Сценарий классного часа «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Краснодарский край,Муниципальное образование Выселковский район,Станица НовомалороссийскаяМуниципальное общеобразовательное образованиесредняя общеобразовательная школа №18Сценарийклассного часа

«Великая Отечественная война

в стихотворениях русских поэтов»

Разработала Костенко Ирина Александровна,учитель русского языка и литературы,классный руководитель 11а класса2010 год

Сценарий классного часа «Война в стихотворения русских поэтов»

— Путь к Победе был долог и труден. 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия, доблести. (Слайд 2)

1 вед. – Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…2 вед. – Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей…1 вед. – Тем, кто ушел вместе с дымом из бухенвальдских печей…2 вед. – Тем, кто на речных переправах шел, словно камень, ко дну…1 вед. – Тем, кто на века безымянный канул в фашистском плену…2 вед. – Тем, кто ради дела сердце отдать был готов…1 вед. – Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов…2 вед.– Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается этот Конкурс.

(Звучит музыка. Слайд 3)

1 ведущий – 65 лет назад! Учитель: — 9 мая 2010 года в 65-ый раз прогремит салют Победы…

А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Все яснее вырисовывается всемирно – историческое значение нашей победы. Как удивительно точно и емко сказал поэт: “Не ради славы, ради жизни на земле”.

(На экране слайд 1)

2 ведущий – 65 лет назад!(На экране кинокадры “Салют на Красной площади 9 мая 1945 года.)

Звукозапись:

— От Советского информбюро!8 мая 1945 года в Берлине был подписан акт о капитуляции Германии.Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершилась.(На сцену выходит солдат в плащ – палатке, в руках вещевой мешок.)(Тихо звучит мелодия песни “День Победы”).

Солдат: – День 9 мая 1945 года знает весь мир.

Люди, внимание!Слушайте, граждане,Медные горла скорбят,Пусть откликается каждое, каждоеСердце на этот набат.Чтобы оно над святыней не плакало,Слезы теперь не нужны.Вы разожгите от вечного факелаГнев против новой войны.

1 ведущий :

Все в мире сущие народы,Благословите светлый час.Отгрохотали эти годы,1Что на земле застигли нас.Еще теплы стволы орудий,И кровь не всю впитал песок,Но мир настал. Вздохните, люди,Переступив войны порог.

2 вед.: — 1941–1945

1 вед. : – Черточка между двумя этими датами заключает сравнительно небольшой исторический срок… Четыре года жизни страны… Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.

Ученик 1: – С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. В первый день войны А. Сурков обратился к стране со стихотворением “Присягаем победой”. С 26 июля поэт был уже на фронте. В ряды солдат России вступили уже многие известные поэты: А. Твардовский, К. Симонов, М. Светлов и другие. (Слайд 4)

Ученик 2: — Поэты – воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. (Слайд 5). Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед. Солдатская лирика К.Симонова, народная мудрость А. Твардовского, фронтовые стихи С. Гудзенко, Н. Орлова вводят нас в мир солдата, воюющего за Родину. (Слайд 6.)

(На экране демонстрируются кадры кинохроники военных лет.)

Ученик 1: – Живая память о беспримерном народном подвиге – стихи поэтов, участников грозных событий Великой Отечественной войны. Набатным колоколом зазвучали их голоса, мобилизуя народ на борьбу, на победу:

Вставай, страна огромная,Вставай на смертный бойС фашистской силой темною,С проклятою ордой…- Разящие, гневные и мужественные строки стихов можно было видеть всюду: на плакатах, на ящиках со снарядами, на пакетах черных солдатских сухарей.

Ученик 2: – Константин Симонов в грозные предвоенные годы писал, что перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки. (Слайд 7).

И когда ранним июньским утром в родной дом вломилась коричневая чума, писатели сменили свое штатское платье на гимнастерки и стали армейскими корреспондентами.

1-й: — В феврале 1942 года фашистские полчища блокировали Ленинград, когда только -только отброшенные от стен Москвы, они еще рвались на юг и

юго-восток страны, на страницах “Правды”, рядом с военными сводками, фронтовыми корреспонденциями, появилось стихотворение ^ “Мужество” (учащийся читает стихотворение). (Слайд 8).

2

2-й: — Наша поэзия в годы Великой Отечественной войны против немецко – фашистских захватчиков сразу нашла свое место в героической борьбе советского народа, сражающегося за свою Родину. Ее зовущий на подвиги славы голос был слышен сквозь грохот великого сражения, развернувшегося на огромном фронте от Черного до Баренцева моря.

1-й : — В годы военных испытаний 1215 писателей – почти половина тогдашней творческой организации – ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение нашей Родины от фашистского рабства. Подлинно народная Великая Отечественная война породила прекрасные произведения художественной литературы, вдохновенно запечатлевшие бессмертный подвиг советских людей. Многие из этих книг включены по праву в золотой фонд отечественной и мировой литературы.

(Слайд 9).

2-й: — Это произведения М. Шолохова: “Судьба человека”, “Наука ненависти”, “Они сражались за Родину”, А. Твардовского :“Василий Теркин”, “Я убит подо Ржевом”, “Баллада о товарище”, А. Толстого: “Русский характер”, Б. Васильева “А зори здесь тихие”, В. Быкова “Сотников”, “Обелиск”, Ю. Бондарева “Горячий снег”, В. Закруткина “Матерь человеческая”, П. Антопольского “Сын”, стихи Ю. Друниной, В. Инбер, Н. Тихонова.

(Выставка книг, к которой обращают внимание присутствующих.)

1-й: — Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъем, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, как потом под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке русской земли. И может быть, самое пронзительное в этом смысле произведение – это знаменитое стихотворение А. Твардовского “Я убит подо Ржевом”, слово погибшего, обращенное к живым.

(Чтение наизусть стихотворения “Я убит подо Ржевом”) (Слайд 10).

2-й: — С полей Великой Отечественной войны не вернулись многие поэты, самоотверженно делившие со своим народом все тяготы военного времени. Эти люди были очень разными по таланту, по возрасту, по своим предфронтовым судьбам. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их роднит одно – любовь к Родине. М. Кульчицкий, Богатков, Волкомир только начали свой путь в литературе, а казненный фашистами в тюрьме Маобит Муса Джалиль перед войной был уже известным поэтом, руководителем Союза писателей Татарии. (Слайд 11).

1-й: — Маленькая, не больше ладони тетрадка. На листках, как маковые зернышки, буквы… Без увеличительного стекла не прочесть…

“Другу, который умеет читать по – татарски и прочтет эту тетрадку”. Это написал поэт Муса Джалиль, испытавший все ужасы фашистского концлагеря, не покорившийся страху сорока смертей, он был привезен в Берлин. Здесь его обвинили в участии в подпольной организации и заключили в тюрьму. Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останутся 115 стихотворений, написанных в заточении. Он беспокоится за 3них…” Если эта книжка попадет в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши ее набело, сбереги. Это стихи погибшего татарского поэта. Это мое завещание. Муса Джалиль. 1943 год, декабрь”.(Ученик читает стихотворение “Варварство”.)

2-й: — Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился вновь. Это наш долг перед ними, кто не дожил до Победы, сгорел в печах, задушен в газовых камерах, затравлен собаками, расстрелян, замучен…

1-й: — Советский поэт А. Сурков, находясь на западном фронте, написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие его переписывали, и солдатские жены получали это поэтическое послание. В начале 1942 г. композитор К. Листов написал мелодию к стихам поэта. Так была создана песня “Землянка”. (Звучит мелодия песни “Землянка”).

(Слайд 12)

2-й: — “Певец боевой молодости” – так во время Великой Отечественной войны назвал ^ его старший собрат Н. Тихонов. Военная лирика К. Симонова – это пик его поэзии, где сплавилось воедино все: война, любовь, Родина, зрелость.

Самым всенародным, всемирным, всеобщим стало самое личное, частное, интимное стихотворение “^ ”. (Слайд 14).

1-й: — В архиве поэта сохранилась копия письма к читателю, где Симонов объясняет: “Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я ей написал письмо в стихах. Потом письмо было напечатано в газете и стало стихотворением. (Добавим, что стало оно и листовкой, и песней, и частью духовной жизни страны).

(Звучит стихотворение К. Симонова “Жди меня” в исполнении автора.)

2-й: — Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности, тема юношей 41-го года, прямо со школьной скамьи ушедших на фронт. О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы.

(Звучит стихотворение Б. Окуджавы “До свидания, мальчики”.) (Слайды 15,16,17).

1-й: — Им, молодым, было нелегко командовать батареями и батальонами. Каждый день, каждую минуту смотреть смерти в лицо, но они защищали Родину.

(Звучит фрагмент песни В. Высоцкого “Он не вернулся из боя”.)(Юноша в форме солдата читает стихотворение Б. Слуцкого “В 17 лет я не гулял по паркам…”)

4

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …