Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую — Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

1. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:

^

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

^

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Перевод земель поселений в земли иных категорий и земель иных категорий в земли поселений независимо от их форм собственности осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

^

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

^

3) документах государственного земельного кадастра;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Комментарий

1. До принятия ЗК РФ процедура перевода земель из одной категории в другую не была четко определена. Согласно ст. 5 ЗК РСФСР 1991 г. отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую производились в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель. После отмены данной статьи в декабре 1993 г., много лет сохранял действие п. 8 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», согласно которому продажа земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, с изменением целевого назначения должна производиться по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Однако процедуру получения такого разрешения указ не предусматривал и на большинство (кроме земель сельскохозяйственного назначения) категорий земель не распространялся. Поэтому до недавнего времени достаточно четко была законодательно регламентирована лишь процедура перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом (ст.63 ЛК РФ).2. Порядок изменения категории земель указан в Законе о переводе земель из одной категории в другую. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются: 1) органами государственной власти субъектов РФ в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; 2) Правительством Российской Федерации в отношении иных земель.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты поселений.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки: 1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации; 2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.3. Указанные правила начнут действовать после окончания процедуры разграничения государственной собственности на землю. До этого перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе: 1) земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд; 2) земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель; 3) земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель, которые заняты водными объектами, находящимися в федеральной собственности; 4) земель особо охраняемых территорий и объектов федерального значения или земельных участков в составе таких земель; 5) земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.В иных случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в установленных ими случаях, органами местного самоуправления. Отнесение земель и земельных участков к категориям, а также установление границ категорий земель осуществляется в ходе разработки и утверждения схем территориального планирования Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных районов, а также генеральных планов городских округов и поселений (см. комментарий ст.7).4. Процедура перевода земель и земельных участков из одной категории в другую не распространяется на случаи перевода земель и земельных участков из одной субкатегории в другую, осуществляемого внутри одной категории земель. Например, для перевода земельного участка из состава субкатегории земель промышленности в земли энергетики (категория земель специального назначения) осуществление всех вышеуказанных процедур не требуется.

5. Анализ положений п.1 комментируемой статьи и норм Закона о переводе земель из одной категории в другую приводит нас к выводу о том, что наиболее значимые полномочия по переводу земель и земельных участков из одной категории в другую сосредоточены у Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Например, такой вывод о полномочиях Правительства РФ основан на том, что только земли лесного фонда составляют 69 % территории страны или 1180,9 млн. га.15 Добавим к этому федеральные земли водного фонда, большую часть категории земель специального назначения, федеральные земли особо охраняемых природных территорий и т.д.

Второй по значимости перечень полномочий – у субъектов РФ. В него входят земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в частной, муниципальной и региональной собственности (кроме федеральной), земли специального назначения (кроме федеральных), земли особо охраняемых природных территорий регионального значения и т.д. Полномочия органов местного самоуправления по изменению границ категорий земель носят практически формальный характер, потому что:а) изменение границ категории земель сельскохозяйственного назначения полностью находится в ведении Российской Федерации (по федеральным) и субъектов РФ (по остальным землям);б) перевод земель поселений в земли иных категорий и земель иных категорий в земли поселений независимо от их форм собственности осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено ЗК РФ. Такие случаи предусмотрены п.п. 4,5 ст. 84 ЗК РФ применительно к изменению черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (осуществляется федеральным законом) и черты городских поселений, входящих в состав закрытых административно-территориальных образований (осуществляется Правительством РФ);в) большинство земель специального назначения находятся в федеральной собственности (земли обороны и безопасности, земли для обеспечения космической деятельности и т.д.). В собственности органов местного самоуправления могут находиться, например, земли промышленности (если за чертой поселения расположено муниципальное унитарное предприятие) и некоторые другие. г) Согласно п.п.6,7 ст.2 Закона об особо охраняемых природных территориях ООПТ местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.д) Согласно ст.39 ВК РФ в собственности муниципального образования находятся обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), расположенные полностью в границах одного населенного пункта и не находящиеся в частной собственности. Земли лесного фонда в муниципальной собственности быть не могут. Земли запаса могут находиться в муниципальной собственности (за исключением земель фонда перераспределения). Таким образом, даже беглый анализ показывает, что органы местного самоуправления потенциально могут изменить категорию земель муниципального запаса, водного фонда, ООПТ местного значения и промышленности. Например, придать статус ООПТ местного значения обособленному водному объекту, находящемуся в муниципальной собственности, либо предоставить из состава земель муниципального запаса земельный участок для размещения муниципального унитарного предприятия по добыче общераспространенных полезных ископаемых. Можно предложить и иные варианты. Изменить категорию земель, находящуюся в частной собственности, органы местного самоуправления формально уполномочены (кроме земель сельскохозяйственного назначения). Однако, как показано выше, в реальности это не представляется возможным даже теоретически (предположим, на окраине поселения расположен земельный участок, находящийся в частной собственности. Изменить его категорию можно изменив черту поселений, на что орган местного самоуправления не уполномочен).

6. Оснований для перевода земель из одной категории в другую комментируемая статья не называет, что вполне объяснимо невозможностью отражения в одной норме всего многообразия жизненных ситуаций. Перечень таких оснований мы встречаем в ЗК РФ (например, см. п.1 ст.14, п.2-3 ст.79, п.6 ст. 86, п.4 ст. 88 ЗК РФ), а также в ст.ст. 7-13 Закона о переводе земель из одной категории в другую. Соответствующие основания могут быть предусмотрены и в иных федеральных законах и законах субъектов РФ, а порядок отнесения – только федеральными законами. Поэтому в случае нарушения порядка перевода земель из одной категории в другую, в соответствии с п.3 комментируемой статьи, может быть признан недействительным акт об отнесении земель к категориям либо о переводе их из одной категории в другую. Сам по себе факт изменения целевого назначения и категории земель автоматически не влечет прекращение права собственности или иных прав на земельный участок. Однако, учитывая, что изменение категории земель часто происходит при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд с его последующим предоставлением иным субъектам, вышеназванный вариант развития событий наиболее вероятен.

7. Комментируемая статья запрещает произвольно изменять категорию земель, поэтому при заключении договора необходимо ее указывать. Сложная процедура изменения категории земель и запрет гражданам и юридическим лицам самостоятельно изменять целевое назначение и категорию земельного участка, принадлежащего им на праве частной собственности, призвано подчеркнуть, что земельный участок является не столько объектом недвижимого имущества, сколько объектом природы, составной частью окружающей среды, подлежащий охране как национальное природное достояние. Именно поэтому изменение целевого назначения и категории земель в большинстве случаев допускается только при положительном заключении государственной экологической экспертизы в силу прямого указания в федеральном законе (например, при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий; создании (изменении границ) ООПТ; изменении черты поселений и т.д.).

8. Согласно ст.17 Закона о государственном земельном кадастре на всей территории России ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. При ведении государственного земельного кадастра в отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках. Это вполне оправдано, поскольку для земель поселений важное значение имеет факт расположения участка в определенной территориальной зоне; для земель лесного фонда является важным разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности и т.д. Поэтому единого универсального перечня сведений, необходимого для земельных участков всех категорий нет ввиду отсутствия в этом необходимости.

9. Проблемы, возникающие в сфере перевода земельных участков из одной категории в другую, неоднократно рассматривались в различных судебных инстанциях. Наиболее массовыми нарушениями земельного законодательства в части порядка перевода земельных участков из одной категории в другую являются превышение органами местного самоуправления предоставленных им полномочий. Вот несколько примеров. а) постановлением Администрации Ставропольского района Самарской области от 23.03.03 г. № 131 были изъяты 0,5 га земель леса первой группы, а постановлением от 04.05.95 г. № 327 осуществлен перевод 0,45 га лесных земель в квартале 128 Задельнического лесничества Ново-Буянского лесхоза в нелесные с последующим предоставлением их в собственность гражданам. Между тем, в соответствии с действовавшей в тот момент ст.25 Земельного кодекса РСФСР изъятие земель, занятых лесами первой группы, могло производиться для государственных и общественных нужд только в исключительных случаях. Отвод земель леса первой группы под индивидуальное жилищное строительство к указанным в законе исключительным случаям не относится.

В соответствии со ст.60 ФЗ от 06.07.91 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РФ», ст.ст.3, 7, 22 «Основ лесного законодательства» изъятие и перевод в иные категории земельных участков, занятых лесами первой группы не относится к ведению Администрации Ставропольского района и осуществляется такой перевод в исключительных случаях с разрешения Правительства РФ. Указанные распоряжения в 1993-95 гг. Правительством РФ не принимались.16

б) Решением V сессии XXIV созыва Кондопожского районного Совета от 27.12.2002 г. из состава земель запаса изъяты и переданы МСУ «КондопогаАгроПромЛес» в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки площадью 6100 га для использования в производстве сельскохозяйственной продукции с одновременным переводом предоставленных земель в категорию земель сельскохозяйственного назначения. Между тем, согласно ст. 103 ЗК РФ, к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения, формируемого в соответствии со статьей 80 ЗК РФ. Использование земель запаса допускается после их перевода в другую категорию. Решение об изъятии и предоставлении земельного участка принимается только после выполнения ряда мероприятий, связанных с подготовкой землеустроительной документации, чего сделано не было. Из отчета о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности на территории г. Кондопоги и Кондопожского района усматривается, что на момент принятия оспариваемого решения площадь земель запаса фактически составляла 364 га, а земли площадью 10 535 га относятся к фонду перераспределения, формируемому согласно статье 80 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, земельные участки указанной в оспариваемом решении площади на момент их предоставления МСУ «КондопогаАгроПромЛес» в землях запаса не числились. Согласно ст. 8 ЗК РФ полномочия по отнесению земель к категориям, а также по переводу их из одной категории в другую находятся в компетенции органов государственной власти субъектов РФ в отношении сельскохозяйственных земель, находящихся в муниципальной собственности, и органов местного самоуправления в отношении других категорий земель. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции посчитал несостоятельным довод подателя жалобы о том, что поскольку в землях запаса ошибочно находились земли сельскохозяйственного назначения, то оспариваемое решение было принято в целях исправления допущенной ошибки.17

в) постановлением Главы Сосновского района от 19.12.2002 г. предпринимателю Ч. предоставлен в аренду земельный участок (категория земель — земли промышленности, энергетики, транспорта и иного назначения) для строительства базы с железнодорожным тупиком, заключен договор аренды земельного участка. Прокурор обратился с иском в суд, ссылаясь на то, что участок, предоставленный предпринимателю Ч., относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вопрос о переводе данного участка из одной категории в другую в установленном ст. 8 ЗК РФ порядке не рассматривался. Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что решения о переводе земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного спецназначения органом исполнительной власти Челябинской области не принималось, вследствие чего, оспариваемое постановление нарушает публичный порядок и законные интересы предпринимателя Ч., поскольку является основанием совершения ничтожной сделки и ведет к возникновению у последнего убытков.Однако кассационная инстанция пришла к выводу, что оспариваемый ненормативный акт не содержит решения о переводе земель из одной категории в другую, постановлением Главы Сосновского района от 19.12.02 г. земельный участок был предоставлен предпринимателю Ч. в аренду. Указанные в п. 1 постановления слова «(категория земель — земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, … и земли иного специального назначения)» были исключены на основании постановления Главы Сосновского района от 25.06.03 г. (л.д. 64). В силу ч. 2 ст. 79 ЗК РФ для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости.

Из содержания данной нормы следует, что при решении вопроса о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных нужд существенное значение имеет вопрос о качестве земель и их пригодности для ведения сельскохозяйственного производства. При этом указанная норма, позволяющая использование земель с несельскохозяйственными целями, не содержит правила о переводе таких земель в иную категорию в порядке, предусмотренном ст. 8 ЗК РФ. Поэтому судебный акт подлежит отмене как недостаточно обоснованный с направлением дела на новое рассмотрение.18

10. Второй наиболее типичной категорией дел об изменении категории земель является оспаривание общественными экологическими объединениями правомерности распоряжений Правительства РФ о переводе земель лесного фонда в нелесные земли, либо в иные категории земель. Так, ОМННО «Совет Гринпис» и К. обратились в Верховный Суд РФ с жалобой о признании недействительными нескольких распоряжений Правительства РФ в части перевода земель из лесных в нелесные на участках, указанных в жалобе. Истец полагал, что оспариваемые распоряжения Правительства РФ о переводе земель из лесных в нелесные приняты с нарушением требований ст.ст. 24 и 25 ЗКкодекса РСФСР, а также ст. 64 ЛК РФ, предусматривающих перевод земель, занятых лесами первой группы, в нелесные только в исключительных случаях. Перевод же указанных выше лесных земель в нелесные произведен оспариваемыми распоряжениями в отсутствие предусмотренных законом исключительных обстоятельств и неиспользовании возможных альтернатив. Истец считал, что уничтожение лесов первой группы наносит непоправимый ущерб окружающей среде, нарушается при этом гидрологический режим рек, уничтожаются места обитания животных и растений, многие из которых ставятся на грань исчезновения, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, а также право на свободное пребывание на данном участке леса.Заслушав стороны, Верховный Суд РФ нашел жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 63 ЛК РФ и на основании предусмотренных законом необходимых материалов, в том числе положительных заключений государственной экологической экспертизы, Правительством РФ были подготовлены и приняты оспариваемые распоряжения, согласно которым лесные земли в указанных в Приложениях к ним размерах переведены в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также изъята часть земель лесного фонда в лесах первой группы для нужд хозяйствующих субъектов и расширения услуг населению. По утверждению представителя Правительства РФ, оспариваемые распоряжения соответствуют требованиям ЛК РФ и нормам земельного законодательства, поскольку последние вопросы перевода земель лесного фонда в нелесные не регулируют. Эти вопросы регламентированы только ЛК РФ, которым Правительство РФ и руководствовалось при принятии указанных выше распоряжений.

Земельный кодекс фактически касается лишь вопросов, связанных с изъятием земель, занятых лесами первой группы, земель пригородных и зеленых зон. Заявителями вопрос о неправомерности изъятия указанными распоряжениями Правительства РФ участков, занятых лесами первой группы, не ставится. Кроме того, оспариваемыми распоряжениями Правительства РФ охраняемые законом права заявителей на благоприятную окружающую среду не нарушаются. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что каких-либо предусмотренных законом оснований для признания недействительными в указанной части оспариваемых распоряжений Правительства РФ не имеется.19

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …