Степень научной разработанности темы — Диссертация На тему: «Консерватизм в современной России: теория, идеология…

^ Существуют только первые попытки обобщения информации об истории русского современного консерватизма, исходящие их среды самих консерваторов.
Характерно, например, что в историографическом обзоре А.В Репникова «Историография современного русского консерватизма»1, где автор рассматривает вышедшие научные работы по консерватизму за 1997-2002 годы не перечислено ни одной работы по современному русскому консерватизму.
Некоторые сдвиги и попытки систематизации наметились в начале 2006 года. В январе 2006 года вышла работа М.Ремизова «Консерватизм сегодня: аналитический обзор»2, а в марте – статья В.Аверьянова «Консерватизм в одной отдельно взятой стране»3. Однако, во-первых, эти работы не является в полном смысле научными монографиями, но больше просто публицистическими публикациями. И во-вторых, они преимущественно фиксируют современное развитие консервативного интеллектуального полюса, но не рассматривают его в динамике за весь постсоветский период, а также уделяют должного внимания опыту партийного строительства.
Цель данной работы – проследить развитие русского консерватизма после 1991 года, как в области консервативных идеологий, так и по опыту партийного строительства. Также мы попытались выделить некую общую логику консерватизма, проследить, как соотносятся между собой консервативные партии в политической сфере и консервативные идеологии в обществе.

Научная новизна данного исследования заключается в попытке описания и систематизации современного русского консерватизма, выявление основных тем, круга вопросов и определение вектора развития. Основные результаты исследования могут быть зафиксированы в следующих положениях, выносимых на защиту:
Выдвинута гипотеза о причине консервативного бума начала 2000-х годов. Наличие сильного консервативного проекта расценивается как необходимое условие для преодоления кризиса идентификации в обществе.
Выявлена общая логика развития консерватизма. Современный русский консерватизм, по сути, продолжает развиваться в дореволюционной логике. Основным вопросом по-прежнему является роль и место России в современном мире. Очень сильны в консервативном течение государственнические, имперские и русско-националистские тенденции. Демократические и либеральные ценности, наоборот, выражены крайне слабо.
Определены основные параметры нового консервативного проекта, который, вероятно, будет оказывать все возрастающее влияние на общественно-политические процессы. Это проект с очень большим вектором национализма, русской доминантой, ставящий на повестку дня русский вопрос и национальную политику.
На сегодняшний день консерватизм является одной из ведущих (наряду с либерализмом и социализмом) политических идеологий и общественно политических течений. Тем не менее, проблема определения его сущности продолжает оставаться открытой. Предпринимаемые попытки идентификации и типологии консерватизма всякий раз наталкивались на чрезвычайно пестрый спектр консервативных идей и, соответственно, трудность их приведения к какому-либо общему знаменателю.Возникновение консерватизма как политической идеологии связывают, как правило, с новым временем, с эпохой Просвещения и Великой Французской революции XVIII в., бросивших вызов «старому порядку». Тогда же началось и формирование понятия «консерватизм» (хотя сам термин как таковой и не употреблялся). Консерватизм стал своеобразной реакцией на угрозу традиционным ценностям, привычному образу жизни и мыслей, исходившую от революции. В конце XVIII в. противодействие революции шло прежде всего от дворянства. Однако по мере развития революционных событий к феодальной аристократии начали примыкать и другие слои общества.
Общепризнанным «пророком консерватизма» считается английский политический деятель, философ и публицист Эдмунд Бёрк (1729-1797). В 1790 г. вышла в свет его книга «Размышления о революции во Франции», в которой впервые были сформулированы главные принципы консерватизма. Выступая как противник идей европейского Просвещения и Французской революции, Бёрк доказывал, что общественная жизнь основывается на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях, унаследованных от предшествующих поколений и взаимосвязанных между собой. Стабильность, равновесие, постепенное обновление — вот принципы, которым, по мнению философа, должно следовать общество4. Только в этом случае может быть обеспечена его будущность.
Сам термин "консерватизм" впервые был употреблен французским писателем Р. Шатобрианом (1768-1848). который в 1818 г. стал издавать журнал "Консерватор". С тех пор слова "консерватизм" и "консервативный", не имея четких значений и порою меняя их, употреблялись произвольно, что в значительной мере усложняет анализ рассматриваемого явления.Консерватизм, в отличие от противостоящему ему радикализма, всегда испытывал глубокое уважение к прошлому. Если радикализм, опираясь в первую очередь на веру во всемогущество человеческого рассудка и самоценность его умозаключений, весьма скептически относился к истории, часто пытаясь представить ее в виде цепи недоразумений, вызванных недостаточно высоким уровнем интеллектуального развития предков, то консерватизм всегда отводил самое почетное место в своих построениях историческим урокам, опыту, традициям, отдавая дань мудрости и величью ушедших поколений. Между тем, прошлое – конечно разнообразно, и было бы странно ожидать, чтобы различные консервативные идеологии выбирали из него одни и те же ценности.
Причем эта неоднозначность настолько велика, что ряд исследователей полагают вообще невозможным идентифицировать консерватизм в виде некоторой «общей формулы»5. Изучение консерватизма как идеологии традиционно вызывает большие трудности у исследователей вследствие неопределенности его общественно-политических приоритетов.

Оцените статью
Добавить комментарий