Социология

Ю.Т.Волков В.И. Добреньков В.Н. Нечипуренко А.В. Попов
СОЦИОЛОГИЯИздание 2-е
Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
МОСКВА2003
disciplinae
Учебник занял 1-е место во Всероссийском конкурсе (2001 г.) Министерства образования Российской Федерации на создание учебников по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” в номинации “Социология” Рецензенты:
член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор А.В.Дмитриев, доктор философских наук, профессор Н.С.Слепцов

Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.Учебник написан с учетом государственного образовательного стандарта второго поколения с опорой на российские реалии и лучшие зарубежные и отечественные учебники социологии, отличается энциклопедичностью и “многослойностью” изложения, интегральным решением учебных задач и ставит целью дать читателю прочные знания по социологии. Рассматриваются история социальных идей, основные понятия, направления и парадигмы социологии, а также ее методы. Особое внимание уделяется вопросам современной социологии.Предназначен для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для аспирантов и преподавателей вузов, а также широкого круга читателей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
§ 1.1. Социология как наука
Социология и другие наукиОпределения предмета социологии
§ 1.2. Развитие социологии
Предыстория и социально-философские предпосылки социологииСтановление социологии как наукиКлассические социологические теорииРусская социологическая мысльСовременные социологические теории
§ 1.3. Уровни социологического анализа и социологические парадигмы
Уровни анализаСоциологические парадигмы
§ 1.4. Теоретические подходы в социологии
ФункционализмТеория конфликтаСимволический интеракционизм
§ 1.5. Социологическое исследование
Основные понятия Этапы социологического исследованияМетоды исследованияИсследовательская этикаСоциологическая перспективаСоциологическое воображение
Глава 2. КУЛЬТУРА
§ 2.1. Определения культуры
§ 2.2. Компоненты культурыНормы ЦенностиСимволы и язык
§ 2.3. Культура и миф
Основные теорииИдеология
§ 2.4. Единство и разнообразие культур
Культурные универсалииКультурная интеграцияЭтноцентризмКультурный релятивизмСубкультуры и контркультурыКультурная эволюция
Глава 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
§ 3.1. Основы социализации
Значение социализацииПрирода и воспитаниеСоциальная коммуникацияОпределение ситуации
§ 3.2. Личность
Характеристики личностиСамостьТеория “зеркального Я”Понятие “обобщенного другого”Процесс “управления впечатлениями”
§ 3.3. Социализация в течение жизненного цикла
Жизненный цикл в разных культурахДетствоПодростковый возрастРанняя зрелость, или молодостьСредний возраст, или зрелостьПожилой возраст, или старостьСмерть
§ 3.4. Ресоциализация
Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ
§ 4.1. Социальная структура
Основные понятияСоциальные статусыСоциальные ролиГруппыИнститутыОбщества
§ 4.2. Классификация социальных групп
Социальные связиПервичные и вторичные группыВнутренние и внешние группыРеферентные группы
§ 4.3. Групповая динамика
Размер группЛидерствоСоциальное манкированиеСоциальные дилеммыГрупповое мышлениеКонформизм
§ 4.4. Социальные организации
Характерные черты организацииФормальные организацииТипы формальных организацийБюрократияВеберовская концепция бюрократииНедостатки бюрократииУправление в организацияхНеформальные организации
Глава 5. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
§ 5.1. Природа девиации
Социальные характеристики девиацииСоциальный контрольСоциальные эффекты девиации
§ 5.2. Социологические теории девиации
Изучение девиантного поведенияТеория аномииТеория культурного переносаТеория конфликтаТеория стигматизации
§ 5.3. Преступление и система правосудия
Система правоохранительных органовПреступлениеНаркотики и преступностьТюремное заключениеТоталитарные институтыПреступность в России
Глава 6.
§ 6.1. Модели социальной стратификации
Социальная дифференциацияОткрытые и закрытые системы стратификацииИзмерения стратификации
§ 6.2. Системы социальной стратификации
РабствоКастыКланыКлассыТендерное неравенство и социальная стратификация
§ 6.3. Теории социального неравенства
Функционалистская теория стратификацииКонфликтологическая теория стратификации
§ 6.4. Классовая система современных обществ
Социальные классыСтратификация современного российского обществаИдентификация социальных классовЗначение социальных классовСредний классБедность в РоссииДепривация
§ 6.5. Социальная мобильность
Формы социальной мобильностиСоциальная мобильность в индустриальных обществахПроцессы достижения статуса
Глава 7. РАСОВОЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ И ТЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО
§ 7.1. Расовая и этническая стратификация
Расы, этнические группы и меньшинстваПредубеждения и дискриминацияПолитика доминирующей группыФункционалистская и конфликтологическая теорииНационально-этнический состав России
§ 7.2. Тендерная стратификация
Женское меньшинствоТендерные роли и культураТендерная самоидентификацияТендерные роли в России и западных странах
Глава 8. СЕМЬЯ
§ 8.1. Структура семьи
Роль семьиТипы семьиФормы бракаФункционалистский подход к проблеме семьиКонфликтологический подход к проблеме семьи
§ 8.2. Брак и семья в России и США
Выбор партнера для бракаДетность семьиСтатус родителейРаботающие материНасилие, жестокое обращение с детьми и инцест в семьеДинамика браков и разводов в РоссииСемьи с неродным отцом или матерьюЗабота о пожилых
§ 8.3. Альтернативные жизненные стили
Причины разнообразия жизненных стилейХолостяцкая жизньНезарегистрированные парыСемьи с родителями-одиночками
Глава 9.
§ 9.1. Религия
Священное и профанноеТипы религиозных верований и практикСоциальные формы организации религииФункции религииДисфункции религииКонфликтология и функционализм о религииПодтверждение традиции: исламская революция в ИранеИзменения в секулярном мире: протестантская этикаВозрождение религии в РоссииПроблемы взаимоотношений государства и церкви в России
§ 9.2. Образование
Обучение и образованиеФункционалистский подход к образованиюКонфликтология об образованииОбразование в современной России
§ 9.3. Здравоохранение
Функционалистский подход к здравоохранениюКонфликтологический подход к здравоохранениюСистема здравоохраненияЗдоровье населения России

§ 10.1. Экологическая среда
ЭкосистемаЭффекты перенаселения
§ 10.2. Народонаселение
Рост населения в миреФакторы, влияющие на изменение численности населенияДемографические процессы в РоссииСтруктура населенияМальтус и МарксТеория демографического переходаДемографическая политикаДемографический прогноз численности населения земного шара
§ 10.3. Городская среда
Зарождение и эволюция городовМодели роста городовРоссийские города
Глава 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
§ 11.1. Источники социальных изменений
Социальные факторы измененийПодходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогрессаМодернизацияМодернизация и индустриализацияТрансформация обществСоциальные изменения в РоссииСоциальные изменения в странах третьего мираМировая система и процессы глобализации
§ 11.2. Коллективное поведение
Разнообразие моделей коллективного поведенияПредпосылки коллективного поведенияОбъяснения поведения толпы
§ 11.3. Социальные движения
Типы социальных движенийСоциальная революцияТерроризмПричины социальных движенийСоциальные проблемы

Изменения в мире
Многополярный мир
Место России в мировом сообществе
Словарь специальных терминов
Литература
ПРЕДИСЛОВИЕ
Немного найдется академических дисциплин, которые касались бы нас так же близко, как социология. Будучи наукой, изучающей социальные организации и взаимодействия, социология помогает понять происходящие вокруг нас события и те социальные силы, которые оказывают на нас воздействие, акцентирует внимание на тех аспектах нашего социального окружения, которые мы часто игнорируем, упускаем из виду или принимаем как должное. Социология вооружает нас особой формой осознавания действительности.В предлагаемом учебнике последовательно излагаются принципы, законы и закономерности возникновения и функционирования человеческих обществ, организованные в систему наукой, которую ее основатель О. Конт назвал социологией.Учебный курс социологии ставит целью дать студентам достаточно полный компедиум знаний о специфике социологии и ее законах, вычленив его из всей огромной массы сведений, предоставляемых научной и учебной литературой.Расположение материала и данные социологических исследований, примеры из различных областей социальной жизни позволят читателю, не обладающему специальной подготовкой, с наименьшей затратой времени познакомиться с широким кругом социологических проблем.В этом учебнике главное место занимают принципы, а не детали, основные положения, а не текущие вопросы, и описание специально выбранных примеров, а не просто перечисление фактов.Структура учебника сохраняет целостность учебного курса социологии, что позволяет, по замыслу авторов, оптимально использовать ее, в частности, при подготовке к экзамену – для систематизации и быстрого усвоения материала.Многие ключевые темы – теория и практика социологических исследований, культура, социализация, группы и организации, девиация и социальный контроль, социальная стратификация, раса, пол, семья, религия, общество и социальные изменения – рассмотрены здесь более полно, чем в большинстве учебников по социологии.В конце учебника приводится перечень ключевых терминов и определений. Наиболее важные социологические термины выделены шрифтом, их определения приводятся в учебнике по мере появления указанных терминов в тексте.Социологическая культура становится неотъемлемым элементом российской действительности. В своем становлении и развитии российская социология, опираясь, конечно, на собственные традиции и достижения, использует опыт западной социологии. Настоящая книга опирается на материалы лучших зарубежных и отечественных учебников социологии – Э. Аспа, Э. Гидденса, А. Джонсона, Дж. У. Вандер Зандена, Р. Лэмма и Р. Шефера, А. Мендра, Н. Смелзера, Дж. Ритцера, Дж. М. Хинслина, а также многих научных статей.Интерес к социологии естествен для людей вообще, так как человек, будучи существом социальным, сам является объектом ее изучения. Мы убеждены, что каждый образованный человек должен иметь представление о социологии, и именно поэтому мы написали эту книгу.
Авторы

Результатом взаимодействия людей в обществе является переплетение смыслов, ожиданий, деяний, и все это составляет предмет изучения социологии. Следовательно, мы можем определить социологию как научное изучение социального взаимодействия и организации.
Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.Социология с ее опорой на наблюдения и измерения позволяет использовать систематизированную информацию для решения сложных задач, связанных с социальной политикой и выбором, является действенным инструментом познания человеком своего положения в обществе, в семье, в других социальных группах.
§ 1.1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Социология и другие науки
Естественные науки. Во все времена человек был одержим желанием раскрыть окружающие его тайны и понять мир.
В процессе познания люди разрабатывали методы изучения социального и естественного мира, с их помощью получали, обосновывали и систематизировали знания о мире. Социология – научное исследование общества и человеческого поведения – является одной из наук, разработанных современной цивилизацией. Чтобы лучше понять место социологии среди этих наук, необходимо вначале рассмотреть отдельно науки естественные и общественные.Естественные науки – это теоретические и академические дисциплины, ставящие своей целью понимание, объяснение и прогнозирование событий и процессов природной среды. Естественные науки подразделяются на специализированные области исследования в соответствии со своим предметом, такие, как биология, геология, химия и физика. Далее они подразделяются на еще более специализированные разделы с более узким содержанием. Биология включает в себя ботанику и зоологию, геология – минералогию и геоморфологию, химия изучает органические и неорганические вещества, в физике выделяют биофизику и квантовую механику. В каждой области исследований рассматривается определенный “кусок” природы.
Люди не ограничились изучением природы. Стараясь получить более полное представление о жизни, они создали также области науки, предметом которых является социальный мир. Эти общественные науки изучают человеческие отношения. Если естественные науки стремятся объективно понять мир природы, то науки общественные ставят своей целью объективно понять социальный мир. Мир природы включает в себя упорядоченные (закономерные) связи, которые не очевидны, но должны обнаруживаться в целенаправленных наблюдениях, упорядоченные отношения людей в социальном мире тоже не бросаются в глаза, и их приходится выявлять с помощью целенаправленных и регулярных наблюдений.
Науки об обществе включают в себя антропологию, экономику, политологию, психологию, историю и социологию. В свою очередь антропология делится на культурную и физическую антропологию; экономика на макро- и микроэкономику; в политологии имеются теоретические и прикладные разделы; психология может быть клинической или экспериментальной; история – всемирной и историей отдельных стран; объектом изучения социологии являются количественные и качественные аспекты общественной жизни. Поскольку нас интересует социология, сравним ее с другими общественными науками.Политология. Политологи занимаются вопросами политики и управления государством. Они изучают то, как люди управляют своим обществом, различные формы правления, их структуру и отношение к другим общественным институтам. Особый интерес для политологов представляют способы достижения людьми власти в обществе, то, каким образом они сохраняют за собой властные позиции, взаимоотношение властвующих с подвластными, политические организации, институты, движения и поведение избирателей.Экономика. Экономическая наука также концентрируется на изучении одного социального института. Экономисты занимаются исследованием проблем производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг в конкретном обществе.Антропология. Антропология, родственная социологии дисциплина, исследует культуру как образ жизни общества в целом. Преимущественно она концентрирует свое внимание на изучении культуры дописьменных, или племенных, обществ. В понятие культуры как предмета антропологии входят: артефакты группы, например орудия труда, искусство и оружие; структура группы, т.е. иерархия и другие модели, которые определяют взаимоотношения в обществе; идеи и ценности группы, влияние верований на жизнь людей; формы коммуникации в группе, особенно язык.Психология. Психологи занимаются исследованием психических процессов, связанных с интеллектом, эмоциями, восприятием и памятью. Такая отрасль психологии, как социальная психология, изучает социальную обусловленность поведения индивидов и групп, т.е. типы поведения в связи с социальными нормами, воспитанием, возрастом, жизненным опытом, происхождением, а также влияние потребностей, самооценки на межличностные, внутригрупповые и межгрупповые отношения.История. Историческая наука изучает прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии, т.е. имеет дело с прошлым поведением и уникальными событиями. Она состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов. Отраслями исторической науки являются: историческая география, историография, экономическая история, а также археология, палеография, генеалогия, дипломатика, хронология и др.Социология. У социологии много общего с другими общественными науками. С политологией ее объединяет то, что она исследует среди прочего проблемы политических отношений и государственного управления. С экономической наукой она граничит, затрагивая сферу социального обращения товаров и услуг, но в аспекте исследования социальных последствий производства, распределения и обмена. Как и антропология, социология делает своим предметом культуру, верования, традиции, но рассматривает их под особым социологическим углом. С психологией ее роднит то, что она исследует личность и ее жизнь в группе себе подобных. Наконец, в отличие от исторической науки, которая изучает только то, что свершилось и вошло в историю, социология фокусируется на современности, включает в себя социальное планирование и прогнозирование.Что же отличает социологию от других общественных наук?
Определения предмета социологии
Одни социологи рассматривают общество как структурированную систему, другие – как совокупность взаимодействующих индивидов, одни изучают материальные факты, другие – символы. Ткань общественных отношений настолько сложна, что практически невозможно в одном определении выразить столь широкомасштабный предмет социологии. Поэтому приведем некоторые наиболее авторитетные суждения:(Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1999. С. 67-69.)
“…Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании”(Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 20.) (Э. Дюркгейм).
Социология, “будучи в самом широком смысле слова обширною наукой об обществе… может быть определена как наука социальных элементов и первых принципов”(Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. М., 1898. С. 36.) (Ф.Г. Гиддингс).
Предмет социологии “заключает в себе множество движений… отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и бесконечное число других вопросов”(Зиммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909. С. 11.) (Г. Зиммель).
“Социология есть наука, исследующая формы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями”(Лавров П.Л. Философия и социология//Избр. произв. В 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 639.) (П.Л. Лавров).
“Сама социология справедливо и очень точно определяется как наука о культуре, или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова”(Де-Роберти Е.В. Социология и психология//Новые идеи в социологии. СПб., 1914. Сб. № 2. С. 8.) (Е.В. Де-Роберти).
“Социология должна быть учением об обществе, подобно тому как существует общее учение о жизни”(Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб., 1897. С. 3.) (Н.И. Кареев).
Социология – “наука о порядке и прогрессе человеческих обществ”(Ковалевский М.М. Социология. СПб., 1910. С. 30.) (М.М. Ковалевский).
“Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия,– с другой”(Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993. Т. 1. С. 57.) (П.А. Сорокин).
В дополнение к этому приведем еще некоторые определения предмета социологии как науки, которая изучает общество и социальное поведение.Согласно определению Р. Парка и Э. Берджесса, социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение. А. Инкелес в свою очередь отмечает, что социология изучает системы социальных действий и их взаимоотношения и ее объектами являются общества, институты и социальные отношения.Социология пытается постичь поведение человека, детерминируемое прежде всего культурой, бытом, социальной организацией и другими подобными факторами. При этом, естественно, в поле зрения исследователя попадают различные причинные связи, отношения и зависимости, т.е. социальное поведение изучается в динамике.Я. Робертсон называет социологию наукой, изучающей человеческое общество и социальное поведение. По Д. Дугласу, социология является наукой, которая изучает человека и общности и стремится определить их характерные черты, особенно на примере современных цивилизаций.Хотя социология обращает внимание и на индивида, однако центральными объектами ее исследования являются социальные группы и группировки, а также социальные процессы. Социология описывает и рассматривает среди прочего модели социальных ценностей, социальных изменений, девиантного поведения, религиозного поведения и семейной жизни. Социология исследует различия, которые существуют между социальными классами, политическими и профессиональными группами и другими социальными объединениями. При этом она не интересуется собственно межличностными различиями, хотя иногда должна рассматривать и их.Дж. Ноббс, Б. Хайн и М. Флемминг выдвинули определение, характеризующее социологию как научное и систематическое исследование поведения людей, живущих в группах (имеются в виду организованные общности). Самой малой группой является, как правило, семья, а самой большой – нация или государство. Существуют такие группы, как школьный коллектив, рабочий коллектив, соседство, село или город.“Социология,– пишет В.А. Ядов,– это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения”.Г.В. Осипов определяет социологию как науку, которая исследует социальную структуру общества, развитие систем и организаций, а также взаимодействия внутри общества. Под социальной структурой Осипов подразумевает между- и внутриклассовые отношения и систему социальных институтов или учреждений, регулирующую эти отношения.Согласно Н. Смелзеру, “социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей… Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений”. Э. Гидденс понимает социологию как “науку о социальной жизни человека, групп и обществ”.Во всех приведенных определениях подчеркивается социальная структура, с одной стороны, и социальное поведение (действие) – с другой, как предметы социологического исследования. Демографическая, экономическая и классовая структура общества, территориальные факторы, господствующие этические, моральные и духовные ценности (что в общих чертах составляет социальную структуру общества) определяют социальное поведение. Социология стремится понимать и объяснять поведение человека именно с помощью этих структурных и ситуативных факторов.Одни структурные факторы, как, например, демографическая и экономическая структура общества, весьма конкретны. Другие – являются отвлеченными и как будто не столь очевидными. К ним относятся, в частности, социальные отношения, которые, как и социальная структура, регулируют взаимодействие индивидов.Определение предмета социологии как науки, которая изучает социальное поведение, или действие, и социальные структуры, графически представлены на рис. 1.1.

Оцените статью
Добавить комментарий