Стратегия

  • От :
  • Категории : Без рубрики

проект
Министерство здравоохранения Республики Казахстан
СТРАТЕГИЯ
основных направлений развития здравоохранения
в Республике Казахстан до 2010 года
(публикуется в печати и выносится на обсуждение II съезда врачей и провизоров Казахстана)Астана, 2002
1. Введение
2. Совершенствование системы управления здравоохранением
2.1. совершенствование нормативной правовой базы2.2. экономика и финансирование2.3. структура оказания медицинской помощи
^
4. Совершенствование медицинской помощи населению4.1. стандартизация профилактики, диагностики и лечения4.2. охрана материнства и детства4.3. основные направления специализированной медицинской помощи
формирование здорового образа жизни
^
5.1. обеспечение доступности лекарственных средств
обеспечение системы здравоохранения современным
медицинским оборудованием
развитие отечественной фармацевтической и медицинской
индустрии
^
1. ВВЕДЕНИЕ
Настоящая стратегия базируется на основных принципах «Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года», утвержденного Указом Президента РК от 04.12.01 №735 и определяет основные пути развития системы здравоохранения РК на период до 2010 года. В приоритетах учтены стратегические направления бюджетного планирования отрасли здравоохранения на 2003-2005 годы.При этом преследуется следующая основная цель:
Создание эффективно действующей системы здравоохранения, обеспечивающей улучшение состояния здоровья населения путем повышения уровня реальной доступности качественной медицинской помощи для широких слоев населения, усиления профилактической направленности мер по поощрению и защите здоровья. 1
В рамках достижения этой цели предполагается решить следующие основные задачи:1) разработка и осуществление комп­лекса мер государственной медико-социальной и правовой политики в области увеличения потенциала здоровья как основного богатства народа Казахстана;
создание благоприятной окружаю­щей среды обитания людей;
3) усиление мер ответственности за укрепление здоровья, как на индивидуальном, так и на националь­ном, региональном и местном уров­нях;4) развитие и совершенствование ин­дивидуальных навыков и способностей граждан к здоровому образу жизни;5) ориентация здравоохранения на внедрение современных техноло­гий, с акцентом на ресурсосберегающие, экономически эффективные, усиливающие доступность и охват населения медицинской помощью. Для достижения этих целей необ­ходимо настойчиво добиваться созда­ния современной высокотехнологич­ной системы общественного здраво­охранения, обеспечивающей доступ­ность к качественной и эффективной медико-социальной помощи населе­нию при одновременном расширении возможностей получения гражданами на платной основе, сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, новых и дополни­тельных видов медицинских, сервис­ных услуг и изделий медицинского на­значения.
^
— всеобщность, социальная справед­ливость, доступность и преемственность медицинс­кой и лекарственной помощи населению вне зависимости от со­циального статуса граждан, уров­ней их доходов и места жительства;- усиление ответственности предста­вительных и исполнительных ор­ганов всех уровней за реализацию государственной политики в обла­сти здравоохранения;- многоканальное финансирование и бюджетно-страховая модель разви­тия многоукладной медицины и здравоохранения;- ответственность каждого гражда­нина за сохранение и укрепление своего здоровья;- сочетание медицинской, социаль­ной и экономической эффективнос­ти здравоохранительной деятель­ности;- профилактическая направленность здравоохранения;- единство медицинской науки и практики,- межсекторальное взаимодействие в системе охраны здоровья населе­ния;- соответствие социально-экономическим возможностям государства приоритетов охраны здоровья, их ясность, практическая значимость и результативность для населения;- последовательность, завершенность и этапность совершенствования здравоохранения с ориентацией на конечные результаты.
^
1. Обеспечение адекватности финан­сирования субъектов здравоохра­нения государственным гарантиям в сфере здравоохранения;2. Повышение эффективности исполь­зования ресурсов здравоохране­ния, получение максимального ме­дицинского, социального и эконо­мического эффекта на единицу зат­рат;3. Организация эффективного, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, мониторин­га здоровья людей и среды обита­ния человека;4. Сокращение сроков восстановле­ния утраченного здоровья населе­ния путем использования в меди­цинской практике эффективных ме­тодов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, прогрес­сивных медико-производственных, информационных и организацион­ных технологий;5. Совершенствование нормативно-правового регулирования в систе­ме здравоохранения;6. Реформирование финансово-хозяйственных механизмов медико-про­изводственной деятельности;7. Совершенствование национальной и региональных программ разгосударствления и приватизации объектов здравоохранения; развитие и государственная поддержка негосударственного сектора здравоохранения; 8. Совершенствование механизмов государственного регулирования рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения ;9. Создание системы гарантий качества медико-фармацевтической помощи и сопутствующих ей услуг, работ, товаров;10. Определение направлений и выбор средств общественного воздействия на эффективность лечебно-профилактических и реабилитационных процессов;11. Активизация участия профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций в реализации государственной политики в области здравоохранения;12. Активизация участия населения в решении вопросов здравоохранения;13. Подготовка профессионально грамотных медицинских кадров, переподготовка с учетом тенденции развития мировой медицинской науки и практики;14. Повышение уровня квалификации и степени социальной защищенности работников здравоохранения15. Создание системы мониторинга за реализацией Государственной Программы "Здоровье народа". Для решения этих задач нужно не только разработать и принять соответствующую Государственную программу, но и обеспечить ее реализацию адекватными ресурсами, также установить постоянный мониторинг ее выполнения.16. В условиях, когда на нужды здравоохранения затрачивается ме­нее 2% от ВВП страны, необходимо, по меньшей мере, удвоить ресурсное обеспечение здравоохранения, при­влекая как средства республиканско­го, региональных (местных) бюдже­тов, так и внебюджетные фонды, формируемые за счет отчислений всех хозяйствующих субъектов и всего на­селения страны.17. Развитие международного сотрудничества в области медицинской науки, практики, образования и организации здравоохранения.Гарантией этому являются ста­билизационные процессы в макроэко­номике страны, ускоренное развитие среднего и малого бизнеса, формиро­вание устойчивой жизненной позиции у большинства населения.
^
Реальностью современного состояния здравоохранения в стране является заметное снижение уровня управляемости отраслью. Ограничение возможностей целенаправленного воздействия на происходящие в отрасли процессы, что выражается в утрате комплексного подхода к охране здоровья, недостаточном развитии стратегического и текущего планирования, отсутствии действенных рычагов влияния на эффективность деятельности медицинских организаций, чрезмерная децентрализация системы управления и финансирования здравоохранения.Главной целью системы управления здравоохранения является законодательное обеспечение реформ и отношений в сфере здравоохранения на основе международного и собственного опыта.
Необходимо добиться повышения управляемости отраслью, включающей в себя задачи обеспечения сочетания стратегического и текущего планирования, создания многоуровневой системы планирования и нормирования, адаптивности нормативной базы, единства системы планирования и финансирования здравоохранения.2
В первую очередь, необходимо создать нормативную базу по регулированию деятельности лечебно-профилактических учреждений всех уровней, определиться с функциями каждого из них.
^ :
1) развитие системы здравоохранения, которая в состоянии функционировать в условиях реальных финансовых ограничений и использовать ресурсы наиболее эффективным образом для достижения целей охраны здоровья;
развитие здорового образа жизни граждан;
3) предотвращение заболеваний и травм, которые могут быть предотвращены при современном состоянии знаний;4) усиление государственного регули­рования централизации управле­ния, межотраслевое сотрудниче­ство;5) пересмотр Положения и структуры уполномоченного центрального ис­полнительного органа управления системой здравоохранения в соот­ветствии с выполнением задач на качественно новом уровне;6) реорганизация структуры управле­ния на региональном и местном уровне;7) осуществление реорганизации уп­равления ПМСП путем ее модерни­зации в соответствии с потребнос­тями населения;8) создание единой системы управле­ния качеством лечебно-диагностического процесса;9) разработка системы оценки каче­ства проектов капитального стро­ительства, новых стандартов и со­здание системы мониторинга ос­новных фондов.Новые подходы к управлению здравоохранением в Республике Казахстан необходимо определить как модель регулируемого рынка, когда государство непосредственно координирует всю вертикаль взаимоотношений финансирующей, производящей и потребляющей сторон и обеспечивает производство медицинских услуг всему населению. При такой системе спрос на услуги определяется (ограничивается) тем объемом предложений, которое заказывает и обеспечивает государство.Система управления здравоохранения должна обеспечивать получение гражданами качественной медицинской помощи наиболее эффективными способами, проведение профилактической деятельности с реальными конечными результатами, действенный санитарно-гигиенический надзор. Система управления здравоохранения не может носить четко выраженного характера с прямым подчинением нижестоящего уровня вышестоящему и должна быть основана на преимущественно экономических методах и контроле за выполнением положений действующего законодательства и конечных результатов работы всех участников системы..Для проведения единой государственной политики в области охраны здоровья граждан требуется достаточно жесткая вертикальная структура управления, основным принципом формирования которой является эффективная реализация установленных для каждого уровня функций и задач единой системы здравоохранения путем разграничения полномочий и предметов ведения на республиканском, территориальном, учрежденческом уровнях.
