Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются — страница 6

^
Опыт и общие результаты конкретно-социологических исследований КПР в 60-е годы
60-е годы были если не периодом расцвета советской социологии, то, по крайней мере, её счастливым детством. Перед энтузиастами откры­лись почти не тронутые исследовательские просторы. На эту огромную целину отечественного обществоведения двинулись люди разных про­фессий и положений философы, экономисты, историки, журналисты,
76
математики, инженеры, которых объединял жгучий интерес к социаль­ным проблемам, увлечённость "новой" наукой и горячее желание дока­зать, что она может быть полезна обществу.Вскоре появились и первые ценные результаты в ряде областей ис­следований. В печати появились первые имена. Вышел в свет пятитом­ник избранных произведений академика С. Струмилина, работы Б. Грушина, И. Бестужева-Лады, Ю. Левады, А. Харчева, В. Ядова, А. Здравомыслова. Стали выходить тематические сборники "Социальные исследования", издаваемые Научным советом по проблемам конкрет­ных социальных исследований, Советской социологической ассоциаци­ей и Институтом философии Академии Наук СССР.Но тогда же, на волне социологического бума, появилось много на­ивных дилетантов, которым казалось, что ничего не стоит сочинить во­просы, запустить анкету (с которой ассоциировалась социология в це­лом), не подозревая, что исследование требует знания методологиче­ских основ, построения выборки и инструментария исследования.Прикладная социология как наука об обществе во многом является искусством, способным определить проблему, почувствовать, угадать ее особенности, интуиция и воображение нужны в ней не меньше, чем методическая оснащённость (Ч. Миллс).В применении сложных технических процедур получения и обработ­ки данных ценно чувство меры, которое непременно должно сочетаться с научной строгостью, исследовательской основательностью, точно­стью в выборе применяемых методов.Соединение научных исследований с практикой КПР и повышением её эффективности в 60-х годах стало неотложной задачей. Решение её сдерживалось дефицитом социологических кадров. Индивидуально проводившиеся (в основном аспирантами) исследования были посвя­щены различным аспектам культурно-просветительской работы: эсте­тическому и нравственному воспитанию, роли традиций, здоровому об­разу жизни, социальной активности, характеру зрительских восприятий и многим другим. Почти все аспиранты использовали в разработке сво­их проблем конкретно-социологические исследования. Но существен­ным недостатком в работах были недостаточно репрезентативная вы­борка и, как следствие, интерпретация результатов с точки зрения ин­ституциональных задач и функционального анализа, невнимание к про­явлению латентных (скрытых) функций, а зачастую и дисфункций. Бы­ло важно "доказать", что учреждения культуры выполняют функцию
77
идеологического обеспечения выполнения народно-хозяйственных планов. В исследованиях энтузиастов нередко отсутствовали програм­мы. Они отличались несовершенством инструментария, что затрудняло анализ, обобщение и сопоставление результатов. Недооценивали роль социологических исследований государственные, общественные орга­низации и зачастую сами культпросветработники.В середине 60-х годов почти одновременно начинают создаваться со­циологические группы в НИИК, некоторых Центральных научно-методических кабинетах КПР и Домах народного творчества.Так, на Украине в каждой области были созданы опорно-экспериментальные клубы и бюро социологических исследований на общественных началах под руководством Киевского и Харьковского институтов культуры. На конференциях обсуждались методологиче­ские основы, методика исследований и их результаты: степень удовле­творения духовных запросов населения, интересов трудящихся в облас­ти политики и производственно-технических знаний, передового сель­скохозяйственного опыта, влияние средств массовой коммуникации на эстетические потребности жителей села, развитие художественной са­модеятельности. На них отмечалось, что важным фактором, опреде­ляющим направления, задачи и действенность КПР является ориента­ция не на "среднего", абстрактного человека вообще; что требуется раз­работка научно обоснованной и дифференцированной программы дея­тельности для каждой отдельной группы населения, социального слоя и создания условий, способствующих формированию общественного мнения как одному из факторов воспитания.
В Эстонии организаторами исследования стали социологические группы Академии общественных наук при ЦК КПСС и Эстонского от­деления Академии Наук и Министерства культуры. Социологические исследования в Эстонии охватили практически всю республику (были репрезентативными), выявили интересы и запросы как реальной, так и потенциальной клубной аудитории и носили перекрёстный характер, что давало возможность сопоставить оценки клубной аудитории и оценки культурно-просветительных работников по всем направлениям деятельности. Исследования выявили "ножницы" в оценках руководи­телей клубов и ее аудитории в распределении и удовлетворении инте­ресов к общеполитическим и вопросам внутренней жизни, атеистиче­скому воспитанию и формам организации досуга. Аудитория стреми­лась к активным и дискуссионным формам работы; а руководители клубов (и статистика подтвердила оценку аудитории) 70% всей дея-78
тельности проводили в форме лекций. (Статистические отчеты показа­ли, что эти цифры не изменились до конца 80-х годов).
Становление отраслевой социологической теории КПР
в 70-80-90-ые годы.
70-е годы характеризуются переходом от отдельных диссертацион­ных исследований к созданию проблемных групп, к проведению ком­плексных исследований, ведущихся масштабно и систематически. С 1972 года велись исследования современного села Научно-исследовательским институтом культуры Министерства культуры РСФСР в Калачеевском районе Воронежской области в сотрудничестве с коллективами, работающими в области социологии культуры и искус­ства, экономики и сельского хозяйства в различных регионах страны по единой программе. Это уже был качественно новый этап.Системно-структурный подход к духовной культуре как целост­ному объекту требовал концептуальной разработки:-образования,-художественной культуры,-художественной самодеятельности,-культуры быта, досуга,-взаимодействия функций средств массовой коммуникации и КПР. Без такой систематизации, классификации структурных элементов и факторов, целей и средств невозможно было проведение социологиче­ских сравнительных исследований.Основными проблемами исследования были определение уровня ду­ховной культуры различных слоев населения и проявление в трёх ос­новных сферах: труде, общественной работе и быту. Основное содер­жание потребностей и духовных интересов, объём информации (печать, радио, телевидение, кино, учреждения культуры) рассматривались в рамках бюджетов и структуры свободного времени.Исследование выявило прямую зависимость между уровнем образо­вания различных социально-демографических групп населения, струк­турой досуга, духовными интересами и запросами личности, которые проявлялись в прослушивании радиопередач, просмотре телефильмов, чтении литературы и занятиях художественной самодеятельностью. Например, показатели культурного уровня группы механизаторов ока­зались значительно выше показателей группы работников, занятых преимущественно неквалифицированным трудом.
79
На этой основе была создана типология населения по отношению к культуре, определено место и роль КПУ в системе других социальных институтов на селе. Была выявлена специфика управления и организа­ции культурно-просветительной деятельности в пределах района и сельского совета.Как видно, такой подход к объекту исследования при разработке про­граммы, методов, процедур способствовали поиску путей дальнейшего культурного подъема села. Он был бы немыслим без философского и социологического анализа социальных аспектов клубной деятельности: культуры досуга, общения, планирования и управления духовной жиз­нью.Результаты исследования доказали необходимость устранения ведом­ственной разобщенности учреждений культуры (профсоюзная и ведом ственная сеть учреждений культуры была выше по материальна тактическому оснащению и зарплат сотрудников); создания районны домов культуры и клубов во всех населенных пунктах; организации деятельного соучастия клубного актива и массы посетителей; развития самодеятельных начал в организации, а также были вскрыты дефицит культурного общения в коллективах художественной самодеятельности (репетиции занимали все время) и необходимость улучшения подготов­ки кадров.Серия исследований "Народное творчество" позволила выявить со­вокупный социальный портрет участников художественной самодея­тельности по возрасту, семейному положению, образованию; мотива­цию занятий в коллективах и собственную оценку участников "работы по второй профессии". Обнаруживался большой "веер" (разнообразие) в побудительных мотивах участия: любовь к искусству (66,7%), стрем­ление продолжать семейные традиции (22,7%), желание приобщиться к творческой деятельности и советы товарищей (8,7%), приглашение ру­ководителя (21,3%), стремление заполнить свободное время (7,3%) и даже "нажим" со стороны общественных организаций (2,3%).Анализ мотивов давал возможность судить об уровне, структуре ду­ховных потребностей, интересов, ценностных ориентации, позволял учитывать и всемерно повышать их. 65% опрошенных чувствовали по­требность в учебных занятиях, репетициях, овладении исполнитель-
20 "Народное творчество". Вып. И. Вопросы теории и практики развития художественной само­деятельности. М., 1974. НИИ культуры. Труды 16, С. 3-15.
80
ским мастерством. Многих привлекало осознание общественной зна­чимости художественной самодеятельности, расширение культурного кругозора, возможность проявить своё дарование. Исследование вы­явило не только ценностные ориентации и вкусы, но и взаимодействие исполнительского и авторского творчества, традиций и фольклора, со­стояние по жанрам художественной самодеятельности и уровню учеб­но-воспитательной работы. В них художественная самодеятельность была рассмотрена как объект управления и руководства, т.е. изучена природа любительской художественно-творческой деятельности как социокультурного явления.Исследование Михайловой "Народное творчество: участник и руко­водитель" представило многомерный портрет человека, личности, куль­турного деятеля, у которого творческая деятельность перерастает в бо­лее широкое участие в общественной деятельности.Так же комплексно проводились исследования "Парк и отдых", "Парк и проблемы культуры", "Музей и современность", "Музей и посети­тель".Большая роль социологам принадлежит в разработке программы, проходившей в десяти областях Нечерноземья по централизации куль­турно-просветительных учреждений. Они изучили состояние и разме­щение сети, выявили оптимальные пути её использования в сельской местности, особенно в малонаселённых деревнях, наметили рекоменда­ции по улучшению условий досуга сельских жителей.Преподаватели и аспиранты институтов культуры проводили ком­плексные исследования: МГИК: "Культурно-просветительная работа в системе коммунистического воспитания трудящихся" (под последним, как правило, понималось всестороннее развитие личности), в котором участвовали Тамбовский и Орловский филиалы, Ташкентский и Кеме­ровский институты культуры. На базе этого исследования было защи­щено 12 диссертаций.Другим коллективным исследованием стало "Социальное планирова­ние и деятельность КПУ" (исполнителями были Челябинский, Перм­ский, Московский и Ленинградский институты культуры).Коллективное исследование "Прогноз развития клубного дела, клуб­ных систем, КК (культурных комплексов), а также парков культуры и отдыха в долгосрочной перспективе" провели ВНИИ искусствознания, Государственная библиотека им. Ленина, ВНМЦ НТ и КПР.81В то время стала складываться в отечественной науке "социология досуга", в арсенале которой представлены все методы социологическо­го исследования от опросов и хронометража свободного времени до широких социальных экспериментов в культурных комплексах, куль-турно-досуговых центрах и других учреждениях культуры.Активными потребителями социологической информации в клубной деятельности отныне становились не только учёные, но и практики клубной работы.Анализ социологических исследований в области клубной деятельности свидетельствует о непрерывном расширении тематики исследований.Со временем встал вопрос об эффективном и рациональном исполь-: зовании результатов исследований, которое возможно только в том случае, если всё накопленное совместным трудом учёных регистриру­ется, систематизируется, обобщается.Не все исследования становились достоянием учёных-досуговедов и практиков. В публикациях чаще отражались постановка проблемы и описание результатов исследования. Тогда как немаловажное значение имеют методологические основы, процедура исследования, методика, инструментарий.Постепенно объектом исследования становится не только матери­альная база учреждений и направление их деятельности, но и развитие духовных потребностей личности, развитие культурного досуга населе­ния, т.е. культурный уровень. Исследование культурной деятельности и культурного уровня региона были проведены Кудриной и Шендрик, Болговым и Гущу. В них были разработаны комплексные критерии, от-ражающие все сферы жизни социума.В практике программирования результаты исследований выполняли двойную функцию: начальный уровень был исходной базой для прора­ботки направлений деятельности и создание прогностической модели-ориентира, определяющего цель, перспективы развития.Культурный уровень клубного посетителя стал основным объектом социологического исследования, т.к. он определял направление, объем и специфику деятельности.Период с 1981 по 1985 годы характеризуется значительным числом научных исследований, в которых социологический анализ выдвигается на первое место, усиливается тенденция объединения научных сил и
82
растёт количество проведённых комплексных исследований, на базе ко­торых был подготовлен ряд интересных диссертационных работ.80-е годы характеризуются значительным числом научных исследо­ваний, в которых социологический анализ выдвигается на первое место, и его предметом становятся самые различные стороны клубной дея­тельности.Неоднократно исследованы интересы и запросы населения в рамках досуговой деятельности как в целом, так и применительно к отдельным учреждениям культуры, в том числе и клубам.Клубная аудитория становится важнейшим объектом исследования во всех работах, посвященных клубной деятельности.Значительное место отводится изучению мотивации посеще­ния/непосещения клуба, динамики изменения отношения к клубу, предпочтений различных форм деятельности, формированию общест­венного мнения о клубе.Ряд исследований посвящен результатам централизации, КСК, куль-турно-досуговым и социально-педагогическим центрам, а также вопро­сам совершенствования планирования, улучшения научно-методического руководства, оптимизации размещения клубных учреж­дений на территории страны.В системе управления культурным строительством важнейшим зве­ном являются кадры, качество их специальной подготовки и характер деятельности. Поэтому другим масштабным комплексным исследова­нием стало исследование "Клубный работник сегодня и завтра. Про-фессиограмма клубного работника" под руководством С. Плотникова. Оно было проведено по заданию Министерства культуры РСФСР, раз­работано отделом социологических исследований НИИ культуры со­вместно с Центральным научно-методическим кабинетом по культур­но-просветительной работе и институтами культуры РСФСР.В трех сборниках этого труда была исследована профессия культур­но-просветительного работника, уникальная в своём роде и требующая определения ее специфики. В выводах анализировались содержание и условия труда клубного работника. Обозначилась основная и решаю­щая роль специалиста в конкретной сфере культуры (а не «мастера на все руки», на которого ориентировались прежде) в повышении эффек­тивности деятельности клубных учреждений. Подготовка профессиона—10В должна вестись по каждой форме любительской деятельности в об­ласти искусства и специализации организатора-педагога. Отмечались и

Оцените статью
Добавить комментарий