Творчество М. Горького — Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04….

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Творчество М. Горького. М. Горький и 1917 год. «Несвоевременные мысли» Горького. Трагедия художника в тоталитарном обществе. Организаторская и издательская деятельность Горького, его роль в подготовке и проведении Первого Всесоюзного съезда писателей. Гуманистический пафос книги «Рассказы 1922-1924 гг.» Жанр литературного портрета в послереволюционном творчестве Горького (В. И. Ленин. А. Чехов. Л. Толстой). Завершение автобиографической трилогии. Судьба героя в её последней части «Мои университеты». Мастерство психологического анализа.Роман «Дело Артамоновых». Судьба трех поколений капиталистической семьи. Конфликт в романе. Символика романа, его язык, художественное время и пространство в романе. Образная система.«Жизнь Клима Самгина» – «движущаяся панорама русской жизни» (Луначарский). Решение проблемы народа, интеллигенции, личности. Анализ истоков индивидуализма. Горький-художник. (Символика романа, групповой портрет, художественная деталь, композиционная проекция).Горький-драматург после Октября. Историко-философский характер пьес Горького. Социальный конфликт. Проблематика, художественное содержание пьес. Мастерство построения сюжета. Роль символов. Жанровое своеобразие пьес Горького. Статьи о литературе ("О социалистическом реализме", "Литературные забавы", "Открытое письмо А. Серафимовичу", "О языке", "О формализме"). Творчество Горького в оценке критики и в трудах литературоведов. Отношение поэта к революции. Первые поэтические отклики на Октябрь. Осмысление новой роли поэта в мире ("Поэт – рабочий"). Романтический пафос "Мистерии – буфф" и поэмы "15 000 000". Обобщенно-условный характер образов. Работа Маяковского в РоСта. Эстетическая программа поэта в 20-е годы. Стихи о поэте и поэзии. Жанры лирики, особенности ритма и рифмы в стихах поэта. Лирический герой поэзии Маяковского. Творчество Маяковского после окончания гражданской войны. Многообразие тем. Решение темы человека и истории в поэме "В.И. Ленин". Эпическое и лирическое в поэме "Хорошо". Образы – лейтмотивы. Сатира Маяковского. Проблематика и художественное своеобразие пьес «Клоп», «Баня». Маяковский-публицист. Творчество поэта в оценке критиков.

^

Своеобразие мировоззрения и лирического дарования С. Есенина. Национальный характер его поэзии. Революция и её художественное отражение в творчестве поэта. Мифологические и библейские мотивы в его поэзии («Инония», «Небесный барабанщик»). Противоречивость восприятия событий революции и гражданской войны (Лирика, «Песнь о великом походе», «Страна негодяев», «Гуляй-Поле»). Поэтические особенности лирики поэта, её гуманизм, песенный характер, метафоричность образов, колористика и др. Темы любви и природы в стихах Есенина. Историко-революционная тема. Противоречия в эволюции поэта («Москва кабацкая», «Сорокоуст», «Черный человек»). Есенин и имажинизм: общее и различное в эстетике Есенина и теоретиков имажинизма. Жанры в творчестве Есенина. Есенинская классификация собственных жанров: "поэмы", "маленькие поэмы", "стихотворения".Поэма «Анна Снегина» – художественное отражение революционности поэта. Кавказский период творчества. Проза поэта («Железный Миргород»). Традиции устного народного творчества и классической поэзии в творчестве Есенина. Борьба вокруг наследия поэта в 20-40-е годы. Творчество Есенина в оценке критики.

^

М. Шолохов – создатель эпической картины народной жизни в ХХ веке.Начало творческого пути. Сборники "Донские рассказы", "Лазоревая степь". Драматизм изображения народной жизни, революции, гражданской войны. Жанр романа "Тихий Дон". Творческая история, композиция. Исторические судьбы народа в переломные годы. Судьба середняка Мелехова. Проблема личности и народа. Мастерство психологического анализа. Споры о Мелехове в критике."Поднятая целина" – роман о коллективизации. Трагические противоречия эпохи в трактовке писателя. Мастерство Шолохова в обрисовке характеров героев. Лирическое начало в романе. Соотношение трагического, героического и комического в романе.Шолохов в годы войны и послевоенное время. Публицистика, рассказ "Наука ненависти", роман "Они сражались за Родину". Рассказ "Судьба человека". Творчество Шолохова в оценке критики.

^

Жизненный и творческий путь писателя. Особенности таланта Булгакова-художника прозаика, драматурга, сатирика. Творчество Булгакова в 20-е годы: «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Бег», «Записки юного врача», сатирические рассказы и повести: «Собачье сердце», «Дьяволиада», «Роковые яйца» и др.Булгаков в 30-е годы. Своеобразие его положения как художника и гражданина. Тема художника и власти в его творчестве. Булгаков-драматург. Пьесы, предупредившие о возникновении авторитарного сознания и его опасности.Роман-мениппея «Мастер и Маргарита». Сюжетно-композиционная организация материала. Гротеск, фантастика, юмор, сатира в романе. Проблема добра и зла – основной нравственно-философский центр романа. Функция художественных образов. Общечеловеческие, нравственно-этические ценности в трактовке Булгакова. Булгаков в критике.

^

А. Толстой в первые годы революции. Период эмиграции. Образ России и главного героя в повести «Детство Никиты». Традиции русской автобиографической повести. Картины жизни русской эмиграции в рассказах и повестях 20-х годов. Произведения о советской действительности «Голубые города», «Гадюка». Трилогия «Хождение по мукам». Судьба России и революции. Исторический конфликт и принципы его художественного воплощения. Особенности сюжета и композиции трилогии и каждого из входящих в неё романов. Основные персонажи трилогии, принципы раскрытия характеров. Тип психологизма. Функция внутреннего монолога, «внутреннего жеста». Мотивы апокрифов в структуре трилогии. Роман «Петр Первый». Мастерство Толстого – исторического романиста. Пути и художественные принципы изображения исторической эпохи. Эволюция образа Петра.Толстой в годы Великой Отечественной войны. Антифашистская публицистика. Проблематика и художественное своеобразие «Рассказов Ивана Сударева». Творчество Толстого в оценке критиков.

^

Внегрупповая литературная позиция М. Цветаевой. Романтизм творчества поэтессы. Своеобразие первых сборников "Вечерний альбом" и "Волшебный фонарь". Лирика 1916 года. Сборник "Версты". Фольклорное начало сборника.Образ Москвы в поэзии Цветаевой "Стихи о Москве". Интимная лирика 20-х годов. Эмигрантская лирика.Философское осмысление фольклорных источников. "Царь-Девица", "Молодец". Обращение к личности и творчеству современников. Своеобразие автобиографической прозы. Лирическая проза ("Мой Пушкин").

^

  1. Эстетическая программа В. Маяковского в 20-е годы в стихах о поэте и поэзии.

Роль В. Маяковского в становлении нового общества и его духовной культуры. Продолжение классических традиций в стихах о поэте и поэзии «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Послание пролетарским поэтам», «Сергею Есенину», «Во весь голос», «Необычайное приключение…». Лирический герой Маяковского в стихотворениях. Поэтическое новаторство Маяковского в стихах о поэте и поэзии. Трагические стороны революции и их художественное осмысление в стихотворении. Классификация художественных образов, приемы их создания. Композиционные особенности. Характер лирического переживания, эволюция лирического героя. Народно-песенная основа лирики С. Есенина. Есенин и имажинизм. Общее и различное в эстетике С. Есенина и теоретиков имажинизма. Жанры в творчестве поэта. Возрождение жанра элегии и песни. Особенности есенинского восприятия и изображения природы. Тема Родины. Любовь в поэзии Есенина. Своеобразие поэтического языка. Соотношение лирического и эпического в идейно-художественной структуре поэмы. Роль любовной коллизии в художественном изображении основного исторического конфликта эпохи. Типы крестьянского сознания Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме. Идейно-художественная функция образов Анны Снегиной и лирического героя. Смысл названия поэмы.

^

Широта эпического повествования (тип и форма повествования). Народная основа языка. Функция пейзажа. Новаторские особенности романа в воспроизведении событий и психологическом анализе, в художественной структуре и стиле. Роль контраста, подтекста.

^

Фантастический сюжет как средство выражения социально-нравственной позиции писателя. Типология сатирических образов в повестях. Приемы создания образов Шарикова, Рокка, Кальсонера. Судьбы русской интеллигенции и культуры в повестях как противодействие «шариковщине». Контраст как основной сюжетообразующий центр повестей.

^

Решение темы Петра в раннем творчестве А. Толстого («День Петра», «На дыбе»). Художественное воплощение эпохи Петра в романе «Петр Первый». Сюжетно-композиционная организация материала в романе. Эволюция образа Петра. Образ народа в романе. Приемы создания образов.

Традиции классической русской сатиры в творчестве Зощенко. Гоголевское направление в творчестве писателя. Многообразие тем, художественных ситуаций и характеров в рассказах Зощенко. Герой-рассказчик, его роль. Гротеск, ирония, сарказм, юмор в рассказах. Функции смеха. Сказовые формы повествования в рассказах М. Зощенко. Особенности жанра и композиции романа. Коллектив и личность, подвиг и предательство – основные нравственные проблемы романа. Новаторство Фадеева в создании образа Левинсона. Особенности психологизма романа. Лирическая героиня поэмы А. Ахматовой, характер лирического переживания. Своеобразие художественного осмысления трагических событий эпохи. Время, пространство, память. Полифоничное звучание этих мотивов в поэме. Своеобразие поэтического языка (метрика, ритмика, синтаксис, лексика).

IX семестр

Русская литература 50-80-х годов ХХ века.

^
1. Литература 50-80-х годов (обзор). Признание правомерности художественного многообразия в литературе. Преодоление нормативизма, догматизма, иллюстративности. Стремление осознать во всей полноте обретения и трагедии нашего пути. Усложнение художественных конфликтов. Отказ от одного типа героя, появление наряду с положительными так называемых амбивалентных героев.

Проза

Прошлое в свете современности. Судьба человека в драматических испытаниях эпохи ("Жестокость", "Испытательный срок" П. Нилина, "Хранитель древностей" и "Факультет ненужных вещей" Ю. Домбровского). Этапное значение рассказа А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича".Роман Б. Пастернака "Доктор Живаго". Судьба России, народа и интеллигенции; трагические коллизии эпохи и их художественное осмысление."Лирико-исповедальная" проза и характер молодого современника ("Продолжение легенды" А. Кузнецова, "Звездный билет" В. Аксенова, "Хроника времен Виктора Подгурского" А. Гладилина).Мемуарная проза ("Повесть о жизни" К. Паустовского, "Люди, годы, жизнь" И. Эренбурга).

"Военная", "деревенская" и "городская" проза как вершинные достижения периода.

"Лагерная" проза в контексте политических, философских и нравственных проблем общества: эпопея А. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", его романы "В круге первом", "Раковый корпус"; "Колымские рассказы" В. Шаламова, "Черные камни" А. Жигулина, "Погружение во тьму" О. Волкова, повесть "Верный Руслан" Г. Владимова и др.Философский роман 60-80-х годов. Проблема планетарного мышления (сохранение человечества, культуры, нравственности, противостояние энтропии, взаимосвязи ушедшего, настоящего и будущего): "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок"), "Плаха" Ч. Айтматова; "Царь-рыба" и "Печальный детектив" В. Астафьева, "Берег", "Выбор", "Игра" Ю. Бондарева; "Белка", "Царь-лес" А. Кима и др. (в том числе писателей народов СССР: Н. Думбадзе, Э. Ветемаа). Философско-юмористическая проза Ф. Искандера ("Сандро из Чегема" и др.) и С. Довлатова. Философская фантастическая проза (А. и Б. Стругацкие).Ассоциативно-метафорическая проза В. Катаева ("Святой колодец", "Трава забвения", "Алмазный мой венец").Исторический роман в 70-80-е годы. Разработка традиционных и освоение новых тематических областей. Интерес к народовольчеству ("Нетерпение" Ю. Трифонова, "Соломенная сторожка" Ю. Давыдова). Творческий вклад в развитие жанра Л. Бородина, В. Шукшина, В. Чивилихина, Б. Окуджавы и др. Концепция русской истории и русской революции в эпопее А. Солженицына "Красное колесо". Осмысление дореволюционной истории в прозе 90-х годов ("Капитан Костенко" В. Пьецуха, "Сними проклятие, Господи…" В. Лихоносова, "Царица Смуты" Л. Бородина). Историческая фантасмагория о послереволюционных годах В. Золотухи "Великий поход за освобождение Индии".Художественное освоение повседневного быта современного человека в так называемой "новой", или "жестокой", прозе (Т. Толстая, Л. Петрушевская и др.).Мотивы священного писания в современной прозе, модели мира, новая концепция харизматической личности и старая трактовка мистической "дремучести" русской души (романы В. Шарова "Репетиция", "До и во время"; М. Иманова "Учитель" и др.).

Поэзия.

Разнообразие проблематики, художественных индивидуальностей, жанров. Духовный мир современника, его разные грани в стихах А. Твардовского, Л. Мартынова. Е. Винокурова. Социальные и художественные поиски молодых поэтов (Е. Евтушенко, Р. Рождественского, В. Соколова, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной).Развитие поэзии в 60-е годы. Расширение гуманистической, социально-философской и нравственно-эстетической проблематики.Проблема действенного гуманизма. Жанровые и стилевые искания. Художественное осмысление исторического процесса, его сложностей и противоречий, преломившихся в судьбах и душах людей ("Бег времени" А. Ахматовой, "Узел" О. Берггольц, "День России" Я. Смелякова).Пути развития поэмы 50-60-х годов. Книга поэм В. Луговского "Середина века". Социально-философское осмысление эпохи, опыта истории, судеб народа. Образ лирического героя. Особенности жанра и стиля. Лирический эпос Твардовского. "За далью – даль" как лирико-философская эпопея о современности и эпохе. Сатирическая поэма "Теркин на том свете". Трагедийная поэма-цикл "По праву памяти". "Реквием" и "Поэма без героя" А. Ахматовой. Лирико-философское постижение трагических противоречий времени.Проблематика и жанрово-стилевое своеобразие поэм об историческом прошлом и современности ("Строгая любовь" Я. Смелякова, "Проданная Венера" В. Федотова, "Любава" Б. Ручьева, "Суд памяти" Е. Исаева, "Мастера" А. Вознесенского, "Станция Зима" Е. Евтушенко). Тяготение к реалистическому стилю, обогащенному достижениями романтической поэтики.Поэзия 70-х – начала 80-х годов. Проблема традиций и новаторства, творческого освоения художественного опыта российской поэтической классики. Роль и место творчества мастеров старшего поколения в поэтическом процессе.Книга лирики: "Из лирики этих лет" А. Твардовского, "Служба времени" Я. Смелякова, "Гиперболы" Л. Мартынова, "Зимний день" А. Тарковского. Социально-нравственные, гуманистические, философско-поэтические раздумья, художественно-стилевые искания в лирике поэтов фронтового поколения (М. Дудин, С. Орлов, Б. Слуцкий, Д. Самойлов, А. Межиров, К. Ваншенкин, Е. Винокуров, Ю. Друнина).Развитие жанра поэмы. Проблема личности и общества, осмысление истории и современности ("Василий Буслаев" С. Наровчатова). Многообразие жанровых форм, расширение изобразительных и выразительных средств. Поэмы "Снегопад" Д. Самойлова, "Сюжет" В. Соколова, "Дом" Ю. Кузнецова. Сложные пути лирических и лиро-эпических жанров. Преодоление "инерции стиля и мышления".Поэтическое творчество В. Высоцкого, его основные темы и мотивы, жанрово-стилевое своеобразие. Пути развития "авторской песни" (Б. Окуджава, Н. Матвеева, А. Галич и др.). Творческие поиски молодых поэтов, в том числе представителей современного "авангарда" ("метареалистов", "концептуалистов" и др.); их художественные обретения и потери. Лирика и поэмы И. Жданова, О. Седаковой, Т. Кибирова и др.

Драматургия.

Многообразие жанрово-стилевых исканий в 60-80-е годы.Развитие социально-психологической драмы. Театр А. Арбузова ("Иркутская история", "Мой бедный Марат", "Сказки старого Арбата", "Жестокие игры"): обращение к общечеловеческим темам любви, долга и дружбы. Пристрастие драматурга к ярким неординарным ситуациям и характерам. Театральность и зрелищность пьес Арбузова. Использование условных приемов. Психологический театр В. Розова ("Вечно живые", "В добрый час", "В поисках радости", "В день свадьбы") и А. Володина ("Фабричная девчонка", "Старшая сестра") 60-х годов. Характеры молодых современников. Коллизии любви и быта в драматургии М. Рощина ("Валентин и Валентина").Активная роль отечественной драматургии и театра в подготовке социально-психологической перестройки общества.Открытая публицистичность, злободневность и социологический характер проблем и конфликтов драматургии 70-х – начала 80-х годов."Исторический экскурс" как художественный ход к современным проблемам в пьесах Э. Радзинского ("Беседы с Сократом", "Лунин, или Смерть Жака", "Театр времен Нерона и Сенеки"), А. Володина ("Две стрелы", "Ящерица"), Л. Зорина ("Дион").

Театр А. Вампилова ("Старший сын", "Утиная охота", "Провинциальные анекдоты", "Прошлым летом в Чулимске"). Философичность образно-художественной мысли, острота социальной и нравственной проблематики. Сопряжение водевиля, мелодрамы, комедии, высокой романтической драмы. Средства психологического анализа. Духовная эволюция героя (Колесов – Бусыгин – Зилов – Шаманов). Драма несостоявшейся жизни в пьесе "Утиная охота". Жанровое своеобразие ("монодрама"). Роль ретроспекции в композиции пьесы. Смысл названия. Роль символических деталей. "Прошлым летом в Чулимске". Переход от монодрамы к драме характеров. Любовный сюжет. Взаимоотношения героя и героини как основа развития действия. Женские характеры и проблема авторского идеала.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …