Творчество Михаила Старицкого

Михаил Старицкий принадлежит до тех фигур в истории отечественной культуры, которые вызывают удивление и уважение разнообразием таланта: он вошел в историю как поет и драматург, прозаик и переводчик, организатор театрального дел — режиссер, актер, руководитель театральных трупп, активный общественный деятель.
Поэзия. Среди писательского наследия М. Старицкого отдельное место принадлежит поэтическом наследии, которая охватывает почти 40 лет его жизненного и творческого пути. Истинный гражданский пафос, сочувствие доли простого человека, Украина, убежденность, что интеллигентом генции — важный фактор социального и национального движения, а поет — защитник народа и речник его интересов, являются ведущими мотивами всей творчества поэта («К Украине», «Мысль »,« Изнов скука … »и др.).
Михаил Старицкий принадлежит к поколению писателей, которые находились под мощным влиянием Шевченко творчества. Едва ли не все тогдашние поэты подражали художественную манеру автора «Кобзаря». Иван Франко отмечал, что Старицкий был первым, кто начал ломать псевдошевченкивськи шаблоны в поэзии, это уже делали «поздний» Кулиш, а затем Б. Гринченко, В. Самойленко, Леся Украинка, А. Крымский «и целая фаланга молодых».
Старицкий лишь иногда обращался к стихосложению — с определенной случаю или даты, но и в течение всей жизни много переводил или перепевал иностранных поэтов. Неподдельную художественную веса и теперь имеют перепеты художником сербские народные думы и песня.
До пленить Украинский своей мелодикой и обаянием поэзия М. Старицкого «Вызов», более известная по ее первую строчку «Ночь которая, Господи, месячная, звездная …». Ее как арию Лысенко использовал в своей опере «Утопленница» (по мотивам повести Н. Гоголя). В стихотворение умело вплетена народнопоэтические символика, которая тонко передает романтическое мироощущение лирического героя.
Этот шедевр стоит в ряду с такими авторскими произведениями, удостоившихся пола народными песнями, как «Ехал казак за Дунай» С. Климовского, «Реве и стонет Днепр широкий» Т. Шевченко, «Смотрю я на небо» М. Петренко, «Два цвета »Д. Павлычко,« Песня про рушник »А. Малышко.
Трогательная история создания произведения. Еще совсем молодым Михаил влюбился в сельскую девушку Степаниду. Однажды вызвал ее на свидание, но и в тот вечер девушка прийти не смогла. Долго ждал влюбленный в условленном месте под вербой, а вокруг бушевала удивительная лунная ночь. И сам собой родились нежные поэтические строки. Кстати, отношения молодой паре то и не сложились: девушка не решилась связать свою долю с панычом — неровней. Однако вечным воспоминанием о тех любви осталась прекрасная песня.
Именно исторические пьесы считаются лучшими в драматической творчества М. Старицкого, особенно драма «Оборона Буше» (1898), в которой, по мнению театроведа Д. Антоновича, «выведены сильные, огромные сверхъестественные исторические характеры, широко и героически очерченные, с красивыми монологами в звонких эластичных стихах ». Историческую драму «Оборона Буше» писатель создал по мотивам ранее написанной повести «Осада Буше».
Материалом трагедии «Последняя ночь» (1899) стала реальное событие — расправа с участниками восстания волынских крестьян против польской шляхты 1702 в Луцке. Ее герой, волынский шляхтич Степан (в истории — Даниил) Братковский, за стремление освободиться польской ярма и объединить Волынь с Правобережной Украины, где еще сохранились хоть остатки казачьего самоуправления, был схвачен и казнен.
действие пьесы происходит в ограниченном пространстве (тюремная камера) и времени (одна ночь), и объективный смысл его шире и значительнее от конкретного, правдиво изображенного факта.
Романтическая поэтика обоих этих исторических произведений освобождала драматурга от необходимости подробно мотивировать поступки героев, ведь Старицкого интересует не так доля личности, как поединок разных мировоззрений. Скупые обстоятельства, в которые действуют герои, их диалоги и монологи начинают увердження уже модернистского жанра драмы идей, который состоянии весьма популярным на рубеже ХIХ-ХХ вв. Внимание в таком произведении сосредоточивается не на сюжете, но в психологической борьбе противоположных взглядов и убеждений.
Трагедия Михайловна а Старицкого ого «Маруся Богуславка». Действие пьесы происходит в том время, когда Украина ежегодно подвергалась нападениям татаро-турецких орд и польской шляхты.
Образ Маруси — глубоко психологический. Старицкий показав женщину большой души и глубокой страсти, смелую, решительную и одновременно волшебную и нежную. Идеи патриотизма и общечеловеческого гуманизма сливаются в этом образе воедино. Моральные акценты в трагедии становятся определяющими. В пьесе «Не судилось» (1878-1881) художник нарушил вопрос общественного неравенства как препятствия в любви; резко осудив лицемерный господский либерализм, растленную сущность барской морали. Произведение сразу и стала одной из ведущих в репертуаре театров. К вершинных произведений Старицкого принадлежит драма «Талан» (1893), посвященной Марии Заньковецкой. Жизнь этой гениальной украинской актрисы стало основой так сюжетной строения, как воспроизведение духовного и душевного мира героини Лучицкой.
Старицкий впервые в украинской литературе поднял тему жизни и творчества украинских актеров. Мария Лучицкая — чистая и цельная натура, она чрезвычайно чувствительна и эмоциональна. Пережив трагедию несчастной любви к «барина с богатой фамилии» Антона Квитки, женщина находит защиту и спасение в театре. Ее игра поражает и пленить зрителей. Однако и здесь, в храме искусства, не все так просто: коварство и закулисные интриги посредственной актрисы-завистницы Квятков-ской не дают ей реализоваться полностью.

Оцените статью
Добавить комментарий