Творчество Праксителя

Последний классический период греческой культуры в конце IV в. античный мир вступил в эпоху, которую принято называть уже не эллинской, а эллинистической. В искусстве поздней классики мы ясно распознаем новые веяния. В эпоху великого расцвета идеальный человеческий образ находил свое воплощение в доблестном и прекрасном гражданине города-государства. Распад полиса поколебал это представление. Гордая уверенность в всепокоряющей власти человека не исчезает полностью, однако затушевывается. возникают
мысли, которые рождают беспокойство или склонность к безмятежного наслаждения жизнью. Растет интерес к
индивидуального мира человека; наконец это знаменует отход от могучего обобщения прежних времен. Грек V в. ценил силу как основу здорового, мужественного начала, твердой воли и жизненной энергии и поэтому статуя атлета, победителя в соревнованиях, олицетворяла для него утверждение человеческой силы и красоты. Художников IV в. привлекают в первую очередь чистота детства, мудрость старости, вечная обаяние женственности и т.п.
Большое мастерство, достигнутое греческим искусством в V в., Расцветает и в ИV, так что наиболее вдохновенные
художественные памятники поздней классики отмечены все той же печатью высшего совершенства. Одним из выдающихся представителей поздней классики был Пракситель (Praxиteles) — древнегреческий скульптор, главный представитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сын скульптора Кефисодота. Праксителя признают иногда наиболее ярким выразителем в античном искусстве того философского направления, который видел в наслаждении (в чем бы она ни проявлялась) высшее благо и естественную цель всех человеческих устремлений, то есть гедонизма. Пракситель родился в Афинах в начале IV в. до н.э. Его творения, в противоположность работам афинских скульпторов эпохи Перикла, полных спокойствия и величия, отличались характером чувственности и, как большая часть скульптур того времени, были выполнены из мрамора — материала, который больше подходил для задач новоаттической школы, чем бронза или слоновая кость Пракситель был художник очень плодотворный и разнообразный. Античные писатели насчитывают до пятидесяти статуй его работы, и притом весьма различных по содержанию. Наибольшей славы получила Афродита, вылепленная Праксителем для города Книда. Не счесть также античных статуй, статуэток из мрамора, глины или бронзы, надгробных стел так различных изделий прикладного искусства, так или иначе навеянных гением Праксителя (Рис.1). Пракситель презирал бронзу, создав в мраморе свои самые большие достижения. Как известно из истории, Пракситель был достаточно богатый и пользовался громкой славой, которая в свое время затмила даже славу Фидия. Известно также, Пракситель любил Фрине, знаменитую куртизанку, которую обвинили в кощунстве, однако позже оправдали на афинском суде, который преподнес ее красоту и признал ее достойной всенародного поклонения. Фрина служила Праксителю моделью для статуй богини любви Афродиты (Венеры). О создании этих статуй и об их культ писал известный римский ученый Плиний, ярко воссоздал атмосферу эпохи Праксителя:
"… Выше всех произведений не только Праксителя, но вообще существующих во вселенной, является Венера его работы. Для того,
чтобы ее увидеть, многие плавал на Книд. Пракситель одновременно изготовил и продавал две статуи Венеры, но одна была покрыта одеждой — ее предпочли жители Коса, которым принадлежало право выбора. Пракситель за обе статуи назначил одинаковую плату. Но жители Коса эту статую признали серьезной и скромной; отвергнутую ими купили
книдян. И ее слава была неизмеримо выше. В книдян хотел впоследствии купить ее царь Никомед, обещая за нее простить
государству книдян все огромные долги числятся за ними. Но книдяне предпочли все перенести, чем расстаться со статуей. И не зря. Ведь Пракситель этой статуей создал славу Книду. Дом, где находится эта статуя, открытый, так что ее можно со всех сторон осмотреть. Причем верят, будто статуя была воздвигнута при благосклонной участия самой богини. И с одной стороны вызываемый ею восторг не меньше … " По оставшимся записям историков можем сказать, что эта статуя представляла собой идеал красоты и отличалась
благородством, изяществом, страстной и в то же время целомудренной грацией. Наиболее точное представление о произведении
мастера можно передают изображения, дошедшие до нас, книдських монетах: Афродита изображена совсем нагой, правой рукой стыдливо прикрывает себе лоно, а левой опускает покрывало на вазу, стоящую у ее ног. ее поза свободная и непринужденная, потому что никто не видит ее и ничто не нарушает бессознательной естественности этой сцены. только устремлен вдаль взгляд показывает, что величественная богиня, которая когда-то бесстрастно смотрела на человеческие чувства, уступила место другой — подвластной страстям смертной женщине. Из многочисленных повторений и копий книдськои Афродиты ближайшее всего передает фигуру и позу богини — Афродита мюнхенского музея, хотя в этой статуи далеко нет всех совершенств оригинала, о которых свидетельствуют древние авторы. Давно прошло время, когда греки женщину не изображали обнаженной, но на этот раз Пракситель обнажил в мрамор не просто женщину, а богиню, и это сначала вызвало удивленное порицание. Приведем стихи неизвестного греческого поэта, в своей поэзии выразил удивление и восторг от творения Праксителя:
Древние поэты и прозаики оставили множество восторженных описаний этой статуи. По словам одного из них, даже гордая
Юнона и мудрая Минерва, посмотрев на статую Праксителя, воскликнули: "Не будем больше обвинять Париса!"
Статуя Афины была случайно обнаружена на острове Милос в 1820 году одним греческим крестьянином.

Оцените статью
Добавить комментарий