^ должна быть определена как роль сильного и информированного партнера региональных органов управления здравоохранением в деле организации медицинской помощи.
Такая роль предполагает:1) разработку идеологии государственной политики в сфере здравоохранения;
определение стратегии развития здравоохранения в стране;
3) установление финансовых и клинических нормативов для регионов;4) определение структур региональных систем здравоохранения;5) оказание информационной и научно-методической помощи регионам;6) установление единой государственной системы статистического учета и отчетности в области охраны здоровья граждан;7) разработка единых критериев и программ подготовки медицинских и фармацевтических работников, определение номенклатуры специальностей в здравоохранении;8) координация деятельности органов государственной власти и управления, хозяйствующих регионов, государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан;9) разработка законодательной и нормативно-методической базы здравоохранения.
^
На региональном уровне должны быть решены следующие основные задачи:1) реализация приоритетных направлений развития здравоохранения, определяемых Министерством здравоохранения;
увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;
3) сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения;4) повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов;
В секторе здравоохранения необходимо создать систему финансирования из единого источника (единый плательщик). Эта организация-покупатель медицинских услуг, выступающая в роли единого плательщика, является не просто финансовым посредником, а “осведомленным” покупателем медицинских услуг. Осведомленность означает, что имеется разработанная политика сектора здравоохранения и определены приоритеты, финансовые ресурсы здравоохранения распределяются согласно новым система оплаты поставщиков медицинских услуг, которые создают стимулы для поставщиков медицинских услуг удовлетворять приоритетные нужды здравоохранения и оценивать их работу по конечному результату. Кроме того, система единого плательщика позволяет ввести концепцию разделения покупателя и поставщика медицинских услуг. Согласно этой концепции, поставщики медицинских услуг будут более самостоятельны в распределении внутренних ресурсов таким образом, чтобы дать результаты, ожидаемые покупателем медицинских услуг.
^
Основная цель: Создать Кодекс законов здравоохранения, обеспечивающий правовую защиту проводимых в здравоохранении реформ.
^
1. В соответствии с положениями, содержащимися во Всеобщей декларации прав человека, Конвенцией ООН по правам человека, документами ВОЗ и Правительством Казахстана, вопросы охраны здоровья являются одним из фундаментальных принципов демократического государства, действенным инструментом достижения здоровья для всех казахстанцев в новом столетии.2. Следует активнее использовать законодательный опыт развитых стран мира, рекомендации ВОЗ в области политики укрепления и создания условий для выбора здорового образа жизни, защите людей от вредного воздействия табака, алкоголя, недоброкачественных лекарств и продуктов питания. Делать больший упор на вопросы правового обеспечения предупреждения болезней, гигиены, о чистой воде, воздухе, усилении деятельности на коммунально-групповом уровне, переориентации системы здравоохранения с больничной помощи на первичную медико-санитарную помощь.Необходимо совершенствовать правовую базу создания и обеспечения равных условий для развития многоукладной медицины, проводить более совершенную политику доходов и налогообложения, льготного кредитования и финансирования. Осуществлять государственную политику поддержки частной медицины, мероприятий, направленных на производство и реализацию безопасной для здоровья населения продукции, оздоровление окружающей среды. Уделить особое внимание созданию новой концепции реформы законодательства, восполняющей пробелы других отраслей права в этой части, созданию в стране юридической науки здравоохранения, проведению. научных исследований, подготовке специализированных юристов-медиков, открытию соответствующих курсов и кафедр в высших юридических учебных заведениях страны, профессионально-юридическому сопровождению деятельности медицинских учреждений, проведению правового всеобуча работников здравоохранения, социальной защите медицинских работников.Для обеспечения эффективности и действенности здравоохранительного и экологического законодательства, наряду с усилением роли судебной власти, органов прокуратуры по защите окружающей среды и охране здоровья граждан, необходимы также пересмотр различных видов правовой ответственности, санкций и мер государственного принуждения, процедур и предпосылок существующей системы судопроизводства, широкая общественная поддержка законодательства и его соблюдение.
Основные цели:
обеспечить устойчивость развития системы здравоохранения.
2) обеспечить конкретность и выполняемость государственных обязательств по обеспечению населения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи. 3) обеспечить микроэкономическую эффективность деятельности медицинской организации путем предоставления определенной самостоятельности в управлении собственными денежными и финансовыми ресурсами.
4) способствовать расширению рынка медицинских услуг.
5) формировать новые экономические и финансовые отношения, обеспечивающие6) обеспечить функционирование медицинских организаций в рыночной среде.7) развивать механизмы стимулирования труда медицинских работников и деятельности медицинских организаций.
^
1) законодательно определить региональные подушевые нормативы для формирования бюджета здравоохранения на территориальном уровне. Это позволит так же обеспечить равные права жителей территорий на получение гарантированного объема;2) довести к 2010 уровень финансирования здравоохранения до 5,5% от ВВП, что обеспечит население основными видами медицинской помощи, за счет государственного бюджета;3) внедрить с 2005 года систему обязательного медицинского страхования, являющейся одним из стабильных источников финансирования здравоохранения и обеспечивающей дельнейшее углубление реформы в системе. При этом средства должны формироваться за счет средств работодателя и самих работников, с определением степени участия каждой стороны;4) стимулировать и развивать добровольное медицинское страхование;5) дальнейшее расширение платных медицинских услуг независимо от организационно-правовой формы медицинской организации с четким определением перечня медицинских услуг.
^
Основные задачи:1) разработка нормативно-инструктивной базы для формирования подушевого норматива, с частичным фондодержанием и совершенствования медицинских и финансовых отношений между различными лечебными структурами органов здравоохранения. 2) дальнейшее совершенствование системы оплаты поликлинических и стационарных медицинских услуг, обеспечивающих улучшение показателей здоровья территориального населения. Разработка и совершенствование тарификатора амбулаторно-поликлинических услуг и КЗГ на территориальном уровне.3) внедрение единого плательщика медицинских услуг, обеспечение независимости плательщика и поставщика медицинских услуг.
^
Основные задачи:
1) разработка и внедрение единых методик формирования цен и тарифов на медицинские услуги, обеспечивающих функциональную и финансовую устойчивость медицинских организаций;2) обеспечение многоканальности финансирования медицинских организаций. Формирование бюджета медицинских организаций на основе бизнес-планов (вместо сметы расходов);3) обеспечение экономической мотивации к эффективному и рациональному использованию имеющихся ресурсов;4) консолидация бюджета на уровне области (вертикальная) для обеспечения свободного движения средств внутри региона без ограничения по программам (горизонтальная);5) обеспечение возможностей конкуренции между поставщиками медицинских услуг, гарантии реинвестиций внутри отрасли;6) свободное распределение имеющихся ресурсов в зависимости от конкретной потребности текущего момента (контроль со стороны государства не за расходованием средств, а полученного результата);7) дальнейшее совершенствование дифференцированной оплаты труда медицинских работников с учетом характера сложности и условиями труда. Внедрение сдельных форм оплаты труда, сочетающихся с методом финансирования медицинских организаций;8) внедрение экономических стимулов для лиц, активно поддерживающих собственное здоровье и членов семьи;9) исключения секвестрации бюджетов как республиканского, так и местного;10) создания нормативно-законодательной базы для реинвестирования отрасли в случаях рационализации расходов;11) создания консолидированного бюджета не ниже областного уровня;12) обеспечить реализацию прав граждан на свободный выбор врача и медицинской организации.
^
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП)
ПМСП — это первооснова всей системы здравоохранения. Она подразумевает удовлетворение основных медицинских потребностей каждого гражданина, коллектива, сообщества, путем организации соответствующих служб, как можно ближе к месту работы и проживания, обеспечения их доступности.3
Основная цель: Создание эффективной и устой­чиво развивающейся системы ПМСП, обеспечивающей справедливые и рав­ноправные возможности для сохране­ния и укрепления здоровья населения Республики Казахстан на уровне пер­вичного звена здравоохранения.
^
Адаптация системы ПМСП к рыночным условиям в стране, созда­ние нормативно-организационной базы для развития конкурентной сре­ды в обеспечении доступности и улуч­шении качества медико-санитарной помощи населению, с учетом реаль­ной социально-экономической ситу­ации в стране.
^
Развитие законодательно-нор­мативной базы и усиление ресурс­ного (кадрового, финансового, мате­риально-технического) обеспечения в укреплении системы ПМСП и ста­билизация состояния здоровья насе­ления республики.
^
Обеспечение устойчивого и ди­намичного развития системы ПМСП и улучшение состояния здоровья на­селения страны.

проект

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

СТРАТЕГИЯ

основных направлений развития здравоохранения

в Республике Казахстан до 2010 года

(публикуется в печати и выносится на обсуждение II съезда врачей и провизоров Казахстана)Астана, 2002

1. Введение

2. Совершенствование системы управления здравоохранением

2.1. совершенствование нормативной правовой базы2.2. экономика и финансирование2.3. структура оказания медицинской помощи

^

4. Совершенствование медицинской помощи населению4.1. стандартизация профилактики, диагностики и лечения4.2. охрана материнства и детства4.3. основные направления специализированной медицинской помощи

    1. формирование здорового образа жизни

^

5.1. обеспечение доступности лекарственных средств

    1. обеспечение системы здравоохранения современным

медицинским оборудованием

    1. развитие отечественной фармацевтической и медицинской

индустрии

^

1. ВВЕДЕНИЕ

Настоящая стратегия базируется на основных принципах «Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года», утвержденного Указом Президента РК от 04.12.01 №735 и определяет основные пути развития системы здравоохранения РК на период до 2010 года. В приоритетах учтены стратегические направления бюджетного планирования отрасли здравоохранения на 2003-2005 годы.При этом преследуется следующая основная цель:

Создание эффективно действующей системы здравоохранения, обеспечивающей улучшение состояния здоровья населения путем повышения уровня реальной доступности качественной медицинской помощи для широких слоев населения, усиления профилактической направленности мер по поощрению и защите здоровья. 1

В рамках достижения этой цели предполагается решить следующие основные задачи:1) разработка и осуществление комп­лекса мер государственной медико-социальной и правовой политики в области увеличения потенциала здоровья как основного богатства народа Казахстана;

  1. создание благоприятной окружаю­щей среды обитания людей;

3) усиление мер ответственности за укрепление здоровья, как на индивидуальном, так и на националь­ном, региональном и местном уров­нях;4) развитие и совершенствование ин­дивидуальных навыков и способностей граждан к здоровому образу жизни;5) ориентация здравоохранения на внедрение современных техноло­гий, с акцентом на ресурсосберегающие, экономически эффективные, усиливающие доступность и охват населения медицинской помощью. Для достижения этих целей необ­ходимо настойчиво добиваться созда­ния современной высокотехнологич­ной системы общественного здраво­охранения, обеспечивающей доступ­ность к качественной и эффективной медико-социальной помощи населе­нию при одновременном расширении возможностей получения гражданами на платной основе, сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, новых и дополни­тельных видов медицинских, сервис­ных услуг и изделий медицинского на­значения.

^

— всеобщность, социальная справед­ливость, доступность и преемственность медицинс­кой и лекарственной помощи населению вне зависимости от со­циального статуса граждан, уров­ней их доходов и места жительства;- усиление ответственности предста­вительных и исполнительных ор­ганов всех уровней за реализацию государственной политики в обла­сти здравоохранения;- многоканальное финансирование и бюджетно-страховая модель разви­тия многоукладной медицины и здравоохранения;- ответственность каждого гражда­нина за сохранение и укрепление своего здоровья;- сочетание медицинской, социаль­ной и экономической эффективнос­ти здравоохранительной деятель­ности;- профилактическая направленность здравоохранения;- единство медицинской науки и практики,- межсекторальное взаимодействие в системе охраны здоровья населе­ния;- соответствие социально-экономическим возможностям государства приоритетов охраны здоровья, их ясность, практическая значимость и результативность для населения;- последовательность, завершенность и этапность совершенствования здравоохранения с ориентацией на конечные результаты.

^

1. Обеспечение адекватности финан­сирования субъектов здравоохра­нения государственным гарантиям в сфере здравоохранения;2. Повышение эффективности исполь­зования ресурсов здравоохране­ния, получение максимального ме­дицинского, социального и эконо­мического эффекта на единицу зат­рат;3. Организация эффективного, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, мониторин­га здоровья людей и среды обита­ния человека;4. Сокращение сроков восстановле­ния утраченного здоровья населе­ния путем использования в меди­цинской практике эффективных ме­тодов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, прогрес­сивных медико-производственных, информационных и организацион­ных технологий;5. Совершенствование нормативно-правового регулирования в систе­ме здравоохранения;6. Реформирование финансово-хозяйственных механизмов медико-про­изводственной деятельности;7. Совершенствование национальной и региональных программ разгосударствления и приватизации объектов здравоохранения; развитие и государственная поддержка негосударственного сектора здравоохранения; 8. Совершенствование механизмов государственного регулирования рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения ;9. Создание системы гарантий качества медико-фармацевтической помощи и сопутствующих ей услуг, работ, товаров;10. Определение направлений и выбор средств общественного воздействия на эффективность лечебно-профилактических и реабилитационных процессов;11. Активизация участия профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций в реализации государственной политики в области здравоохранения;12. Активизация участия населения в решении вопросов здравоохранения;13. Подготовка профессионально грамотных медицинских кадров, переподготовка с учетом тенденции развития мировой медицинской науки и практики;14. Повышение уровня квалификации и степени социальной защищенности работников здравоохранения15. Создание системы мониторинга за реализацией Государственной Программы "Здоровье народа". Для решения этих задач нужно не только разработать и принять соответствующую Государственную программу, но и обеспечить ее реализацию адекватными ресурсами, также установить постоянный мониторинг ее выполнения.16. В условиях, когда на нужды здравоохранения затрачивается ме­нее 2% от ВВП страны, необходимо, по меньшей мере, удвоить ресурсное обеспечение здравоохранения, при­влекая как средства республиканско­го, региональных (местных) бюдже­тов, так и внебюджетные фонды, формируемые за счет отчислений всех хозяйствующих субъектов и всего на­селения страны.17. Развитие международного сотрудничества в области медицинской науки, практики, образования и организации здравоохранения.Гарантией этому являются ста­билизационные процессы в макроэко­номике страны, ускоренное развитие среднего и малого бизнеса, формиро­вание устойчивой жизненной позиции у большинства населения.

^

Реальностью современного состояния здравоохранения в стране является заметное снижение уровня управляемости отраслью. Ограничение возможностей целенаправленного воздействия на происходящие в отрасли процессы, что выражается в утрате комплексного подхода к охране здоровья, недостаточном развитии стратегического и текущего планирования, отсутствии действенных рычагов влияния на эффективность деятельности медицинских организаций, чрезмерная децентрализация системы управления и финансирования здравоохранения.Главной целью системы управления здравоохранения является законодательное обеспечение реформ и отношений в сфере здравоохранения на основе международного и собственного опыта.

Необходимо добиться повышения управляемости отраслью, включающей в себя задачи обеспечения сочетания стратегического и текущего планирования, создания многоуровневой системы планирования и нормирования, адаптивности нормативной базы, единства системы планирования и финансирования здравоохранения.2

В первую очередь, необходимо создать нормативную базу по регулированию деятельности лечебно-профилактических учреждений всех уровней, определиться с функциями каждого из них.

^ :

1) развитие системы здравоохранения, которая в состоянии функционировать в условиях реальных финансовых ограничений и использовать ресурсы наиболее эффективным образом для достижения целей охраны здоровья;

  1. развитие здорового образа жизни граждан;

3) предотвращение заболеваний и травм, которые могут быть предотвращены при современном состоянии знаний;4) усиление государственного регули­рования централизации управле­ния, межотраслевое сотрудниче­ство;5) пересмотр Положения и структуры уполномоченного центрального ис­полнительного органа управления системой здравоохранения в соот­ветствии с выполнением задач на качественно новом уровне;6) реорганизация структуры управле­ния на региональном и местном уровне;7) осуществление реорганизации уп­равления ПМСП путем ее модерни­зации в соответствии с потребнос­тями населения;8) создание единой системы управле­ния качеством лечебно-диагностического процесса;9) разработка системы оценки каче­ства проектов капитального стро­ительства, новых стандартов и со­здание системы мониторинга ос­новных фондов.Новые подходы к управлению здравоохранением в Республике Казахстан необходимо определить как модель регулируемого рынка, когда государство непосредственно координирует всю вертикаль взаимоотношений финансирующей, производящей и потребляющей сторон и обеспечивает производство медицинских услуг всему населению. При такой системе спрос на услуги определяется (ограничивается) тем объемом предложений, которое заказывает и обеспечивает государство.Система управления здравоохранения должна обеспечивать получение гражданами качественной медицинской помощи наиболее эффективными способами, проведение профилактической деятельности с реальными конечными результатами, действенный санитарно-гигиенический надзор. Система управления здравоохранения не может носить четко выраженного характера с прямым подчинением нижестоящего уровня вышестоящему и должна быть основана на преимущественно экономических методах и контроле за выполнением положений действующего законодательства и конечных результатов работы всех участников системы..Для проведения единой государственной политики в области охраны здоровья граждан требуется достаточно жесткая вертикальная структура управления, основным принципом формирования которой является эффективная реализация установленных для каждого уровня функций и задач единой системы здравоохранения путем разграничения полномочий и предметов ведения на республиканском, территориальном, учрежденческом уровнях.

^ должна быть определена как роль сильного и информированного партнера региональных органов управления здравоохранением в деле организации медицинской помощи.

Такая роль предполагает:1) разработку идеологии государственной политики в сфере здравоохранения;

  1. определение стратегии развития здравоохранения в стране;

3) установление финансовых и клинических нормативов для регионов;4) определение структур региональных систем здравоохранения;5) оказание информационной и научно-методической помощи регионам;6) установление единой государственной системы статистического учета и отчетности в области охраны здоровья граждан;7) разработка единых критериев и программ подготовки медицинских и фармацевтических работников, определение номенклатуры специальностей в здравоохранении;8) координация деятельности органов государственной власти и управления, хозяйствующих регионов, государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан;9) разработка законодательной и нормативно-методической базы здравоохранения.

^

На региональном уровне должны быть решены следующие основные задачи:1) реализация приоритетных направлений развития здравоохранения, определяемых Министерством здравоохранения;

  1. увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;

3) сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения;4) повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;

  1. внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов;

В секторе здравоохранения необходимо создать систему финансирования из единого источника (единый плательщик). Эта организация-покупатель медицинских услуг, выступающая в роли единого плательщика, является не просто финансовым посредником, а “осведомленным” покупателем медицинских услуг. Осведомленность означает, что имеется разработанная политика сектора здравоохранения и определены приоритеты, финансовые ресурсы здравоохранения распределяются согласно новым система оплаты поставщиков медицинских услуг, которые создают стимулы для поставщиков медицинских услуг удовлетворять приоритетные нужды здравоохранения и оценивать их работу по конечному результату. Кроме того, система единого плательщика позволяет ввести концепцию разделения покупателя и поставщика медицинских услуг. Согласно этой концепции, поставщики медицинских услуг будут более самостоятельны в распределении внутренних ресурсов таким образом, чтобы дать результаты, ожидаемые покупателем медицинских услуг.

^

Основная цель: Создать Кодекс законов здравоохранения, обеспечивающий правовую защиту проводимых в здравоохранении реформ.

^

1. В соответствии с положениями, содержащимися во Всеобщей декларации прав человека, Конвенцией ООН по правам человека, документами ВОЗ и Правительством Казахстана, вопросы охраны здоровья являются одним из фундаментальных принципов демократического государства, действенным инструментом достижения здоровья для всех казахстанцев в новом столетии.2. Следует активнее использовать законодательный опыт развитых стран мира, рекомендации ВОЗ в области политики укрепления и создания условий для выбора здорового образа жизни, защите людей от вредного воздействия табака, алкоголя, недоброкачественных лекарств и продуктов питания. Делать больший упор на вопросы правового обеспечения предупреждения болезней, гигиены, о чистой воде, воздухе, усилении деятельности на коммунально-групповом уровне, переориентации системы здравоохранения с больничной помощи на первичную медико-санитарную помощь.Необходимо совершенствовать правовую базу создания и обеспечения равных условий для развития многоукладной медицины, проводить более совершенную политику доходов и налогообложения, льготного кредитования и финансирования. Осуществлять государственную политику поддержки частной медицины, мероприятий, направленных на производство и реализацию безопасной для здоровья населения продукции, оздоровление окружающей среды. Уделить особое внимание созданию новой концепции реформы законодательства, восполняющей пробелы других отраслей права в этой части, созданию в стране юридической науки здравоохранения, проведению. научных исследований, подготовке специализированных юристов-медиков, открытию соответствующих курсов и кафедр в высших юридических учебных заведениях страны, профессионально-юридическому сопровождению деятельности медицинских учреждений, проведению правового всеобуча работников здравоохранения, социальной защите медицинских работников.Для обеспечения эффективности и действенности здравоохранительного и экологического законодательства, наряду с усилением роли судебной власти, органов прокуратуры по защите окружающей среды и охране здоровья граждан, необходимы также пересмотр различных видов правовой ответственности, санкций и мер государственного принуждения, процедур и предпосылок существующей системы судопроизводства, широкая общественная поддержка законодательства и его соблюдение.

Основные цели:

  1. обеспечить устойчивость развития системы здравоохранения.

2) обеспечить конкретность и выполняемость государственных обязательств по обеспечению населения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи. 3) обеспечить микроэкономическую эффективность деятельности медицинской организации путем предоставления определенной самостоятельности в управлении собственными денежными и финансовыми ресурсами.

  1. 4) способствовать расширению рынка медицинских услуг.

5) формировать новые экономические и финансовые отношения, обеспечивающие6) обеспечить функционирование медицинских организаций в рыночной среде.7) развивать механизмы стимулирования труда медицинских работников и деятельности медицинских организаций.

^

1) законодательно определить региональные подушевые нормативы для формирования бюджета здравоохранения на территориальном уровне. Это позволит так же обеспечить равные права жителей территорий на получение гарантированного объема;2) довести к 2010 уровень финансирования здравоохранения до 5,5% от ВВП, что обеспечит население основными видами медицинской помощи, за счет государственного бюджета;3) внедрить с 2005 года систему обязательного медицинского страхования, являющейся одним из стабильных источников финансирования здравоохранения и обеспечивающей дельнейшее углубление реформы в системе. При этом средства должны формироваться за счет средств работодателя и самих работников, с определением степени участия каждой стороны;4) стимулировать и развивать добровольное медицинское страхование;5) дальнейшее расширение платных медицинских услуг независимо от организационно-правовой формы медицинской организации с четким определением перечня медицинских услуг.

^

Основные задачи:1) разработка нормативно-инструктивной базы для формирования подушевого норматива, с частичным фондодержанием и совершенствования медицинских и финансовых отношений между различными лечебными структурами органов здравоохранения. 2) дальнейшее совершенствование системы оплаты поликлинических и стационарных медицинских услуг, обеспечивающих улучшение показателей здоровья территориального населения. Разработка и совершенствование тарификатора амбулаторно-поликлинических услуг и КЗГ на территориальном уровне.3) внедрение единого плательщика медицинских услуг, обеспечение независимости плательщика и поставщика медицинских услуг.

^

Основные задачи:

1) разработка и внедрение единых методик формирования цен и тарифов на медицинские услуги, обеспечивающих функциональную и финансовую устойчивость медицинских организаций;2) обеспечение многоканальности финансирования медицинских организаций. Формирование бюджета медицинских организаций на основе бизнес-планов (вместо сметы расходов);3) обеспечение экономической мотивации к эффективному и рациональному использованию имеющихся ресурсов;4) консолидация бюджета на уровне области (вертикальная) для обеспечения свободного движения средств внутри региона без ограничения по программам (горизонтальная);5) обеспечение возможностей конкуренции между поставщиками медицинских услуг, гарантии реинвестиций внутри отрасли;6) свободное распределение имеющихся ресурсов в зависимости от конкретной потребности текущего момента (контроль со стороны государства не за расходованием средств, а полученного результата);7) дальнейшее совершенствование дифференцированной оплаты труда медицинских работников с учетом характера сложности и условиями труда. Внедрение сдельных форм оплаты труда, сочетающихся с методом финансирования медицинских организаций;8) внедрение экономических стимулов для лиц, активно поддерживающих собственное здоровье и членов семьи;9) исключения секвестрации бюджетов как республиканского, так и местного;10) создания нормативно-законодательной базы для реинвестирования отрасли в случаях рационализации расходов;11) создания консолидированного бюджета не ниже областного уровня;12) обеспечить реализацию прав граждан на свободный выбор врача и медицинской организации.

^

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП)

ПМСП — это первооснова всей системы здравоохранения. Она подразумевает удовлетворение основных медицинских потребностей каждого гражданина, коллектива, сообщества, путем организации соответствующих служб, как можно ближе к месту работы и проживания, обеспечения их доступности.3

Основная цель: Создание эффективной и устой­чиво развивающейся системы ПМСП, обеспечивающей справедливые и рав­ноправные возможности для сохране­ния и укрепления здоровья населения Республики Казахстан на уровне пер­вичного звена здравоохранения.

^

Адаптация системы ПМСП к рыночным условиям в стране, созда­ние нормативно-организационной базы для развития конкурентной сре­ды в обеспечении доступности и улуч­шении качества медико-санитарной помощи населению, с учетом реаль­ной социально-экономической ситу­ации в стране.

^

Развитие законодательно-нор­мативной базы и усиление ресурс­ного (кадрового, финансового, мате­риально-технического) обеспечения в укреплении системы ПМСП и ста­билизация состояния здоровья насе­ления республики.

^

Обеспечение устойчивого и ди­намичного развития системы ПМСП и улучшение состояния здоровья на­селения страны.

созда ние нормативно-организационной базы,реформирование финансово-хозяйственных механизмов медико,регулированию деятельности лечебно-профилактических учреждений,реорганизация структуры управле ния,совершенствование тарификатора амбулаторно-поликлинических услуг,организационно-правовой формы медицинской организации,развитие законодательно-нор мативной базы,выбор средств общественного воздействия,достижения целей охраны здоровья,выбора здорового образа жизни

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …