Тематическая — Деятельность центральных региональных детских библиотек России в поддержку русского языка: информационный…

Тематическая (если проблема волнует подростка: «Хочу жить здоровым и красивым», «Это наша планета, твоя и моя»); тематическая выставка может вылиться в выставку-диспут, если на ней активно используются высказывания ребят о проблеме;
– Выставка-путешествие (не только по странам и континентам, но и в космос, в разные исторические эпохи и т.д.);
– Выставка-отзыв: организуется для младших и старших подростков; состоит из отзывов о книгах: прочитай и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй.
– предполагает музыкальное оформление, наличие аудио- или видеосопровождения. Например: «Музыкальная классика» или «Какая птица как поет». Такую выставку можно оформить для любого возраста.
– Выставка-ситуация: читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставки: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров…», «Эту книгу я возьму с собой в поход…», «Эту книгу я подарю другу…» и т. д.
– : например, «Лучший читатель года». Цель такой выставки – привлечение внимания к книгам через близкие интересы сверстников. Возможные элементы: формуляр читателя, фотография, обращение к ребятам, рассказ о любимых книгах. А анализ чтения – нужен ли? Мнения разделяются.
– Выставка-гербарий предполагает наличие собственно гербария и фото, книг, периодических изданий об этих растениях. Например: «Лекарственные растения нашего края», «Ядовитые растения Урала».
– Выставка-кроссворд: всегда найдет любителей. Можно организовать цикл выставок-кроссвордов от самих ребят. Они с удовольствием пороются в книгах.
– . Здесь возможны варианты: выставка собственно одной книги – для дошкольников и младших школьников. Ее обязательно надо сопроводить ярким плакатом с занимательной аннотацией. В аннотацию можно включить вопросы, побуждающие к целостному восприятию произведения.
А можно книгу представить в разных аспектах – переиздания; иллюстрации разных художников; история создания; судьба книги и автора; экранизации, отзывы – но такую выставку лучше адресовать подросткам.
– Выставка-игра. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Но любят играть все: как малыши, так и учащиеся средних и старших классов (да и взрослые тоже!). Разве только игры меняются, усиливается их интеллектуальная сторона. Таким образом, выставка-игра может создаваться для всех возрастов. На этой выставке составной частью являются элементы какой-либо игры в сопровождении рекомендуемой литературы. Уровень сложности игровых материалов выставки определяется ее целевым и читательским назначением. Для дошкольников подходит игра с литературными сказочными героями «Угадай, из каких мы книг». Для подростков подойдут рыцарские турниры или «морское путешествие». Часто библиотекари за основу берут телевизионные игровые шоу.
– Выставка-диалог. Наилучшим образом реализует так необходимый сегодня диалог между библиотекарем и читателем. Например: «Я хочу узнать …»– «Я хочу рассказать вам…». С вопросами обращаются дети. Ответы на вопросы читателя ищет библиотекарь, привлекая специалистов – медика, психолога, спортсмена, юриста и т.д. Часто дети стесняются задавать интересующие их вопросы, лучше их на стенде оставлять анонимными. А вот ответ – авторский, даже с портретом. Выставка должна нацеливать на обмен мнениями, предлагать творческие задания читателям, созвучные темам, интересующим детей. Необходимо оставить место для отзывов читателей и новых вопросов, обозначив («На этом месте будет размещен вопрос, который ты хочешь задать»). Или менять материалы, создав архив выставки уже в альбомном виде.
– . Они стимулируют познавательную активность детей в процессе чтения. Здесь вопросы задает библиотекарь, отмечая правильные ответы условными «денежками». Автором вопросов может быть и другой человек, например, известный краевед. Итоги подводятся на общем сборе.
– Выставка-словарь: организуется для младших школьников и подростков с целью объяснения новых терминов, понятий.
– Выставка-хобби: рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются предметы, изготовленные по советам, рецептам, чертежам, выкройкам из этих книг, а заодно и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия. Например: «Таинственное слово – оригами», «Свяжите – это просто».
Или коллекции одного предмета, например, машинок «Авторалли в библиотеке» или кукол «Кукла на всю жизнь».
– . Здесь экспонируются не только книги, статьи из журналов и газет, иллюстративные материалы, но и предполагается присутствие живых существ — это могут быть рыбки в аквариуме, попугай, морская свинка, хомячок.
– Выставка-презентация (реклама, премьера). Это может быть презентация новой книги, журнала, газеты или необычное раскрытие их содержания с применением технологии рекламной деятельности, например, через заголовок-приказ «Девочки, новая книга для вас: прочтите!» или приемом антирекламы «Не читайте эту книгу ни при какой погоде!». Такая выставка привлечет к себе внимание подростков и старшеклассников.
– Выставка-настроение: читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставку и дать отзыв на них: «Я читаю эту книгу, когда мне весело…», «Я читаю эту книгу, когда мне грустно…» и т. д. Привлечет внимание тема: "Как верно сказано… не мною… обо мне", по произведениям русских классиков.
– Выставка-поиск для подростков и старшеклассников: создание выставки предполагает предварительный краеведческий, научный поиск с последующим оформлением материалов. Например: "Интересные люди нашего села", "Наши односельчане — участники Великой Отечественной войны", "Географические названия Пышмы: правда и легенды".
– Выставка-сказка: выставка готовится вместе с читателями — младшими школьниками; дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина сказочных героев, строят сказочный город. Все это с текстом сказки оформляется в единый композиционный ряд выставки.
– Выставки-имена. Каждый раздел – имя: "Александр", "Анна", "Владимир" и т.д. Их цель — познакомить с историей и значением имен, историческими личностями, которые носили эти имена (Александр Македонский, Александр Невский), поэтами и писателями, литературными и библейскими героями (Анна Ахматова, Каренина, Керн, Онегина, мать Девы Марии). Выставка обеспечит развитие кругозора сегодняшним Аннам, Владимирам, Татьянам.
И… пожалуй, мы заигрались. Как выяснилось, у каждого в заначке есть какая-нибудь идея.
была нацелена на создание выразительной экспозиции актуальной социальной тематики и на этой базе – программы работы с читателями. Участники «зациклились» на проблемах экологии и здорового образа жизни. Более разнообразны были оформительские идеи, хотя тоже заразительным оказался прием антитезы. Найти Образ выставки – дело нелегкое, этим участникам тренинга предстоит заняться до конца года.
Принимая решение об оформлении выставки, библиотекарь чаще всего руководствуется вкусовыми соображениями: красиво или нет, хорошо или не очень "смотрятся" афиша или заголовок книжно-иллюстративной выставки. Между тем специалистами разработаны основные характеристики, применение которых, по Пушкину, позволяет "поверить алгеброй гармонию", обеспечивает позитивный эффект выставки. Назовем главные: сбалансированность, контрастность и пропорциональность. А подробней смотрите книгу: Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама: Практическое пособие. – М., 2000. – 128 с.
Это поворот, это надо осмыслить. До сих пор мы рассматривали выставку как отдельную форму работы или иллюстрацию, наглядное сопровождение к большому мероприятию. Поэтому библиотекарями предлагаются для начала отдельные приемы работы по актуализации выставки.
Тренинг завершился практикумом, на котором завудцющая рекламно-издательским сектором Шепелева О.С. поделилась своим опытом оформления выставок и показала участникам некоторые конкретные приемы с использованием технических средств.
Для участников тренинга было составлено основательное пресс-досье, в котором представлены теоретические и практические материалы о выставочной работе в библиотеке.
будет измеряться повышением позитивного имиджа библиотек среди пользователей, а в оптимальном варианте – среди населения района; уровнем социального партнерства с различными учреждениями и организациями, в том числе негосударственными, со СМИ, а также с частными лицами – владельцами книжных и других коллекций; художниками; дизайнерами; творческими людьми, готовыми поделиться с библиотекой интересными идеями и проектами. И, наконец, среди социальных эффектов выставочной работы отметим и тот, который связан с повышением уровня профессионального самосознания библиотекаря. Ведь любая профессионально спроектированная и реализованная выставка, особенно нестандартная, авторская, свидетельствует о творческом самовыражении библиотекаря, его внутреннем развитии.
член Союза писателей России,
председатель жюри конкурса «Волшебная строка»
А.И. Водатурская, председатель оргкомитета конкурса,
Заслуженный работник культуры РФ,Свердловская областная библиотека для детей и юношества

Уже в течение пяти лет Свердловская областная библиотека для детей и юношества и Екатеринбургское отделение Союза писателей России проводят Областной открытый конкурс литературного творчества детей и юношества «Волшебная строка».Конкурс объединил и представил юных авторов от 6 до 18 лет. Участники конкурса очень разные люди. Одни выносят на суд результаты единичного всплеска эмоций, фантазии (несколько стихотворных строк, сказку). У других это – итог многих недель и месяцев напряженной работы ума и сердца. И пусть их творчество только формируется, набирает силу – вместе со временем, в котором они живут, зато как молодые авторы искренни в своих первых литературных опытах. Ведь сказано: дар поэта – это «бесстрашие правды» (А. Блок), необходимость поиска ответов на вечные, на «проклятые» вопросы. Именно от молодых общество ждет новых, оригинальных идей и мыслей. А лучшие мысли мы находим, как считал Бернард Шоу, тщательно подыскивая Слово. То есть, занимаясь творчеством.К чему стремятся организаторы конкурса? Кому он нужен? Почему такая сложная, трудоемкая форма работы «прижилась», более того – разрастается, становится все востребованней? О чем говорит статистика конкурса 2006-2007 годов – 700 участников, более 3 тысяч работ…В свое время сотрудники Свердловской областной библиотеки для детей и юношества, решая задачу воспитания грамотного и творческого читателя, пришли к выводу, что формы работы, способные на длительное время вызвать творческий подъем ребят – это «праздники длиною в год»: литературные конкурсы, фестивали детского творчества. Они дают возможность вовлечь в действо детей из самых отдаленных уголков области, организовать для них событие – яркий заключительный праздник, встречи с профессиональными литераторами, возможность публикации в сборнике лучших работ. Одним из таких «праздников» стал фестиваль «Волшебная строка».
Реализуя этот проект, библиотека открыла богатейший культурный пласт и нашла партнеров, вернее, соратников в сложнейшей, но и чрезвычайно интересной работе. Конкурсно-фестивальная деятельность – прекрасный путь к объединению на этой ниве литераторов, педагогов, библиотекарей. И что интересно: писатели ищут и развивают юные таланты; библиотека растит творческого читателя; педагоги озабочены уровнем грамотности, литературными знаниями учащихся – но все мы оказались в одной лодке, наши цели сплавились в одну, единую – развитие творческой индивидуальности, литературно-языковой культуры детей и подростков.
И, как показал опыт, это прекрасная возможность для собирания методик литературно-творческого развития детей и воспитания талантливого, вдумчивого читателя. Процессы эти тесно взаимосвязаны. Психологи сегодня говорят о совершенно особенном мыслительном процессе, который только и может обеспечить порождение и восприятие художественных произведений («континуальное мышление» – В. Ротенберг). Стать писателем нелегко, но и «читатель – это профессия очень сложная и требующая длительной подготовки» (А. и Б. Стругацкие).
Организаторы «Волшебной строки» сталкивались с неоднозначным отношением как к самой идее детского литературного конкурса, так и к литературной учебе детей, поэтому несколько слов к «научному обоснованию» нашей деятельности.Философ Н. Бердяев определил творчество как создание нового, «небывшего в мире», а также определил нравственный закон творчества: «Душа боится пустоты. Злые страсти порождаются пустотой и скукой. В творческом накале человек познает любовь к себе и к миру, превращает злые страсти в творческие». Источник творчества – любовь, но и «сама любовь к ближнему уже есть творчество, излучение творческой энергии».Существует распространенное заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству (креативность) – качество врожденное, «дар божий», она или уже есть сама по себе, или ее нет и не будет. Другое дело интеллект, его можно и нужно развивать. Между тем исследования психологов показывают, что все обстоит прямо противоположным образом. Это интеллект – врожденное качество, зависит от генов, возможно, от особенностей внутриутробного развития и течения родов, но корректировке поддается слабо. Показывает человек определенный уровень интеллектуального коэффициента в детстве – примерно такой же показатель будет у него и в молодости, и в зрелом возрасте, практически независимо от уровня образования и рода деятельности. Образование дает умение решать задачи, опыт их решения, но никак не влияет на способность к этому.А вот креативность, напротив, зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, способствующего развитию познавательных способностей материала. С ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость.Хорошо в этом то, что если креативность зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, ее можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, просто получающими удовольствие от творчества!Поэт А.А. Азовский, автор «Уроков стихосложения в начальных классах», руководитель детской литературной студии «Рассвет» (г. Полевской) пишет: «Все дети – в душе поэты (по яркости восприятия мира, по темпам и жажде получения знаний), я совсем не стремлюсь к тому, чтобы все, кого я обучаю, стали бы профессиональными поэтами. По-моему, вполне достаточно и того, чтобы они стали грамотными (широко мыслящими и глубоко чувствующими) читателями. Кроме того, подобная учеба способствует наращиванию того культурного слоя в душах детей и подростков, без которого никто не способен стать цивилизованным человеком в нашем понимании».Занятия с детьми в детских литературных объединениях, студиях, кружках при школах, библиотеках, учреждениях культуры представляются организаторам конкурса чрезвычайно плодотворными и необходимыми.Конечно, юное дарование может творить и полностью самостоятельно, но профессиональные советы педагога, получение необходимого минимума специальных знаний, общение с другими одаренными детьми – все это лишь в редких случаях может обеспечить семья. Не случайно работники Свердловской областной библиотеки для детей и юношества называют детские литобъединения «литературными гнездами»: отсюда, уже «оперенными», вышли многие из победителей «Волшебной строки». А подвижнический труд их руководителей ежегодно отмечается специальными благодарственными письмами. Для них участие в конкурсе – это повышение престижа их работы, возможность заинтересовать детей, возможность публиковать свои труды и знакомиться с опытом коллег.Сборник «Мастерская творчества: из опыта работы писателей, педагогов и библиотекарей Свердловской области по развитию литературно-творческих возможностей детей и подростков» (Екатеринбург, 2005) – результат многолетних поисков по развитию литературно-творческих возможностей детей и подростков. В сборнике представлены лекции В.В. Осипова из цикла «Встречи с поэзией в Большом зале» Свердловской областной библиотеки для детей и юношества; «Уроки стихосложения» поэта А.А. Азовского, «Азбука творчества» Е.А. Жукова, конспекты занятий Ф.В. Миловой, руководителя студии «Проба пера», и М.А. Беликовой, руководителя литературного кружка «Лукоморье».Ведущим одного из семинаров для руководителей литературных студий, которые ежегодно проходят при подведении итогов «Волшебной строки», стала Нина Александровна Ягодинцева, поэт, преподаватель Челябинской государственной академии культуры и искусств, участники семинара смогли приобрести ее книгу «Поэтика» (курс лекций по философии поэтического творчества).Анализ ежегодных сборников работ лауреатов «Волшебной строки» свидетельствует: каждый год интересные работы приходят из школы № 6 г. Артемовского (руководитель литературного кружка Ольга Васильевна Болгарь); из школы № 59 г. Екатеринбурга (руководитель Наталья Геннадьевна Акимова), литературной студии «Серебряные перышки» г. Новоуральска (руководитель Лариса Владимировна Алферова). К счастью, этот список можно долго продолжать. В замыслах организаторов конкурса – второй выпуск «Мастерской творчества» и оформление материалов о «Литературных гнездах» на сайте Свердловской областной библиотеки для детей и юношества. Анализ найденных методик, их эффективность – не только предмет для большой самостоятельной работы, но и один из важных блоков «Волшебной строки».За пять лет накоплен достаточно обширный материал, который позволяет провести анализ детского и подросткового творчества и сделать определенные выводы по организации подобных мероприятий.1. Прежде всего, любой конкурс состоится лишь в том случае, если его условия или Положение окажутся в поле зрения целевой аудитории – в данном случае детской, то есть о конкурсе узнают его потенциальные участники. Продумана система многоканальной информации с учетом всех заинтересованных лиц.Практика показала, что организаторы конкурса выбрали правильные пути:-рассылка Положения о конкурсе через систему библиотек области, которые курирует Областная библиотека для детей и юношества, что дает возможность довести информацию до самых маленьких населенных пунктов;-выявление детско-юношеских литературных объединений, кружков, студий и обращение к их руководителям, самым заинтересованным партнерам, которые и отберут интересные работы, и организуют их отправку на конкурс;-объявления о начале конкурса в СМИ: «Областная газета», «Вечерний Екатеринбург», на сайте Свердловской областной библиотеки для детей и юношества;- информация в интернете (с каждым годом играет все более важную роль);А также при любой возможности распространяли Положение о конкурсе в школах, на творческих встречах, на писательских конференциях и совещаниях.2. Уровень конкурса, возможности отбора обеспечиваются количеством и способностями (или подготовкой) участников и качеством поступивших работ.Системная многоканальная информация обеспечила ежегодно большой объем поступающих работ – несколько тысяч произведений от 500-700 участников из нескольких десятков городов и муниципальных образований не только из Свердловской области, но и из Челябинской, Оренбургской, Курганской, Тюменской областей и ряда других. Таким образом, конкурс получился весьма представительным и фактически региональным. А в последние годы работы стали приходить, что называется, изо всех уголков страны: Санкт-Петербург, Таганрог, Сыктывкар…Среди победителей можно выделить две категории: «самородки» из глубинки, выуженные информационной сетью, и «камни, отшлифованные в литературных студиях» – дар руководителей. Каждый год приносит приятные сюрпризы, недаром жюри конкурса учредило особый приз «Открытие года». Каждое «Открытие» отмечается выпуском специального сборника (И. Новикова «Рябиновые бусы», А. Глухих «Сказки Синего Бора», литобъединение «Первоцвет»).3. Признание, авторитет конкурса, уверенность соискателей, их руководителей и родителей в профессиональной оценке, в очень серьезном подходе к «невзрослому» конкурсу – это заслуга жюри «Волшебной строки».Важно, что организацию работы жюри с самого начала взял на себя Союз писателей России (Екатеринбургское отделение), и поэт Вадим Осипов стал его бессменным председателем. Имена членов Союза писателей, известных поэтов и писателей сразу вызывают уважение и доверие соискателей. Пятилетний опыт помогает справляться с растущим потоком работ: разработаны критерии оценки; стали правилом такие моменты, как обязательный просмотр каждой работы двумя членами жюри, коллегиальное обсуждение работ, вышедших в финал, определение победителей. Работа, можно понять, огромная. Старожилы жюри – люди особенные, их «нашла» «Волшебная строка».«Изюминкой» «Волшебной строки», несомненно, является уникальный набор номинаций. Трудно найти другое такое литературное соревнование, где встречались бы проза и поэзия, сказка и фантастика, краеведение и такие специальные номинации, как «Природа и человек», «Великая Отечественная война: взгляд из ХХI века», «Раскрытие тем веры, совести, милосердия, художественное осмысление современной жизни в свете христианских ценностей» или «Литературоведение – Гениальный читатель». Разумеется, номинации не остаются постоянными из года в год, а меняются в зависимости от направленности деятельности соучредителей или от общей тематической направленности, связанной с событиями в стране.Соответственно, в состав жюри включаются специалисты различного профиля. И если работы фантастов оценивают организаторы «взрослого» фестиваля фантастики «Аэлита» (кстати, «старожилы» жюри Борис Долинго и Евгений Пермяков); сочинения о взаимоотношениях природы и человека – специалисты-экологи, а произведения религиозной направленности – представители Всероссийского православного молодежного движения, то ясно, что в состав победителей попадают действительно достойные работы.Конкурс отличает доступность, демократичность. Жюри не требует заполнения форменного бланка заявки соискателя; работы принимаются в электронном, печатном, а случится – и в рукописном виде. Номинацию работы также зачастую определяет жюри. Эти моменты создают для членов жюри дополнительные трудности, но облегчают жизнь соискателям.Но здесь, как кажется, уместно поговорить о некоторых негативных моментах работы жюри. Поскольку один из авторов статьи (Вадим Осипов) при работе в жюри основное внимание уделял поэтическим сочинениям, то далее и будем опираться на накопленный им опыт.Самое неприятное явление, с которым ежегодно приходится сталкиваться жюри, это плагиат. Как ни печально, главным образом это к поэзии и относится.Плагиат, по определению, это литературное воровство, присвоение авторства чужих произведений. Широкое распространение и доступность интернета, которым активно пользуются современные дети, привели к тому, что возрос соблазн выдать за свои чужие стихи, особенно появившиеся где-нибудь на форуме без указания авторства.Поэтический плагиат, поступающий на конкурс, можно условно разделить на две большие группы. Первая – просто переписанные, зачастую с ошибками, стихи других авторов, в том числе таких известных, как, например А. Фет, и совсем неизвестных широкому читателю (скажем, творчество подписчиков журнала «ЗОЖ»). Во многих случаях, повторяем, они взяты из форумов в сети, где изначально отсутствует указание на авторство. Вторая – переделки стихотворений, кочующие по интернету, или, например, стихи о Великой Отечественной войне, переделанные «под Афган» явно для использования в качестве текста песни под гитару.Иногда складывается такое впечатление, что ребенку взрослые просто не объяснили, что переписать от руки стихотворение – еще не значит стать его автором.Однако и жюри «Волшебной строки» благодаря интернету получило возможность проверять подозрительные работы через поисковые системы, такие как Google и Yandex. Обычно настораживают высокое профессиональное качество стихотворения, детали, отраженный в стихах эмоциональный опыт, который явно не соответствует возрасту автора, а также грубые ошибки в прекрасных стихах, возникающие при «списывании».В любом случае жюри тратит на подтверждение авторства время, а иногда дело доходит до вынужденной «очной ставки», чтобы окончательно развеять сомнения.Зато испытываешь радость, наблюдая, как растет в течение нескольких лет постоянный автор «Волшебной строки», как меняется его язык, стиль, темы стихов.Если уж мы затронули тематику стихов, то нужно сразу сказать, что уже при самом беглом, первичном чтении отсеивается больше половины присланных стихов, относящихся к так называемому жанру «школьного альбома» или девического дневника. Жанру этому в русской поэзии уже больше века, ему посвящены серьезные исследования. И суть его заключается в том, что для выражения первых чувств, нахлынувших на юную душу, берутся поэтические штампы, готовые стереотипы, и все стихотворение строится по знакомым схемам: «Я тебя любила, а ты… где же ты?». Никаких открытий автор, разумеется, на этом пути не совершает, хотя поэзия помогает ему пережить первые жизненные сложности. На то она и поэзия.Дети с удовольствием откликаются на предложение написать что-нибудь на заданную тему. Отсюда появляется масса сочинений о чистых родниках, о бездомных животных, о дедушках – участниках войны. И в этом нет ничего плохого, потому что талантливые авторы выделяются и в таких строго заданных условиях. Хуже, когда учителя присылают на конкурс пачки коротких однотипных сочинений целого класса, да еще начинающиеся с какой-нибудь одинаковой строки, задающей и тему, и героев, и обстоятельства («Приключения паучка Кнопика в…»). А мы ждем на конкурс, конечно, прежде всего, яркие, индивидуальные работы.Знамение времени – большое количество работ на религиозные темы. Дети в современном обществе напрямую соприкоснулись с элементами религиозного воспитания и должны сделать внутренний выбор в вопросах веры. И если в одних стихотворениях, например, выражено уже оформившееся православное мировоззрение, то в других – жадный поиск истины, ответов на главные вопросы бытия. Важно, чтобы была достаточно интересна и совершенна поэтическая форма, в которую этот поиск облечен.Крайне сложно жюри сравнить, скажем, десять стихотворений одного автора и напечатанное в красиво изданном сборнике единственное стихотворение другого. Особенно если таких «авторов одного стихотворения» человек двадцать под одной обложкой.Поэтому, в конце концов, мы стали рассматривать коллективные сборники отдельно и поощрять лучшие из них специальными дипломами.
4. Союз писателей стал основателем одной из традиций «Волшебной строки» — проведение для победителей конкурса мастер-классов. В разные годы их вели такие известные писатели и поэты, как Юрий Левин, Владимир Блинов, Александр Кердан, Арсен Титов, Борис Долинго, Евгений Туренко, Нина Ягодинцева, Александр Папченко, Андрей Щупов. Живое общение с профессиональными писателями и поэтами, которые проводят анализ работ участников конкурса, чрезвычайно важно для юных авторов.
«Темы года» каждый раз определяются в ходе работы жюри. Например, юным поэтам мы предлагали такие темы для встреч, как поэзия и графомания, инструменты поэта или способы создания художественного образа в поэзии, плагиат, понятие о поэтическом пространстве, анализ лучших работ «волшебников». Бывший призер конкурса Ольга Механошина рассказывала, как выжить молодому поэту во взрослом мире, а поэт Петр Родимов давал советы по изданию первой книги.Разумеется, каждый ведущий мастер-класса вносил в эти встречи что-то свое, но мы старались соблюдать главный принцип: материал для разговора — работы тех, кто находится в зале. Конечно, призы ждут с нетерпением и жадно листают сборник в поисках своей публикации, но не менее жадно ждут оценки своих работ – хоть несколько слов. Необходимость более развернутой творческой учебы – одна из причин расширения рамок фестиваля.5. Менялись масштабы конкурса, а юные участники взрослели, что называется, на глазах у жюри. Какую испытываешь радость, наблюдая, как растет в течение нескольких лет постоянный автор «Волшебной строки», как меняется его язык, стиль, темы стихов.Часто приходилось слышать, что победа буквально окрыляет детей, они начинают серьезнее относиться и к своему творчеству, и к литературной учебе.Среди победителей «Волшебной строки» прошлых лет трое в 2005 году приняли участие во Всероссийском совещании молодых писателей в Нижнем Тагиле.Двое – Олеся Сурикова и Артем Ковалев – стали дипломантами Всероссийского конкурса молодых поэтов «Роща золотая».Леонид Денисов из златоустовского литобъединения «Первоцвет» в 2006 году стал призером Второго всероссийского литературно-художественного детского и юношеского конкурса «Гренадеры: вперед!»По-разному складываются судьбы участников «Волшебной строки». Некоторые стали профессиональными литераторами. Вышли «взрослые» сборники стихов Ольги Механошиной (Нижний Тагил), Анны Мутовкиной (Полевской), Сергея Матросова (Верхняя Тура). Кто-то стал журналистом. Многие выбрали профессию, не связанную с литературой.Но ни для кого не прошло бесследно участие в конкурсе, как не было и проигравших – ведь каждый из них уже прикоснулся к таинству творчества, почувствовал силу и красоту Слова, и эта радость – с ними навсегда.«Волшебная строка» становится Всероссийским фестивалем литературного творчества детей и юношества. Мы надеемся использовать при его подготовке накопленный опыт, сохранить лучшие находки пяти лет и привлечь к участию в конкурсе литературно одаренных детей со всей России. И наш опыт показывает, что уральские школьники вполне могут претендовать на победы в этом замечательном литературном соревновании.

Оцените статью
Добавить комментарий