Сценарий экологического вечера для старшеклассников: "Это твоя Земля"

Звучит колокольный звон
1-й чтец.Дин-дон, дин-дон –слышит лес, слышит долто ли вздох, то ли стон.О чем он? О ком он? –этот старый колокол.Не от восторга звуком полнится,а ударил, как опомнился.Язык в беспамятстве забился,точно раненая птица.Испугался за землю? За простор?И широко крыла простер:повис тревогойнад полевой дорогой,над поздними цветамизадышал устами,над крышейтронул вяз рыжий,птиц вспугнултяжкий гул…1-й ведущий. Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух – это наш отец, Вода – мать, Земля – дом, Роса – национальное богатство.

2-й ведущий. Окружающий мир входит в каждого из нас через все “окна” и “двери” наших чувств, постоянно питая нас, и такое питание становится все более затруднительным из-за утраты красоты этого мира. Изуродованные плотинами реки, загрязненные их воды, в том числе озерные; разграбленные и разрушенные как при страшной бомбардировке, леса; сработанное наполовину плодородие черноземов, которые, как язвой, изрыты оврагами; отравленные ядохимикатами поля и луга; удушливый воздух в городах и промышленных центрах; пораженные радиоактивностью огромные пространства исторических областей государства; больные люди и дети; стоящие в руинах прославленные святыни народа – более 1200 монастырей и 70 тысяч церквей; не вставшие на ноги после погрома более 110 тысяч усадеб XVIII-XIX веков; заброшенные сотни тысяч сел и деревень да сотни древних городков и посадов, – картина духовно-нравственного опустошения нашей Родины. Оно есть плод поголовного безумия людей, тотального погрома хозяйства и природы, погружение всего сущего во всеохватное безобразие.

2-й чтец.БОЛЬДа, мы не чуем земли под собой, воспаряя,боли ее в костях не мозжат.Мать вековечная, с неисчерпаемыми морями, реже нам снится в безоблачных миражах.В спальных мешках пух гагачий не тает,на сковородках жар-птицы трещат.“Красную книгу” мальчик читает – белотелой березы листы шелестят…Скоро росы и дождя на губах опасаться,корни повыдрав, дубрава взойдет на костер.Грач по весне, обживая на древе пространство,в гнездо понесет металлический сор…Зиннур МАНСУРОВ

1-й ведущий. Важнейшая примета экологического кризиса – распад и деградация национального пейзажа. Это как знак беды, указание на то, что кризису экологическому неизбежно предшествовал кризис исторического сознания, утрата корней и веры в традицию.2-й ведущий. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев рассматривает проблему экологии с точки зрения нравственности, под знаком философии и этики. По сути дела, это стремление востребовать для решения проблемы всего Человека. Основное нравственное требование заключается в том, чтобы тот величественный строй природы, который мы видим каждый день, которому мы обязаны каждой минутой жизни, в котором мы купаемся, как в животворной купели, был для нас безусловной целью.Рассмотрим отдельные мысли и положения воззрений академика на эту проблему.2-й чтец. “Человек остается один в лесу, в поле. Он может натворить бед и единственное, что его сдерживает (если сдерживает!) – его нравственное сознание, чувство ответственности, совесть.Но и человечество в целом, в нынешнем его сознании, также существует “наедине с природой”. Не означает ли это, что только от нравственности человечества зависит отношение человечества к окружающему его миру, к природе. Но ведь совесть одного человека – нечто реальное при всей ее неопределенности, но совесть всего человечества как единого целого – это уже абстракция.Наибольшей сложностью, ответственностью и драматизмом отличается отношение человека к природе, в силу “немоты” последней. Необходима ясная и всеми признаваемая философия экологии, исходя из которой будет строиться и этика экологии…При миллионах разновидностей живых существ: зверей, птиц, насекомых, растений, – человек единственное существо, обладающее речью и разумом. Это призывает человека к тому, что он должен говорить и отвечать за все живое в мире, за все существа, за растительный мир”.2-й ведущий. Эти размышления Дмитрия Сергееевича побудили нас обратиться к творчеству великого английского поэта, художника и философа XVIII-XIX веков Вильяма Блейка. Послушайте его стихотворение “Мотылек” из поэтического цикла “Песни Опыта”, написанного в далеком 1794 году. Это поразительно, но уже тогда, за двести с лишним лет, задолго до сегодняшних экологических катастроф лучшие люди писали об ответственности человека перед всем сущим, перед всем живым.

1-й чтец.МОТЫЛЕКБездумно танецмотылькаоборваламоя рука.А чем и яне мотылек?Ведь нам один отпущен срокПорхаюи пою, покаслепаяне сомнет рука.Считают: мысльесть жизнь и свет,а нет ее –и жизни нет;А я порхаюнад цветком –таким же точномотыльком.Вильям БЛЕЙК2-й ведущий. Ко времени выхода в свет “Песен Опыта” Блейк коренным образом меняет свое мировоззрение на материалистическое и переносит свое внимание на земную реальность. Мир задуман как совершенный, но дух человеческий пребывает в тенетах лжи и притворства – такова новая философия Блейка. И задача Поэта – это задача барда, ясновидца, пророка – показать людям путь к освобождению духа. “Песни Опыта” привязаны исключительно к земной жизни, они усматривают в смерти бесповоротный конец, который равно трагичен и для человека, и для мотылька, и в этом все твари Божии равны. Бог даровал жизнь и мотыльку и человеку, он же судил обоим умереть, и в этом жребий их одинаков; между ними есть лишь одно различие – человеку дана Мысль, то есть Разум. Однако, по Блейку, разум не возвышает человека над мотыльком, поскольку Разум лишь подавляет иные, куда более важные свойства, присущие всякому живому созданию; а посему человек и мотылек одинаково важны для Творца, ибо, как говорит поэт, “Все живое – священно”.1-й ведущий. Даниил Гранин высказал такую мысль: человек захватил доминирующее положение в природе по праву силы и отражение этого права силы, к сожалению, живет и в нашей экологии, хотя недостаточно осознается. Например, строится отравляющий округу завод. Поселок рабочих завода относится на достаточное от него расстояние. Но ведь между заводом и поселком живут звери, рыбы, насекомые… По какому праву мы приговариваем их к смерти? Не означает ли это, что в решении экологических проблем человек пока еще заботится только о себе? В большом масштабе именно о себе и для себя, разнообразие природы для себя: как скупец, охраняющий свои сокровища.Разве не прав после всего этого великий Блейк, считавший, что Разум не возвышает человека над мотыльком?..2-й чтец. Вернемся к размышлениям Д.Лихачева. Академик пишет: “Человек не только нравственно отвечает за все сущее на Земле, но и морально обязан за них говорить, защищать их права и интересы.Человек – носитель самосознания Вселенной”.

1-й чтец.РОГВсе – в дело. Польза правит бал!Медведь бежит и бабочка трепещет.Любая плоть нам по зубам:в музей, в котел! Эй, властелин, полегче!“На земле ежегодно истребляется около трех тысяч носорогов…”За что ты их, невинных, покарал,взял шкуру, мясо, рог могучий?На мушку пойманный маралзавис над кручей,чтоб в Красной книге отпечатать след…Грехи, грешки… Толстенный том безумьялежит, как украшенье, на столе.А на рогах оленьих шубка куньявисит. Акулий зуб блеститна четках. Кость моржа сияет.Берем и жаждем. О Аллах, прости!..Зиннур МАНСУРОВ3-й ведущий. В статье “Экология культуры” Д.С.Лихачев пишет о том, что загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству.Но “дом”, в котором живет человечество, продолжает ученый, состоит не только из природного комплекса, в который входит и человек как часть природы. Но и из комплекса культуры. Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека. Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетиями культуры. И для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его “духовной оседлости”, для его нравственной самодисциплины и социальности.Погибнуть человечество и природа могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры. Такое сочетание бездуховного человечества и бескультурной природы вполне возможно с помощью бездуховной “техники переустройства”. Более того, мы уже идем по этому пути, не замечая этого. И нет пропасти между законами биологической экологии и законами экологии культурной, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой.Не об этом ли стихотворение З.Мансурова “Прерванный диалог”?
1-й и 2-й чтецы (по ролям).
Детишек меньше стало по деревне.Пустуют парты.– Где взять, когда и речки обмелели?– Коль так пойдет, закрыть придется школу…– Откуда наберешь, когда и аисты исчезли?– Как несерьезно смотришь ты на вещи!– Несерьезно?3-й ведущий. Объединение двух понятий, продолжает Дмитрий Сергеевич, тем более необходимо и разумно, что очень часто природа и культура страдают от общих причин. Например, кислотные дожди в Ленинграде разрушают одновременно в Летнем саду и мраморные статуи XVII-XVIII веков и окружающие деревья. В результате одно следствие: может погибнуть и фактически уже медленно погибает в Ленинграде Летний сад.И отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания человеком себя как части природы и части культуры.4-й ведущий. Бесперспективность и трагизм наших экологических программ в том, что проблема экологии сведена к абстрактному принципу “охраны природы”, а точнее ресурсов: охране недр, охране почв, охране вод и т.д. Чисто прикладные экологические проблемы заняли место ключевой проблемы Земли и Почвы. Главный же ресурс – национальный исторический ландшафт – все еще остается невостребованным.

5-й ведущий. Конечная цель человеческой жизни и работы – преображение мира. Преображение, которое следует понимать не в смысле изменения его лица – внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нем разумного начала. Разумное начало камня – быть строительным материалом для прекрасных архитектурных творений. Разумное начало Земли – в растительности на ней произрастающей. Разумное начало растительности – служить для превращения Земли в один цветущий сад, прообразом которого служил рай. Прообраз этой деятельности человека – художественное творчество. Человек не может жить сиюминутными заботами без ясной цели впереди. И если мы не изменимся внутренне – нравственно – духовно, – не жить нам под солнцем, не иметь нам более природы-питательницы, заступницы, врачевательницы, не находиться нам более в красоте мира, в блеске Вселенной, в изливающихся ее щедротах.2-й чтец.Придет удушье – травы есть,день почернеет болью – травы есть,кусок не лезет в горло – травы есть.От ста одной болезнитравы есть на случай.А если луг цветущий заболеет,головками поникнет,чем станем жизнь лечить?
(Бьет колокол.)
1-й чтец.Дин-дон, дин-дон – слышит лес,слышит долто ли вздох, то ли стон.О чем он? О ком он? – этот старый колокол …
Добавить документ в свой блог или на сайт
Аренда (лизинг): земля как основное средство
Земля это "даровые блага природы", природные ресурсы, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг, для производства…
Сценарий литературного вечера для учащихся старших классов

Сценарий выпускного вечера
Ничего удивительного, ведь накануне они получили вместо пригласительных билетов повестки в суд, а уж им то лучше всех известно, что…
Программа курса «Твоя профессиональная карьера» рабочая программа…
Рабочая программа курса разработана на основе программы: Твоя профессиональная карьера: Программа для 8-9 кл. Общеобразовательных…
Сценарий «Край мой родной, Забайкалье!» Заставка видеоролик «Времена года»
Ресурсный центр «Интеграция познавательно-речевой деятельности и экологического развития с учетом регионального компонента»
Программа «наша земля»
Проблема экологического образования и природоохранного воспитания школьников имеют особое значение. С экологическими проблемами в…
Образовательная программа экологического лектория «Родная Земля»
Только осознав свои личные возможности, научившись решать ближайшие экологические проблемы, человек сумеет задуматься о судьбе мироздания…
О культурно-образовательном проекте для старшеклассников «Лихачёвские уроки в Петербурге»
Краснодарского края А. Н. Ткачёва информируем о культурно-образовательном проекте для старшеклассников «Лихачёвские уроки в Петербурге»,…
Завражнова Нина Павловна, сош №5 пос. Новомихайловский Туапсинского…
В зале темно. Оформленная сцена пуста. Звучат фанфары. Из-за кулис на середину сцены выходит «президент» учащийся 11 класса, умеющий…
Лекция I 14. 02. 2008 Понятие предмет и система экологического права
Научной основой возникновения экологического права является постоянное взаимодействие человеческого общества и природы. Учение об…
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы
Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru

Оцените статью
Добавить комментарий