях различных типов пропорционально численности населения мега­полисов, областных центров, районных городов и сел в структуре насе­ления России в целом.Какие виды досуга и отдыха наиболее привлекательны и распро­странены в молодежной среде на сегодняшний день? Какова динамика
96
досуговых предпочтений молодого поколения за последние несколько лет, наблюдаются ли здесь определенные изменения и сдвиги, какой характер они носят? — Такие вопросы задавались респондентам. Резуль­таты исследований приведены в следующих рисунках и таблицах.
Таблица 1.
Формы проведения свободного времени: динамика предпочтений рос­сийской молодежи за последние годы, в %
Форма досуга
1997
2001
Телевидение
55,4
70,6
Современная музыка
36
52,6
Чтение периодики
17,9
52,5
Общение
61,5
50,8
Чтение книг
45,6
50,3
Домашние дела
38,5
49,2
Просто отдых
35,7
34,3
Дискотеки
19,1
32,1
Радио
9,4
32
Театры, концерты
13,5
24,6
97
Компьютер
11,9
24,4
Кафе, бары
17,1
22,7
Спорт
14,1
20,1
Дополнительные занятия
9,6
14,5
Хобби, увлечения
8,8
12,5
Музеи
5,9
10,4
Клубы, ассоциации
4,6
5,6
Религия
3,2
3,7
Кружки по интересам
2,2
1,5
Политика
0,4
0,4

Оцените статью
Добавить комментарий