С. Г. Богданов, 32 Г. Б. Добрецов 32 Вопросы оптимизации бюджетного процесса в целях обеспечения системного управления устойчивым развитием экономики региона. 32

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Содержание А.В. Безруков 6Национальный план противодействия коррупции 6В.А. Козловская 15Этическая оценка коррупции 15В.А. Козловская 21Развитие корпоративной культуры как фактор формирования антикризисного пространства 21В.А. Козловская 26Этика государственной службы 26С.Г. Богданов, 32Г.Б. Добрецов 32Вопросы оптимизации бюджетного процесса в целях обеспечения системного управления устойчивым развитием экономики региона. 32Л.А. Фомина 35Об изменениях законодательства в системе госзакупок 35Н.Т. Аврамчикова 37Теоретико-методологические положения оценки экономической плотности населения при формировании поляризованного пространства в экономике региона 38В.В. Бахов 40Совершенствование административно-территориального устройства на региональном уровне. 41В.М. Аврамчиков 43Форекс и государственное регулирование 43В.М. Аврамчиков 47Государственное регулирование экономики 47А.В. Исупов, 49Ю.Г. Коновальцева 49Тенденции развития организации работ по муниципальному заказу администрации г.Красноярска (на примере Главного управления здравоохранения администрации г.Красноярска). 50Н.Т. Аврамчикова 52Кандидат экономических наук, профессор 52П.И. Глухов 52Студент магистратуры 52Перспективы становления нанообщества в России 53И.С. Ушанова 57Кандидат экономических наук, доцент 57Е.М. Лукьянова, И.Ф. Курс 57Студенты магистратуры 57СибГАУ, г. Красноярск 57Проблема использования природных ресурсов муниципального образования 57И.А. Мисинева 61Е.Л. Соколова 61Т.В.Зырянова 61Направления противодействия коррупции с учетом ситуации в современном российском обществе 62Е.М. Лукьянова 63Меры противодействия коррупции в органах исполнительной власти 64Д.А. Крицкий 67Региональная экономическая политика и направления ее совершенствования 67И.А. Пацера 73Роль самосознания личности в становлении и развитии гражданского общества 73А.А. Фефелов 79Тенденции развития аутсорсинга в государственном секторе зарубежных стран 79С.А. Беляков 84Механизм и инструменты поддержки наукоемких производств 84
^
Кандидат юридических наук, доцентСибЮИ МВД России, г. Красноярск В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции.Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся и настоятельной необходимостью.В Конституции РФ закрепляется важнейшая роль Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ), что свидетельствует о выступлении его в качестве арбитра не только в горизонтальном, но и в вертикальном разделении властей. Несмотря на то, что Конституция РФ не включает Президента РФ в систему исполнительной власти, ряд его полномочий (формирование и отставка Правительства РФ, руководство силовыми ведомствами) свидетельствуют о ключевой роли Президента РФ в системе государственных органов, в том числе и в организации противодействия коррупции.
В Послании российскому парламенту в 2008 году Президент РФ подчеркнул, для свободного, демократического и справедливого общества враг «номер один» – это коррупция. Разработан Национальный план противодействия коррупции, пакет законов внесен в Государственную Думу. Их главная особенность – в комплексности, системности и адресной направленности. В первоочередном устранении тех причин коррупции, которые порождены несовершенством нашего государственного и хозяйственного механизмов.1
В Послании 12 ноября 2009 года Президент РФ отметил, что борьба с коррупцией должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла. Он привел такие цифры — за шесть месяцев текущего года рассмотрено свыше 4,5 тысячи дел коррупционной направленности. Среди осуждённых – 532 представителя органов государственной власти и органов местного самоуправления, более 700 работников правоохранительных органов.2 Потому в законодательство внесены изменения, обеспечивающие открытость всех сфер государственного управления, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества.
В соответствии с Указом Президента РФ от 19 мая 2008 года «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции, председателю президиума которого и было поручено представить проект Национального плана противодействия коррупции.Национальный план противодействия коррупции утвержден Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. и представляет собой документ, включающий комплекс мероприятий по разработке законодательных мер, по организации системы профилактики коррупции, по совершенствованию государственного управления, по повышению профессионального уровня юридических кадров, правового просвещенияНациональный план структурно состоит из 4 разделов:1. Меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции2. Меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции3. Меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению4. Первоочередные меры по реализации Национального плана.
Первый раздел Плана предусматривает комплекс законодательных решений, уже частично реализован, 25 декабря 2008 года принят ФЗ «О противодействии коррупции»,3 в котором формулируется понятие и устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, содержит конкретные меры по профилактике коррупции и основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия такому явлению.
При этом законодательное определение коррупции формулируется посредством перечисления коррупционных правонарушений (дача взятки, злоупотребление полномочиями и т.д.) вопреки законным интересам общества и государства (ст. 1 ФЗ). В связи с чем, возникает два вопроса: во-первых, всегда коррупционное деяние противоречит интересам общества и государства? (например, оказание первоочередной помощи больному). И, во-вторых, является ли разовое преступление коррупционным и не следует ли включить в определение коррупции признак системности, регулярности? Потому, безусловно, законодательное определение коррупции потребует доработки.Под противодействием коррупции законодатель определяет деятельность федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.Определяя организационную основу противодействия коррупции, законодатель закрепляет за Президентом РФ функции определения основных направлений и установления компетенции федеральных исполнительных органов в области противодействия коррупции. Федеральное Собрание РФ обеспечивает разработку и принятие ФЗ по вопросам противодействия коррупции, а Правительство РФ распределяет функции между ФОИВ по противодействию коррупции. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами (ст. 5 ФЗ).
Как отмечалось, важную роль в данном направлении играет Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.4 Основной задачей Совета является подготовка предложений Президенту РФ в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, координация деятельности государственных органов и контроль за реализацией мероприятий антикоррупционной направленности.
Законодатель ставит и Национальным планом на первое место определены меры по профилактике коррупции, которые включают в себя:формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;проверка в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы; специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусматривающие в том числе и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц;развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации;совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации;возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности;Планом определены основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции, в их числе:совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне;сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-разыскных мероприятий;введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах;развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.
Президентом Российской Федерации с целью антикоррупционной реализации политики 18 мая 2009 г. подписан Указ «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Установлен перечень таких должностей федеральной государственной службы, состоящий из трех разделов.
Также Планом предусмотрена подготовка и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов, большинство которых уже реализовано, о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений в целях:а) установления административной ответственности юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям, а также государственных и муниципальных служащих, совершивших административные правонарушения коррупционного характера, с применением к ним дисквалификации в качестве административного наказания; отнесения административного расследования дел данной категории к полномочиям органов прокуратуры Российской Федерации;б) уточнения требований к судьям, лицам, претендующим на замещение должностей судей, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, членам избирательных комиссий, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю, аудиторам Счетной палаты Российской Федерации и служащим Центрального банка Российской Федерации;в) возложения на государственных и муниципальных служащих дополнительных запретов, ограничений и обязанностей;г) установления запрета на прием на правоохранительную службу и службу в органах федеральной службы безопасности граждан, имеющих (имевших) судимость, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям, либо граждан, уволенных с государственной службы по дискредитирующим обстоятельствам;д) законодательного развития механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;е) установления в качестве задачи оперативно-разыскной деятельности обнаружения имущества, подлежащего конфискации;ж) создания возможности осуществления оперативно-разыскных мероприятий по запросу представителя нанимателя (руководителя) или должностного лица, обладающего такими полномочиями, для проверки достоверности представленных лицами, претендующими на замещение должностей судей, судьями, лицами, замещающими должности федеральной государственной службы, государственной службы субъектов Российской Федерации, государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера с соблюдением гарантий, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;з) приведения санкций за коррупционные преступления, ответственность за которые предусмотрена главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствие с санкциями за коррупционные преступления, ответственность за которые предусмотрена главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации;и) обеспечения прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции.Второй раздел Плана предусматривает комплекс мер по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции:1. Осуществление комплекса мер, направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере и включающих в себя:а) регламентацию использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;б) создание условий для справедливой конкуренции на товарных и финансовых рынках, устранение дискриминационных условий доступа к инфраструктуре естественных монополий, повышение ответственности за организацию картельных соглашений;в) совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования, дискриминации и предоставления неоправданных преимуществ;г) обеспечение контроля за выполнением принятых контрактных обязательств, прозрачности процедур закупок, преимущественное использование механизма аукционных торгов и биржевой торговли при отчуждении государственного и муниципального имущества;д) детализацию механизма контроля за выполнением публичных функций федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований; соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, включая введение административных регламентов по каждой из таких функций и системы оценки качества их выполнения.2. Реализация системы мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата и включающих в себя:а) передачу части федеральных полномочий регионам при одновременном внедрении системы оценки их работы и передачу части функций государственных органов в негосударственный сектор, а также изъятие у государственных органов имущества, не используемого для реализации их полномочий;б) реализацию прав граждан на получение достоверной информации, повышение независимости средств массовой информации;в) создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества;г) сокращение излишней численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы;д) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;е) разработку и внедрение стандартов государственных услуг и регламентов исполнения государственных функций, а также оптимизацию и конкретизацию полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть закреплены в административных регламентах;ж) выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих.3. Рассмотрение вопроса о целесообразности создания в составе кадровых служб федеральных государственных органов подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений с возложением на них следующих функций:а) обеспечение соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих";б) обеспечение деятельности комиссий по разрешению конфликта интересов;в) принятие мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы;г) оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих;д) обеспечение реализации обязанности государственных служащих сообщать о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также осуществление проверки достоверности таких сведений и сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими;е) проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений;ж) взаимодействие с правоохранительными органами.Кроме того, Планом предусмотрено разработка методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в федеральных и региональных органах, органах местного самоуправления, а также рассмотрение вопроса о подготовке нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельностьСледует также обратить внимание на целесообразность обязательного страхования рисков социального характера (обязательное медицинское страхование, страхование ответственности), а также повышение качества и оперативности оказания наиболее социально значимых услуг, в частности путем применения системы "одного окна" и электронного обмена информацией.Раздел III предусмотрены меры по повышению профессионального уровня юридических кадров. Для повышения профессионального уровня юридических кадров Планом предусмотрено:- повышение качества образовательных услуг и усиление государственного контроля за качеством работы образовательных учреждений, реализующих программы в области юриспруденции;- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области юриспруденции;- воспитание у правоприменителей уважительного отношения к закону;- усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин управленченского характера;- разработка и внедрение в практику механизма получения общественной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции, в общественных образовательных, научных и промышленных структурах.Для повышения качества правового просвещения необходимы:а) поддержка со стороны государства широкого участия Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", других общественных и религиозных объединений в деятельности, направленной на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;б) формирование в обществе и государственном аппарате уважительного и бережного отношения к частной собственности;в) повышение правовой культуры общества в целом;г) обеспечение условий для широкого доступа населения к специализированному правовому телевизионному каналу "Закон-ТВ".Раздел 4 определяет первоочередные меры по реализации Национального плана.В числе первоочередных мер по реализации Национального плана парламенту, Правительству Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Генеральному прокурору РФ, руководителям субъектов РФ в пределах своей компетенции поручено проведение комплекса организационно-правовых мероприятий, направленных на реализацию Национального плана.С учетом изложенного, можно резюмировать следующее. Во-первых, первостепенная роль в противодействии коррупции принадлежит Президенту РФ, который инициировал подготовку и утвердил основополагающий документ – Национальный план противодействия коррупции и консолидировал работу государственных органов и негосударственных структур в данном направлении. Во-вторых, Национальный план стал основой для разработки нормативной базы и проведения организационно-правовых мероприятий по противодействию коррупции, что позволило выстроить и упорядоченно организовать систему координации и согласованного функционирования органов государственной власти, выполняющих функции системной профилактики и противодействия коррупции, привлечь институты гражданского общества в деле противодействия коррупции. В-третьих, очевидна активная реализация Национального плана противодействия коррупции, приняты ряд законов и подзаконных актов, направленных на исполнение определенных Национальным планом приоритетов и задач.Таким образом, проводимые преобразования позволят качественно модернизировать работу государственных органов в направлении противодействия коррупции, поспособствуют эффективной защите прав и свобод личности, что особенно важно при построении в России правового демократического государства в условиях интеграции в международное европейское пространство.

Содержание А.В. Безруков 6Национальный план противодействия коррупции 6В.А. Козловская 15Этическая оценка коррупции 15В.А. Козловская 21Развитие корпоративной культуры как фактор формирования антикризисного пространства 21В.А. Козловская 26Этика государственной службы 26С.Г. Богданов, 32Г.Б. Добрецов 32Вопросы оптимизации бюджетного процесса в целях обеспечения системного управления устойчивым развитием экономики региона. 32Л.А. Фомина 35Об изменениях законодательства в системе госзакупок 35Н.Т. Аврамчикова 37Теоретико-методологические положения оценки экономической плотности населения при формировании поляризованного пространства в экономике региона 38В.В. Бахов 40Совершенствование административно-территориального устройства на региональном уровне. 41В.М. Аврамчиков 43Форекс и государственное регулирование 43В.М. Аврамчиков 47Государственное регулирование экономики 47А.В. Исупов, 49Ю.Г. Коновальцева 49Тенденции развития организации работ по муниципальному заказу администрации г.Красноярска (на примере Главного управления здравоохранения администрации г.Красноярска). 50Н.Т. Аврамчикова 52Кандидат экономических наук, профессор 52П.И. Глухов 52Студент магистратуры 52Перспективы становления нанообщества в России 53И.С. Ушанова 57Кандидат экономических наук, доцент 57Е.М. Лукьянова, И.Ф. Курс 57Студенты магистратуры 57СибГАУ, г. Красноярск 57Проблема использования природных ресурсов муниципального образования 57И.А. Мисинева 61Е.Л. Соколова 61Т.В.Зырянова 61Направления противодействия коррупции с учетом ситуации в современном российском обществе 62Е.М. Лукьянова 63Меры противодействия коррупции в органах исполнительной власти 64Д.А. Крицкий 67Региональная экономическая политика и направления ее совершенствования 67И.А. Пацера 73Роль самосознания личности в становлении и развитии гражданского общества 73А.А. Фефелов 79Тенденции развития аутсорсинга в государственном секторе зарубежных стран 79С.А. Беляков 84Механизм и инструменты поддержки наукоемких производств 84

^

Кандидат юридических наук, доцентСибЮИ МВД России, г. Красноярск В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции.Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся и настоятельной необходимостью.В Конституции РФ закрепляется важнейшая роль Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ), что свидетельствует о выступлении его в качестве арбитра не только в горизонтальном, но и в вертикальном разделении властей. Несмотря на то, что Конституция РФ не включает Президента РФ в систему исполнительной власти, ряд его полномочий (формирование и отставка Правительства РФ, руководство силовыми ведомствами) свидетельствуют о ключевой роли Президента РФ в системе государственных органов, в том числе и в организации противодействия коррупции.

В Послании российскому парламенту в 2008 году Президент РФ подчеркнул, для свободного, демократического и справедливого общества враг «номер один» – это коррупция. Разработан Национальный план противодействия коррупции, пакет законов внесен в Государственную Думу. Их главная особенность – в комплексности, системности и адресной направленности. В первоочередном устранении тех причин коррупции, которые порождены несовершенством нашего государственного и хозяйственного механизмов.1

В Послании 12 ноября 2009 года Президент РФ отметил, что борьба с коррупцией должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла. Он привел такие цифры — за шесть месяцев текущего года рассмотрено свыше 4,5 тысячи дел коррупционной направленности. Среди осуждённых – 532 представителя органов государственной власти и органов местного самоуправления, более 700 работников правоохранительных органов.2 Потому в законодательство внесены изменения, обеспечивающие открытость всех сфер государственного управления, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества.

В соответствии с Указом Президента РФ от 19 мая 2008 года «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции, председателю президиума которого и было поручено представить проект Национального плана противодействия коррупции.Национальный план противодействия коррупции утвержден Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. и представляет собой документ, включающий комплекс мероприятий по разработке законодательных мер, по организации системы профилактики коррупции, по совершенствованию государственного управления, по повышению профессионального уровня юридических кадров, правового просвещенияНациональный план структурно состоит из 4 разделов:1. Меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции2. Меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции3. Меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению4. Первоочередные меры по реализации Национального плана.

Первый раздел Плана предусматривает комплекс законодательных решений, уже частично реализован, 25 декабря 2008 года принят ФЗ «О противодействии коррупции»,3 в котором формулируется понятие и устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, содержит конкретные меры по профилактике коррупции и основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия такому явлению.

При этом законодательное определение коррупции формулируется посредством перечисления коррупционных правонарушений (дача взятки, злоупотребление полномочиями и т.д.) вопреки законным интересам общества и государства (ст. 1 ФЗ). В связи с чем, возникает два вопроса: во-первых, всегда коррупционное деяние противоречит интересам общества и государства? (например, оказание первоочередной помощи больному). И, во-вторых, является ли разовое преступление коррупционным и не следует ли включить в определение коррупции признак системности, регулярности? Потому, безусловно, законодательное определение коррупции потребует доработки.Под противодействием коррупции законодатель определяет деятельность федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.Определяя организационную основу противодействия коррупции, законодатель закрепляет за Президентом РФ функции определения основных направлений и установления компетенции федеральных исполнительных органов в области противодействия коррупции. Федеральное Собрание РФ обеспечивает разработку и принятие ФЗ по вопросам противодействия коррупции, а Правительство РФ распределяет функции между ФОИВ по противодействию коррупции. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами (ст. 5 ФЗ).

Как отмечалось, важную роль в данном направлении играет Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.4 Основной задачей Совета является подготовка предложений Президенту РФ в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, координация деятельности государственных органов и контроль за реализацией мероприятий антикоррупционной направленности.

Законодатель ставит и Национальным планом на первое место определены меры по профилактике коррупции, которые включают в себя:формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;проверка в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы; специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусматривающие в том числе и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц;развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации;совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации;возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности;Планом определены основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции, в их числе:совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне;сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-разыскных мероприятий;введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах;развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.

Президентом Российской Федерации с целью антикоррупционной реализации политики 18 мая 2009 г. подписан Указ «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Установлен перечень таких должностей федеральной государственной службы, состоящий из трех разделов.

Также Планом предусмотрена подготовка и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов, большинство которых уже реализовано, о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений в целях:а) установления административной ответственности юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям, а также государственных и муниципальных служащих, совершивших административные правонарушения коррупционного характера, с применением к ним дисквалификации в качестве административного наказания; отнесения административного расследования дел данной категории к полномочиям органов прокуратуры Российской Федерации;б) уточнения требований к судьям, лицам, претендующим на замещение должностей судей, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, членам избирательных комиссий, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю, аудиторам Счетной палаты Российской Федерации и служащим Центрального банка Российской Федерации;в) возложения на государственных и муниципальных служащих дополнительных запретов, ограничений и обязанностей;г) установления запрета на прием на правоохранительную службу и службу в органах федеральной службы безопасности граждан, имеющих (имевших) судимость, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям, либо граждан, уволенных с государственной службы по дискредитирующим обстоятельствам;д) законодательного развития механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;е) установления в качестве задачи оперативно-разыскной деятельности обнаружения имущества, подлежащего конфискации;ж) создания возможности осуществления оперативно-разыскных мероприятий по запросу представителя нанимателя (руководителя) или должностного лица, обладающего такими полномочиями, для проверки достоверности представленных лицами, претендующими на замещение должностей судей, судьями, лицами, замещающими должности федеральной государственной службы, государственной службы субъектов Российской Федерации, государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера с соблюдением гарантий, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;з) приведения санкций за коррупционные преступления, ответственность за которые предусмотрена главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствие с санкциями за коррупционные преступления, ответственность за которые предусмотрена главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации;и) обеспечения прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции.Второй раздел Плана предусматривает комплекс мер по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции:1. Осуществление комплекса мер, направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере и включающих в себя:а) регламентацию использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;б) создание условий для справедливой конкуренции на товарных и финансовых рынках, устранение дискриминационных условий доступа к инфраструктуре естественных монополий, повышение ответственности за организацию картельных соглашений;в) совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования, дискриминации и предоставления неоправданных преимуществ;г) обеспечение контроля за выполнением принятых контрактных обязательств, прозрачности процедур закупок, преимущественное использование механизма аукционных торгов и биржевой торговли при отчуждении государственного и муниципального имущества;д) детализацию механизма контроля за выполнением публичных функций федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований; соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, включая введение административных регламентов по каждой из таких функций и системы оценки качества их выполнения.2. Реализация системы мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата и включающих в себя:а) передачу части федеральных полномочий регионам при одновременном внедрении системы оценки их работы и передачу части функций государственных органов в негосударственный сектор, а также изъятие у государственных органов имущества, не используемого для реализации их полномочий;б) реализацию прав граждан на получение достоверной информации, повышение независимости средств массовой информации;в) создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества;г) сокращение излишней численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы;д) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;е) разработку и внедрение стандартов государственных услуг и регламентов исполнения государственных функций, а также оптимизацию и конкретизацию полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть закреплены в административных регламентах;ж) выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих.3. Рассмотрение вопроса о целесообразности создания в составе кадровых служб федеральных государственных органов подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений с возложением на них следующих функций:а) обеспечение соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих";б) обеспечение деятельности комиссий по разрешению конфликта интересов;в) принятие мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы;г) оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих;д) обеспечение реализации обязанности государственных служащих сообщать о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также осуществление проверки достоверности таких сведений и сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими;е) проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений;ж) взаимодействие с правоохранительными органами.Кроме того, Планом предусмотрено разработка методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в федеральных и региональных органах, органах местного самоуправления, а также рассмотрение вопроса о подготовке нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельностьСледует также обратить внимание на целесообразность обязательного страхования рисков социального характера (обязательное медицинское страхование, страхование ответственности), а также повышение качества и оперативности оказания наиболее социально значимых услуг, в частности путем применения системы "одного окна" и электронного обмена информацией.Раздел III предусмотрены меры по повышению профессионального уровня юридических кадров. Для повышения профессионального уровня юридических кадров Планом предусмотрено:- повышение качества образовательных услуг и усиление государственного контроля за качеством работы образовательных учреждений, реализующих программы в области юриспруденции;- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области юриспруденции;- воспитание у правоприменителей уважительного отношения к закону;- усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин управленченского характера;- разработка и внедрение в практику механизма получения общественной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции, в общественных образовательных, научных и промышленных структурах.Для повышения качества правового просвещения необходимы:а) поддержка со стороны государства широкого участия Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", других общественных и религиозных объединений в деятельности, направленной на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;б) формирование в обществе и государственном аппарате уважительного и бережного отношения к частной собственности;в) повышение правовой культуры общества в целом;г) обеспечение условий для широкого доступа населения к специализированному правовому телевизионному каналу "Закон-ТВ".Раздел 4 определяет первоочередные меры по реализации Национального плана.В числе первоочередных мер по реализации Национального плана парламенту, Правительству Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Генеральному прокурору РФ, руководителям субъектов РФ в пределах своей компетенции поручено проведение комплекса организационно-правовых мероприятий, направленных на реализацию Национального плана.С учетом изложенного, можно резюмировать следующее. Во-первых, первостепенная роль в противодействии коррупции принадлежит Президенту РФ, который инициировал подготовку и утвердил основополагающий документ – Национальный план противодействия коррупции и консолидировал работу государственных органов и негосударственных структур в данном направлении. Во-вторых, Национальный план стал основой для разработки нормативной базы и проведения организационно-правовых мероприятий по противодействию коррупции, что позволило выстроить и упорядоченно организовать систему координации и согласованного функционирования органов государственной власти, выполняющих функции системной профилактики и противодействия коррупции, привлечь институты гражданского общества в деле противодействия коррупции. В-третьих, очевидна активная реализация Национального плана противодействия коррупции, приняты ряд законов и подзаконных актов, направленных на исполнение определенных Национальным планом приоритетов и задач.Таким образом, проводимые преобразования позволят качественно модернизировать работу государственных органов в направлении противодействия коррупции, поспособствуют эффективной защите прав и свобод личности, что особенно важно при построении в России правового демократического государства в условиях интеграции в международное европейское пространство.

проведения организационно-правовых мероприятий,повышению эффективности национальной экономики,ведения оперативно-разыскных мероприятий,консолидировал работу государственных органов,угроз безопасности российской федерации,повышения квалификации педагогических кадров,качеством работы образовательных учреждений,государственных должностей российской федерации,администрации президента российской федерации,одновременном внедрении системы оценки

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …